Роль социальной среды при формировании речевой компетентности дошкольников.
консультация по логопедии
Роль социальной среды при формировании
речевой компетентности дошкольников.
В связи с изменившимися условиями экономического развития и сложившимися социокультурными условиями, реформированием системы образования в современном обществе расставляются новые приоритеты. Представители разных стран по профессиям: педагоги, врачи, логопеды, психологи отмечают серьезные отклонения в развитии речи современных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Все больше детей нуждается в специальной логопедической и психологической помощи. Логопедические центры и клиники во многих странах, в том числе и нашей не справляются с наплывом детей. По статистическим данным, в настоящее время 25% четырехлетних детей страдают тяжелыми нарушениями речи (для сравнения в 70 – х годах эта цифра составляла всего 4%).
Эпоха средств массовой информации существенно влияет на психологию человека. Активно вторгается не только во взрослую жизнь, но и в жизнь маленьких детей. Главным «воспитателем» становится экран, а не бабушкины сказки, мамины колыбельные, транслирование взрослыми связи поколений через традиционное устное творчество, игры и в целом уменьшение общения со взрослыми.
Вышеперечисленные условия развития детей влекут за собой нарушение психического развития. Капризы и упрямство, интерес к виртуальному миру, малоподвижный образ жизни, нарушение норм развития ВПФ. Конечно же, страдает речь ребенка. Позднее речевое развитие, примитивность и бедность речи - вот с чем сталкиваются педагоги уже с раннего возраста детей.
Современные психологические исследования показали, что недоразвитие функции речи, является общей закономерностью аномального развития. У таких детей отмечается неспособность к самоуглублению, к концентрации на определенном занятии, отсутствии заинтересованности делом. Ребенок затрудняется в последовательности при выполнении тех или иных интеллектуальных операций, легко отвлекается. Таким детям трудно воспринимать информацию на слух, действовать по первой инструкции взрослого. Слышимая речь не вызывает у них каких – либо образов и устойчивых впечатлений.
Еще один факт, который отмечают специалисты – это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Нежелание и неумение чем – либо заняться. Нет усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок или собственного воображаемого мира.
Из всего этого следует, что необходимо тщательно изучать анамнез и углубленно обследовать ребенка. При этом необходимо опираться на основные методологические принципы:
. принцип выделения первичного звена в структуре дефекта;
. принцип связи речи с другими сторонами психического развития;
. принцип учета данных онтогенеза и патогенеза высших психических процессов.
Важно! при воспитании и обучении таких детей взаимные усилия таких специалистов, как неврологи, физиотерапевты, дефектологи, логопеды, психологов.
Важно! правильное создание и организация коррекционно – развивающего обучения.
Важно! обучение по специальным программам, индивидуальным маршрутам, использование дифференцированного подхода в работе с ребенком.
Важно! Создание благоприятной развивающей среды, насыщение дидактическими играми и пособиями, большим количеством наглядности.
Используемая литература:
1. Лалаева Р.И. , Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР, Санкт – Петербург, 2001.
2. Смирнова Е.И. Дети экрана. Дошкольное образование, 2002.
Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Москва, 1998.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль социальной среды при формировании
речевой компетентности дошкольников.
В связи с изменившимися условиями экономического развития и сложившимися социокультурными условиями, реформированием системы образования в современном обществе расставляются новые приоритеты. Представители разных стран по профессиям: педагоги, врачи, логопеды, психологи отмечают серьезные отклонения в развитии речи современных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Все больше детей нуждается в специальной логопедической и психологической помощи. Логопедические центры и клиники во многих странах, в том числе и нашей не справляются с наплывом детей. По статистическим данным, в настоящее время 25% четырехлетних детей страдают тяжелыми нарушениями речи (для сравнения в 70 – х годах эта цифра составляла всего 4%).
Эпоха средств массовой информации существенно влияет на психологию человека. Активно вторгается не только во взрослую жизнь, но и в жизнь маленьких детей. Главным «воспитателем» становится экран, а не бабушкины сказки, мамины колыбельные, транслирование взрослыми связи поколений через традиционное устное творчество, игры и в целом уменьшение общения со взрослыми.
Вышеперечисленные условия развития детей влекут за собой нарушение психического развития. Капризы и упрямство, интерес к виртуальному миру, малоподвижный образ жизни, нарушение норм развития ВПФ. Конечно же, страдает речь ребенка. Позднее речевое развитие, примитивность и бедность речи - вот с чем сталкиваются педагоги уже с раннего возраста детей.
Современные психологические исследования показали, что недоразвитие функции речи, является общей закономерностью аномального развития. У таких детей отмечается неспособность к самоуглублению, к концентрации на определенном занятии, отсутствии заинтересованности делом. Ребенок затрудняется в последовательности при выполнении тех или иных интеллектуальных операций, легко отвлекается. Таким детям трудно воспринимать информацию на слух, действовать по первой инструкции взрослого. Слышимая речь не вызывает у них каких – либо образов и устойчивых впечатлений.
Еще один факт, который отмечают специалисты – это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Нежелание и неумение чем – либо заняться. Нет усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок или собственного воображаемого мира.
Из всего этого следует, что необходимо тщательно изучать анамнез и углубленно обследовать ребенка. При этом необходимо опираться на основные методологические принципы:
. принцип выделения первичного звена в структуре дефекта;
. принцип связи речи с другими сторонами психического развития;
. принцип учета данных онтогенеза и патогенеза высших психических процессов.
Важно! при воспитании и обучении таких детей взаимные усилия таких специалистов, как неврологи, физиотерапевты, дефектологи, логопеды, психологов.
Важно! правильное создание и организация коррекционно – развивающего обучения.
Важно! обучение по специальным программам, индивидуальным маршрутам, использование дифференцированного подхода в работе с ребенком.
Важно! Создание благоприятной развивающей среды, насыщение дидактическими играми и пособиями, большим количеством наглядности.
Используемая литература:
- Лалаева Р.И. , Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР, Санкт – Петербург, 2001.
- Смирнова Е.И. Дети экрана. Дошкольное образование, 2002.
Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Москва, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование речевой компетентности детей, посещающих временную логопедическую группу как базовой основы социально-адаптивной личности"
В работе представлены современные формы, методы и приемы компетентностного подхода, которые можно использовать в логопедической помощи дошкольникам с речевыми нарушениями; освещены основы социал...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-589048-1423411378.jpg)
Статья "Роль развивающей среды для формирования деятельностной компетентности в процессе экспериментирования. ".
В статье представлены теоретическое обоснование становления деятельностной компетенции в процессе экспериментирования, условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности ...
Формирование речевой компетентности дошкольников с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата посредством макетирования
Представляю накопленный практический материал из опыта работы по макетированию, направленный на формирование речевой компетентности дошкольников, имеющих речевые нарушения. Даны методические реком...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/12/picture-1055829-1536745460.jpg)
Проект "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр"
Проект информационный, групповой, представляет организацию работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников средствами речевых игр....
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/07/picture-1171856-1570452040.jpg)
Региональном семинар «Эффективные практики по формированию ключевых компетентностей дошкольников в преемственной образовательной среде «Детский сад - начальная школа» Квест-игра «Радуга здоровья»
Квест игра «Радуга здоровья» Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни.Задачи:Обучающие: -закрепить знания дете...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/11/picture-1505148-1704992764.jpg)
Мониторинг обследования детей по теме «Формирование речевой компетентности дошкольников средствами фольклора»
Малые формы фольклора имеют важнейшее значение при подготовке детей к школе.С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное, грубое действие. Поэтом...