Картотека "Одежда, обувь, головные уборы"
картотека (подготовительная группа)

Соколова Наталья Ивановна

Картотека "Одежда, обувь, головные уборы" позволит воспитателям старших групп детского сада в форме игры закрепить с детьми названия и детали одежды, обуви, головных уборов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda_obuv.docx277.24 КБ

Предварительный просмотр:

http://ddu76.vitebsk.edu.by/ru/sm.aspx?guid=18713

Содержание

1. Физминутка.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Зрительная гимнастика.

5. Сюжетная дыхательная гимнастика.

6. Психогимнастика.

7. Речевое развитие: стихи, загадки, считалки.

ФИЗМИНУТКИ

«Одежда»

Вот заходит Мойдодыр, 

(Ходьба на месте)

У меня с ним только мир. 

(Сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит 

(Руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. 

(Сгибают правую руку в локте иимитируют шитьё иголкой)

Он пальцем больше не грозит, 

(Грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит. 

(Руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат 

(Загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. 

(Поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет – 

(Поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. 

(Голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

«Головные уборы»

Шапка шерстяная, наверху помпон,

(Изображают шапку и помпон)
Круглый, словно мячик, и пушистый он.

(«Круглый» мячик)
Есть еще у шапки отворот цветной,

(Показывают отворот у шапки)
В этой шапке можно бегать и зимой.

(Бегут)
Бабушка связала шапку не спеша,

(«Вяжут спицами»)
Шапка шерстяная вышла хороша.

(Руки на поясе, а затем показывают шапку)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Обувь»

(Загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках на каждое название обуви)
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так.
(Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками)

 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения для язычка:

«Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

«Большие пуговицы»-максимально округлить губы и «Маленькие пуговки»- вытянуть губы узкой «трубочкой.

«Иголочка» - вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

«Воротник с широкими и острыми краями». Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

«Белье на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении.

«Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

«Строчит машинка»-губы в улыбке, чистый пальчик—под язычок, произносить: др-р-р-р.

«Строчка» - кончик языка «иголочкой» ритмично касаемся верхней губы, начиная с уголка рта.

«Всем гимнастика для глаз»

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками.

Упражнение № 1. «Выдох- вдох»

Исходное положение - стоя или сидя на стуле. Исполнение - после энергичного выдоха на п-ф-ф-ф поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и мысленно считать до 15 - это вдох.

Упражнение № 2. «Поющие звуки».

Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю.

Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

Упражнение № 3. «Весёлые шаги».

Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на 1 счет. Чтобы через 1 месяц научиться делать выдох на 10-15 шагов.

«Гимнастика для мозга»

Регулярные тренировки в замедленном дыхании являются хорошим средством для повышения силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Защемление и задержка дыхания, сопровождающаяся снижением кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока. Речевое, диафрагмально-реберное дыхание, при котором вдох короткий, а выдох длительный (1:15; 1:20) как раз и тренирует эти защитные механизмы, тем самым, играя физиологическую роль в повышении умственной работоспособности.

  «Одежда»

Выражение эмоционального и психофизического состояния

Представьте себе, что у вас появился новый наряд, испачкалось платье, порвалось платье, что вы укололи пальчик, рассыпали мамины иголки и булавки. Выразите свое отношение к происходящему: мама в новом платье, братик упал в лужу и испачкал рубашку, вы с родителями дарите бабушке красивый платок, вы с родителями выбираете одежду сестренке, братику.

Обыгрывание ситуации.

«Шитье одежды». Покажите, как модельер рисует модель, закройщик делает выкройку, портниха шьет, манекенщица демонстрирует готовое платье. Покажите, как шьют на ручной, ножной и электрической машинке, вяжут на спицах.

«Стирка». Представьте, что мы наливаем воду в тазик, определяем, какая она — холодная, очень горячая, теплая (выразить свои ощущения). Сыплем стиральный порошок, стираем белье, полощем, отжимаем, встряхиваем, вешаем на веревку, закрепляем прищепками. Ветер срывает белье с веревки, оно падает на землю, пачкается. Мы огорчены, придется стирать его опять. Белье высохло, его надо погладить.

«Оживление предметов»

Представьте себя новой шубой; потерянной варежкой и варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол, и аккуратно сложенной рубашкой.

 «Обувь»

Выражение эмоционального и психофизического состояния

Представьте, что вам купили красивые новые туфли. Покажите, как вы обрадовались.

У туфли оторвалась застежка, или новые туфли испачкались. Покажите, как вы огорчились.

Действия с воображаемыми предметами.

Чистим обувь, моем сапоги, застегиваем молнию, зашнуровываем ботинки, надеваем узкие сапоги, снимаем сапоги.

Образные перевоплощения

Изобразите состояние туфель, брошенных под кровать, и туфель, поставленных на полку; старые и новые туфли; тапочки, ожидающие свою хозяйку.

 «Платье»

Это платье для Наташки –

(Четыре ритмичны  поворота вправо-влево, руки на поясе)

Красные горошки.                

(Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах).

А на платье два кармашка,  

(«Рисуют» на животике два кармашка).

Спрячем в них ладошки.                

(Прикладывают обе ладошки к животику).

Н. Нищева

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

СТИХОТВОРЕНИЯ

«Бабушкины руки»
Это чья рубашка –
Синие горошинки?
Бабушка старалась,
Шила для Алешеньки!
Это чей сарафан
Белыми ромашками?
Бабушка старалась,
Шила для Наташеньки!
Г. Браиловская

Какая одежда?

Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!
А. Шибаев

«Ботинок»

Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два — вправо,

Раз-два – влево!
– Он  не хочет шнуроваться,
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два  – справа,
Раз-два – слева.
– Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!
О. Чернорицкая

«Вова-растеряшка»
Вова-растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ежик утащил?
Может плюшевый медведь
Захотел ее надеть?
Стал рубашку примерять –
Взял и сунул под кровать.
Вова-растеряшка,
Вот твоя рубашка

Как ботинки ели кашу

Как ботинки ели кашу

Дед сказал однажды Паше: 
- Вот, ботинки просят каши.
Да, носил их года три...
Прохудились, посмотри.
Я поеду в магазин,
Ты побудь, дружок, один.
- Хорошо, - ответил Паша.
И, чтоб время не терять,
Стал ботинки манной кашей
Из кастрюли наполнять.
- Не кормили столько лет...
Вот обрадуется дед!
О. Григорьева

Какая одежда?

Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!
А. Шибаев

Речевая подвижная игра «Сапожки»

Импровизация движений:

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

«Мы на полки обувь ставим»

Мы на полки обувь ставим, 

(Поднимают поочерёдно руки вверх)

А потом её считаем: 

(Сгибают пальцы по порядку)

Сапоги, кроссовки, туфли,

Шлёпанцы, сандалии в кухне,

Босоножки, кеды, боты

И высокие ботфорты,

Валенки, лапти, калоши,

Их выпачкивать негоже. 

(Повороты головы в стороны)

Посчитай, скажи ответ,

(Руки согнуты в локтях, руки перед грудью, пальцы раздвинуты)

Знаешь, сколько или нет? 

(Спрятать руки за спину, поворачивать голову в стороны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".  Занятие направлено на пополнен...

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Осенние одежда, обувь, головные уборы».

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: "Осенние одежда, обувь, головные уборы".Задачи:Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначе...

Домашнее задание по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Домашнее задание по теме  «Одежда. Обувь. Головные уборы»....

Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...

Планирование воспитательно-образовательной работы в 1 младшей группе по теме: "Одежда. Обувь. Головные уборы"

тематическое планирование с подробным описанием совместных, индивидуальных мероприятий, с учетом федеральных государственных требований, основанный на интеграции образовательных областей....

Конспект занятия по теме "Относительные прилагательные. Одежда, обувь, головные уборы." (подг. гр.)

Занятие проводилось в подготовительной группе в рамках работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...