Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности :«Тайна камней»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Вестникова Мария Владимировна

ФИО педагога:Вестникова Мария Владимировна.

Возрастная группа воспитанников:подготовительная группа компенсирующей направленности

Наименование образовательной организации:МБДОУ «д/с № 11 «Звездочка»»

Тема НОД:«Тайна камней»

Цель:Способствовать развитию познавательной активности, любознательности детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями. Познакомить детей с профессией геолог.

Задачи.

Образовательные:

- формировать представление детей о видах камней и разных способах их образования на планете Земля;

- поддерживать интерес к экспериментированию.

- закреплять умение обследовать предметы и называть их свойства (крепкий, твёрдый, неровный (шероховатый), гладкий, тяжёлый и др.) и особенности;

- формировать представление о профессии  геолога

Развивающие:

- развивать мыслительные способности, умение сравнивать, различать, анализировать и делать выводы;

- поддерживать интерес и любознательность;

- способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря;

- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми; 

- прививать интерес и любовь к богатству природы.

Предварительная работа:  

Беседы по темам: "Какими бывают камни", "Что такое горы", "Как человек использует камни"; чтение художественной литературы: сказы П. Бажова "Малахитовая шкатулка", "Огневушка-поскакушка", "Хозяйка медной горы", "Серебряное копытце"

Методы и приемы: словесные, практические, наглядные, исследовательский метод.

Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: познавательно-исследовательская деятельность

Форма организации детей: подгрупповая

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный):Камни, разного размера и цвета, сундучок ощущений, иллюстрация геолога. Карточки подсказки, лупа на каждого ребенка,стаканчики с водой, таблица для  записи, рюкзаки.

Планируемый результат:Сформировано представление о профессии геолога и свойствах камней. В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети сравнивают, сопоставляют, рассуждают и делают выводы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_konspekta_tayna_kamney.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД)

ФИО педагога: Вестникова Мария Владимировна.

Возрастная группа воспитанников: подготовительная группа компенсирующей направленности

Наименование образовательной организации: МБДОУ «д/с № 11 «Звездочка»»

Тема НОД: «Тайна камней»

Цель: Способствовать развитию познавательной активности, любознательности детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями. Познакомить детей с профессией геолог.

Задачи.

Образовательные:

- формировать представление детей о видах камней и разных способах их образования на планете Земля;

- поддерживать интерес к экспериментированию.

- закреплять умение обследовать предметы и называть их свойства (крепкий, твёрдый, неровный (шероховатый), гладкий, тяжёлый и др.) и особенности;

- формировать представление о профессии  геолога

Развивающие:

- развивать мыслительные способности, умение сравнивать, различать, анализировать и делать выводы;

- поддерживать интерес и любознательность;

- способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря;

- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми;  

- прививать интерес и любовь к богатству природы.

Предварительная работа:  

Беседы по темам: "Какими бывают камни", "Что такое горы", "Как человек использует камни"; чтение художественной литературы: сказы П. Бажова "Малахитовая шкатулка", "Огневушка-поскакушка", "Хозяйка медной горы", "Серебряное копытце"

Методы и приемы: словесные, практические, наглядные, исследовательский метод.

Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: познавательно-исследовательская деятельность

Форма организации детей: подгрупповая

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): Камни, разного размера и цвета, сундучок ощущений, иллюстрация геолога. Карточки подсказки, лупа на каждого ребенка, стаканчики с водой, таблица для  записи, рюкзаки.

Планируемый результат: Сформировано представление о профессии геолога и свойствах камней. В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети сравнивают, сопоставляют, рассуждают и делают выводы.


Части НОД

Деятельность воспитателя

(подробно прописываются методы и приемы по организации образовательной деятельности (например: задает вопросы к детям; организует показ способов действий; демонстрирует образец; читает детям; осуществляет совместные игровые действия и т.п.)

Деятельность детей

(прописывает деятельность детей по осуществлению образовательной деятельности (например: отбирают необходимый материал из предложенного; высказывают свои предположения; определяют последовательность выполнения задания и т.п.)

Способы

 поддержки

 детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: Организация детей на предстоящую деятельность

Создание образовательной ситуации

В:-Ребята. Сегодня, когда я пришла в детский сад я увидела удивительный сундучок.

В: Ребята, перед нами сундучок ощущений. Интересно что же в нём лежит? Сейчас мы попробуем на ощупь определить , что в этом сундучке.

В: Это живой предмет?

Он тяжёлый? Твёрдый?

Гладкий или шероховатый?

Ты догадался, что это?

 

Дети, закрыв глаза, на ощупь определяют. что в нём лежит

Ответы детей.

Камень.

Поднятие настроения при рассматривании сундучка

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

- В: Правильно, это камень. Но здесь ещё и письмо:

(Читаю письмо)
«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут Вам братья-гномы из маленькой горной деревушки. Мы живем и работаем высоко в горах без устали, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем из них много всего интересного. Прослышали мы, что вы очень любознательные, наблюдательные, изучаете и исследуете природу. Вы можете помочь нашей беде? Злой колдун разрушил наши горы. А нам необходимо узнать свойства камней и какую пользу они приносят людям. Тогда заклятие будет снято. И горы не будут больше разрушаться".

Воспитатель: Как быть, ребята? Мы можем узнать свойства камней? Ребята, вы знаете, из чего состоят горы

Мы поможем: мы будем изучать камни и узнаем их свойства. А горы состоят из камней..

2 часть – основная

Цель: Способствовать развитию познавательной активности, любознательности детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями. Познакомить детей с профессией геолог

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

В: - Дети, камни в природе образуются не сразу. Они формируются в течение миллионов лет, и встречаются людям в виде разных минералов и горных пород. Мы каждый день ходим по земле, которая хранит огромные запасы этих минералов и горных пород. А как вы думаете, откуда же появляются камни на свете?

В: Многие породы камней появляются при извержении вулканов.

Обращает внимание детей на плакат с действующим вулканом.

 - Внутри вулкана образуется магма, которая вырываясь наружу, течёт по склонам вулкана как раскалённая лава при очень высокой температуре 1200 градусов - это и есть расплавленный камень. Но потом эта горная порода очень быстро остывает на поверхности земли. И далее, в течение длительного времени, происходит процесс образования камней под воздействием разных условий: ветров, дождей, высоких температур и др.

  Ребята, есть люди,которые занимаются поиском и изучением камней, называются геологами. Геолог - это профессия.  Работа у геологов трудная, им приходится жить в палатках, готовить пищу на костре. Сейчас им, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить сотни километров, взбираться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки – кирки, чтобы отбивать куски горной породы; карта и компас для ориентировки на местности. Только геологи могут в любых погодных условиях провести исследование горных пород, при этом, не боясь подняться высоко в горы или спуститься на самое дно водоёма. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи. Они должны быть сильными и смелыми. Геологи всегда работают в команде. Преодолевать препятствия и трудности легче в дружном и дисциплинированном коллективе. Вот такая интересная и трудная работа у геолога.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Собери рюкзак геологу».

Подойдите к столу, выберите картинки с изображением предметов, необходимых геологу для работы, объясните свой выбор (для чего нужен предмет).

Молодцы, хорошо запомнили, что нужно людям этой профессии.

 Дети высказывают свои предположения.

Дети слушают рассказ про геологов сопровождающий иллюстрациями.

Играем в игру

  1. компас - для определения направления,
  2.  карта – ориентировка на местности,
  3. молоток – для добычи природных богатств,
  4. фонарик – источник света,
  5.  лупа - для увеличения и наблюдения мелких предметов. дневнике.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Основная часть.  Опытно - экспериментальная.  

Воспитатель: - Дети, я предлагаю вам стать геологами и отправиться на поиски камней.

Физкультминутка.  

По дорожке мы пошли

Много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы влево пошли,

Пёстрых камешков нашли.

А под горку пошли

Белых камешков нашли

И с собой все их понесли.

В: Дети, посмотрите сколько камешков мы с вами нашли. Давайте их рассмотрим .

Какого они цвета?

Какие они на вес?

Дети ,давайте ими постучим что мы слышим?

В:Вижу что вам очень понравились и интересны камни. Я предлагаю вам вернутся в детский сад и изучить их более подробно.

А что бы по дороге нам не было скучно идти предлагаю поиграть в игру. "Гора и камешки"

Стоит гора - старушка -

небес макушка.-

ветер обдувает, -

дождик поливает. -

Стоит гора страдает -

Камешки теряет, -

каждый день и каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь.

Воспитатель: Вот мы с вами вновь в детском саду,  Прежде чем мы сядем за столы для изучения камней. Давайте вспомним правила безопасности.

Я вам покажу карточку , а вы говорите что она означает

. - Близко не подносить предметы к глазам.

- Без надобности ничего не пробовать на вкус.

- Во время работы в  необходимо соблюдать чистоту, тишину.

-

-Не разговаривать громко.

-Работать под наблюдением взрослого.

-Брать только нужные для работы материалы.

-Класть на место все материалы по окончанию работы? 

(Дети идут друг за другом в ходе игры по тексту собираем камни)

Д: Камешки разноцветные.

Д: Они тяжелые.

Д:Они издают звук. 

Поднимаются на носки,

Обмахивают себя кистями рук,

Встряхивают кистями

 Прикладывают ладошки к щекам,

 Качают головой

Дети разбегаются присаживаются на корточки.

Регулярно предлагать вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления

Педагог хвалит детей за правильные ответы

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

У вас на столах   тарелочки.

Что в них находится?

 назовите.  

Что находится рядом с тарелочкой

Опыт 1:  рассмотрите камни через лупу и отметьте, в таблице исследования, в 1-ой клетке, какого он цвета с помощью цветных карандашей.

Дети делают вывод: камни имеют разную окраску.

Опыт 2:  потрогайте камень. Какой он на ощупь: гладкий или шероховатый?

Зарисуйте в таблице, во 2-ой клетке.

вывод: на ощупь камни могут быть разными.  

Опыт 3:  какой ваш камень, если его надавить пальцем или сжать в кулаке: какой он ? (твердый или мягкий) Результат отметьте в 3-ей клетке таблицы.

Вывод: все исследованные камни твёрдые.  

Опыт 4:  возьмите камушек, прислоните его к щеке. Он тёплый или холодный? Обозначьте тёплый камень жёлтым кружочком, а холодный - синим кружочком. Зарисуйте это в 4-ой клетке таблицы.

Подержите камень в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал камень теплее?

Вывод: камень может нагреваться.

Опыт 5:  рассмотрите свой камень и определите: он блестящий или не блестящий?

Камень блестящий, то зарисовка камня будет с точками. Камень не блестящий, то зарисовка камня будет бесцветной.

Результаты занесите в 5-ую клетку таблицы.

Вывод: камни бывают блестящими и матовыми.

 Опыт 6:  опустите камень в воду. Что  происходит? Он тонет или  нет? Отметьте результат значком, если плавает, то нарисуйте его вверху, если тонет, то внизу клеточки.

- Камни тонут?

Вывод: тяжёлые камни тонут.

- Проверьте, изменили ли камни цвет, когда попали в воду?  

Вывод: мокрый камень стал темнее по цвету.  

Воспитатель А сейчас я предлагаю с помощью таблицы рассказать о свойствах камней (два-три ребёнка).

Воспитатель: - А теперь, после проведённых опытов, какой общий вывод можно сделать о камнях?  

Вывод: все камни разные, не похож один на другой.  

Ответы детей

камни

лупа, стаканчики с водой, карандаши.

Таблица исследования.

Ответы детей

.

Организация речевого общения детей

 

 

3 часть – заключительная

Цель: Оценка результата деятельности, создание ситуации успеха.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

Воспитатель: 

- Ребята, как вы считаете, нужен ли камень человеку? Использует ли он камни для своих нужд? Как?

Камни разделяются на несколько групп.

1 группа - драгоценные камни (алмаз, рубин, изумруд и другие минералы). Они красивые и прозрачные.

2 группа – поделочные камни (агат, мрамор, опал и т. д.). Они не прозрачные. Их используют для ювелирных изделий, но стоят они дешевле чем драгоценные.

3 группа – это строительные камни. Это те камни, которые мы видим каждый день: гранит, доломит, известняк, песчаник.

Воспитатель предлагает им поиграть с картинками и рассказать "Как применяет камни человек в своей жизни?"

Дошкольникам предлагаются картинки, отображающие использование камня:

  • в строительстве
  • в деталях интерьера
  • для памятников и скульптур
  • для украшений
  • в быту и др.

Дети высказывают свои предположения.                      

Оказывать помощь и поддержку.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

В: - Молодцы! Порадовали меня знаниями.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы справились с заданием гномов? Спасли горы? А что было интересным для вас?

А Что вам показалось трудным?

У меня для вас есть сюрприз. Гномы нам передали раскраски их маленькой горной деревушки и значки настоящих ученых.

Ответы детей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"

Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» Тема: «Волшебные тайны магнита»

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе  собственные суждения и умозаключения, чем по...

Схема конспекта непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования. Тема: "Зимнее путешествие"

Схема конспекта непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Тайны космоса».

Автором представлен конспект для детей подготовительной группы "Тайны космоса"....

Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности Тема: "Чтение былины Илья Муромец и Соловей-разбойник"

ФИО педагога: Вестникова Мария Владимировна.Возрастная группа воспитанников: подготовительная группа компенсирующей направленностиНаименование образовательной организации: МБДОУ «д/с № 11 «...