Конспект занятия по познавательному развитию "В лабораторию к профессору Чудаковой. Почему снег белый?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Ганеева Татьяна Владимировна

Представление опыта работы с детьми подготовительной группы в рамках конкурса "Мой лучший урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernaya_struktura_plana.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная структура плана

организации образовательной деятельности (НОД)

Воспитатель: Ганеева Татьяна Владимировна, МБДОУ № 50 «Журавушка г. Канска».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема: В лабораторию к профессору Чудаковой. Почему снег белый?

Цель: формирование представлений о свойствах снега.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для формирования представлений о свойствах снега.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей, внимание, воображение, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, обогащать словарь.

Воспитательные:

 – воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор, желание исследовать окружающий мир.

Подготовительная работа: просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы, энциклопедий, проведение опытов, участие в конкурсе проектов.

Оборудование: телевизор, полиэтиленовые пакеты, ножницы, лед, терка, снег лабораторная посуда, листы бумаги для фиксации эксперимента, простые карандаши.

Время занятия: 30 минут.

Предметно-практическая среда:

Среда взаимодействия «взрослый - ребенок»: совместная познавательно-исследовательская деятельность.

Среда отношения к миру, другим людям, себе: обмен  впечатлениями.

Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы к детям); наглядно - демонстрационный (дидактический материал, схема-алгоритм)

Форма организации детской деятельности:  групповая.

Образовательные области: познавательное развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская.

Ход занятия:

Этап образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Организационный

Открывается дверь. В группу входят дети и проходят на ковер. Их встречает воспитатель в образе профессора Чудаковой. На экране телевизора стоит фотография лаборатории.

Здравствуйте, ребята я профессор Чудакова, и вы находитесь в моей лаборатории. Вы знаете, что такое лаборатория?

А кто же работает в лаборатории?

Как вы думаете, чем занимаются ученые в лаборатории?

А как вы думаете, зачем ученые проводят опыты и эксперименты?

Знаете ли вы, что находится в лаборатории?

Совершенно верно, в лаборатории много чего есть интересного: колбы, пробирки, различные реагенты – это вещества, которые мы смешиваем.

В этой лаборатории работаем я и мой коллега - профессор Почемушкин (на экране появляется фотография профессора Почемушкина). Мы с ним пригласили вас в лабораторию, чтобы с вами сделать новые открытия. Вам это интересно?

А вы хотите стать учеными?

Тогда давайте вы познакомитесь с правилами работы в нашей лаборатории.

Обращается внимание детей на плакат с правилами.

Следуя правилам работы в лаборатории нужно одеть халаты.

Лаборатория – это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.

В лаборатории работают ученые.

Ученые в лаборатории проводят эксперименты.

Чтобы что-то проверить, узнать, открыть новое.

Ответы детей.

Да, очень.

Да.

Дети по картинкам по очереди проговаривают правила поведения в лаборатории.

Дети одевают халаты.

2

Основной

Попробуйте отгадать загадку:

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути.

А знаете ли вы, что такое снег?

Давайте вспомним, что произойдет со снегом, если он упадет к нам на ладошку?

Почему он начинает таять?

А когда он растает, что останется?

Значит, что такое снег?

У нас в лаборатории есть холодильник и в нем, наверняка, есть снег. Давайте проверим, что произойдет со снегом, если он окажется у нас на ладошке.

Действительно, вы были правы, снег растаял. Вспомните, что мы делали сначала?

Потом?

Посмотрите, а снег какого цвета?

А когда он растаял, во что превратился?

 А какого цвета вода?

Давайте вместе с вами составим алгоритм того что мы сейчас делали.

Постановка проблемы (познавательной задачи)

А почему тогда снег белый, если вода прозрачная? Вы бы хотели бы разобраться в этом вопросе?

Тогда я предлагаю вам присесть на стульчики и посмотреть, что нам скажет мой коллега профессор Почемушкин.

Включается видеоролик мультсериала «Професор Почемушкин». Серия «Почему снег белый?». Просматривается ролик до слов Почемушкина «Дело в том, что …».

Так что же такое снег?

А когда вода замерзает, во что она превращается?

Если снег – это замерзшая вода и лед – это замерзшая вода. Что можно о них тогда сказать?

А давайте в этом убедимся.

Воспитатель одевает перчатки, достает лед из холодильника и натирает его на терке.

Действительно вы были правы.

Восстановим наши действия схематично. Снег – это лед.

Вызывается один ребенок для востонавливления хронологии действий, схематично изображая на доске.

Но почему, же снег белый, если вода и лед прозрачные? Я предлагаю пройти вам за столы и провести эксперимент.

Проверка гипотезы.

У вас на столах лежат полиэтиленовые пакеты. Посмотрите на них.

С чем можно сравнить этот пакет?

Почему?

Так как в нашей лаборатории тепло и лед здесь растает, давайте заменим его на полиэтиленовую пленку, представим, что это льдинка.  А теперь нарежем нашу «льдинку» на мелкие кусочки – «снежинки». Полученные снежинки соберем в одну кучку. Посмотрите, что произошло?

А теперь возьмите одну нашу «снежинку» в руки. Она белая?

Что значит прозрачная?

Действительно, прозрачная – значит пропускает свет.

Тогда, почему же наши кучки не прозрачные?

Тогда какой вывод мы можем сделать?

А что же нам скажет мой коллега, профессор Почемушкин?

Включается продолжение видеоролика.

Посмотрите, вы опять были правы. Чтобы нам не забыть, что мы делали и, что при этом происходило, давайте зафиксируем наш последний опыт на листочках.

Вместе с детьми идет обсуждение, как они схематично изобразили алгоритм  эксперимента.

Дети присаживаются на стульчики.

Снег.

Снежинки падают с неба. Они холодные, мокрые, белые.

Когда снег упадет на ладошку он растает.

Потому что снег холодный, а ладошка теплая.

После того как снег растает, он превратится в воду.

Снег – это вода.

Дети берут в руки не много снега. Наблюдение за снегом, как он тает.

Взяли снег из холодильника.

Набрали снег в ладошки, он растаял, и получилась вода.

Снег белого цвета.

Когда снег растаял, он превратился в воду.

Вода прозрачная.

Выходит один ребенок и на магнитной доске выставляет по порядку картинки.

Ответы детей. Выдвижение предположений. Отбор способов их проверки.

Просмотр видеоролика.

Включение детей в исследовательскую деятельность.

Снег – это замерзшая вода.

Когда вода замерзает, она превращается в лед.

Выдвижение гипотезы.

Снег и лед – это одно и тоже.

Дети наблюдают за экспериментом.

Выходит один ребенок и на магнитной доске выставляет по порядку картинки.

Дети проходят за столы.

Осматривают, щупают.

Пакет похож на лед.

Лед тоже тонкий, прозрачный, гладкий.

Проведение эксперимента. Дети нарезают полиэтиленовые пакеты ножницами, по окончании все «снежинки» высыпаются на стол в одну кучку.

Кучка стала белая.

Нет, она прозрачная.

Прозрачная – это значит через нее все видно.

Снежинки в кучках не пропускают свет.

Обсуждение результатов и формулировка вывода:

Значит, когда снежинка одна – она пропускает свет, а когда их собирается много – они уже не пропускают свет.

Просмотр до конца видеоролика «Почему снег белый?»

Фиксация результатов.

Самостоятельная зарисовка опыта на листочках.

3

Заключительный

Из вас получатся хорошие ученые. А теперь давайте закончим работу в зоне проведения экспериментов и перейдем в зону обсуждения.

Рефлексия с детьми по итогам занятия.

Скажите, где вы сегодня побывали?

Что интересного для себя вы узнали?

Чем занимались?

Что понравилось больше?

Мои юные исследователи, вам понравилось проводить эксперименты?

Тогда, чтобы вам было интересно открывать мир с новой стороны, я вам подарю буклеты с экспериментами, которые вы сможете сделать дома вместе с родителями. Спасибо, что побывали в нашей лаборатории. До новых встреч!

Дети возвращаются на стульчики на ковер.

Мы сегодня были в гостях в лаборатории.

 

 Дети делятся впечатлениями

Да.

Дети получают буклеты и уходят.

Самостоятельная деятельность в группе или дома с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познанию "В лабораторию к профессору Почемучкину"

Конспект занятия по познанию "В лабораторию к профессору Почемучкину"...

Конспект занятия по познавательному развитию (с элементами экспериментально-исследовательской деятельности) «Снег идет»

Конспект занятия по познавательному развитию (с элементами экспериментально-исследовательской деятельности) «Снег идет»...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Снег. Какой он?»

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности  в средней группеТема: «Снег.  Какой он?»...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Снег. Какой он?».

Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей средней группы по теме «Снег.  Какой он?» На данном  занятии закрепляется представление у детей о снеге, его...