картотека по сенсорному воспитанию
картотека (младшая группа)

Шумилова Хафиза Хафазовна

Игры на различение основных цветов

 

 Карточка №1 «Посади жука на свой листок»

Цель: учить детей различать 4 основных цвета и  соотносить цвета разнородных предметов.

Материал: плоскостные изображения жуков и листьев 4 основных цветов.

Ход игры:  Воспитатель показывает детям плоскостные изображения предметов и выясняет что это и  какого они  цвета. Жуки любят отдыхать на листочках.   Воспитатель предлагает посадить каждого жучка на листок своего цвета.        

 

Карточка №2 «Воздушные шарики»

Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.

Материал: плоскостные изображения шариков 4 основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре шарика основных цветов и четыре ленточки тех же цветов и предлагает детям подобрать к каждому шарику ленточку того же цвета. Красный, желтый, голубой шар выбирай себе любой. Чтобы шарик удержать надо ленту привязать. Мы в руки ленточки возьмем и шар по цвету им найдем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kartoteka_igr_po_sensornomu_razvitiyu.docx143.89 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на различение основных цветов

 Карточка №1 «Посади жука на свой листок»

Цель: учить детей различать 4 основных цвета и  соотносить цвета разнородных предметов.

Материал: плоскостные изображения жуков и листьев 4 основных цветов.

Ход игры:  Воспитатель показывает детям плоскостные изображения предметов и выясняет что это и  какого они  цвета. Жуки любят отдыхать на листочках.   Воспитатель предлагает посадить каждого жучка на листок своего цвета.        

 

Карточка №2 «Воздушные шарики»

Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.

Материал: плоскостные изображения шариков 4 основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре шарика основных цветов и четыре ленточки тех же цветов и предлагает детям подобрать к каждому шарику ленточку того же цвета. Красный, желтый, голубой шар выбирай себе любой. Чтобы шарик удержать надо ленту привязать. Мы в руки ленточки возьмем и шар по цвету им найдем.

Карточка №3 «Подбери чашки к блюдцам»

Цель: учить различать цвета и соотносить цвета разнородных предметов.

Материал: наборное полотно,  плоскостные изображения блюдец  и чашек основных цветов.

Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Воспитатель расставляет на верхней полоске наборного полотна блюдца и предлагает детям рассмотреть их. Спрашивает какого цвета блюдца. Потом привезли чашки (показывает чашки). Воспитатель предлагает помочь продавцам и подобрать чашки к блюдцам. Они должны быть такого же цвета,  как блюдца.

 

Карточка №4 «Найди такой же цветочек»

Цель: закреплять знания основных цветов, развивать умение по показу называть  4 основных цвета.

Материал: демонстрационные изображения цветков красного, желтого, синего и зеленого цвета, такие же изображения цветков меньшего размера (раздаточный материал).

Ход игры: Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков. Дети рассматривают и рассказывают какого они цвета. Потом воспитатель раздает детям маленькие изображения цветков, дети рассматривают. Затем педагог предлагает показать такой же цветочек, какой показывает сам.

Карточка №5 «Загадочные пуговки»

Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.

Материал: картонное полотно, разделенное на 4 сектора (основные цвета), набор разных пуговиц 4-х основных цветов.

Ход игры:  Воспитатель показывает цветное полотно и рассказывает, что это домики для пуговиц. Затем показывает пуговицы, обращая внимание детей, что все пуговки разного цвета.  Каждая пуговка живет в домике своего цвета. Воспитатель предлагает детям помочь пуговкам найти свой домик.

Есть чудо-пуговки у нас, поиграем мы сейчас.
В руки пуговки возьмем  и дом по цвету им найдем.

                       

Игры на различение величины предметов

Карточка №6 «Найди домик для матрешки»

Цель: знакомить с понятиями  «большой – маленький»
Материал: плоскостные изображения матрешек 2-х размеров: большие и маленькие, плоскостные изображения домиков 2-х размеров: большие и маленькие.

Ход игры: Перед детьми раскладываются домики. Домики разные по величине: маленькие и большие.  В этих сказочных домиках живут матрешки. Матрешки большие и маленькие. Они пошли погулять и потерялись. Детям предлагается найти домик для каждой матрешки.

Карточка №7 «Выбери пуговки»

Цель: воспитывать умение группировать предметы по величине.

Материал: 2 коробочки: большая и маленькая,  набор пуговиц разных по величине (большие и маленькие)

Ход игры: Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы по коробочкам. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке.

                                               

Карточка №8  «Зоопарк»

Цель: продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов.

Материал: игрушки зверей разных размеров.

Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми набор знакомых животных разной величины. Рассматривают: «Это кто?», «А это кто?» и т.д.

Затем воспитатель говорит, что звери растеряли своих детенышей и предлагает им помочь их найти. Педагог берет большого мишку и предлагает найти маленького и т.п.  В случае затруднения используем совместные действия.

Карточка №9 «Спрячь шарик в ладошках»

Цель: учить различать величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Материал: два комплекта больших и маленьких шаров.

Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми поднос, на котором лежат большие и маленькие шары. Берет большой шарик и предлагает детям взять такой же шарик. Затем предлагает спрятать его в ладошках (аналогично с маленьким). Воспитатель обращает внимание детей: «Маленький шарик спрятался в ладошках, а большой – не спрятался, его видно». 

Карточка №10  «Наряди елку»

Цель: формировать умение выделять величину предметов, упражнять в установлении сходства и различия между предметами

Материал: игрушка Дед Мороз, большие и маленькие елки, вырезанные из картона зеленого цвета, набор кругов двух величин (большие и маленькие)

Ход игры: Игровая ситуация: пришел Дед Мороз и принес елочки (рассмотреть и рассортировать по размеру). Скоро праздник и елочки надо нарядить. Внести коробку с кругами (рассмотреть, рассортировать по размеру ). Предложить детям нарядить большие елочки большими кругам, а маленькие – маленькими. В процессе игры активизировать в речи детей понятия: круг, большой, маленький, большая, маленькая.                                                                                      

                                                         

                                               

                   

Игры на различение геометрических форм

                                                     

Карточка №11  «Круг – квадрат»

Цель: учить детей группировать предметы по форме.

Материал: по 5 картонных квадратов и кругов одного цвета.

Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Это –круг, а вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат положу на квадратную тарелочку». Далее педагог предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросом «Что это?».

                                                 

Карточка №12  «Найди варежку»

Цель: учить узнавать и называть геометрические формы – круг, квадрат,  треугольник.

Материал:  плоскостные изображения варежек белого цвета с нарисованными геометрическими фигурами.

Ход игры: Перед детьми раскладываются в произвольном порядке изображения варежек. Куклы перепутали все варежки не могут собрать пары. Давайте поможем куклам и разберем варежки по парам. В случае затруднения используем совместные действия.

                                               

Карточка №13  «Закрой окошко в домике»

Цель: учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Материал: плоскостные изображения домиков с вырезанными окошками разных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), наборы фигур (круг, квадрат, треугольник), строго соответствующие по размеру отверстиям окошек в домиках.

Ход игры: Воспитатель раздает детям геометрические фигуры разного цвета. На столах лежат домики с окошком геометрической формы. Детям нужно закрыть окошки в домиках соответствующей фигурой.

Карточка №14   «Спрячемся от дождика»

Цель: учить детей группировать предметы по форме.

Материал:  набор геометрических  фигур из кругов, квадратов и треугольников разного размера, три рисунка зонтиков.

Ход игры: Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли круг, квадрат и треугольник (показать) погулять. Вдруг в небе появилась большая серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Геометрическим фигурам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. Но каждой фигуре надо найти свой зонтик.

Карточка №15 «Покажи такую же»

Цель:  закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).

Материал: игрушка Заяц, коробочка с плоскостными геометрическими формами.

Ход игры: Игровая ситуация: приходит в гости Зайка, приносит коробочку с геометрическими фигурами и просит детей рассказать, что это такое. Сначала воспитатель показывает каждую фигуру отдельно и просит детей сказать, что это за фигура, помогает в случае затруднения. Затем детям раздаются фигуры и педагог просит показать такую же фигуру, как у него.

                           
                 

Игры на развитие тактильных ощущений

                                                     

Карточка №16  «Чудесный мешочек»

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Материал: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и формы).

Ход игры: В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

                                                       

Карточка №17  «Узнай фигуру»

Цель: нахождение геометрической формы  на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Материал: непрозрачный мешочек, два набора плоскостных и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, кубик, шарик, кирпичик)

Ход игры: В непрозрачном мешочке лежит набор геометрических форм. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком, Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал воспитатель.

                                                         

Карточка №18  «Найди пару»

Цель: способствовать развитию тактильного восприятия.

Материал: маленькие полотняные мешочки, наполненные крупой – гречкой, рисом, манкой, фасолью,  горохом, геркулесовыми хлопьями (каждой по 2).

Ход игры: Малышу предлагается ощупать каждый мешочек.  Задача ребенка в том, чтобы найти пару мешочку.

Игры по ознакомлению с формой и величиной

Карточка №19  «Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образу.

Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми предложенный материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, треугольная).

Карточка №20  «Соберем башенку»

Цель: учить детей собирать башенку, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине.

Материал:  пирамида.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривают башенку, на стержне которой много колец, затем снимают кольца — сначала поменьше, затем побольше. Воспитатель откладывает самое большое кольцо, затем поменьше. После этого дети сами

Карточка №21  «Найди пару»

Цель: изучение восприятия формы геометрических фигур.

Ход игры: На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой - круг и квадрат, на третьей - два треугольника и так далее. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.

Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.

Карточка №22   «Найди свой домик»

Цель: целенаправленное, осмысленное восприятия формы геометрических фигур.

Материал:  детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат, треугольник.

Ход игры: «В этом домике живут все круги, - говорит воспитатель, - в этом - все квадраты, а в этом - все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагается «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель на каждый раз меняет домики местами.

Игры на развитие слухового восприятия

Карточка №23   «Кто что услышит?»

Цель: развитие слухового восприятия.

Материал:  колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д.

Ход игры: Поставить перед детьми ширму и позвинеть в колокольчик, постучать в барабан, бубен, поиграть на дудочке и т.д. Предлагать детям отгадать, каким предметом произведен звук.

Карточка №24  «Узнай по звуку предмет»

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры:  Для этой игры использовали различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, ложка и т.д.). Дети садятся спиной, а воспитатель производит шумы и звуки различными предметами. Дети догадываются, чем был произведен звук.

Карточка №25  Кто позвал?

Цель: Упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры:

Сегодня мы будем отгадывать по голосу наших ребят. Вы знаете голоса друг друга? Таня, позови, пожалуйста, (Имя)! (Имя), а ты позови (Имя). Ребята, у (Имя) и (Имя) разные голоса? Да - отвечают дети.

Закроет глаза и только по голосу отгадает и назовет имя того, кто его позвал.

После этого воспитатель приглашает к себе одного из играющих. Он подходит и закрывает глаза, а в это время водящий, которого раньше выбирают считалочкой, подходит к кому-либо из участников игры и притрагивается к нему. Тот громко называет имя, зовет его.

Кто позвал тебя? - спрашивает воспитатель.

Игры в центре воды и песка

Карточка №26  «Чей след?»

Цель: знакомство с формой предмета величиной.

Ход игры:  Отпечатать фигуры разной величины на влажном песке, оставляя геометрические следы.

Предложить ребенку угадать, какой фигуре принадлежит тот или иной отпечаток. Если возникнут сложности с определением, то можно приложить одну из фигур к следу и спросить ребенка: «Подходит?»

Карточка №27  «Достань ракушку (Достань камешек)»

Цель: развитие внимания, координации движений.

Ход игры:  На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камешек (или ракушку) опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.

Карточка №28  «Поймай льдинку»

Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.

Ход игры:  Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Малыш сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?

  • Они растаяли, превратились в воду».

Карточка №29  «Теплый –холодный»

Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».

Материал: игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.).

Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.

Карточка №30  «Найди шарик фигуру»

Цель: знакомство с качествами предметов – размером, формой.

Ход игры:  Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

Пальчиковые игры

Карточка №31  Немецкая народная игра

«Дружные пальчики»

Цель: развивать мелкую моторику.

Ход игры:  сжать в кулак пальцы рук. Взрослый читает текст и выполняет движения: медленно, по одному, разгибает пальцы, начиная с мизинца. В конце игры снова поочередно сжимает пальцы в кулак, большой палец - сверху.

Этот мальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот — средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот - указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Предложить детям выполнить движения.

Карточка №32   «Сапожник»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Ход игры:  взрослый имитирует движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат «гвозди», другой - «молоток». Зачитать стихотворение:

Мастер, мастер, помоги —

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди.

Мы пойдем сегодня в гости!

Б. Заходер

Предложить детям повторить движения.

Карточка №33   «Лабиринт для пальчика»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Материал: лист бумаги.

Ход игры:  нарисовать на листе бумаги дорожку-лабиринт. Предложить ребенку добраться пальчику до «домика», проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или обклеить ее бумагой различной фактуры.

Карточка №34   «Морской узел»

Цель: развивать мелкую моторику.

Материал: шнурки.

Ход игры:  взрослый показывает ребенку, как на шнурках можно завязывать и развязывать узелки. Затем ребенок тренируется самостоятельно завязывать и развязывать узелки.

Среда

1.Утренняя гимнастика

2. Воспитание КГН

3. Индивидуальная работа по развитию речи

4. Дидактическая игра (Сенсорное развитие)

5. Сопровождение самостоятельной игровой деятельности

1.Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи (по подгруппам)

2.Музыка

(по подгруппам)

1.Наблюдение за явлениями общественной жизни

2. Навыки самообслуживания

3. Подвижная игра (малоподвижная игра)

1.Навыки самообслуживания

2.Воспитание опрятности, аккуратности

3. Чтение художественной литературы

4.Сопровождение самостоятельной игровой деятельности

1.Гимнастика после сна

2.Закаливающие процедуры

3.Рассматривание картин, иллюстраций и т.д.

4. Сопровождение самостоятельной игровой деятельности

1 Пальчиковые игры

2. Подвижная игра

Картотека дидактических игр
            по  сенсорному развитию

для детей 2-ой группы  раннего возраста

https://www.konik.ru/upload/iblock/6a0/igra_soberi_busy.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3 года жизни

Рааставить букеты по вазамПодбери гараж для машиныНайди колеса к паравозуГеометрическое лоттоЧто лежит в корзинеБабочки и цветыНарядим неволяшкуПочини коту Леопольду зонтикПодбери узорыВеселые поварят...

Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возрастаД/И «Воздушные шары»ЦЕЛЬ: развивать умение различать и называть основные цвета, закреплять умение различать и называ...

Картотека игр по сенсорному воспитанию

Картотека игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию.

В картотеке использованы дидактические игры по сенсорному воспитанию....

Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста.

Картотека простых игр на развитие сенсорных способностей....

Картотека по сенсорному воспитанию

Картотека игр по сенсорному развитию детей ...