Роль социальной среды при формировании речевой компетентности дошкольников.
консультация по логопедии

Бартновская Руслана Владимировна

               Роль социальной среды при формировании

               речевой       компетентности дошкольников.

      В связи с изменившимися условиями экономического развития и сложившимися социокультурными условиями, реформированием системы образования в современном обществе расставляются новые приоритеты. Представители разных стран по профессиям: педагоги, врачи, логопеды, психологи отмечают серьезные отклонения в развитии речи современных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Все больше детей нуждается в специальной логопедической и психологической помощи. Логопедические центры и клиники во многих странах, в том числе и нашей не справляются с наплывом детей. По статистическим данным, в настоящее время 25% четырехлетних детей страдают тяжелыми нарушениями речи (для сравнения в 70 – х годах эта цифра составляла всего 4%).

Эпоха средств массовой информации существенно влияет на психологию человека. Активно вторгается не только во взрослую жизнь, но и в жизнь маленьких детей. Главным  «воспитателем» становится экран, а не бабушкины сказки, мамины колыбельные, транслирование взрослыми связи поколений через традиционное устное творчество, игры и в целом уменьшение общения со взрослыми.

Вышеперечисленные условия развития детей влекут за собой нарушение психического развития. Капризы и упрямство, интерес к виртуальному миру, малоподвижный образ жизни, нарушение норм развития ВПФ. Конечно же, страдает речь ребенка. Позднее речевое развитие, примитивность и бедность речи  - вот с чем сталкиваются педагоги уже с раннего возраста детей.

Современные психологические исследования показали, что недоразвитие функции речи, является общей закономерностью аномального развития. У таких детей отмечается неспособность к самоуглублению, к концентрации на определенном занятии, отсутствии заинтересованности делом. Ребенок затрудняется в последовательности при выполнении тех или иных интеллектуальных операций, легко отвлекается. Таким детям трудно воспринимать информацию на слух, действовать по первой инструкции взрослого. Слышимая речь не вызывает у них каких – либо образов и устойчивых впечатлений.

Еще один факт, который отмечают специалисты – это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Нежелание и неумение чем – либо заняться. Нет усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок или собственного воображаемого мира.

Из всего этого следует, что необходимо тщательно изучать анамнез и  углубленно обследовать  ребенка.  При этом  необходимо опираться на основные методологические принципы:

. принцип выделения первичного звена в структуре дефекта;

. принцип связи речи с другими сторонами психического развития;

. принцип учета данных онтогенеза и патогенеза  высших психических процессов.

 

Важно!  при воспитании и обучении таких детей взаимные усилия таких специалистов, как неврологи, физиотерапевты, дефектологи, логопеды, психологов.

Важно!  правильное создание и организация коррекционно – развивающего обучения.

Важно!  обучение по специальным программам, индивидуальным маршрутам,  использование  дифференцированного  подхода  в работе  с ребенком.

Важно! Создание благоприятной развивающей среды, насыщение дидактическими играми и пособиями, большим количеством наглядности.

 

 

Используемая литература:

1.     Лалаева Р.И. , Серебрякова Н.В.  Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР, Санкт – Петербург, 2001.

2.     Смирнова Е.И.  Дети экрана. Дошкольное образование, 2002.

Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Москва, 1998.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_sotsialnoy_sredy_pri_formirovanii.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

               Роль социальной среды при формировании

               речевой       компетентности дошкольников.

      В связи с изменившимися условиями экономического развития и сложившимися социокультурными условиями, реформированием системы образования в современном обществе расставляются новые приоритеты. Представители разных стран по профессиям: педагоги, врачи, логопеды, психологи отмечают серьезные отклонения в развитии речи современных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Все больше детей нуждается в специальной логопедической и психологической помощи. Логопедические центры и клиники во многих странах, в том числе и нашей не справляются с наплывом детей. По статистическим данным, в настоящее время 25% четырехлетних детей страдают тяжелыми нарушениями речи (для сравнения в 70 – х годах эта цифра составляла всего 4%).

Эпоха средств массовой информации существенно влияет на психологию человека. Активно вторгается не только во взрослую жизнь, но и в жизнь маленьких детей. Главным  «воспитателем» становится экран, а не бабушкины сказки, мамины колыбельные, транслирование взрослыми связи поколений через традиционное устное творчество, игры и в целом уменьшение общения со взрослыми.

Вышеперечисленные условия развития детей влекут за собой нарушение психического развития. Капризы и упрямство, интерес к виртуальному миру, малоподвижный образ жизни, нарушение норм развития ВПФ. Конечно же, страдает речь ребенка. Позднее речевое развитие, примитивность и бедность речи  - вот с чем сталкиваются педагоги уже с раннего возраста детей.

Современные психологические исследования показали, что недоразвитие функции речи, является общей закономерностью аномального развития. У таких детей отмечается неспособность к самоуглублению, к концентрации на определенном занятии, отсутствии заинтересованности делом. Ребенок затрудняется в последовательности при выполнении тех или иных интеллектуальных операций, легко отвлекается. Таким детям трудно воспринимать информацию на слух, действовать по первой инструкции взрослого. Слышимая речь не вызывает у них каких – либо образов и устойчивых впечатлений.

Еще один факт, который отмечают специалисты – это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Нежелание и неумение чем – либо заняться. Нет усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок или собственного воображаемого мира.

Из всего этого следует, что необходимо тщательно изучать анамнез и  углубленно обследовать  ребенка.  При этом  необходимо опираться на основные методологические принципы:

. принцип выделения первичного звена в структуре дефекта;

. принцип связи речи с другими сторонами психического развития;

. принцип учета данных онтогенеза и патогенеза  высших психических процессов.

Важно!  при воспитании и обучении таких детей взаимные усилия таких специалистов, как неврологи, физиотерапевты, дефектологи, логопеды, психологов.

Важно!  правильное создание и организация коррекционно – развивающего обучения.

Важно!  обучение по специальным программам, индивидуальным маршрутам,  использование  дифференцированного  подхода  в работе  с ребенком.

Важно! Создание благоприятной развивающей среды, насыщение дидактическими играми и пособиями, большим количеством наглядности.

Используемая литература:

  1. Лалаева Р.И. , Серебрякова Н.В.  Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР, Санкт – Петербург, 2001.
  2. Смирнова Е.И.  Дети экрана. Дошкольное образование, 2002.

Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Москва, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование речевой компетентности детей, посещающих временную логопедическую группу как базовой основы социально-адаптивной личности"

В работе представлены современные формы, методы и приемы компетентностного подхода, которые можно использовать в логопедической помощи дошкольникам с речевыми нарушениями; освещены основы социал...

Статья "Роль развивающей среды для формирования деятельностной компетентности в процессе экспериментирования. ".

В статье представлены теоретическое обоснование становления деятельностной компетенции в процессе экспериментирования, условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности ...

Формирование речевой компетентности дошкольников с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата посредством макетирования

Представляю накопленный практический материал из опыта работы по макетированию, направленный на формирование речевой компетентности дошкольников, имеющих речевые нарушения. Даны методические реком...

Проект "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр"

Проект информационный, групповой, представляет организацию работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр....

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...

Региональном семинар «Эффективные практики по формированию ключевых компетентностей дошкольников в преемственной образовательной среде «Детский сад - начальная школа» Квест-игра «Радуга здоровья»

Квест игра «Радуга здоровья» Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни.Задачи:Обучающие: -закрепить знания дете...

Мониторинг обследования детей по теме «Формирование речевой компетентности дошкольников средствами фольклора»

Малые формы фольклора имеют важнейшее значение при подготовке детей к школе.С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное, грубое действие. Поэтом...