КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Коррекционно – развивающие методы по формированию коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ
консультация по развитию речи по теме

Довыдова Маргарита Васильевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Коррекционно – развивающие методы по формированию коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Саяногорск детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин»

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ  

Коррекционно – развивающие методы по формированию коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ

подготовила

                                                                                        учитель-логопед                                                                                        Довыдова Маргарита Васильевна

г. Саяногорск 2013г

Коррекционно – развивающие методы по формированию коммуникативной компетентности у детей с ОВЗ

             Речь – важное условие и средство коммуникации. Коммуникации – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Сложные, распространенные и длительно протекающие речевые нарушения у детей: заикание, дизартрия, ринолалия, алалия , дизартрия - характеризуются сложным  симптомокомплексом  и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Данные речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребенка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию.

Изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи выявило наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживаний детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения. У детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются. Суть логопедического воздействия заключается в направленном формировании коммуникативных умений и навыков (с опорой на осознание и на образец, создаваемый логопедом). Одним из основных направлений логопедической работы должно стать формирование коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность – это знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Учителя – логопеды, работая в данном направлении, должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.

Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной логопедической работы.

Логопедические занятия должны быть ориентированы на психическую защищенность ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со сверстниками и логопедом, на развитие лучшего понимания себя и других людей, на формирование коммуникативных навыков, расширение словарного запаса в области чувств и эмоций. Логопедические занятия должны включать работу по изменению мотивационной стороны общения: повышение собственной активности, формирование адекватности эмоциональных реакций и оценок, как себя, так и других, изменение личностной позиции в процессе общения. Основой для построения общения в процессе занятий должна выступать предметно-практическая деятельность детей по освоению и познанию окружающего мира, а также их учебная деятельность. Процесс формирования коммуникативной компетентности должен строиться с учетом ведущей деятельности возраста, в соответствии с уровнем  сформированности  языковых средств.

У детей с  дизартрией, алалией, нарушениями артикуляции, голоса, дыхания и ритма ограничены коммуникативные возможности. Коррекционно-развивающая и формирующая работа на логопедических занятиях  должна включать в себя коммуникативные упражнения и психотерапевтические тренинги, способствующие формированию коммуникативной компетентности у детей с речевой патологией.

Я, на своих  логопедических занятиях включаю  различные упражнения для совершенствования   невербальных способов общения. Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми. В процессе коррекционно-педагогической работы   использую следующие  виды упражнений:  «Вылепить скульптуру», «Наблюдатель», «Неожиданный гость», «Игра с облаком», «Безмолвный разговор», «Говорящие руки».   Данные игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях.

На логопедических занятиях  использую технику арт-педагогики.  Арт–педагогика – это синтез двух областей научного знания искусства и педагогики. Сущность арт-педагогики состоит в воспитании, обучении и развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и формировании у них основ  художественно-творческой деятельности, в развитии в ребёнке определённых качеств, которые развиваются только в процессе творчества. Одна из задач арт-педагогики  -  сформировать коммуникативные умения и навыки, чтобы помочь ему найти своё место в социуме.  Использование следующих элементов методов  арт - педагогики  на логопедических занятиях, а именно: музыкотерапия, сказкотерапия помогают решать основную проблему детей с тяжелыми с нарушениями речи - социализация или социальная адаптация и реабилитация данной категории детей.

Сказкотерапия – метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Сказка для ребенка – это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания  ребенка в форме, понять взрослый мир чувств и переживаний  (3, с.62).  

Способы работы со сказкой:

-  использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

 -  рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

-  обсуждение поведения и мотивов действий персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению поведения ребёнка, выявляет его систему оценок в категориях «хорошо - плохо».

-  проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание тех или иных её эпизодов дает каждому участнику постановки возможность почувствовать некоторые эмоционально значимые для ребёнка ситуации и проиграть эмоции.

 Музыкотерапия - метод, способствующий развитию межличностного общения, повышающий эстетические потребности и социальную потребность больных детей, регулирующий их эмоциональное состояние. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям. Музыкальное сопровождение способствует улучшению взаимоотношений в процессе логопедической коррекции (коммуникативное действие) и снятию нервно-психического напряжения. С помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, урегулировать неправильные и лишние движения, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у ребят внимание, память, внутреннюю собранность. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки адекватного группового поведения.

 На логопедических занятиях можно использовать следующие музыкальные программы:

- Лечебная музыка «Шум моря»;  музыкальные отрывки «Шелковый путь», «Лунная соната» Бетховена, «Колыбельная» Брамса и др.

Для детей, у которых наблюдается нарушение речевой функции, необходимо организация своевременной помощи, что является важным условием преодоления и создания благоприятных возможностей в формировании ребёнка как личность.

          Список литературы:

1. Агавелян, О. К. Общение детей с нарушением умственного развития: Авто-реф. дис. . д-ра психол. наук . -М. : 1979.

2.Кицул, Н.С.Формирование навыков коммуникации у детей со сложными и множественными дефектами.  Логопед. — 2005. -№5. -С. 11-18.

3. С.Г. Рыбакова, Арт – Терапия  для детей с ЗПР. Санкт-Петербург.,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования коммуникативной компетентности у детей 3-5 лет с системным недоразвитием речи

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми (или системными) нарушениями речи. Характерной особенностью таких детей являются затруднения в обучении, общении со взрослыми и де...

Картотека игр для формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста

Данная картотека может быть полезна воспитателям, методистам, родителям и всем кто хочет чтоб у ваших детей была развита коммуникативная компетентность....

Предпосылки формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.

Коммуникативная деятельность - один из способов получения информации о внешнем мире и формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер. Дошкольный возраст является сензитивным пер...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ РАЗЛИЧНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ

В статье представлены терапевтические методы  в целях формирования речи старших дошкольников  с синдромом дефицита внимания и гиперактивности . Даны практические рекомендации, которые могут ...

Консультация: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников»

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения ...

Консультация для педагогов "Игра как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольника."

     Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Игр...