Проект в разновозрастной группе "Возрождение традиций семейного чтения"
проект

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. С этой же целью был запущен проект в нашей группе, т.е. развитие речи через приобщение дошкольников к книге в условиях детского сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.iar_gorbacheva_m.l._otredaktirovannyy.docx46.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования Новосибирской области

НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра дошкольного образования

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

обучающегося по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Теория и методика дошкольного образования»

Педагогический проект

Тема «Возрождение традиций семейного чтения»

Выполнил:

слушатель группы ТиМДО-20

Горбачева Марина Леонидовна

                                Ф. И. О.

ИАР выполнена самостоятельно

_____________________________________

(подпись слушателя)

г. Новосибирск, 2023


Содержание проекта

1.        Обоснование актуальности проекта        3

2.        Цель и задачи проекта        3

3.        Срок реализации проекта        3

4.        Методы, технологии и формы работы, направленные на реализацию задач проекта        3

5.        Участники проекта        3

6.        Ресурсы        3

6.1.        Программно-методическое обеспечение        3

6.2.        Материально-техническое обеспечение        3

6.3.        Информационное обеспечение        3

6.4.        Развивающая предметно-пространственная среда        3

7.        Ожидаемые результаты        3

8.        Критерии оценки эффективности проекта        4

9.        Перспективы дальнейшего развития проекта        4

10.        План реализации проекта        5

10.1.        Подготовительный этап        5

10.2.        Основной этап        5

10.3.        Заключительный этап        6

11.        Информационные источники        7


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Обоснование актуальности проекта

«15 минут чтения – общения в день достаточно, чтобы, получая

 удовольствие, ребенок умственно   и эмоционально развивался».

Жанте Гарнер, фр. педагог.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. С этой же целью был запущен проект в нашей группе, т.е. развитие речи через приобщение дошкольников к книге в условиях детского сада и семьи.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Тем более что в  ФОП ДО в пункте 2.1.3.3. Речевое развитие. говорится о том что, с 1.6 месяцев  «Развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки)». В результате к концу 7 года жизни «ребенок проявляет интерес к книгам познавательного и энциклопедического характера, определяет характеры персонажей, их поступки и мотивы поведения; имеет предпочтения в жанрах литературы».

В.А. Сухомлинский говорил: «Что бы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. На важность приобщение детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и д.р.

Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависти от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. Но в нашей стране заметно снизился интерес к чтению у дошкольников; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней.

Плоды мы уже начали пожинать: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулась с вопросом усвоение информации из общедоступных источников. Для решения этого вопроса нужна работа воспитателей совместно с родителями и работниками детской библиотеки так, чтобы для каждого ребенка книги стали верными друзьями, библиотека местом радостных встреч сними, а семейное чтение стало доброй традицией каждой семьи.

  1. Цель и задачи проекта

Цель: возрождение традиций семейного чтения, как важного условия формирования устойчивого интереса дошкольников к художественной литературе.

Задачи.

Развивать познавательные и речевые умения на материале любимых книг; образность речи и словесное творчество (умения выделять из текста образные единицы, понимать их значение; составлять короткие рассказы по потешке, прибаутке).

Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках; пересказ близко к тексту).

Формировать положительное эмоциональное отношение к «чтению с продолжением» (сказка-повесть, цикл рассказов со сквозным персонажем).

Поддерживать избирательные интересы детей к произведениям определенного жанра и тематики как важного условия обогащения читательского опыта у воспитанников ДОО.

Воспитывать у взрослых и детей любовь к художественному слову, интерес к книгам.

  1. Срок реализации проекта 2,5 месяца.

  1. Методы, технологии и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические

Формы работы:

- лэпбук «Книга – наш друг»;

- организация в группе уголка «Буккроссинг»;

- ежедневное чтение детям художественных произведений и детской периодики;

- утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);

- игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации;

- дидактические игры; сюжетно – ролевые игры;

- дневные литературные чтения;

- организация выставок книг, детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;

- литературные вечера в группах;

- рекомендации для родителей по развитию читательского интереса;

- буклет для родителей «Что читать дошкольникам?»;

- рекомендации для родителей по приобретению детской литературы»;

- литературный марафон «Читаем дома»;

- сотрудничество ДОУ с библиотекой на основе договора и совместного плана;

- заучивание с детьми стихотворений в детском саду и дома и организация конкурсов чтецов.

  1. Участники проекта

Дети разновозрастной группы с 4-7 лет.

Родители

Воспитатели

Сотрудники библиотеки им. Бунина

  1. Ресурсы
  1. Программно-методическое обеспечение

Федеральная образовательная программа дошкольного образования. file:///C:/Users/Legion/Downloads/ФОП-дошкольного-образования-1.pdf

Образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения г.Новосибирска «Детский сад № 346» (на основе ФГОС И ФОП ДО).

Парциальная программа по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой «Путешествие в мир книг» Малюковой Е.В., Хабаровой Е.В. https://ds346nsk.edusite.ru/sveden/files/7cd0f97bd0590c076c0897c4f9516440.pdf

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению. - Москва:

Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.

Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие – книги плохие. – Ж.:

Дошкольное образование 2010. № 6.

  1. Материально-техническое обеспечение

Буклет к Буккроссингу «Прочитал-отдай другому»;

Буклет «Что читать дошкольнику?»

Подборка книг.

Подборка муз. произведений

Портреты писателей и поэтов

Картотека репродукций картин созданных по мотивам литературных сюжетов

Костюмы героев сказок.

Волшебный сундучок

  1. Информационное обеспечение

Интернет-ресурсы, методические пособия.

  1. Развивающая предметно-пространственная среда

В группе:

- создан уголок «Буккроссинг» (Установлены книжные полки в приемных, куда родители и дети могут свободно приносить и свободно брать понравившиеся книги домой);

- организованна библиотека «В стране Вообразилии», в которой действуют те же правила, как и в обычной. Организуется работа воспитателя и дежурных библиотекарей среди воспитанников (выбираются старшие дети для дежурств).

  1. Ожидаемые результаты

Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

Возрождение традиций домашнего чтения.

Обобщение и распространение опыта воспитания и обучения по приобщению детей к чтению художественной литературы.

 Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребенка, пополнение развивающей предметно пространственной среды уголком «буккроссинг», ,книжного фонда групповой мини библиотеки

  1. Критерии оценки эффективности проекта

Объекты

оценивания

Критерии

оценивания

Формы и методы оценки

Ответственные

Дети

Литературный опыт достаточно богат и разнообразен. Показывает знание некоторых жанров устного народного творчества.

Беседа: «Расскажи потешку» (песенку, закличку, чистоговорку…)(Материал по своему возрасту)

воспитатель

Положительный, осознанный интерес к сказкам. Ребенок самостоятельно или с помощью педагога рассказывает, имитирует, учувствует в беседе. Проявляет интерес к слушанью, рассказыванию. Передаёт образы героев сказок.

Беседа:

Ты любишь сказки?

Назови самую любимую сказку?  Кто тебе в ней нравиться?

Расскажи сказку с использованием различных видов театра (по выбору ребенка).

Имитационное упражнение «изобрази героя».

Какие еще сказки ты знаешь?

воспитатель

Вспоминает более 3х стихотворений по возрасту, выразительно читает любимое, объясняет образные выражения, использует средства выразительности

Чтение любимого стихотворения, беседа по содержанию текста.

воспитатель

Проявляет интерес к отгадыванию загадок

Отгадай загадки. Педагог подбирает загадки на любые темы,картинки к ним.

воспитатель

Комментирует иллюстрации в книгах, проявляет желание рисовать по произведениям.

Кто рисует картинки в детских книгах? Почему нужны картинки в книгах? Какую бы ты хотел сказку проиллюстрировать как художник? Нарисуй иллюстрацию.

Воспитатель.

Родители

Литературный опыт достаточно богат, разнообразен, наличие серьезного отношения к литературе в семье. Члены семьи проявляют устойчивый интерес к книгам, развивают его у ребенка, часто читают ему. Наличие дома богатой библиотеки, имеется подборка аудио, видео записей с литературными произведениями.

Беседа. Где тебе чаще читают книг дома или в детском саду?

Любишь ли ты когда тебе дома читают книги? Как часто это бывает? Где вы это делаете? Любят ли твои родители читать? Есть ли в вашем доме библиотека? Каких там книг больше, детских или взрослых?

воспитатель

РППС

Пополнение уголка «буккроссинг» ,книжного фонда групповой мини библиотеки

Воспитатель, работники библиотеки,

родители

  1. Перспективы дальнейшего развития проекта.

По окончанию проекта надеюсь на продолжение существования уголка «Буккроссинг» в группе и его регулярную пополняемость за счет читающих родителей и детей, а также ввести как традицию в группе существования клуба семейного чтения «Читаем вместе», продолжить сотрудничество с библиотекой.

  1.  План реализации проекта

  1. Подготовительный этап

Дата

Мероприятия и тема

Используемые ресурсы

Ожидаемые результаты

15.09.23-30.09.23

Разработка перспективного плана реализации проекта

Интернет-ресурсы.

Собственные, авторские

разработки.

Методический кабинет.полка для книг,книги с детской худ.литературой

Подготовка

необходимых

материалов.

Приобщить родителей

к деятельности детей в

детском саду, создать

условия для

совместного творчества

родителей и детей.

Договориться с библиотекой им. Бунина о взаимодействии с нашей группой, составить план совместной работы, заключить договор.

Создать буклеты: к «буккроссингу»: «Прочитал - отдай другому»; «Что читать дошкольнику?»

Взять с родителей разрешение на работу с библиотекой.

Оформление уголка «Буккроссинг»

Создание в группе библиотеки «В стране Вообразилии»

Подборка художественной литературы, демонстрационного материала по теме проекта.

Создание клуба семейного чтения «Читаем вместе», обсуждение плана посещения гостей группы для чтения детям литературы.

Консультация «Роль семейного чтения в формировании интереса у ребенка к книгам»

  1. Основной этап

Дата

Мероприятия

Место в режиме дня

Участники образовательного процесса

Используемые ресурсы

Ожидаемые результаты

2.10.23

Презентация: «Рождение книги»

2-я половина дня, после полдника

Воспитатель, дети

Авторская разработка презенации

Дети узнают историю возникновения книги, и как изготавливают её сегодня.

Ежедневно

Ежедневные утренние

беседы «Рассказ о

прочитанной книге дома»

Утренний круг

Воспитатель, дети

Книги прочитанные дома с родителями

Знакомство детей с различными книгами.

5.10.23

Знакомство детей с новым уголком в приемной «Буккроссинг». Создание правил буккроссинга в группе

Утренний круг

Воспитатель, дети

Книги разной направленности, буклет «Прочитал – отдай другому»,книги с худ.литературой.

Дети проявляют интерес к литературе, просят почитать книгу дома

9.10.23

Экскурсия в библиотеку им.Бунина

Первая половина дня, прогулка

Воспитатель, родители, дети, ст. воспитатель, библиотекари, заведующая библиотекой.

Библиотека им.Бунина

Воспитанники получили представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих её, имеют позитивное отношение к книгам.

12.10.23

Знакомство с новым уголком-библиотекой «Путешествие в страну Вообразилию»

Изготовление читательских формуляров, разработка правил посещения библиотеки, назначение ответственных дежурных.

Первая половина дня, утренний круг.

Далее ежедневно, в самостоятельной деятельности

Воспитатель, дети

Библиотека, книги, бумага для изготовления формуляров

У детей сформирован устойчивый интерес к книгам, дети могут применить полученные знания на практике.

16.10.23

Знакомства детей с

творчеством С.Я.Маршака

Вторая половина дня, после полдника

Воспитатель, дети, родитель

Книги автора, иллюстрации к ним, портрет писателя

Дети познакомились с биографией и творчеством писателя Самуилом Яковлевичем Маршаком.

18.10.23

Знакомства с творчеством

В.Г.Сутеева;

Вторая половина дня, после полдника

Воспитатель, дети, родитель

Книги автора, иллюстрации к ним, Портрет писателя

Дети познакомились с биографией и творчеством писателя В.Г.Сутеевым, так же узнали о том, что он был не только писателем, но и иллюстратором книг.

20.10.23

Знакомства с творчеством

К.И.Чуковского;

Вторая половина дня, после полдника

Воспитатель, дети, родитель

Книги автора, иллюстрации к ним, Портрет писателя

Дети познакомились с биографией и творчеством писателя К.И Чуковского,

23.10.23

Знакомства с творчеством

Н.Носова;

Вторая половина дня, после полдника

Воспитатель, дети, родитель

Книги автора, иллюстрации к ним, Портрет писателя

 Дети познакомились с биографией и творчеством писателя Н. Носов.

25.10.23

Знакомства с русскими

народными сказками.

Вторая половина дня, после полдника

Воспитатель, дети, родитель

Книги сказок, иллюстрации к ним.

Дети познакомились русскими народными сказками.

27.10.23

Гости группы: Библиотека им.Бунина.

Беседы с детьми «Моя

любимая сказка».

Вторая половина дня после полдника

Воспитатель, дети, гости из библиотеки

Книга «Сказки» с иллюстрациями.

 Кассеты с записью классической музыки.

Шкатулка с предметами из знакомых сказок.

Костюмы для детей и ведущей (персонажей сказок).

Актуализированы знания детей о прочитанных ранее произведениях, представляют образы персонажей, могут выразить свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащена речь сказочной лексикой; Сформированы изобразительные умения и навыки работы с кистью и карандашом (изображают сказочные персонажи

30.10.23

Знакомства с

произведениями

Г.Х. Андерсона

Вторая половина дня после полдника

Воспитатель, дети, родитель

Книги автора, иллюстрации к ним, Портрет писателя

Дети познакомились с биографией и творчеством писателя Г.Х.Андерсона

01.11.23

Знакомства с

произведениями братьев

Гримм

Вторая половина дня после полдника

Воспитатель, дети, родитель

Книги автора, иллюстрации к ним, Портрет писателя

Дети познакомились с биографией и творчеством писателей Якоба Гримма и Вильгельма Гримма

03.11.23

Знакомство со сказками

народов мира.

Вторая половина дня после полдника

Воспитатель, дети родитель

Книга сказок, иллюстрации к ним.

Дети познакомились со сказками народов мира.

06.11.23

Знакомство с

пословицами, поговорками

и загадками о книге и

сказочных героях.

Вторая половина дня после полдника

Воспитатель, дети

костюм сказочницы для педагога, книга «Волшебные сказки», игрушки или картинки по сказкам.

Оборудование: аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских народных сказок, диск с викториной по сказкам, книжки - раскраски по русским народным сказкам.

Дети проявляют интерес к чтению, научились понимать глубокий смысл, отличать добро от зла.

10.11.23

 Конкурс «Придумай сказку сам»

Домашнее задание

Воспитанники, родители

Воспитанники сочиняют сказку сами, связанно и последовательно. Творчески подходят к оформлению книг

  1. Заключительный этап

Дата

Итоговые мероприятия

Участники образовательного процесса

Используемые ресурсы

Ожидаемые результаты

17.11.23

Итоги конкурса «Придумай сказку сам».

Выставка книг.

Воспитатель, дети родители

Памятные подарки участникам конкурса,

полка для книг

Выявлены особенности читательских интересов детей, изучено своеобразие восприятия детей литературных текстов разных жанров. Выявлены возможности использования детьми литературного опыта самостоятельной творческой деятельности.

Обогащены опытом детско – родительские отношения в совместной творческой деятельности;

20-24.11.23

Организация итогового мониторинга, включая родителей и детей

Воспитатель, родители, дети

Кукольный театр(пальчиковый), маски героев сказок

Обобщение воспитания и обучения приобщению детей к чтению художественной литературы

28.11.23

Литературная гостиная «Любимая настольная книга»

Воспитали , родители

Витрина для книг, буклет «Что читать дошкольнику».

Обобщение и распространение опыта между родителями


  1.  Информационные источники

1.        Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075

2.        Основная образовательная программа МАДОУ д/с № 346г. Новосибирска

https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd7 2b6065 672830540ac/download/5518/

3.        «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.»  Инновационная программа дошкольного

образования. / под ред. Н. Е. Вераксы, т. С. Комаровой, э. М. Дорофеевой. — издание Пятое (инновационное), испр. И доп. — м.: мозаика-синтез, 2019. — c. 336

https://old- firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf

4.        «Пособие для воспитателей детского сада и родителей «Книга для чтения в детском саду и дома 5-4 года». ООО Издательство дом ОНИКС 21 век,2005 год

5.        Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М.,1993.

6.        Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008-2010.

7.        Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.-М.:Мозаика-Синтез,2008-2010

8.        Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.-М.:Мозаика-Синтез,2008-2010

9.        Гербова В.В. Преобщение детей к художественной литературе. Мозаика-Синтез,2010.

10.        Гербова В.В. Развитие речи в детском саду в старшей группе детского сада. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

11.        Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия.5-6 лет/ Сост.

В.В. Гербова Н.П. Ильчук,М.,ОНИКС-XXI век,2012

12.        Малюковой Е.В. Хабаровой Е.В. Парциальная программа по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой. «Путешествие в мир книг»

13.        О.С. Ушаков, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» Мозаика-Синтез, М.,2013

14.        Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. С.П.,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль читательской компетентности педагога в развитии традиций семейного чтения»

При особенностях современной ситуации возникает необходимость решения проблемы приобщения к чтению родителей путем педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон, и в первую очередь образ...

Роль читательской компетенции педагога в развитии традиций семейного чтения

Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...

Статья на тему:" Возрождение традиции семейного чтения в современном мире".

В работе воспитателя я столкнулась с тем, что современным детям всё меньше и меньше читают дома родители. Альтернатива чтению - это мультфильмы и компьютерные игры. Тенденция, на мой взгляд, тревожная...

Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование  «Роль книги в семейном воспитании» ...

Проект по возрождению традиций семейного чтения "Почитай-ка"

Проект по возрождению традиций семейного чтения через знакомство с творчеством пермских писателей для детей старшей группы....

Инновационный проект на тему: «Буккроссинг, как средство возрождения традиции семейного чтения».

Инновационный проект на тему: «Буккроссинг, как средство возрождения традиции семейного чтения»....