Конспект ОД по экспериментированию с детьми подготовительной группы Тема: «Посылка от Деда Мороза»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект ОД по экспериментированию с детьми подготовительной группы. Расширение представлений детей об окружающем мире, через развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 971.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Городского округа Подольска
Комитет по образованию
МОУ СОШ №8 (дошкольное отделение)
Конспект ООД по экспериментированию с детьми подготовительной группы
Тема: «Посылка от Деда Мороза.»
Выполнила
воспитатель
Пужихина Т.И.
Подольск
Цель. Расширение представлений детей об окружающем мире, через развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах.
Программные задачи:
- формировать представления о различных агрегатных состояниях вещества (твёрдое, жидкое, газообразное), его взаимоотношения с другими объектами и средой обитания;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы;
- развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально личностное, творческое развитие;
- развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;
- развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёров, отстаивать свою правоту.
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Оборудование и материалы:
ТСО, посылка, формочки для воды, кувшинчики для воды, лед, чайник, фартуки и нарукавники для детей, фартук и нарукавники для воспитателя.
Предварительная работа:
- тематическая беседа «Круговорот воды в природе» - жидкое, твердое, газообразное;
- знакомство с методикой ТРИЗ Методика «Маленькие человечки»
- рассматривание моделей состоящих из маленьких человечков.
Словарная работа: твердое, жидкое, газообразное, телемост.
Ход
Мотивационно – ориентированный этап
Дети заходят и встают полукругом
Приветствие
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Ой, что это? Посылка? От кого? Гости это ваша посылка?
Ответ гостей
Звучит песня «Российский Дед Мороз» сл. Раисы Паниной, музыка Андрея Варламова.
У нас видеозвонок
На экране появляется Дед Мороз
Дед Мороз: Здравствуйте ребята.
Воспитатель: Здравствуй Дед Мороз. Ребята, с нами на связь по телемосту, вышел Дед Мороз. Давайте поздороваемся с Дедом Морозом.
Дети приветствуют Деда Мороза.
Дед Мороз: Ребята, я получил ваши поздравления, мне очень понравилось. Большое вам спасибо, вспомнили о моем дне рождении. В знак благодарности я вам выслал посылку. В нее я вложил самые красивые льдинки, тонкие, прозрачные, искристые.
Воспитатель: Дедушка Мороз, так это ты посылку прислал? Сейчас мы откроем посылку и полюбуемся на твои льдинки.
Воспитатель раскрывает посылку, достает пустой контейнер.
Воспитатель: Ой, Дедушка Мороз, а льдинки - то растаяли.
Дед Мороз: Как - это растаяли? Я свою посылку отправил самолетом.
Воспитатель: Вот посмотри, здесь ничего нет.
Дед Мороз: Куда же они делись? Это не моя посылка, здесь ничего нет.
Воспитатель: Дедушка Мороз я догадалась, что случилось с твоими льдинками.
Практический этап
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что могло случиться с нашими льдинками в самолёте?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, если льдинки растаяли, во что они превратились?
Дети: Льдинки превратились в воду.
Дед Мороз. А что же случилось с водой? Ведь в посылке ничего нет.
Воспитатель: Дети, куда же делась вода?
Дети: Вода испарилась.
Дед Мороз: Ничего не понимаю.
Воспитатель: Дедушка Мороз, сейчас мы все о твоих льдинках расскажем и покажем, что с ними произошло в пути.
Воспитатель: Сейчас наша группа превратится в лабораторию. А мы с вами в исследователей. Для этого нам нужно вспомнить правила поведения в лаборатории. Кто мне в этом поможет?
Дети: Перед работой нужно надеть фартуки и нарукавники, без разрешения ничего нельзя трогать, нельзя брать в рот руки во время проведения опытов. Внимательно слушать воспитателя и действовать по команде.
Дед Мороз: А что делают в лаборатории?
Дети: В лаборатории проводят опыты?
Воспитатель: Правильно, в лаборатории проводят опыты и делают интересные открытия.
Воспитатель: Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы начинаем наше исследование. У меня есть лёд, но не тот который Дед Мороз прислал. Этот лёд я нашла в холодильнике, давайте на него посмотрим. Лёд это, какое вещество?
Дети: Лёд это твердое вещество.
Воспитатель: А почему вы решили, что лёд твердое вещество?
Дети: Его нельзя перелить, согнуть.
Воспитатель: А почему с твёрдым веществом ничего нельзя сделать, из чего же состоит твёрдое вещество?
Дети: Твёрдое вещество состоит из маленьких частиц, которые крепко держатся за ручки.
Воспитатель: Правильно, эти частицы словно детки крепко держатся за ручки. Они похожи на маленьких человечков.
Дед Мороз: Я хочу посмотреть, как эти человечки ведут себя в моих льдинках.
Воспитатель: Ребята давайте покажем, как себя ведут человечки в твердых веществах.
Дети встают в круг, крепко держатся за руки.
Воспитатель: Вот как крепко держатся человечки в льдинках, никак не могу разъединить.
Дед Мороз: Если мои льдинки твердые, человечки крепко держатся за руки. Как же они растаяли?
Воспитатель: Сейчас Дедушка Мороз мы с нашими ребятами тебе покажем, что случилось с твоими льдинками.
Воспитатель: Уважаемые лаборанты, садитесь за стол.
Дети садятся за стол
Воспитатель: И первый наш научный опыт твердое вещество превращается в жидкое.
Опыт 1. Лед тает
Воспитатель берет в руки лед.
Воспитатель: Что это?
Дети: Это лёд.
Воспитатель: Действительно, это лёд. Лёд это твердое или жидкое вещество?
Дети: Лёд это твёрдое вещество.
Воспитатель: А сейчас, я каждому лаборанту предлагаю взять кусочек льда в руки.
Дети берут в руки кусочки льда.
Воспитатель: Какая красивая льдинка, давайте её рассмотрим. Какая она?
Дети: Льдинка гладкая, прозрачная.
Воспитатель: Ребята, скажите, у льдинки есть форма?
Дети: У льдинки форма звездочки.
Воспитатель: А если я ее положу в стакан, форма у льдинки поменяется?
Воспитатель кладет льдинку в стакан.
Дети: Льдинка не поменяла свою форму.
Воспитатель: Давайте спрячем ее в ладошке.
Сжимают в ладошках, лед тает.
Воспитатель: Я не поняла, посмотрите, во что превратилась льдинка? Ребята, во что превратилась ваша льдинка?
Дети: В воду.
Воспитатель: Почему льдинка превратилась в воду?
Дети: Потому что наши ладошки теплые, они согрели льдинку, она растаяла и превратилась в воду.
Вывод: при повышении температуры, лед превращается в воду.
Воспитатель: На что же похожа вода? У меня на ладошках вода похожа на маленькое озеро. Посмотрите на свои ладошки, на что похожа ваша вода.
Ответы детей
Воспитатель: Ребята вода имеет форму.
Дети: Нет, вода не имеет формы.
Воспитатель: Правильно ребята, вода не имеет форму, поэтому у нас с вами получились разные фигурки из растаявшей льдинки. Льдинка растаяла и намочила наши руки, протрите руки салфеткой.
Дети протирают руки салфеткой
Дед Мороз: Да как это вода не имеет форму.
Воспитатель: Дедушка Мороз посмотри, у наших ребят разные формочки. В свои формочки дети нальют воду и мы увидим, что вода у всех разной формы.
Опыт 2 . Вода не имеет форму
Воспитатель: Уважаемые экспериментаторы наш следующий опыт докажет, что вода не имеет форму. У вас стакан с водой, вода какую форму имеет в стакане.
Дети: В стакане вода имеет форму стакана.
Воспитатель: Правильно, в стакане вода имеет форму стакана. Возьмите свой стаканчик с водой и перелейте воду в свою формочку.
Дети наливают воду в формочки.
Воспитатель: Что случилось с водой, у нее форма стакана сохранилась?
Дети: Нет, форма стакана не сохранилась
Воспитатель: Какую форму вода приняла у Вани, У Алины, у Оли, У Максима, у Вари?
Ответы детей
Вывод: вода не имеет своей формы, но принимает форму того сосуда в который ее наливают.
Дед Мороз: Понятно, а вода это твердое вещество?
Воспитатель: Ребята, как можно ответить на вопрос Деда Мороза.
Ответы детей
Дед Мороз: Что стало с маленькими человечками?
Дети: В жидком веществе человечки стоят рядом, между ними можно пройти.
Воспитатель: Дедушка Мороз сейчас наши детки тебе покажут, выходите ребята.
Дети выходят, встают рядом, руки на поясе.
Воспитатель: Посмотри Дедушка Мороз, теперь у твоих льдинок нет формы они стали жидкими.
Дед Мороз: Вот только я понять не могу, если мои льдинки растаяли и превратились в воду. Куда же делась вода от моих льдинок?
Воспитатель: Да, Дедушка Мороз вопрос серьезный, сейчас мы попытаемся узнать, что стало с водой?
Воспитатель: А вы дорогие экспериментаторы, займите свои места.
Опыт 3. Вода испаряется
Воспитатель: Ребята, Дед Мороз посылал нам свой подарок, когда на улице было ещё тепло, грело солнышко. Посылка в дороге нагревалась, льдинки грелись и таяли, превращались в воду.
Воспитатель: Дедушка Мороз посмотри, я беру чайник, представим, что это твоя посылка. Я наливаю в чайник воду, чайник в нашем опыте будет солнышком, я его подключаю. Посылка летела долго, на улице было тепло, солнышко пригревало, и наш чайник греется как солнышко. Ребята, что произошло с водой в чайнике?
Дети: Вода закипела.
Воспитатель: Правильно, вода кипит, бурлит. А что ещё произошло с водой от тепла?
Дети: Вода превратилась в пар.
Воспитатель: Посмотрите, вода из нашей посылки с помощью чайника – солнышка превратилась в пар. Пар это газообразное вещество.
Воспитатель: Давайте вместе повторим, пар это газообразное вещество.
Дети повторяют вместе с воспитателем
Воспитатель: Сейчас я попробую поймать пар. У меня, получается, поймать пар?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я попробую его в ладошку взять. Я его взяла?
Дети: Нет.
Воспитатель: Куда идёт пар?
Дети: Он идёт вверх.
Воспитатель: Пар очень лёгкий, как воздушный шарик, поэтому быстро поднимается вверх.
Воспитатель: Ребята, пар какое вещество?
Дети: Газообразное.
Воспитатель: Что мы узнали о газообразном веществе, какое оно?
Дети: Легкое, подвижное.
Дед Мороз: Теперь мне понятно, что произошло с моими льдинками. Мои льдинки на солнышке превратились в пар.
Дед Мороз: А что, у газообразного вещества тоже есть человечки.
Воспитатель: Да, эти человечки очень озорные, они подвижные, их невозможно поймать. Выходите ребята, мы покажем, какие человечки находятся в газообразном веществе.
Дети выходят, передвигаются по кругу
Воспитатель: Дедушка Мороз, вот какие, подвижные, озорные газообразные человечки.
Дед Мороз: Так вот что случилось с моей посылкой. Я послал твёрдое вещество, а вы то, получили газообразное.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сюрприз Дедушки Мороза из чего был?
Дети: Изо льда.
Воспитатель: Во что превратились льдинки?
Дети: В воду.
Воспитатель: Что стало с водой от солнечного тепла.
Дети: Она превратилась в пар.
Воспитатель: Пар это, какое вещество?
Дети: Это газообразное вещество.
Дедушка Мороз: Спасибо вам ребята за возможность узнать много нового о разных состояниях льда. Теперь я знаю, что лёд из твёрдого вещества может превратиться в жидкое вещество, а жидкое вещество может превратиться в газообразное. Мои льдинки не потерялись они стали газообразными и испарились. Пришло время прощаться, у меня много дел, мне пора готовиться к Новогодней встрече детьми и взрослыми.
До встречи, дорогие друзья!
Дети: До свидания Дедушка Мороз!
Воспитатель: Ну, вот и закончился наш телемост. Мы много нового узнали о состоянии льда. Наша лаборатория не закрывается. В следующий раз мы попробуем узнать, как пар газообразный вновь может вернуться на землю. А с вами дорогие гости мы прощаемся. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/25/picture-410226-1393344459.jpg)
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»
Конспект открытого занятия по обучениюграмоте в подготовительной группе. Тема: «Сюрприз от Деда Мороза»...
Презентация к конспекту музыкального интегрированного занятия с детьми подготовительной группы Тема: "Помощники Деда Мороза"
Цель: Создание праздничного настроения в преддверии новогодних утренников, посредством музыкальной деятельности.Задачи:1. Образовательные:- Познакомить с новым произв...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/20/picture-831878-1476989686.jpg)
Методическая разработка в форме работы с семьей в рамках конспекта совместной деятельности родителей с детьми старшей группы «В мастерской у Деда Мороза».
Конспект совместной деятельности родителей с детьми старшей группы "В мастерской у деда Мороза", может проводится в предновогоднее время воспитателем с детьми и их родителями. Целью совместной деятель...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/05/picture-991645-1515165509.jpg)
Конспект занятия по ручному труду подготовительная группа Тема «Игрушки для Деда Мороза»
Конспект занятия по ручному труду подготовительная группа Тема «Игрушки для Деда Мороза»Программное содержание: Закрепить знания детей о способах шитья стежками по кругу, закручивание...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233332-1364739021.jpg)
Конспект занятия по ручному труду подготовительная группа Тема «Игрушки для Деда Мороза»
Конспект занятия по ручному труду подготовительная группа Тема «Игрушки для Деда Мороза»Программное содержание: Закрепить знания детей о способах шитья стежками по кругу, закручивание...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/14/picture-1143584-1557830278.jpg)
Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной группы с ТНР «Помощники Деда Мороза»
Цель: создание условий для формирования у детей представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в процессе совместной деятельности.Задачи:Образовательные- упражнять в количественном и...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1297080-1607489078.jpg)
Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы. Тема: «Составление письма деду Морозу».
Cовершенствовать умение использовать в речи простые и сложные предложения. Учить оформлять свои мысли в связный текст и правильно согласовывать слова в предложениях. Совершенствовать умение составлять...