Статья «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактичеких игр"
статья (младшая группа)

Каминская Нина Владимировна

Сенсорное развитие является основным фундаментом умственного развития ребенка дошкольника, именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_epifanova_kaminskaya.docx265.27 КБ

Предварительный просмотр:

О. В. Епифанова,

воспитатель первой кв. категории

МБДОУ №53 «Радуга»

г. Лесосибирска»,

Н. В.  Каминская,

воспитатель МБДОУ №53 «Радуга»

г. Лесосибирска»,

 «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Сенсорное развитие является основным фундаментом умственного развития ребенка дошкольника, именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие с первых жней жизни ребенка является залогом успешного осуществления различных видов деятельности и формирования способностей, т. е. от того как ребенок видит, слышит и осязает окружающее. Именно поэтому важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось в процессы познания окружающей жизни ребенка.

Первоначальной ступенькой развития ребенка является чувственный опыт, который наиболее восприимчив в раннем возрасте, на основе ощущений формируется представления о свойствах и качестве предметов. От сенсорного развития зависит готовность ребенка к школе.

Таким образом, проблемой формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Сенсорные способности не являются врожденными их нужно начинать развивать, как можно раньше.

Цель: создание условий для развития умственных способностей детей, развитие мелкой моторики посредством дидактических игр.

Задачи:

- формировать первоначальные представления: о форме, величине, цвете;

- упражнять детей в установлении сходства и различия между предметами;

- способствовать развитию умений и навыков обследовать предметы;

- дать представления о правилах дидактических игр с учетом возрастных особенностей детей;

- повышать уровень педагогической компетенции родителей по формированию представлений о сенсорно-моторной действительности;

- воспитывать познавательный интерес и любознательность;

- привлечь родителей в оказании помощи по изготовлению дидактических игр.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание окружающего мира происходит с ощущений, созерцания, и восприятия (все эти аспекты влияют на развитие органов чувств ребенка). Развитие ощущений и восприятия в дальнейшем создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (память, воображение, мышление).

Сенсорное развитие через дидактические игры выполняет определенный ряд задач:

- Учит ощущать окружающий мир через органы чувств,

- Формирует основные действия ребенка (координация движений пальцев рук, алгоритм последовательности действий, выполнять правилам игры),

- Развивает усидчивость,

- Учит исследовать окружающий мир.

Таким образом, было решено изготовить методические пособия, которые включают в себя совершенствование знаний, умений, навыков и речи ребенка, а также развивает мелкую моторику рук и ощущения (Приложение 1)

Методы и приемы:

- наглядный (использование наглядно – демонстрационного материала);

- игровой (создание проблемно – игровых ситуаций);

- практический (практические действия).

Технологии: игровые

Форма работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Ожидаемые результаты:

-  активации познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, внимания), развитие усидчивости, мелкой моторики, и пространственных представлений;

- повышение мотивации к самостоятельному экспериментальной деятельности детей;

- создание эмоционально – положительного настроя у детей;

- умение работать в подгруппе и группе;

- развитие устойчивого интереса к дидактическим играм;

- воспитание уверенности у ребенка в своих силах.

Все материалы делим на группы:

- для развития представлений о цвете,

- для развития представлений о форме,

- для развития представлений о величине,

- для развития тактильных ощущений,

- для развития мелкой моторики рук,

- комплексные пособия,

Среда выполняет определенный ряд функций:

- стимуляция сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.),

- развитие мелкой моторики,

- создание положительного эмоционального фона.

Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развитию познавательной деятельности развивает речь (расширяется словарный запас ребенка) и сенсорные эталоны, но и влияет на развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения, совершенствуются знания и умения, навыки игровой и учебной деятельности.

Таким образом, сенсорное развитие оказывает огромное влияние на развитие ребенка в раннем возрасте, главное условие познавательного развития это правильная и быстрая ориентировка в меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать мир. Быстрое включение сенсорных систем является ключевой способностью человека для его полноценного развития.

Литература

  1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13. – С.424
  2. Венгер Л. А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание - 2002 № 3 – С.398
  3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315
  4. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. – М. ,1996. – С. 459
  5. Игры – занятия с малышами. / А. Н. Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368
  6. Истомина Э. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г. А. – М., 1997. – С. 412
  7. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. – С.302
  8. Морозова О. Е. И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание// Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С.87
  9. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/
  10.  Э. Г. Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258
  11.  Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456
  12.  Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368
  13.  Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. – С.9

Приложение 1

Игры для индивидуальной работы

           

                             

                                    

Игры в парах

                         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством  дидактических игр»...

Опыт работы по теме "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно...

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, ИЗГОТОВЛЕННЫХ СВОИМИ РУКАМИ.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, ИЗГОТОВЛЕННЫХ СВОИМИ РУКАМИ....

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

laquo;Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»...

Статья «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактичеких игр"

Сенсорное развитие является основным фундаментом умственного развития ребенка дошкольника, именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание....