Статья "Роль развивающей среды для формирования деятельностной компетентности в процессе экспериментирования. ".
статья по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Чупринина Ульяна Геннадьевна

В статье представлены теоретическое обоснование становления деятельностной компетенции в процессе экспериментирования, условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности  детей, содержание работы по следующим направлениям:

- экспериментирование с песком, глиной, камнями;

- экспериментирование с почвой;

- экспериментирование с водой;

- экспериментирование с воздухом;

- экспериментирование с магнитом;

- зависимость растений от условий окружающей среды;

- приспособление животных к различным условиям жизни;

- экспериментирование со светом;

- экспериментирование с предметами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_razvivayushchey_sredy.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Роль развивающей среды для формирования деятельностной компетентности в процессе экспериментирования. 

Обращение к ключевым компетентностям в дошкольном возрасте и дошкольном образовании природно - и социо-сообразно, а значит необходимость их поддержки психолога-педагогическими средствами обусловлена многими факторами.(I).

Современный образовательный процесс ориентирован на становление и развитие у детей основ ключевых компетентностей как цели и компетентностный подход как технологию.

С. Никитина, Н. Петрова, Л.Свирская теоретически обосновали становление ключевых компетентностей в дошкольном возрасте:

  • если в дошкольном возрасте (особенно до 3 лет) господствующей психической функцией является восприятие - чувственное познание мира, что побуждает ребенка к активному инициативному действию с предметами и способствует накоплению чувственного опыта;
  • если «в системе психических функций в дошкольном возрасте центральная роль принадлежит памяти - функции, связанной с накоплением и переработкой непосредственного опыта;
  • если переход к игре, как ведущей деятельности дошкольного периода, связан с появлением способности ребенка одновременно находиться и внутри, и вне осуществляемой деятельности, т. е. относиться к ней (деятельности) осознанно;
  • если формирование представлений о предметах, их соответствующих понятий рассматривать в большей степени как результат личного опыта ребенка;
  • если исследовательская инициативность является одной из фундаментальных форм взаимодействия с реальным его миром, направлена на его познание, а в основе исследовательской инициативности лежит важнейшая потребность в новой информации;
  • если социальная ситуация развития стимулирует активность и самостоятельность ребенка, то можно говорить о том, что у ребенка есть обусловленные биологическими и социальными факторами потребности, психо-физиологические возможности для самостоятельного осуществления предметно-практической деятельности, что позволяет говорить о своевременности развития начал деятельностной компетентности.

        Нам близко следующее определение деятельностной компетентности:

«деятельностная компетентность - умение поставить цель и осуществить результативное действие. Соответственно и право реализации собственных целей самостоятельно выбранными способами в самостоятельно выбранных партнерствах и с собственными результатами». (1).

Проявление ребёнком компетентности можно визуально определить в типично детских видах деятельности по фактам инициативы, самостоятельности, осознанности.

«Личность развивается в деятельности. Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения. Многообразие предметов, объектов, явлений, возможных действий и их следствий воспринимается, осмысливается и становится частью внутренней культуры человека. Коммуникация сопровождает деятельность, а деятельность строится по свои канонам - в ней есть цель, средства и материалы, план действий, результат». (2).

Согласно теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и другими, «развитие ребенка осуществляется в процесс е различных деятельностей».(З ).

Если «ребенок действует самостоятельно и в ходе реальных преобразований  предметов выявляет их скрытые свойства и связи», то « этот вид мышление мы называем детским экспериментированием».

 «В самом общем виде эксперимент - это способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или мыслимый объект с целью исследования этого объекта, познания его свойств, связей и т. д. Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять явление в том или ином направлении.

Все эти основные особенности эксперимента, правда еще в зачаточной форме, можно обнаружить в детском экспериментировании с предметами и явлениями». (4).

Мы предположили, что деятельностная компетентность будет успешно формироваться в детском экспериментировании.

В рамках нашего исследования нас интересовало первое условие - создание развивающей среды для cовместного и самостоятельного детского экспериментирования.

Специальным образом организованная среда способна оказывать активизирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению, стимулировать становление ребенка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий. Такая среда дает возможность проявлять и оценивать свой потенциал, формирует целенаправленность, организованность, ответственность за результаты своих действий и поступков, раскрывает творческие способности, позволяет действовать, исходя из интересов и потребностей на данный момент развития. Включение в разные виды деятельности, с разнообразным материалом, по собственной инициативе в свободное, не регламентированное педагогом время снимает множество дисциплинарных проблем, гарантирует семье и ребенку содержательно проведенное время в дошкольном учреждении.

            Процесс проектирования среды развития ребенка непрерывен, его нельзя считать конечным. Ребенок дошкольного возраста, растет, развивается, происходит изменение всех его сфер деятельности. Вместе с ребенком изменяется и окружающее пространство, которое вновь и вновь стимулирует его к новым видам активности.(6).

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности.

Воспитатели делают все больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. (7).

Теоретической базой этой работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Идея нашего исследования состояла в разработке календарно-тематического планирования экспериментальной деятельности детей.

В данное планирование вошли названия, цели (обучающие и воспитывающие), материалы и оборудование, необходимые для создания развивающей среды. Указано, в каком виде деятельности (совместной или самостоятельной) они могут быть использованы. С целью развития у детей способности к творческому применению полученных в процессе экспериментирования знаний в примечание плана вошли наблюдения на прогулке, творческие задания, подвижные игры и произведения художественной литературы.

Календарно-тематический план построен таким образом, что по мере выполнения заданий перед дошкольниками ставятся всё более сложные задачи, что создает благоприятную почву для развития мышления ребенка.

Наше планирование содержит в себе опыты по следующим направлениям:

 - экспериментирование с песком, глиной, камнями;

- экспериментирование с почвой;

- экспериментирование с водой;

- экспериментирование с воздухом;

- экспериментирование с магнитом;

- зависимость растений от условий окружающей среды;

- приспособление животных к различным условиям жизни;

- экспериментирование со светом;

- экспериментирование с предметами.

Раскроем содержание работы по экспериментированию на примере темы «Песок, глина, камни».

Обучающим компонентом являются: Свойства песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду и т.п.) И глины 1 (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду и т.п.). Песок и глина вокруг нас. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т.п.) и глину (производство посуды, игрушек, строительство). Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней, их отличительные признаки, почему они разные. Как человек использует камни (строительство). Драгоценные камни и украшения.

Воспитывающий компонент. Развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, посуды, изделий из камня). Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы, природным материалам и сделанным из них предметам. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдений за ними.

Интересным для детей оборудованием и материалами являются:

- песочные часы; настольные сувениры, при переворачивании которых пересыпается песок; 

- камни естественные и искусственные, образцы песка и глины, кусочки черепицы, стекла, бетона, керамзит и т.п.;

керамические изделия (тарелки, вазы, кувшины), глиняные игрушки, изделия из декоративных камней;

- «волшебный мешочек» для игры «Угадай, что в мешочке», который используется во время исследований, игр для определения предметов на ощупь (например, разных камней);

- «ящик ощущений» - для тех же целей. Его применение целесообразно в «стационарных» условиях. Ящик украшен картинками, привлекающими внимание дошкольников. Время от времени предметы в нём заменяются. Дети определяют их на ощупь и объясняют, по каким признакам они это сделали;

- коллекции камней и песка, с которыми ребенок имеет возможность играть, сделанные совместно с детьми;

- фанерки для рисования камнями, ёмкости для игр с песком, гипс, весы, ступка.

Содержание работы по экспериментированию с почвой представлено следующими компонентами:

Обучающий компонент. Почва как верхний слой земной поверхности - «живая земля». Обитатели почвы (на примере дождевого червя, крота), их особенности и роль в ее формировании. Чем дышат почвенные жители (воздух в почве). Значение почвы в жизни растений, в том числе выращиваемых человеком. Куда исчезают опавшие листья (их «волшебные превращения»). Кто помогает «волшебным превращениям» (улитки, грибы, жуки). Вытаптывание, загрязнение почвы, их влияние на жизнь обитателей «подземного царства». Необходимость охраны почвы. Куда девается мусор.

Воспитывающий компонент. Воспитание бережного отношения к почве и ее обитателям. Формирование навыков экологически грамотного поведения (сбор мусора, выбор мест для прогулок).

Нами используются такие оборудование и материалы:

- «дом для червей» - прозрачная емкость с почвой и опавшими листьями;

- «прозрачный горшок», позволяющий наблюдать за ростом корней растений;

- почтовый ящик для переписки с животными;

- образец почвы, сделанный совместно с детьми, который помогает им представить её

строение;

- опавшие листья, разные по цвету и степени «старости»;

- образцы рыхлой и утоптанной почвы, лупы.

Содержание работы по экспериментированию с водой.

Обучающим компонентом является следующее.

Даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; свойства воды (прозрачность, текучесть, отсутствие вкуса и запаха); вода может приобретать цвет, вкус и запах других веществ и форму сосудов, в которые попадает; различные агрегатные состояния воды; в состав воды входит кислород; свойства льда - плавучесть, таяние льда в тепле, его прозрачность.

Воспитывающий компонент. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к среде обитания и необходимость сохранения чистоты водоемов.

Наиболее интересны следующие оборудование и материалы: - вода, чай, кофе, соль, сахар, кубики льда, краски;

- прозрачные сосуды различной формы, воронки, лупы, стаканчики, ложки, кувшины,

мельницы, наборы для игр с водой, пипетки, спринцовки.

Содержание работы по экспериментированию с воздухом.

Обучающим компонентом является: воздух прозрачный, «невидимый», упругий и переносит запахи; ветер-это движение воздуха, роль ветра в природе и в жизни людей; в состав воздуха входит вода; воздух легче воды; с воздухом можно по-разному играть.

Воспитывающий компонент. Отличия обычного комнатного воздуха от свежего в

проветренном помещении. Свежий воздух нужен для жизни.

Для проведения опытов нам понадобились:

- трубочки для коктейля, мыльные пузыри;

- воздушные шарики, игрушечные и самодельные веера, мячи, полиэтиленовые

пакеты, пёрышки;

- кораблики (в том числе самодельные), разные надувные игрушки.

Содержание работы по экспериментированию с магнитом.

Обучающий компонент: свойства магнита (притягивает железные предметы, действует в воде и через другие предметы); использование этих свойств человеком; магнитные полюса земли и использовании компаса.

Мы использовали:

- большие и маленькие магниты, железные предметы и предметы из др. материалов, картинки на магнитах и без, магнитная доска;

- компас, кусочек пенопласта, иголка;

- игры с магнитами (рыбалка, конструктор, мозаика, азбука).

Содержание работы по изучению зависимости жизни растений от условий окружающей среды.

Обучающий компонент.

Условия, необходимые для роста растения (свет, тепло, вода, почва); зависимость состояния растений от сезонных изменений погоды («Нужен ли растениям зимой снег?», «Где появляются первые проталинки?», «Живые ли растения зимой?»).

Воспитывающий компонент: бережное отношение к растениям. Уход за ними.

        Использовались живые растения, семена, срезанные ветки деревьев, закрытые бутылочки с водой для выноса на улицу (опыт «Нужен ли растениям зимой снег?»), настольная лампа, листы бумаги чёрного и белого цветов, ёмкости, окрашенные в тёмный и светлый тона, карандаши, фломастеры, бумага для зарисовки результатов наблюдений, коллекция семян.

Содержание работы по изучению приспособления животных к различным условиям жизни.

Обучающий компонент: животные, обитающие в почве, песке и их приспособленность к жизни в такой среде; строение и значение для жизни различных частей тела животных (языка кошки, размер крыльев птицы, цветная окраска крыльев бабочки, лапы и шубка крота); зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе («Почему заяц зимой меняет шубу?»).

Воспитывающий компонент: бережное отношение к животным.

 Наиболее интересны следующие оборудование и материалы:

- ловушка для почвенных животных;

- письма от дождевого червя и др. животных;

- живой дождевой червь в коробочке с влажной землёй;

- игрушечная кошка, кусочки меха и наждачной бумаги, грифель карандаша;

- карточки с изображением птиц с разной величиной крыльев;

- муляжи бабочек, карточки с изображением ярких цветов, игрушечная птичка;

- кусочек сахара или конфеты для муравьёв;

- игрушечный заяц, кусочки меха с коротким серым и длинным белым ворсом,

настольная лампа, листы серой и белой бумаги;

- картинка с изображением крота, лопатки, кусочки меха разной длины;

- песок, игрушки животных пустыни.

Содержание работы по экспериментированию со светом.

Обучающий компонент. Перемещение тени в течении дня, причина этого явления; свойства солнечных лучей; зеркало отражает свет; зависимость освещённости предметов от силы источника.

Оборудование и материалы, представляющие интерес:

настольная лампа, фонарики разной мощности, панно с изображением крупных и мелких звёзд; кукольное бельё, вода; маленькие зеркала на каждого ребёнка; солнечные очки, цветные стёклышки или кусочки цветного прозрачного пластика.

Содержание работы по экспериментированию с предметами представлено следующими компонентами:

свойства различных предметов; развитие тактильных ощущений; знакомство с объёмом, весом, формой и величиной тел; представление о плотности веществ и зависимости от неё их плавучести.

Детям интересно экспериментировать с настольными весами, сосновыми шишками, поролоновыми губками, зубочистками, пластилином и прочей  бытовой мелочью, «чудесным мешочком», «ящиком ощущений».

Мы убедились, что такая среда способствует развитию у детей интеллектуальных и творческих способностей и формированию начал ключевых компетентностей, в частности деятельностной. Дети проявляли заинтересованность, активность и самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности. Они могли ставить перед собой цель, отбирать необходимые средства, определять последовательность действий, договариваться о совместных действиях, прогнозировать результат, оценивать и корректировать свои действия, делать выбор и принимать решения.

Деятельностная компетентность детей формируется и во время фиксации результатов опытов. Дети зарисовывали понравившиеся им опыты, а затем повторяли их, пользуясь своими рисунками.

Работая над созданием среды нашей группы, мы исходили из того, что окружающая детей среда должна служить разностороннему развитию и формированию личности. Она должна отвечать требованиям осуществления разнообразных детских деятельностей, вытекающих из их специфики, в частности экспериментальной. То есть, наполнение уголка экспериментирования по принципам построения развивающей среды.

Уголок экспериментирования создавался для развития у детей познавательного интереса, формирования навьков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. В тоже время - уголок экспериментирования - это база для специфической игровой деятельности ребенка (эта работа предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Уголок экспериментирования оборудован небольшим столом со стульчиками, стеллажом для оборудования и материалов. На подоконнике размещены растения для наблюдений. Здесь представлены различные материалы и оборудование для самостоятельного экспериментирования.

В качестве оборудования используются бросовые, в частности упаковочные, материалы, разного размера и формы. Здесь также хранятся природные материалы, принесенные в том числе детьми, предназначенные для проведения разных исследований.

Во время проведения опытов дети надевают фартуки и нарукавники, иногда перчатки, чтобы почувствовать себя настоящими учеными.

Также, в уголке экспериментирования регулярно меняется развивающая среда для  проведения новой экспериментальной деятельности.

В помощь детям предлагаются карточки для самостоятельного экспериментирования.

        Продуктом нашего исследования стал календарно-тематический план экспериментальной деятельности детей, а также разработка серии карточек с заданиями и алгоритмами для самостоятельного и совместного экспериментирования. В данных карточках не дается ожидаемый результат опыта, они являются как бы толчком к использованию предложенного материала.

Данный материал может быть использован педагогами, работающими по разным программам.

            Этот план ориентирован на сезонные изменения в природе. Например, в него вошли опыты «Замораживание предметов в воде», «Почему заяц зимой меняет шубу», «Снежки», «Живые ли растения зимой», «Где появляются первые проталинки», «Угощение для муравьев» .

Также наше планирование связано с темами программы. Например, на занятии по развитию экологических представлений изучается зависимость строения растений от условий жизни (старшая гр.). В совместной деятельности детям предлагаются опыты: «Секрет сосновой шишки», «Зачем растению нужен свет», «Почему растения нельзя поливать холодной водой», «Упрямое растение».

Чтобы дети лучше поняли взаимосвязи в природе, мы запланировали следующие опыты: «Почему у крота такие лапы?», «Здравствуй, дождевой червяк!», «Зачем кошке шершавый язык?», «Почему птицы летают?», «Зачем бабочке цветная окраска?», а также опыты по изучению свойств песка, глины, почвы, камней, воды и воздуха.

Организованная по нашему плану экспериментальная деятельность и использование карточек для самостоятельного экспериментирования способствуют формированию у детей деятельностной компетентности.

Литература:

  1. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы/ Никитина С.В., Петрова Н.Г, Свирская Л.В. - М.: Линка - Пресс, 2008.
  2. Свирская Л.В. Утро радостных встреч: методическое пособие. - М.: Линка - Пресс, 2010.
  3. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений/ Под ред. Дьяченко О.М .. Издание второе, исправ. и доп. - М.: «Изд. Гном и Д», 2000.
  4. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. Под ред. Поддьякова Н.Н., Говорковой А.Ф. - М. Педагогика, 1985.
  5. Свирская Л.В. Организационно-педагогические условия становления начал ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста. В.Новгород, 2004.
  6. Сазонова НЛ. Дошкольная педагогика. Курс лекций: Учебн. пособ. для студентов пед. факультетов. - СПб., 000 «Издат. «Детство-Пресс», 2010.
  7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Мед. рекомендации.

М. Аркти, под общ. ред. Прохоровой

  1. Предметно пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. / Сост. Нищева Н.В. - СПб., Детство-Пресс. 2007.
  2. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. - М.: «Изд. Гном и Д», 2001.
  3. Рыжова Н.А.  Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  4. Рыжова Н.А.  Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни.»/ М.: «Карапуз-Дидактика», 2005.

12.. Рыжова Н.А.  Почва - живая земля Блок занятий «Почва»/ М.: «Карапуз Дидактика», 2005.

  1. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы дет.сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения/ Николаева С.Н. - М.: Просвещение, 2002.
  2. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика. Педагогическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009.
  3. Воронкевич О.А.  Добро пожаловать в экологию. - СПб., Детство-Пресс.
  4. Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом - природа».
  5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, N22, 2009.
  6. Дошкольное воспитание, N28, 2006.
  7. Ребенок в детском саду, N23, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Коррекционно – развивающие методы по формированию коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Коррекционно – развивающие методы по формированию коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ...

«Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»

laquo;Формирование комуникативной компетентности в процессе организации разных  видов детской деятельности (режимные моменты, свободной деятельности)»...

Роль социальной среды при формировании речевой компетентности дошкольников.

             Роль социальной среды при формировании                речевой ...

Мастер - класс для педагогов " Создание развивающей предметно - развивающей среды для формирования культурно - гигиенических навыков"

Мастер - класс для педагогов " Создание развивающей предметно - развивающей среды для формирования культурно - гигиенических навыков" способствует развитию  практических умений  по...

«Формирование коммуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности» (режимные моменты, свободная деятельность)

Коммуникативная функция – одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения....