Мониторинг обследования детей по теме «Формирование речевой компетентности дошкольников средствами фольклора»
тест

Супонина Оксана Александровна

Малые формы фольклора имеют важнейшее значение при подготовке детей к школе.С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное, грубое действие. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста посредствам малых форм фольклора имеет особую значимость.С помощью данного мониторинга обследования детей дошкольного возраста можно выявить уровни сформированности речевого общения детей с помощью малых форм фольклора который любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг обследования детей по теме «Формирование речевой компетентности дошкольников средствами фольклора»

Диагностика уровней сформированности речевого общения детей

2 младшая группа

Цель диагностики: выявление уровня речевого развития детей средствами фольклора. Включение малых форм фольклора в различные виды деятельности: познавательную, художественную, игровую, организация общения детей различными речевыми средствами. С помощью народного фольклора способствовать формированию у детей умения общаться, слышать и понимать другого, высказывать свое мнение, объяснять, договариваться, рассказывать.

Диагностика уровней сформированности речевого общения детей 2 мл. группы:

1) игровое упражнение "Сказочку читаем, слушаем и представляем" –детям читается народная сказка и методом наблюдения выявляется уровень восприятия народного произведения.

Высокий уровень: ребенок внимательно слушает до конца сказку, с помощью средств эмоциональной выразительности проявляет чувства ( мимика лица: печаль, радость, удивление и т.п.); отвечает на вопросы по содержанию сказки.

Средний уровень: ребенок проявляет интерес к слушанию сказки, но слушает ее не до конца, частично отвечает на вопросы по содержанию произведения.

Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса , не слушает сказку.

2) игровое упражнение "Мы потешки знаем–их рассказываем "– ребенку предлагается рассказать наизусть знакомые потешки (с помощью игрушки; напоминание « я начну, а ты продолжай» ; мультемидийные иллюстрации)

Высокий уровень: ребенок знает и самостоятельно и эмоционально рассказывает не менее 2-3 текстов, используя движения, мимику, интонацию.

Средний уровень: ребенок знает и с помощью взрослого рассказывает 1-2 текста, но не использует средства эмоциональной выразительности.

Низкий уровень: ребенок вместе со взрослым произносит последнее слово потешки, не использует средства эмоциональной выразительности, но в некоторых случаях использует жесты.

3) игровое упражнение "Собери сказку" – ребенку предлагается с помощью серии карточек сказочных иллюстраций изложить последовательность действий сказки, кратко пересказать ее.

Например: сказка « Репка»

Высокий уровень: ребенок без ошибок самостоятельно и последовательно выкладывает серию карточек, осознает связь названия с содержанием, умеет выделить главное, действующих лиц, их действия и отношения. Отвечает на вопрос по содержанию сказки.

Средний уровень: ребенок при выкладывании последовательности действий сказки совершает 2-3 ошибки; легко узнает персонажей сказки на иллюстрациях, рассказывает о них, знает название сказки.

Низкий уровень: ребенок выполняет отдельные действия с карточками , но интереса к дальнейшей совместной деятельности не проявляет.

За критерии оценки взято :

3 балла (высокий уровень) - ответ правильный ;

2 балла ( средний) - ответ с нарушением установленных правил ;

1 балл (низкий) - невыполненное задание.

Средняя группа

Цель диагностики: выявление уровня речевого развития детей, знаний малых форм фольклора, их понимание и уместное использование в жизненных ситуациях; знание русских народных сказок, главных персонажей, содержания сказки, умения устанавливать последовательности действий.

1) игровое упражнение «Сказки – рассказки» -ребенку предлагается среди разложенных на столе иллюстраций народных сказок узнать и назвать знакомые сказки. Их главных героев, кратко пересказать содержание любимой сказки.

Высокий уровень: ребенок узнает и называет 5 сказок, называет главных персонажей, дает самостоятельную оценку характеров и поступков героев. Коротко пересказывает содержание сказки, отвечает на вопросы, выражает свои впечатления.

Средний уровень: ребенок узнает и называет 2-3 сказки, отвечает на вопросы по содержанию сказки, но испытывает трудности в подборе слов, сюжета собственного высказывания.

Низкий уровень: ребенок узнает и называет 1 сказку, с помощью взрослого рассказывает о главных героях сказки; нуждается в активной помощи взрослого.

2) игровое упражнение « Стишки и загадки знаем – их рассказываем» -ребенку предлагается вспомнить и рассказать наизусть знакомые стишки, загадки, считалки, потешки, пословицы ( с помощью схем, мнемотаблиц, иллюстраций).

Высокий уровень: ребенок знает и самостоятельно  , эмоционально рассказывает не менее 3-4 текстов, передает образное содержание текста посредством интонации.

Средний уровень: ребенок знает и рассказывает 2-3 текста, но нуждается в напоминаниях взрослого, интонационно рассказывает не внятно.

Низкий уровень: задачи не выполняет.

3) игровое упражнение «Сказочная цепочка»- ребенку предлагается с помощью серии картинок сказочных иллюстраций изложить последовательность действий сказки, ответить на вопросы по содержанию сказки.

Например: сказка « Рукавичка»

Высокий уровень: ребенок без ошибок самостоятельно излагает последовательность действий сказки, осознает связь названия с содержанием, умеет выделить главное, действующих лиц, их действия и отношения. Отвечает на вопросы по содержанию произведения.

Средний уровень: ребенок при выкладывании последовательности действий сказки совершает 2-3 ошибки, знает название сказки, легко узнает персонажей сказки, рассказывает о них.

Низкий уровень: ребенок главных героев сказки знает, но при выкладывании последовательности действий нуждается в помощи взрослого.

Старшая группа

Цель диагностики: выявить у детей уровень умений и навыков словесного творчества на основе фольклорных произведений, уровень знаний малых форм фольклора, народных сказок, понимание их жанровых и языковых особенностей.

1) игровое упражнение "Сказочная страна" - в форме индивидуальной беседы с ребенком выявить интерес ребенка к народным сказкам, оценить богатство « сказочного опыта», умение вести беседу по содержанию народного произведения, отвечать на вопросы.

Вопросы к беседе:

1. – Ты любишь слушать сказки?

 2. – Какие ты знаешь народные сказки?

 3. - Назови свою любимую сказку (расскажи про кого она )

     - Кто тебе в ней наиболее нравится?

 4. - Нравится тебе играть в сказку? Как ты играешь?

 5. - Какие герои сказок тебе нравятся больше всего? Почему?

 6. - Любишь ты сам придумывать сказки?

Высокий уровень: у ребенка положительный эмоционально-осознанный интерес к сказкам. Самостоятельно называет более 5 любимых сказок. Проявляет активный интерес к слушанию, рассказыванию и придумыванию сказок. Охотно пересказывает сказку, сохраняя сюжет, передает образы героев, используя средства интонационной выразительности.

Средний уровень: у ребенка интерес к сказкам выражен достаточно ярко; ребенок называет 3-4 знакомые сказки, выделяет любимую, проявляет интерес к ее содержанию и героям. Высказывает интерес к слушанию, реже – к рассказыванию сказочных текстов, сомневается в возможности придумать сказку самостоятельно. Знает много героев, но не всегда может объяснить их функции в сказках. Пересказывает короткими фрагментами.

Низкий уровень: ребенок называет 1-2 знакомые сказки. Выражает положительное отношение к слушанию сказок, но сомневается в достаточности собственного опыта для их рассказывания, признается, что не умеет придумывать сказки, нуждается в помощи взрослого при назывании сказочных героев. Для пересказа выбирает простые коротенькие сказки для малышей.

2) игровое упражнение « Фольклорная шкатулка» -ребенку предлагается вспомнить и рассказать загадки разных типов, считалки, потешки, заклички, мирилки, скороговорки ( с помощью схем, символов, моделирования).

Высокий уровень: ребенок имеет определенные знания, самостоятельно рассказывает 4-5 различных текстов, используя средства  интонационной выразительности; пользуется опорными схемами, иллюстрациями, символами.

Средний уровень: ребенок рассказывает 2-3 разных текста, но нуждается в помощи взрослого, нет четкой системы знаний малых форм фольклора.

Низкий уровень: ребенок знает и называет один из видов малых форм фольклора ( или загадка или считалка) , активно нуждается в помощи взрослого.

3) игровое упражнение « Сказочные парочки» - ребенку предлагается среди картинок найти пару сказочному герою, придумать и разыграть диалог между персонажами.

Высокий уровень: ребенок умеет фантазировать, сочетает новые образы с образами знакомыми из художественных произведений, проявляет языково-художественное творчество.

Средний уровень: ребенок новые образы объединяет, но проявления словесного творчества эпизодические, требуют указаний воспитателя к выявлению языково-творческих усилий.

Низкий уровень: характерно отсутствие творческой речевой деятельности, она носит репродуктивный характер, отсутствует логика изложения мыслей; наличие спонтанной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников"

В данном отчете представлен обобщенный опыт работы по теме самообразования за пять лет, с первой младшей группы до подготовительной. Этот опыт может пригодиться, как воспитателям, так и учителям- лого...

Проект на тему "Формирование социальной компетентности дошкольников, в трудовой деятельности"

Цель проекта: Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ для развития субъективной позиции ребёнка в труде, эффективности организации трудового воспитания. З...

Проект на тему: «Формирование социальной компетентности дошкольников посредством использования коммуникативных танцев»

ВВЕДЕНИЕАктуальность.В настоящее время в практике работы дошкольных образова­тельных учреждений пристальное внимание уделяется вопросам оптимизации межличностных отношений в группах, так как личностны...

Формирование речевой компетентности дошкольников с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата посредством макетирования

Представляю накопленный практический материал из опыта работы по макетированию, направленный на формирование речевой компетентности дошкольников, имеющих речевые нарушения. Даны методические реком...

консультация для родителей на тему: «Формирование речевой компетентности детей в процессе подготовки к школе»

 Эти требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников лежат в основе успешного овладения русским языком. Помогите своему ребенку правильно их сформировать......

Проект "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр"

Проект информационный, групповой, представляет организацию работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр....

Роль социальной среды при формировании речевой компетентности дошкольников.

             Роль социальной среды при формировании                речевой ...