финансовая грамотность
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Петрова Людмила Владимировна

В современном и в быстроразвивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Безусловно, это очень важный навык,  но,  к сожалению, это никак не гарантирует, что человек будет жить обеспеченной жизнью. Нужно нечто большее, чтоб иметь возможность  приобретать любые  вещи, недвижимость, иметь время и деньги путешествовать. Это большее и есть развитие таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение управлять финансами, грамотно ими распоряжаться и инвестировать. Долгое время эти темы не раскрывались в дошкольном образовании, в школах. Общество считало, что эти навыки приходят само собой у человека. Современная жизнь диктует свои стандарты. В настоящее время вопрос формирования навыков финансовой грамотности стало  актуальным и необходимым. Чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний и навыков необходимо начинать уже в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_na_konkurs_i_publikatsiyu.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 40 "Радость"  города Новочебоксарска Чувашской Республики

Круглый стол с родителями детей

старшего дошкольного возраста

на тему: «Финансовая грамотность детей начинается

с финансовой грамотности родителей»

                             

                                                          Петрова Людмила Владимировна                                          

 воспитатель I квалификационной категории

Козлова Анастасия Валерьевна

 воспитатель  высшей квалификационной категории

Новочебоксарск - 2022 г

Аннотация

В современном и в быстроразвивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Безусловно, это очень важный навык,  но,  к сожалению, это никак не гарантирует, что человек будет жить обеспеченной жизнью. Нужно нечто большее, чтоб иметь возможность  приобретать любые  вещи, недвижимость, иметь время и деньги путешествовать. Это большее и есть развитие таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение управлять финансами, грамотно ими распоряжаться и инвестировать. Долгое время эти темы не раскрывались в дошкольном образовании, в школах. Общество считало, что эти навыки приходят само собой у человека. Современная жизнь диктует свои стандарты. В настоящее время вопрос формирования навыков финансовой грамотности стало  актуальным и необходимым. Чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний и навыков необходимо начинать уже в детском саду.

Новизна: Стратегии финансового образования населения разрабатываются на государственном уровне. В  этом направлении объединили свои усилия Центробанк  Российской Федерации, Минфин и Минобрнауки Российской Федерации.

Методическая значимость:

В разработке представлен сценарий круглого стола с родителями детей  старшего дошкольного возраста. Сценарий предназначен для воспитателей ДОУ.

Цель:  Повышение  компетенции  родителей в области финансовой грамотности дошкольников.

Задачи:

1.        Создать условия для участия родителей в формировании финансовой грамотности детей;

2.        Установить партнерские взаимоотношения педагогов и родителей;

3.         Обогатить информационное поле родителей в области финансовой грамотности.

4.         Разрешить коллективно педагогическую ситуацию по финансовой грамотности.

Методы и приемы:

  • беседа
  • тестирование
  • обыгрывание педагогической ситуации

Материалы и оборудование: чистая бумага для проведения теста, карандаши (по количеству родителей), памятка, муляжи фруктов и овощей, игрушки и т.п. для обыгрывания педагогической ситуации.

Предварительная работа: анкетирование родителей (приложение № 1)

Методические рекомендации:

Данное мероприятие целесообразнее проводить с родителями детей  старшего  дошкольного возраста.

Длительность мероприятия 45 мин.

Участники: родители, воспитатели.

Эффективность круглого стола во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы педагога.

Критерии эффективности и успешности проведения данного мероприятия:

1.        Повышение  компетенции родителей в области финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста;

2.        Повышение роста посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению;

3.        Установление партнерских взаимоотношений педагога и родителей;

Ход круглого стола:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители!

Тема нашей сегодняшней встречи «Финансовая грамотность детей начинается

с финансовой грамотности родителей» Знакомство и взаимодействие человека с деньгами начинается уже с детства, и важно уже в детском возрасте показать своему чаду «механизмы» работы с деньгами, которые формируют важную финансовую грамотность.

Какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет?  С какого возраста можно уже давать деньги детям?

Родители: (ответы родителей)

Воспитатель: В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребёнок».

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться»,  «подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Как научить ребенка понимать стоимость денег?

Если папа уважительно относится к вкладу мамы в семейный бюджет, а мама в свою очередь ценит папины усилия, то привить ребенку уважение к их труду (и к денежному выражению их усилий) совсем несложно. Ваш ребенок отказывается понимать, что деньги имеют свойство иссякать и заканчиваться, что у родителей есть приоритеты при распределении бюджета, что он не может требовать сороковую машинку за эту неделю? Он кричит, что вы жадины и злюки? Вы с ним согласны в глубине души? Вы испытываете муки вины, что не можете предоставить ему всех благ на свете? Это значит, что деньги стали грозным символом власти и манипуляций в вашей семье. Здоровое и трезвое отношение к деньгам - вот лекарство от скандалов на почве денег.

Тест для родителей «Вредные финансовые привычки»

Воспитатель: Ответьте, пожалуйста, на вопросы «Да,  нет»

  1. Вы часто говорите фразу «Нет денег»
  2. Пользуетесь кредитными картами и влезаете в долги
  3. Играете на деньги.
  4. Делаете импульсивные покупки.
  5. Не ведете учет и контроль над своими расходами.
  6. Забываете оплатить счета и вам начисляют за это пени и штрафы.
  7. Покупаете своему ребенку все, что бы он не попросил.
  8. Шопинг для вас это способ поднятия настроения.

Результаты:  Если вы ответили «ДА» хоть на один пункт, значит у вас есть вредные финансовые привычки! И от них пора избавляться, если вы конечно хотите быть финансово успешным человеком и в такой же атмосфере воспитывать своих детей.

Педагог предлагает памятку  для родителей: (приложение № 2)

Педагогическая ситуация по финансовой грамотности.

Воспитатель: Давайте с вами обыграем ситуацию. Для этого мне нужны два человека ( по желанию выходят два родителя. Один родитель- играет роль ребенка, второй - родителя).

- Ситуация : Вы с ребенком идете в магазин за продуктами. По дороге в магазин   вы о чем говорите?

Когда ситуация обыграна и результат обсужден, воспитатель изучив и сравнив со своим вариантом, добавляет что еще важного они упустили, какие методы помогут ребенку  понять основы рациональности, учиться обсуждать покупки, понять на какие продукты можно потратить деньги и какие можно приготовить самим, а еще и сэкономить.

  1. Рефлексия

Родители встают в круг и говорят друг  другу пожелания по теме  круглого стола, начиная с фразы: Я желаю вам завтра….

Воспитатель: Люди не обладают врожденным умением зарабатывать деньги и разумно распределять их. Этот навык приходится приобретать, учась у родителей, родных, друзей. В наших руках успешность наших детей! Будьте примером для своих детей! Спасибо вам за сегодняшнюю встречу!

Использованная литература и интернет ресурсы:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-336 с.
  2. Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти своё место в мире людей», Система развивающих занятий для детей 6 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001г.
  3. Электронный ресурс [ https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html].

(приложение № 1)

Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»

(Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)

1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- Да

- Нет.

2. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

- Положительно.

- Отрицательно.

3. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- Да.

- Нет.

4.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

- Да.

- Нет.

5. Как ребенок относится к труду?

- Охотно принимается за дело.

-Неохотно принимается за дело.

6.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

- Да.

- Нет.

7.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих

покупок?

- Да.

- Нет.

8. Знают ли дети профессии родителей?

- Да.

- Нет.

9.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

-- Да.

- Нет.

10.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- Да.

- Нет.

(приложение № 2)

Памятка  для родителей

1) Не программируйте себя на отсутствие денег, уберите из повседневной речи фразу "Нет денег"

2) Старайтесь побыстрее отдать все долги, если они у вас есть. И перед тем как влезать в новые, подумайте, оно вам точно надо?! И если да, надо, то всё четко просчитайте, будьте уверены, что вы сможете по ним расплатиться вовремя и не влезете в долговую яму.

3) Не играйте на деньги! Вам нечем заняться? Лучше проведите время в кругу семья, друзей, займитесь спортом, обучитесь чему-то новому, словом проводите врем с пользой.

4) Пользуйтесь правилом "24 часов", не покупайте дорогую вещь сразу, отложите покупку на сутки и за это время вы действительно помете, а так ли нужна вам эта вещь? Поверьте, это позволит вам не захламлять свой дом ненужными вещами и сэкономит ваши деньги.

5) Начните вести учет доходов и расходов, это позволит вам минимизировать расходы, а свободные денежные средства вы сможете откладывать на что-то крупное и важное, или даже начнёте инвестировать и зарабатывать.

6) Возьмите за правило оплачивать все счета сразу! Это избавит вас от оплаты пеней и штрафов.

7) Не покупайте своему ребенку всё, чтобы он не попросил. Это плохо сказывается на вашем кошельке и на его воспитание, ведь ребенок не будет знать меры, и с каждым годом его запросы будут возрастать... сегодня "купи машинку, куклу", а через несколько лет дорогую технику, смартфоны, планшеты и кучу всего не особо полезного, но очень дорогого.

8) Не используйте шопинг для поднятия настроения, ведь это лишь сиюминутно. Лучше разберитесь в себе! Поймите, что вас сильно угнетает, раздражает и поменяйте ситуацию раз и навсегда в лучшую сторону.

Избавляйтесь от вредных привычек! Возьмите свою жизнь в свои руки! Меняйтесь к лучшему! Будьте примером для своих детей!

 Итак, для того чтобы, дошкольники в будущем стали финансово успешными людьми  нам необходимо прививать навыки  умения вести счет деньгам, понимания ценности и назначения денег, умения отличать желания от потребностей, прививать первые представления об этике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....