Использование информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе
консультация

Григорьева Екатерина Викторовна

Информационные технологии, это не только  компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для  реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionno-kommunikatsionnyh_tehnologii.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»

662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17. тел. (8 39132) 2 66 77. Email: ds1@uo-minusinsk.ru

Использование информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

МДОБУ «Детский сад №1 «Садко».


Разработал учитель-дефектолог:

                                 Григорьева Екатерина Викторовна

Минусинск, 2021

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,

мы украдём у наших детей завтра»

Джон Дьюи

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это личностно-ориентированные технологии, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий. Современные малыши – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

Информационные технологии, это не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования и образования в общем. Роль современного педагога не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Главное подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления об окружающем мире.

Главной задачей познавательного развития дошкольника является формирование у него потребности активно мыслить и способности к нестандартному мышлению, умения преодоления трудностей при решении разнообразных интеллектуальных задач.

Новизна применения ИКТ – технологии в ДОУ.

ИКТ технологии - это новый способ получения знаний, которые позволяют ребенку с интересом познавать и изучать окружающий мир. Мой опыт в данном направлении заключается в разработке игровых и познавательных презентаций для детей разного возраста, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников. Создание презентаций для родителей и педагогов. Создание видеороликов для детей, родителей, которые рассказывают о достижениях детей в группе и в детском саду, а также видеоролики для педагогов. В работе с детьми и семьями воспитанников скорректировала требования к использованию мультимедиа в образовательном процессе. Это обучающие презентации, слайд–шоу, аудиокниги, фотоальбомы, видеоролики, видеофильмы, мультфильмы.

Проблемы. Работая с дошкольниками, обратила внимание, что не у всех детей к школе формируется устойчивый интерес к окружающему миру, любознательность. Внедрение ИКТ в практику моей работы с детьми с ЗПР, родителями, обусловлено следующими причинами:

1.В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в программе МДОБУ в комплексно-тематическом построении педагогического процесса с учетом программы воспитания, мы столкнулись с проблемой нехватки дидактических и наглядных пособий.

2.Современная ситуация развития общества складывается таким образом, что ребенок в социуме сталкивается с новинками технического прогресса (планшетами, гаджетами и т.д.), приходя в детский сад зачастую трудно удивить и вызвать эмоциональный отклик на обычную картинку и сухую подачу материала.

3.Одними из основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Существует проблема включенности родителей в педагогический процесс, а также проблема распространения информации в родительской общественности.

Использование компьютерных технологий помогает: Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; Делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной. Что способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных и природы, работу транспорта и т.д.);

Формировать информационную культуру у детей.

Таким образом, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Особенность представленного опыта работы в том, что отработаны критерии использования ИКТ в работе с детьми. Составлена библиотека мультимедиа, которую педагоги могут использовать в работе с детьми, родителями и как образец для создания своих форм презентаций. Для решения выявленных проблем поставила следующие цели и задачи:

Цель: Развитие познавательных способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий

Задачи:

1. Совершенствовать профессиональное мастерство, используя ИКТ в образовательном процессе. Разработать занятия с применением ИКТ, в соответствии с ФГОС. Создание библиотеки презентаций и видеофильмов, видеороликов, апробировать разработки на практике.

2. Побуждать детей к поисковой и познавательной деятельности через использование ИКТ. Способствовать развитию памяти, воображения, творчества.

3. Создать условия для внедрения ИКТ в образовательном процессе.

4. Использовать ИКТ повышения интереса к окружающему миру в работе с семьями воспитанников.

Повышение профессионального мастерства педагога в освоении ИКТ. Перед началом работы по теме изучила материал из разных источников: методическая литература, наблюдение за опытом коллег, посещение онлайн мастер-классов в интернет, просмотр видео роликов, и вебинаров, изучение опыта работы коллег по составлению презентаций и видеофильмов. Освоила программы: Microsoft Office 2007, приложение документ Microsoft Office Word, Slideshow Creator (создатель слайд – шоу), стандартная программа Paint, приложение презентация Microsoft Office PowerPoint, Jigsaw Puzzle Lite, программа для записи и редактирования аудиофайлов Audacity и др. Просмотрела видеоуроки на https://www.youtube.com (Ютубе), для создания презентаций и видеороликов. В своей работе использую онлайн инструмент для соединения Видео - предназначен для объединения разных клипов в один видеофайл. https://mergevideo.online/ru, для обрезки видео https://online-video-cutter.com

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие.

2. Развитие внимания.

3. Развитие восприятия и памяти.

4. Развитие речи.

Работу по совершенствованию данных направлений я выстраиваю через следующие формы ИКТ это презентации, слайд – шоу, аудиокниги, фотоальбомы, видеоролики, видеофильмы.

При создании мультимедийных презентаций для дошкольников необходимо учитывать следующие условия:

- Все слайды презентации должны быть выполнены в программе Microsoft Power Point. Разработка презентации для дошкольников требует соблюдения ряда требований.

Подбор правильного цвета для фона и иллюстрации. Фон не должен «забивать» изображение, на слайде не рекомендуется использовать более трёх цветов. Слайдов не должно быть много, чем меньше дети, тем меньше слайдов, не более 10с. начальным и заключительным. При продолжительности занятия 25 минут презентации отводится не более 10 минут, т. е в среднем 1 минута на слайд. Слайды должны быть синхронизированы с комментариями воспитателя. Презентация должна иллюстрировать речь воспитателя, но при этом не должна становиться частью занятия. Музыкальное сопровождение доступно к тем слайдам, где не предусмотрено речевое сопровождение.

Очень осторожно нужно использовать звуковые спецэффекты, которые в сочетании с иллюстративным материалом оказывают настолько сильное впечатление, что могут отвлечь детей от восприятия основной информации.

На занятиях в рамках основной программы используются презентации на такие лексические темы как: «Посуда», «Животные», «Съедобные - несъедобные», «Ягоды» и другие.

В непрерывной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей есть возможность на занятиях работать не только с раздаточным материалом, но и за счет ИКТ познакомиться с цифрой. В разделе по ознакомлению с окружающим миром с помощью презентации ребенок учится сопоставлять картинку и звук в одно целое, помогает лучше классифицировать окружающий мир. Повышается мотивация детей к занятиям. Просматривая презентацию несколько раз, ребенок лучше запоминает информацию

Побуждать детей к поисковой и познавательной деятельности через использование ИКТ. Способствовать развитию памяти, воображения, творчества.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются все виды фильмов, но основное место занимают озвученные фильмы.

Развивающие мультфильмы от обычных отличаются тем, что их герои постоянно обращаются к ребенку, предлагают провести несложные арифметические действия, различить цвета, отыскать предмет на картинке, помогают развивать речь. Однако они далеки от компьютерных игр тем, что ребенку достаточно просто смотреть на экран. Как правило, дети, даже самые маленькие, стараются повторять слова вслед за героями мультфильмов, разговаривать с персонажами (отвечая на их вопросы) и позже удивляют родителей своими знаниями.

Мультипликационный фильм можно использовать с целью воспитания. Родители прежде, чем допускать ребенка к экрану, должны сами просмотреть мультфильм, попытаться выделить плюсы и минусы в увиденном. Другой вариант – совместный просмотр фильма и его обсуждение. Пример выделения из известных мультфильмов дидактического и психологического смысла: «Золушка», «Чебурашка» - обретение семьи, друга, любимого человека. «Чуня» - «Не смотри, кто ты, а смотри, какой ты». «Каникулы в Простоквашино» - хозяйственность, дружелюбие, самостоятельность, дружба. «Бюро находок» - «Друзей не теряйте, их никто вам не вернет». «Пластилиновая ворона» - (развитие творческих способностей) «Из ничего – всё» можно организовать занятия по лепке. «Мама для мамонтенка» - любовь к родителям.

ИКТ использую в работе с детьми при проведении непрерывной образовательной деятельности, в совместной деятельности (чтение – слушание, физминутки, при проведении режимных моментов и самостоятельной деятельности, релаксации). Использование ИКТ в индивидуальной работе с детьми, позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает волевые качества, возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему.

Литература и источники информации:

1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991, №5.

2. Дошкольное воспитание. – 2010 - № 12. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М.,1987

3. Е. Вренёва. Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи - Дошкольное воспитание - № 12 – 2010

4. Комарова Т.С, Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Мозаика Синтез, 2011.стр.- 15

5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000, № 11

6. Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

7. Требования СанПиН 2.4.1.2660-10

Интернет-ресурсы:

«Дошкольник» http://doshkolnik.ru/0

«Сундучок» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru

Maam.ru - сайт для воспитателей детских садов

https://www.maam.ru/poleznaja-informacija/sait-dlja-vospitatelei.html

Журнал «Дошкольное образование» https://dovosp.ru/j_dv

Журнал «Воспитатель детского сада» https://www.vospitatelds.ru

Журнал «Ребёнок в детском саду» https://dovosp.ru/j_rds


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений

Презентация для педагогов дошкольных учреждений об использовании ИКТ в образовательном процессе с детьми, сотрудничестве с родителями и самообразовании....

Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе»

Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе» предназначен...

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе

В материале рассмотрены направления использования ИКТ-технологий в работе с детьми, родителями и педагогами....

Использование информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе

В современном обществе информационные процессы являются одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители и мы взрослые. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому...

Использование информационно коммуникативных технологий в образовательном процессе в ДОУ

 В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к это...