Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровье сбережения детей
консультация (старшая группа)

В настоящее время существует много разновидностей логопедического массажа – это классический ручной массаж, зондовый массаж, массаж по биологически активным точкам, массаж зубной щеткой и другие. Одна из новых методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособий по логопедии и дошкольному воспитанию – Ольгой Игоревной Крупенчук,   

Данный вид массаж призван решать многие цели и задачи, которые стоят перед специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл massazh_lozhkami.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровье сбережения детей

В настоящее время существует много разновидностей логопедического массажа – это классический ручной массаж, зондовый массаж, массаж по биологически активным точкам, массаж зубной щеткой и другие. Одна из новых методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособий по логопедии и дошкольному воспитанию – Ольгой Игоревной Крупенчук,

Данный вид массаж призван решать многие цели и задачи, которые стоят перед специалистами.

Преимущества логопедического массажа ложками очень большие:

Во-первых, он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж, движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу. Ложки не требуют стерилизации —достаточно их помыть.

Во-вторых, разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего массажа. Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца. Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно. Например, прижатия боковым краем, растирающие движения краем ложки, глубокое разминание большой площади; движения, оттесняющие губы, разминания губ и щёк с опорой на весь черпачок.

В-третьих, его легко могут освоить воспитатели, заинтересованные родители и применять в домашних условиях.

Помимо всего этого, применение ложечного самомассажа в логопедии даёт ещё и развитие мелкой моторики у ребёнка в необычной, увлекательной форме. Черенок ложки можно покатать между ладонями, кончиками пальчиков обвести края ложки, выпуклой частью ложки проглаживать верхнюю часть кисти рук и ладони.

Ребёнок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица. Делая самомассаж, малыш выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно. Ложки можно брать разные, что помогает поддерживать у детей интерес к занятию. Для детей дошкольного возраста ложки лучше использовать кофейные. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, а не острым кончиком .

Если у ребёнка выраженный рвотный рефлекс, просто временно исключите для него движения ложкой во рту. И постепенно в индивидуальном порядке занимайтесь этой проблемой: массируйте язык, начиная с кончика, понемногу отодвигая границу рефлекса вглубь. Очень помогает беседа с ребёнком во время массажа, отвлекающая его внимания от процедуры. Дело в том, что причина этого явления часто психологическая: закрепившаяся реакция на какое-то воздействие в прошлом.

Если мышцы гипотоничны и ребёнку нужен стимулирующий массаж, необходимо поставить перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мышц используется стакан с тёплой водой.

Занимаясь с ребенком массажем ложками, мы постепенно обучаем его самомассажу, показывая каждый прием на себе и комментируя его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно: вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. По мере знакомства детей с приемами движений рук, пальцев, они станут более координированными и точными. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст. Упражнение выполняется под чтение стихотворения, и это тоже неслучайно. Стихи, как ритмически организованная речь, способствуют формированию чувства ритма у детей и являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры и улучшению памяти.

Таким образом, массаж ложками оказывает эффективное влияние в профилактике и коррекции речевых нарушений.

Используя самомассаж ложками в работе с детьми дошкольного возраста, были выявилены положительные результаты. Самомассаж способствует нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры, формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата. Значительно уменьшает саливацию, гиперкинезы, синкенезии и девиацию языка. Параллельно совершенствуются навыки мелкой моторики. Самомассаж ложками оказывает огромное воздействие на подготовку речевого аппарата к вызыванию и автоматизации звуков, а также усвоению и употреблению вызванных звуков самостоятельной речи детей.

Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей

В настоящее время существует много разновидностей логопедического массажа – это классический ручной массаж, зондовый массаж, массаж по биологически активным точкам, массаж зубной щеткой и другие. Одна из новых методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособий по логопедии и дошкольному воспитанию – Ольгой Игоревной Крупенчук,

Данный вид массаж призван решать многие цели и задачи, которые стоят перед специалистами.

Преимущества логопедического массажа ложками очень большие:

Во-первых, он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж, движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу. Ложки не требуют стерилизации —достаточно их помыть.

Во-вторых, разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего массажа. Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца. Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно. Например, прижатия боковым краем, растирающие движения краем ложки, глубокое разминание большой площади; движения, оттесняющие губы, разминания губ и щёк с опорой на весь черпачок.

В-третьих, его легко могут освоить воспитатели, заинтересованные родители и применять в домашних условиях.

Помимо всего этого, применение ложечного самомассажа в логопедии даёт ещё и развитие мелкой моторики у ребёнка в необычной, увлекательной форме. Черенок ложки можно покатать между ладонями, кончиками пальчиков обвести края ложки, выпуклой частью ложки проглаживать верхнюю часть кисти рук и ладони.

Ребёнок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица. Делая самомассаж, малыш выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно. Ложки можно брать разные, что помогает поддерживать у детей интерес к занятию. Для детей дошкольного возраста ложки лучше использовать кофейные. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, а не острым кончиком .

Если у ребёнка выраженный рвотный рефлекс, просто временно исключите для него движения ложкой во рту. И постепенно в индивидуальном порядке занимайтесь этой проблемой: массируйте язык, начиная с кончика, понемногу отодвигая границу рефлекса вглубь. Очень помогает беседа с ребёнком во время массажа, отвлекающая его внимания от процедуры. Дело в том, что причина этого явления часто психологическая: закрепившаяся реакция на какое-то воздействие в прошлом.

Если мышцы гипотоничны и ребёнку нужен стимулирующий массаж, необходимо поставить перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мышц используется стакан с тёплой водой.

Занимаясь с ребенком массажем ложками, мы постепенно обучаем его самомассажу, показывая каждый прием на себе и комментируя его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно: вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. По мере знакомства детей с приемами движений рук, пальцев, они станут более координированными и точными. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст. Упражнение выполняется под чтение стихотворения, и это тоже неслучайно. Стихи, как ритмически организованная речь, способствуют формированию чувства ритма у детей и являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры и улучшению памяти.

Таким образом, массаж ложками оказывает эффективное влияние в профилактике и коррекции речевых нарушений.

Используя самомассаж ложками в работе с детьми дошкольного возраста, были выявлены положительные результаты. Самомассаж способствует нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры, формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата. Значительно уменьшает саливацию, гиперкинезы, сингенезе и девиацию языка. Параллельно совершенствуются навыки мелкой моторики. Самомассаж ложками оказывает огромное воздействие на подготовку речевого аппарата к вызыванию и автоматизации звуков, а также усвоению и употреблению вызванных звуков самостоятельной речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.

Опыт работы с детьми, имеющими  речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связан...

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Доклад выступления на спец совете учреждения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Текст выступления.Данные методики и спользуются в работе учителя-логопеда...

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда. Мнемотехника.

Презентация. Использование нновационных технологий в работе учителя- логопеда. Мнемотехника....

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...