консультация на тему: "Эффективные формы работы с детьми для развития детской инициативы в процессе музыкальной деятельности"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гетманская Евгения Ивановна

Данная консультация предназначена для музыкальных руководителей ДОУ и содержит материал по использованию эффективных форм работы с детьми для поддержки детской инициативы в процессе музыкальной деятельности в рамках ФОП.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №19 г. Курганинска

Муниципального образования Курганинский район

Статья на тему: «Эффективные формы работы с детьми для развития детской инициативы в процессе музыкальной деятельности»

Статью подготовила: Музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Гетманская Евгения Ивановна

Статья на тему: «Эффективные формы работы с детьми для развития детской инициативы в процессе музыкальной деятельности»

Цель:

-расширение знаний педагогов о технологиях и формах поддержки детской инициативы с учетом современных требований и социальных изменений;

-расширение знаний о значимости интегрированного подхода, как одного из основополагающих принципов ФГОС;

-демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС и ФОП;

Задачи:

-ознакомление с эффективными формами работы по данной теме;

-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при использовании интегративного подхода в музыкальном воспитании дошкольников;

-«говорящая» среда, как один из эффективных методов поддержки детской инициативы;

- создание условий для проявления познавательной активности детей, творческого самовыражения, эмоционального комфорта посредством создания «говорящей» среды в ДОУ;

-анализ эффективности используемых форм и методов поддержки детской инициативы детей в процессе музыкальной деятельности в ДОУ;

В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел, как «Поддержка детской инициативы». Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка – вот основной принцип работы.

В результате именно такой концепции в работе ребенок становится полноценным участником образовательных отношений. Детская инициатива - это ни что иное, как свободная самостоятельная деятельность детей по выбору и интересам. Музыкальная деятельность ребенка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности (музыкальных игр, импровизаций на ДМИ, при исполнении танцев, песен и попевок, театрализациях).

Например, дети сами придумывают, или изменяют правила игры, при оркестровках самостоятельно дополняют группу инструментов, придумывают для нее партию. Добавляют танцевальные движения при разучивания танца, импровизируют при пении попевок, придумывают характер героев в театральных постановках.

Такие проявления детской инициативы должны быть оценены и поощрены.

При развитии детской самостоятельности и инициативы на музыкальных занятиях руководителю важно соблюдать ряд общих требований:

- развивать активный интерес дошкольников к окружающему миру; стремление к получению новых знаний;

- стремление постоянно расширять область задач. которые дети смогут решить самостоятельно;

-поддерживать детей в преодолении трудностей, в умении доводить начатое до конца;

-поощрять ребенка за достигнутый результат в той, или иной деятельности;

-акцентировать внимание детей на росте возможностей и достижений;

-постоянно побуждать детей к проявлению инициативы и творческих способностей;

Одним из важнейших компонентов успешной поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности является свободный выбор музыкальной игры (можно предложить 2-3 на выбор), пособий, ДМИ, наличие проблемной или практической ситуации. (например, музыкальный руководитель говорит детям о том, что им поручили провести концерт для малышей, или устроить праздник для другой группы, или оформить выставку рисунков для музыкальной гостиной.)

Организация праздников, всевозможных развлечений, концертов оставляет у детей много впечатлений. В последствии у них возникает желание повторить номера из праздничных программ.

Танцевально- игровая деятельность имеет большие возможности для самостоятельной деятельности детей.

Просмотр детьми детских музыкальных спектаклей обогащает их музыкальные впечатления, которые они в последствии стараются отразить в самостоятельной деятельности.

В осуществлении музыкального воспитания детей мне в работе очень помогает интегративный подход и организация «говорящей» предметно- пространственной среды музыкального зала.

По- настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую личность- одна из самых сложных задач педагога. Для этого необходимы два условия:

-наличие педагога- мастера и создание среды, которая вызывает положительный эмоциональный отклик ребенка.

В данном случае музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которые должны соответствовать программе ДОУ и решать, в том числе, задачи музыкального воспитания.

Одним из важных принципов является принцип интеграции образовательных областей ( социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие , речевое развитие, физическое развитие).

Именно интегративность образования вносит в содержание образования усвоение основных идей, которые являются основополагающими в формировании ценностного отношения к окружающему миру.

Интегративный подход позволяет:

-обеспечивать единство воспитательных и развивающих целей и задач образования;

-строить учебный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей;

-основываться на комплексно- тематический принцип построения образовательного процесса;

-осуществлять интеграцию разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности;

-осуществлять осознанное формирование обобщенных представлений, знаний и умений, а также повышение эффективности воспитания и развития детей;

В образовательных областях, обозначенных в стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ

При организации подвижных игр, например, «Сон казака», «Напои коня», «Пауки и мошки», мы формируем гендерную принадлежность, патриотические чувства, развиваем навыки игровой деятельности, а также основы безопасности собственной жизнедеятельности в музыкально- игровой деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Слушая музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов, проводя беседы о музыке различных эпох, мы тем самым расширяем музыкальный кругозор детей о музыке, как виде искусства, а также формируем целостную картину мира средствами музыкального искусства.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

В ходе беседы о музыкальных произведениях, о жанровой принадлежности того или иного произведения, о характере и изобразительности музыкальных произведений, а также в ходе организации игр (например «Подкова»), песенного творчества ( импровизация «Спой свое имя», «Спой имена друзей», «Музыкальное приветствие»), мы, тем самым, развиваем устную речь, образный словарь детей.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Осуществляя музыкальное воспитание в ДОУ, используя музыкально- ритмическую деятельность на музыкальных занятиях , пальчиковую гимнастику «Рыбки», «За грибами», «Золотая осень», «Одежда» и др., следя за осанкой детей во время вводной ходьбы и выполнении упражнений, а также используя уголок релаксации ,мы сохраняем и укрепляем физическое здоровье детей, развиваем физические качества, формируем представления о здоровом образе жизни.

Механизмом интеграции на интегрированных занятиях является образ, который создан с помощью различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной. Изобразительная деятельность на музыкальных занятиях способствует формированию целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.

Основные требования к структуре интегрированных занятий:

-четкость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала;

-систематичность и доступность изучаемого материала;

-соблюдение регламента ВИС;

Одним из наиболее эффективных методов и приемов интеграции являются: сравнительный анализ, сопоставление, мыслительная деятельность, проблемные вопросы типа «как ты узнал?», «объясни, почему ты так думаешь?».

Также интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, виды музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество)помогут осознать ребенку такие средства музыкальной выразительности как ритм, мелодия. На таких занятиях уместна будет «педагогика сотрудничества», которая уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний на позицию творческой активности, инициативы, самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребенке. Например, восприятие музыкальных произведений полька «Пиццикато» Лео Делиб.( в начале я провожу беседу о композиторе, затем предлагаю прослушать произведение, дети высказываются о характере музыки, о музыкальных инструментах, которые исполняют польку. Также я рассказываю детям о способах извлечения звука на скрипке с помощью щипка. Говоря о характере музыки, дети говорят о том, что музыка звучит прерывисто, как- будто «спотыкается». Я поясняю, что это акценты, яркие моменты в музыке. Задаю вопрос «как мы можем выделить акценты?»), слушаю высказывания детей. ( с помощью хлопков, на ДМИ и др. в результате такой интеграции дети намного лучше усваивают материал, у них развивается не только слуховое восприятие, но и моторика пальцев рук, чувство ритма).

Слушание полька«Пиццикато»

Таким образом, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, педагог уточняет знания каждого ребенка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит дошкольников со средствами художественной выразительности в музыке и других видах искусства, изыскивает приемы , выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности. Такая форма и есть творческое, живое погружение в культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения. Развивается эмоционально- волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.

Кроме того, решаются задачи воспитания общей культуры, развития физических , интеллектуальных и личностных качеств, формируются предпосылки к учебной деятельности, а также сохраняется и укрепляется здоровье воспитанников, осуществляется коррекция недостатков в физическом или психическом развитии.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что роль педагога в развитии инициативы и самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он, незаметно для ребенка, побуждает его проявлять активность в различных видах музыкальной деятельности.

Успех в данном направлении дает лишь совместная работа музыкального руководителя и воспитателя. Ежедневная работа, индивидуальный подход к каждому ребенку, знание его интересов, способностей детей, а также рациональное применение «говорящей» среды и методов поощрения, дают возможность музыкальному руководителю осуществлять эффективную самостоятельную и инициативную музыкальную деятельность детей в ДОУ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №19 г. Курганинска

Муниципального образования Курганинский район

Статья на тему: «Эффективные формы работы с детьми для развития детской инициативы в процессе музыкальной деятельности»

Статью подготовила: Музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Гетманская Евгения Ивановна

Статья на тему: «Эффективные формы работы с детьми для развития детской инициативы в процессе музыкальной деятельности»

Цель:

-расширение знаний педагогов о технологиях и формах поддержки детской инициативы с учетом современных требований и социальных изменений;

-расширение знаний о значимости интегрированного подхода, как одного из основополагающих принципов ФГОС;

-демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС и ФОП;

Задачи:

-ознакомление с эффективными формами работы по данной теме;

-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при использовании интегративного подхода в музыкальном воспитании дошкольников;

-«говорящая» среда, как один из эффективных методов поддержки детской инициативы;

- создание условий для проявления познавательной активности детей, творческого самовыражения, эмоционального комфорта посредством создания «говорящей» среды в ДОУ;

-анализ эффективности используемых форм и методов поддержки детской инициативы детей в процессе музыкальной деятельности в ДОУ;

В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел, как «Поддержка детской инициативы». Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка – вот основной принцип работы.

В результате именно такой концепции в работе ребенок становится полноценным участником образовательных отношений. Детская инициатива - это ни что иное, как свободная самостоятельная деятельность детей по выбору и интересам. Музыкальная деятельность ребенка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности (музыкальных игр, импровизаций на ДМИ, при исполнении танцев, песен и попевок, театрализациях).

Например, дети сами придумывают, или изменяют правила игры, при оркестровках самостоятельно дополняют группу инструментов, придумывают для нее партию. Добавляют танцевальные движения при разучивания танца, импровизируют при пении попевок, придумывают характер героев в театральных постановках.

Такие проявления детской инициативы должны быть оценены и поощрены.

При развитии детской самостоятельности и инициативы на музыкальных занятиях руководителю важно соблюдать ряд общих требований:

- развивать активный интерес дошкольников к окружающему миру; стремление к получению новых знаний;

- стремление постоянно расширять область задач. которые дети смогут решить самостоятельно;

-поддерживать детей в преодолении трудностей, в умении доводить начатое до конца;

-поощрять ребенка за достигнутый результат в той, или иной деятельности;

-акцентировать внимание детей на росте возможностей и достижений;

-постоянно побуждать детей к проявлению инициативы и творческих способностей;

Одним из важнейших компонентов успешной поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности является свободный выбор музыкальной игры (можно предложить 2-3 на выбор), пособий, ДМИ, наличие проблемной или практической ситуации. (например, музыкальный руководитель говорит детям о том, что им поручили провести концерт для малышей, или устроить праздник для другой группы, или оформить выставку рисунков для музыкальной гостиной.)

Организация праздников, всевозможных развлечений, концертов оставляет у детей много впечатлений. В последствии у них возникает желание повторить номера из праздничных программ.

Танцевально- игровая деятельность имеет большие возможности для самостоятельной деятельности детей.

Просмотр детьми детских музыкальных спектаклей обогащает их музыкальные впечатления, которые они в последствии стараются отразить в самостоятельной деятельности.

В осуществлении музыкального воспитания детей мне в работе очень помогает интегративный подход и организация «говорящей» предметно- пространственной среды музыкального зала.

По- настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую личность- одна из самых сложных задач педагога. Для этого необходимы два условия:

-наличие педагога- мастера и создание среды, которая вызывает положительный эмоциональный отклик ребенка.

В данном случае музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которые должны соответствовать программе ДОУ и решать, в том числе, задачи музыкального воспитания.

Одним из важных принципов является принцип интеграции образовательных областей ( социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие , речевое развитие, физическое развитие).

Именно интегративность образования вносит в содержание образования усвоение основных идей, которые являются основополагающими в формировании ценностного отношения к окружающему миру.

Интегративный подход позволяет:

-обеспечивать единство воспитательных и развивающих целей и задач образования;

-строить учебный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей;

-основываться на комплексно- тематический принцип построения образовательного процесса;

-осуществлять интеграцию разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности;

-осуществлять осознанное формирование обобщенных представлений, знаний и умений, а также повышение эффективности воспитания и развития детей;

В образовательных областях, обозначенных в стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ

При организации подвижных игр, например, «Сон казака», «Напои коня», «Пауки и мошки», мы формируем гендерную принадлежность, патриотические чувства, развиваем навыки игровой деятельности, а также основы безопасности собственной жизнедеятельности в музыкально- игровой деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Слушая музыкальные произведения зарубежных и отечественных композиторов, проводя беседы о музыке различных эпох, мы тем самым расширяем музыкальный кругозор детей о музыке, как виде искусства, а также формируем целостную картину мира средствами музыкального искусства.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

В ходе беседы о музыкальных произведениях, о жанровой принадлежности того или иного произведения, о характере и изобразительности музыкальных произведений, а также в ходе организации игр (например «Подкова»), песенного творчества ( импровизация «Спой свое имя», «Спой имена друзей», «Музыкальное приветствие»), мы, тем самым, развиваем устную речь, образный словарь детей.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Осуществляя музыкальное воспитание в ДОУ, используя музыкально- ритмическую деятельность на музыкальных занятиях , пальчиковую гимнастику «Рыбки», «За грибами», «Золотая осень», «Одежда» и др., следя за осанкой детей во время вводной ходьбы и выполнении упражнений, а также используя уголок релаксации ,мы сохраняем и укрепляем физическое здоровье детей, развиваем физические качества, формируем представления о здоровом образе жизни.

Механизмом интеграции на интегрированных занятиях является образ, который создан с помощью различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной. Изобразительная деятельность на музыкальных занятиях способствует формированию целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.

Основные требования к структуре интегрированных занятий:

-четкость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала;

-систематичность и доступность изучаемого материала;

-соблюдение регламента ВИС;

Одним из наиболее эффективных методов и приемов интеграции являются: сравнительный анализ, сопоставление, мыслительная деятельность, проблемные вопросы типа «как ты узнал?», «объясни, почему ты так думаешь?».

Также интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, виды музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество)помогут осознать ребенку такие средства музыкальной выразительности как ритм, мелодия. На таких занятиях уместна будет «педагогика сотрудничества», которая уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний на позицию творческой активности, инициативы, самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребенке. Например, восприятие музыкальных произведений полька «Пиццикато» Лео Делиб.( в начале я провожу беседу о композиторе, затем предлагаю прослушать произведение, дети высказываются о характере музыки, о музыкальных инструментах, которые исполняют польку. Также я рассказываю детям о способах извлечения звука на скрипке с помощью щипка. Говоря о характере музыки, дети говорят о том, что музыка звучит прерывисто, как- будто «спотыкается». Я поясняю, что это акценты, яркие моменты в музыке. Задаю вопрос «как мы можем выделить акценты?»), слушаю высказывания детей. ( с помощью хлопков, на ДМИ и др. в результате такой интеграции дети намного лучше усваивают материал, у них развивается не только слуховое восприятие, но и моторика пальцев рук, чувство ритма).

Слушание полька«Пиццикато»

Таким образом, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, педагог уточняет знания каждого ребенка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит дошкольников со средствами художественной выразительности в музыке и других видах искусства, изыскивает приемы , выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности. Такая форма и есть творческое, живое погружение в культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения. Развивается эмоционально- волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.

Кроме того, решаются задачи воспитания общей культуры, развития физических , интеллектуальных и личностных качеств, формируются предпосылки к учебной деятельности, а также сохраняется и укрепляется здоровье воспитанников, осуществляется коррекция недостатков в физическом или психическом развитии.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что роль педагога в развитии инициативы и самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он, незаметно для ребенка, побуждает его проявлять активность в различных видах музыкальной деятельности.

Успех в данном направлении дает лишь совместная работа музыкального руководителя и воспитателя. Ежедневная работа, индивидуальный подход к каждому ребенку, знание его интересов, способностей детей, а также рациональное применение «говорящей» среды и методов поощрения, дают возможность музыкальному руководителю осуществлять эффективную самостоятельную и инициативную музыкальную деятельность детей в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие детской инициативы в процессе поисково-познавательной деятельности средствами квест- технологии»

Эксперимент – кратковременного исследования , на примере квест- путешествия в средней группе «В гости к Водяному» организованное педагогом, которое безопасно знакомит детей с различн...

Мастер – класс: «Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»

Мастер – класс:«Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»...

Мастер-класс для педагогов «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей

Мастер-класс для педагогов«Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей...

Конкурсный материал практико-ориентированного проекта «Тематические студии как инновационная форма организации работы с детьми и поддержки детской инициативы в условиях ФГОС ДОО»

Актуальность проблематики проектаГлавным ориентиром развития современного дошкольного образования становится качество предоставляемых услуг, а так же, его адресность, акцент на личностное развитие каж...

Из опыта – работы: «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей раннего возраста»

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

Мастер-класс «Интересные формы работы с детьми (при поддержке детской инициативы)»

Описание интересных форм работы с детьми и как можно использовать на практике....