Методика «Загадки»
материал

Лельгант Вероника Сергеевна

Когда дети утром приходят в группу, воспитатель здоровается с ними и предлагает загадку, представленную на специальном стенде, на которую каждый ребенок должен дать ответ. Загадки и ответы детей обсуждаются группой во время утреннего сбора (утреннего круга). Рекомендуется использовать специальные кармашки с именами детей, в которые  помещают карточки с вопросами. На карточке написан вопрос, представлена иллюстрирующая его картинка и варианты ответов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr2.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Загадки»

Когда дети утром приходят в группу, воспитатель здоровается с ними и предлагает загадку, представленную на специальном стенде, на которую каждый ребенок должен дать ответ. Загадки и ответы детей обсуждаются группой во время утреннего сбора (утреннего круга). Рекомендуется использовать специальные кармашки с именами детей, в которые помещают карточки с вопросами. На карточке написан вопрос, представлена иллюстрирующая его картинка и варианты ответов.

В зависимости от возраста детей и конкретных педагогических задач метод загадок применяют для закрепления различного содержания, например:

- при развитии речи и обучении началам грамоты:

- формирование обобщений/категорий (домашние животные, одежда, транспорт и др.);

- формирование фонематического слуха (рифма, начальный звук в слове);

- знакомство с буквами (соотношение буквы и звука, строчные и прописные буквы).при формировании математических представлений и логического мышления:

- формирование понятия числа (сравнение множеств, знакомство с цифрами для обозначения чисел);

- формирование навыка счета;

- знакомство с плоскими геометрическими фигурами и трехмерными телами (составление из частей, пространственные преобразования);

- нахождение закономерностей (продолжение ряда, определение лишнего в группе).

Методика помогает закреплению детских представлений в области математики, грамоты, ознакомления с окружающим миром и т. д. Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки. Выполняя задания сначала с постоянной помощью воспитателя, затем с эпизодически возникающей при необходимости и, наконец, без помощи взрослого, дети приучаются к самостоятельности. Ребята также учатся «читать» различные символы — от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов.

Усвоение детьми новых слов, действий и понятий зачастую требует многократного их повторения, желательно в различных контекстах. Обычно воспитатель организует такое повторение, работая с целой группой детей. Понятно, что при этом трудно поддерживать длительную вовлеченность ребенка в выполнение задания. Данный метод помогает решить эту проблему, так как разгадывание загадок обычно вызывает повышенный интерес у ребенка и представляет собой хороший контекст для последующего развития у него саморегуляции.

Методика «Загадки» помогает быстро, ненавязчиво, незаметно для ребенка провести диагностику усвоения им того или иного понятия. В ходе решения загадок дети помогают друг другу и почти не нуждаются в помощи воспитателя, благодаря чему он может больше внимания уделять наблюдению за детьми, что является основным методом педагогической диагностики.

Метод планирования работы детей в центрах активности

Педагогическая задача. Ежедневное планирование работы в центрах имеет несколько целей.

Первая цель — освоение ребенком начал планирования и контроля, что обеспечит развитие у него саморегуляции, заложит основные способности в этой сфере, которые будут в последующем совершенствоваться в младшем школьном возрасте.

Навыки планирования и контроля поддерживают развитие у ребенка самостоятельности, инициативности, ответственности в познании, общении и практическом действии, т. е. способствуют формированию его личности и важных детских умений. Это происходит при поддержке интереса к разным видам активности — в сфере познания, коммуникации, приобретения социальных и практических навыков и пр.

Вторая, не менее важная, цель — помочь детям развернуть сюжетно-ролевую игру на достаточно высоком уровне и поддерживать ее в течение долгого времени.

При этом надо иметь в виду, что введение систематического ежедневного планирования работы в центрах активности позволяет избежать многих конфликтов, связанных с распределением заданий между детьми, выбором активностей в разных центрах, использованием игрушек, других инструментов и материалов, что существенно улучшает характер взаимодействия между детьми и общий эмоциональный климат в группе.

Материалы и оборудование. Для процесса планирования ребенку необходимо предоставить возможность выбора, как обозначить на бумаге тот центр, в котором он хотел бы играть. Старший дошкольник попробует написать название центра или достаточно узнаваемо нарисовать, чем он будет заниматься. Малышу подобные способы репрезентации пока недоступны, хотя он может нарисовать цветные каракули, выбрав цвет карандаша, соответствующий цвету таблички на центре.

В целях сделать планирование доступным для дошкольников всех возрастов и уровней развития следует обозначить центры активности таким образом, которые сочетали бы в себе три системы репрезентации: цвет, картинку и слово.

Для организации процесса планирования работы детей в центрах активности потребуются следующие материалы:

Маркировка центров. Каждый центр обозначают специальной табличкой, большую часть которой занимает однотонный фон, выбранный для этого центра. На обеих сторонах таблички нарисован символ, соответствующий содержанию центра (например, книга - для центра грамоты и письма, кубики - для центра строительства

и т. п.), и написано название центра. Яркие цвета табличек будут видны издалека и помогут детям различать центры.

Колесо выбора отражает количество центров активности и их содержание. Каждому центру соответствует свой сектор на колесе. Если в группе много центров активности, для блока времени, выделенного для игры, некоторые центры можно объединить. Обозначения каждого сектора соответствуют маркировке определенного

центра активности.

Так, если табличка центра строительства зеленого цвета и на ней нарисован кубик, то и в секторе, соответствующем центру строительства, должны быть представлены название центра и аналогичная картинка кубика. По периферии колеса выбора размещены метки (кружки), обозначающие, сколько детей могут одновременно играть в центре. К меткам прикрепляют цветные прищепки, соответствующие цвету центра, которые служат для детей медиаторами.

При работе со старшими дошкольниками одного колеса на группу достаточно. Для младших дошкольников можно использовать два одинаковых колеса, проводя планирование работы одновременно в двух малых группах. В этом случае к каждому сектору колеса, соответствующему центру активности, прикрепить только половину прищепок. Например, если в центре строительства обычно одновременно играют четыре ребенка, то во время планирования работы в малых группах только два ребенка смогут выбрать этот центр.

Разноцветные прищепки. Поскольку дети будут самостоятельно снимать прищепки с круга и прикреплять к своей одежде, лучше выбирать прищепки, которыми детям будет удобнее пользоваться (например, те, у которых не слишком тугая пружина).

Разноцветные карандаши (маркеры, фломастеры и т. п.). Количество карандашей каждого цвета должно соответствовать количеству детей, которые могут одновременно находиться в центре. Для младших детей лучше использовать толстые карандаши или маркеры, для старших — маркеры с тонким стержнем, которыми можно не только рисовать, но и писать.

Бумага белая, офисная, формата А4, по одному листу или половине листа на каждого ребенка.

Таблички с именами детей. Для младших детей рядом с именем можно поместить фотографию ребенка или символ, используемый для маркировки вещей (например, символ, которым помечен шкафчик).

Форма «Кто сегодня первый?» — список имен детей группы в алфавитном порядке, записанных в столбик. Список прикрепляют на стенд рядом с колесом выбора. Буквы должны быть большого размера, чтобы дети издали видели свои имена.

При оформлении списка для младших дошкольников рядом с каждым именем следует поместить фотографию этого ребенка или символ его шкафчика.

К форме прилагается небольшой предмет (зажим, прищепка, заколка и пр.), который выполняет функцию маркера. Воспитатель располагает маркер рядом с именем ребенка, который в этот день выбирает первым.IMG_256

Контейнеры в центрах активности, в которые дети складывают свои планы. Цвет контейнера должен совпадать с цветом центра. Контейнеры располагают таким образом, чтобы дети во время работы в центре могли легко найти свой план и планы друзей. В качестве контейнера можно использовать корзинку, коробку или большой конверт.

Индивидуальная папка ребенка для хранения планов. Папка имеет два кармашка: в левом хранятся планы за прошлые дни, а в правом - бумага для новых. На папке написано имя ребенка; для младших детей можно добавить соответствующий символ или фотографию ребенка.

Планшет с зажимом (клипборд). Если в группе много детей, то не всем хватит места за столом. В этом случае некоторые малыши могут составлять свои планы, сидя на ковре. Им нужно положить свою бумагу на жесткую поверхность, и для этого лучше всего подходят папки (планшеты) с зажимом.

Таблицы с алфавитом (из расчета одна таблица на трех-четырех детей). Таблицы должны быть уменьшенными копиями большой таблицы, используемой во время групповых занятий. Как правило, таблицы с алфавитом необходимы старшим дошкольникам, но могут использоваться детьми любого возраста, если те начинают писать.

Место в образовательном процессе в течение дня.

Планирование работы является первым компонентом блока в распорядке дня, который связан с проведением занятий. Общая продолжительность этого блока - от часа до полутора (в зависимости от возраста детей). Сюда же входит самостоятельная деятельность в центрах и уборка. Само планирование не должно занимать более 10–12 минут. В группах полного дня, в расписании которых может быть и утренний, и вечерний блок деятельности детей или игры в центрах активности, планирование лучше проводить

во время утреннего блока.

Процедура проведения. Чтобы воспитатель мог успешно помогать всем детям, необходимо продумать пространственную организацию места, где ребята будут составлять свои планы. Рекомендуется выбрать место (на столах или ковре) с максимально удобным доступом к каждому ребенку.

Вариант, когда дети выстраиваются в очередь, чтобы показать воспитателю свои планы, не такой удачный, так как в этом случае планирование может занять слишком много времени.

Наименее удачный вариант — когда воспитатель сидит в центре полукруглого стола и видит все планы вверх ногами. Помимо того, что в этом случае воспитатель не может правильно продемонстрировать детям направление письма, подобная конфигурация стола вынуждает педагога находиться в стационарном положении.

План работы над планами:

1. Воспитатель раскладывает папки с планами (планшеты) на столе или на полу, где предварительно разложены коврики или прикреплены таблички с именами детей. Во все дни, кроме понедельника, сверху должны лежать их вчерашние планы.

2. Дети занимают свои места. Воспитатель просит «прочитать» друг другу вчерашние планы. Он обходит группу и выборочно спрашивает у некоторых ребят, какой у них был план вчера и как они это определили.

3. Воспитатель берет колесо выбора и объясняет детям, какие виды деятельности им предлагаются сегодня в центрах активности.

4. На форме «Кто сегодня первый?» воспитатель зажимом помечает фамилию и имя ребенка, который будет делать выбор центра первым, называет его имя и спрашивает ребенка, в каком центре он сегодня хочет работать (играть) и что он будет там делать.

5. Ребенок называет тот центр, в котором он хочет сегодня находиться, и объясняет, что будет делать. Он снимает прищепку с колеса выбора и прикрепляет ее к своей одежде. Затем ребенок берет карандаш того же цвета, что и прищепка, и начинает рисовать свой план.

6. Воспитатель называет имя следующего по списку ребенка и повторяет вопрос. Таким образом все дети выбирают центры.

7. Воспитатель обходит детей и помогает им составить планы.

8. Дети «читают» воспитателю свои планы, объясняя, что они нарисовали или написали.

9. Воспитатель уточняет детали планов и, если необходимо, просит детей внести дополнения или уточнения.

10. Дети идут в центры, которые они выбрали, и берут с собой планы. Планы кладут в контейнеры, находящиеся в центрах.

11. Во время работы в центрах дети пользуются планами, чтобы напомнить себе или друг другу, что они собирались делать. Иногда планы используют для разрешения конфликтов, возникающих из-за материалов, игрушек или выбранной роли в игре.

Рекомендации

Изменения маркировки центров и колеса выбора в течение года. По мере того как центры наполняются рабочими материалами и игровым содержанием, эти дополнения должны отражаться как на колесе выбора, так и в средствах, используемых детьми для запоминания своего выбора. Когда наполнение центра отвечает его основной функции (например, кубики в центре строительства, книжки в центре грамоты и письма), детям достаточно использовать цветные прищепки, цвет которых соответствует цвету центра.

Если центры активности превращаются в игровые центры, то к цветовому обозначению добавляют обозначение игровой темы, связанной с этим центром. Например, если при игре в больницу центр воды и песка становится «отделением для новорожденных», на табличку с названием центра и на соответствующий сегмент на колесе выбора следует прикрепить картинку с изображением купающегося младенца. Данный маркер будет напоминать детям, что в этом центре они сегодня могут не только играть с водой, но и купать кукол с мылом, пользоваться детской присыпкой, маслом и т. д.

Организация помощи отдельным детям. За 10 минут воспитатель не успеет помочь всем детям в одинаковой мере, поэтому в Программе установлены определенные приоритеты.

1. В первую очередь обращать внимание на то, знает ли ребенок, выбирая центр, чем он в нем будет заниматься. Особенно это важно в тех случаях, когда меняется содержание работы в центре или игровая тема. Часть ребят не успевает перестроиться, и они планируют, например, играть в больницу в центре, который теперь превратился в салон «самолета». В этом случае можно предложить некоторым детям сходить в центр, посмотреть на новые материалы, вернуться и подумать над новым планом; или обсудить с ребенком, как он может осуществлять свой любимый сюжет в новой обстановке (например, оказать неотложную помощь заболевшему «пассажиру» на борту «самолета»).

2. Если два ребенка выбирают одинаковые роли, это может привести к конфликту: оказавшись в одном центре, они не смогут поделить игрушки или договориться об игровых действиях. Можно предложить детям альтернативные роли, которые похожи на те, которые они выбрали сами, но в то же время обеспечивают больше возможностей для сотрудничества в игре. Например, если два ребенка выбрали роль доктора, напомнить им, что существуют разные врачи: окулисты, хирурги, терапевты и пр.

3. Если два ребенка, которые часто ссорятся или дерутся друг с другом, выбрали один и тот же центр, нужно уделить им больше внимания и убедиться в том, что их планы не противоречат друг другу и что оба понимают, какой именно материал необходим каждому из них для успешной реализации его плана работы или игры.

4. В том случае, когда дети хорошо знают, чем они будут заниматься, а это, как правило, выясняется, когда они делятся с воспитателем планом своей работы, индивидуальная помощь будет определяться конкретными педагогическими задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки и речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способству...

Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЗАГАДКАМИ И КОЛЫБЕЛЬНЫМИ ПЕСНЯМИ

Цель: учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формировать представления о жанре загадки; познакомить со скороговорками, их назначением, учить четко произносить их, п...

Методика "Загадки" из Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ПРОдетей».

Методика «Загадки» помогает быстро, ненавязчиво, незаметно для ребенка провести контроль усвоения им того или иного понятия. В ходе решения загадок дети помогают друг другу и почти не нужд...

МЕТОДИКА «ЗАГАДКИ» В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

Предлагаю вниманию коллег методику "Загадки" (программа "ПРОдетей"), которая развивает у дошкольников с общим недоразвитием речи познавательную активность, творческое воображение, ...

Методика «Загадка дня» по программе ПРОдетей

Важность методики:Разгадывание «загадок» обычно вызывает повышенный интерес у детей, этот интерес также поддерживается за счет общения детей между собой.Замечая и исправляя ошибки в ответа...

Методика "Загадка дня"

Загадка дня – это увлекательный способ привлечь внимание детей и помочь им запомнить новые слова и понятия....

Картотека методики "Загадка дня" по программе ПРОдетей в старшей группе.

Картотека "Загадка дня" предназначена для педагогов....