Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательного процесса
статья

Башмакова Вероника Юрьевна

 

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни нашей страны, ставят перед образованием новые цели. На смену жесткому авторитарному унифицированному образованию, дававшему высокий уровень общих знаний, приходит образование, направлением развития которого становится гуманизация, ориентация на развитие личности и учет индивидуальных особенностей в организации учебно-воспитательного процесса, создание возможности для творчества. Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательного процесса дает возможность сделать этот процесс восприимчивым к любым инновациям, идти в ногу со временем. Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знаний последнего, а со стороны педагога – поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности. И, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, соответствующим образом выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Башмакова Вероника Юрьевна

Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательного процесса

 

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни нашей страны, ставят перед образованием новые цели. На смену жесткому авторитарному унифицированному образованию, дававшему высокий уровень общих знаний, приходит образование, направлением развития которого становится гуманизация, ориентация на развитие личности и учет индивидуальных особенностей в организации учебно-воспитательного процесса, создание возможности для творчества. Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательного процесса дает возможность сделать этот процесс восприимчивым к любым инновациям, идти в ногу со временем. Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знаний последнего, а со стороны педагога – поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности. И, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, соответствующим образом выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия. Индивидуальность – это обобщенная характеристика психологических особенностей человека, обеспечивающая более или менее успешное выполнение деятельности. Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебно-воспитательного процесса, при которой педагог взаимодействует лишь с одним учеником; оно предполагает индивидуальную работу учителя и ученика в паре. Этот способ обучения возник с появлением первых школ, но требования массовой школы сделали его бесперспективным. Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррективы в деятельность как обучающегося, так и педагога, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальный подход – это: - Принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; - Ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; - Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; - Создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для каждого ребенка в отдельности. Основными способами изучения индивидуальных особенностей обучающихся являются планомерные систематические наблюдения за ними, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит понимание индивидуального подхода. Как уже было сказано, индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших общепедагогических и дидактических принципов. Но, в отличие от других дидактических принципов, принцип индивидуального подхода, во-первых, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого обучающегося. Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика. В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика. Индивидуализация обучения - это: Организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся; Различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход. То есть индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса обучения, содержания образования, построения школьной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая – создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление заданий, третья – формирование различных типов школ и классов. Индивидуализированное обучение – это обучение, направленное на проявление и сохранение индивидуальных способностей учащихся. Его содержание допускает и учитывает наряду с нормативным знанием индивидуальное видение и понимание каждым ребенком предмета обучения, а методы, средства и формы обучения позволяют учащимся активно участвовать в проектировании содержания и организации обучения и обеспечивают им возможность выбора уровня овладения учебным материалом. Условия для реализации индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе.  Одним из основных условий реализации индивидуального подхода в работе с детьми школьного возраста является знание педагогами  закономерностей психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач школьного образования на современном этапе развития государства, овладение формами и методами работы с детьми. При изучении возрастных особенностей школьников педагог-воспитатель преимущественно опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных особенностей воспитания отдельных детей, то ему приходится полагаться только на материал, полученный в процессе собственного изучения воспитанников. Поэтому следующим условием является владение педагогами-воспитателями методами изучения индивидуальных особенностей детей, к которым относятся, в первую очередь, наблюдение и педагогический эксперимент. Сюда также относятся беседы с детьми, психологические тесты, моделирование педагогических ситуаций. С этой целью следует изучать условия семейного воспитания: иметь общее представление о семье воспитанника; знать изменения, которые произошли в жизни ребенка, особенности семейного воспитания. Ведь привлечение родителей в образовательный процесс также является одним из главных условий реализации индивидуального подхода. Воспитательное воздействие, осуществляемое семьей, имеет решающее значение в дальнейшем развитии личности ребенка школьного возраста. Вся система школьного образования должна быть направлена на формирование физических, эмоциональных и познавательных сил ученика, которые составляют основу гармоничного развития личности. Важное значение в осуществлении индивидуального подхода к детям имеет педагогическая оценка их деятельности и поведения. При этом объектом оценки должны быть прежде всего мотивы действий и поступков, а не только их результаты. Важную роль в индивидуальном подходе играет учет психических состояний ребенка, настроения, общего физического самочувствия, утомляемости в процессе воспитания. Общим и важным условием обеспечения результативности индивидуального подхода является органическое сочетание воздействий педагога-воспитателя на отдельного ребенка с влияниями на него коллектива сверстников. Особенно внимательно педагоги должны следить за изменением главных личностных качеств – направленности ценностных ориентаций, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректировать процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей. В процессе индивидуального обучения диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития воспитуемого. В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ребенок. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности обучающихся. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих подопечных. Доминирующим качеством педагога, работающего в области индивидуального обучения и воспитания (помимо высокого квалификационного уровня) является отличное знание как возрастной так и индивидуальной психологии.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов проекта в организации учебно-воспитательного процесса ДОУ.

Семинар для воспитателей Аукцион педагогических идейТема: Использование методов проекта в организации учебно-воспитательного процесса ДОУ....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ИГРОТРЕНИНГА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ...

ОТЧЁТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.

ОТЧЁТПО  ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД. В нашей группе 35 детей, 17 девочек и 18 мальчиков. В начале учебного года была поставлена г...

Индивидуально-дифференцированный подход при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Презентация к семинару-практикуму для педагогов ДОУ компенсирующего вида "Реализация индивидуально-дифференцированного подхода при организации коррекционно-педагогической работы с детьми с наруше...

Статья по организации учебно-воспитательного процесса во 2 младшей группе за 2018-2019 учебный год

ОТЧЁТПО  ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД. В нашей группе 25 детей, 16 девочек и 9мальчиков. В начале учебного года была поставлена гла...

Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса»

Консультация «Взаимодействие педагога и родителей в процессе организации учебно–воспитательного процесса»...