Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЗАГАДКАМИ И КОЛЫБЕЛЬНЫМИ ПЕСНЯМИ
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Назарян Радмила Исламовна
 
Цель: учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формировать представления о жанре загадки; познакомить со скороговорками, их назначением, учить четко произносить их, придумывать небольшие истории по их сюжету; объяснить назначение и особенности колыбельной; помочь заучить текст колыбельной.
Сначала проводится игра «Чудесный мешочек»; игрушки — белочка, лиса, мышка, мишка, зайчик, куклы.
Воспитатель заинтересовывает детей, показывая чудесный мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри.
— Как можно узнать об этом? (Угадать, пощупать, достать из мешочка.)
Воспитатель дополняет ответы детей: «Еще можно загадать загадку о том, что в мешочке, то есть спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его».
— Отгадайте загадку:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
— Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
— Как вы поняли, что это белка?
Что это за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
— Что есть у зайчика, о чем вы услышали в загадке? Рассмотрев вместе с детьми игрушки, воспитатель обобщает: загадка — это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он.
Воспитатель предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова шишка, сушка. Когда дети произносят слова, воспитатель обсуждает с ними, как научиться правильно произносить все звуки, подводит к пониманию, что чистоговорки и скороговорки помогают научиться четко и правильно выговаривать звуки и слова, объясняет значение слов чистоговорка, скороговорка.
Дети проговаривают скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» сначала медленно, затем немного быстрее.
— Скороговорки помогают научиться правильно говорить. А чему помогают колыбельные? Что такое колыбельная? Пели ли вам колыбельную?
Воспитатель поет колыбельную:
Ночь пришла, темноту привела.
Задремал петушок, запел сверчок
Уже поздно, сынок, ложись на бочок.
Баю-бай, засыпай.
— Громкие или тихие колыбельные песни? Быстрые или медленные? Почему?
В заключение можно прочитать детям колыбельную К. Кулиева:
Дремлет конь в соседстве с мячиком.
В медном кране спит вода.
Кот, свернувшийся калачиком,
Спит у печки, как всегда.
За стеною ходит маятник,
Смотрит месяц к нам в окно.
Засыпай-ка, мальчик маленький,
Детям спать пора давно!
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Традиции и инновации в методике развития речи детей дошкольного возраста"

Традиционная методика лишает ребёнка самостоятельности, навязывая шаблонность. Что предлагает нам современная методика, какие инновации для развития речи вводятся сейчас в дошкольном образовании - об ...

Деловая игра: «Знатоки методики развития речи детей дошкольного возраста». ( педагогический совет)

 активизировать деятельность педагогов;  способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;  совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности. ...

Методика развития речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.Речь является одним из важных приобретени...

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».

Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР  при реализации образовательной области «речевое развитие»....

Методическая разработка: Методика развития речи детей дошкольного возраста

  Основная цель методики развития речи – это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....

Методика развития речи детей дошкольного возраста. Ушакова О.С, Струнина Е.М.

Методика развития речи детей дошкольного возраста. Ушакова О.С, Струнина Е.М....