Дополнительная образовательная программа "Волшебные фигуры"
рабочая программа (старшая группа)

Кузнецова Татьяна Александровна

Программа для детей сташей группы, направлена на развитие математических способностей и стимулирование познавательной деятельности посредством занимательной математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Учебный (тематический) план

6

1.3.

Содержание учебного (тематического) плана                                                                                                                

7

1.4.

Планируемые результаты                                                                                                              

8

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

9

2.1.

 Условия реализации программы

9

2.2.

Формы аттестации   и оценочные материалы                                                                                                  

11

2.3

 Список литературы                                                                                                                          

13

2.4.

Приложения

15

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

Направленность: естественнонаучная.

Актуальность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебные фигуры» (далее программа) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)  Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242;
  • Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
  • Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  • Уставом МАДОУ ЦРР – детский сад;
  • Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах  и порядке их утверждения в МАДОУ ЦРР – детский сад.

             Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от  24.12.2013 №  2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, систематизация, обобщение, конкретизация, доказательство, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей. Такие умения позволят легко осваивать новое, развить самостоятельность и активность мышления, сформировать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления. Одним из компонентов всестороннего развития личности является умственное развитие, на которое в первую очередь оказывают влияние занятия математикой.

Программа направлена не только на  развитие математических способностей воспитанников, но и на создание условий для самовыражения личности, стимулирование познавательной деятельности. Каждый  ребенок  любит  и  хочет  играть,  занимательные игры с Блоками Дьенеша и Палочками Кюизенера знакомят детей с числом, величиной, геометрическими фигурами, помогают упражнять в ориентировке в пространстве, способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность. Развивается  умение  пользоваться  инструкциями  и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. Форма работы с детьми «путешествие по карте»,  открывает  воспитаннику  новый  мир.

Программа разработана и реализуется в целях удовлетворения индивидуальных потребностей воспитанников в соответствии с социальным заказом населения ГО Красноуфимск.

Цель программы: формирование математических способностей посредством занимательной математики.

Образовательные:

  • формировать умение выполнять действия с эталонами форм, символами;
  • формировать навыки вычислительной деятельности;
  • расширять знания о геометрических фигурах и их элементах;
  • учить выполнять и создавать различные маршруты передвижения при работе с картой, схемой;
  • формировать у воспитанников умение рассуждать, делать выводы;
  • формировать у дошкольников интерес к информационным технологиям.

Развивающие:

  • развивать способности к логическим операциям;
  • развивать у воспитанников интерес к плоскостному и объёмному моделированию;
  • развивать навыки начального  программирования;
  • развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность дошкольников;
  • развивать умения «читать» и составлять алгоритмы.

Воспитательные:        

  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
  • воспитывать коммуникативную компетенцию: формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, в паре;
  • воспитывать социально-трудовую компетенцию: настойчивость, самостоятельность, целеустремлённость в достижении конечного результата;
  • воспитывать интерес к занимательной математике у воспитанников и их родителей.

Адресат программы: возраст воспитанников  5-6 лет.

Возрастные особенности. У воспитанников формируются предпосылки учебной деятельности. Продолжает развиваться внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы её достижения (как делать); воспитывается усидчивость; проявляется настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата. Воспитанники знакомятся с образованием каждого числа в пределах до 10, сравнивают множества. Совершенствуется умение считать в прямом и обратном порядке, знакомятся с порядковым счётом в пределах 10, с цифрами от 0 до 9. Систематизируют предметы по величине, сравнивают опосредованно – с помощью условной меры. Формируется понятие о целом и части, о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей (2,4). Продолжают знакомиться с различными геометрическими фигурами, учатся использовать в качестве эталонов плоскостные и объёмные формы.  Развивается геометрическая зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме. Развивается представление о том, как из одной формы сделать другую. Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве, двигаться в заданном направлении, в соответствии со знаками, определять своё местонахождение среди окружающих предметов. Воспитанники учатся ориентироваться на листе бумаги. Развивается умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Формируется умение определять алгоритм собственной деятельности, с помощью взрослого составлять модели и использовать их. Формируется умение анализировать готовые постройки, поделки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки. Учатся строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Продолжает развиваться умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Срок освоения: – 1 год.

Режим занятий: общее количество часов в год – 36; по одному часу (25 минут), один раз в неделю; число воспитанников одновременно находящихся в группе от 12 до 21.

Форма обучения: очная.

Объем Программы- 36 часов.

Виды занятий: занятие – игра, презентация, чтение математических сказок, выставка, занятие-путешествие, моделирование, на которых у воспитанников формируются математические знания, азы начального программирования и умение пользоваться инструкциями, алгоритмами.

Занятия по программе проходят в виде учебных занятий, которые состоят из теоретической и практической работы.

                 Уровневость программы: традиционная.

1.2.  Учебный (тематический) план

 Тема

Общее количество учебных часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

  • Педагогическое наблюдение
  • Вводный инструктаж

2

«Осень в городе Цифроград»

5

1

4

  • Педагогическое наблюдение,  
  • Продуктивная деятельность: создание моделей
  • Соревнование
  • Выставка  поделок
  • Анализ продуктов деятельности

3

«Сказки города Формадор»

12

4

8

  • Педагогическое наблюдение
  • Составление схем, чертежей
  • Продуктивная деятельность: создание моделей
  • Выставки  поделок
  • Анализ продуктов деятельности

4

«Путешествие по карте»

В поисках клада Программирование мини-роботов Bee-BotFloorRobot

2,5

0,5

2

  • Педагогическое наблюдение
  • Составление схем
  • Программирование мини-роботов
  • Составление программы

Страна Заниматика

5,5

1

4,5

  • Беседа
  • Оформление результата работы
  • Рисование
  • Выставка  поделок
  • Анализ продуктов деятельности

Путешествие по карте сказочного леса

3

0,5

2,5

  • Педагогическое наблюдение
  • Программирование мини-роботов
  • Составление программы
  • Выставка поделок
  • Анализ продуктов деятельности

Путешествия с героями сказок

6

0

6

  • Педагогическое наблюдение
  • Выставка поделок
  • Анализ продуктов деятельности

5

Игра-путешествие «Победим Цифрозавра»

1

0

1

  • Педагогическое наблюдение
  • Анализ продуктов деятельности

Итого:

  36

7,5

28,5

1.3. Содержание учебного (тематического плана)

Тема 1.Вводное занятие.  Планирование работы кружка на год.  Знакомство с правилами работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера и наглядными пособиями. Правила техники безопасности. Состав игровых материалов.  Знакомство с карточками-символами, эталонами форм. Экскурсия-презентация «Герои математической страны» - знакомство с миром математики, Понятия: «точка», «прямая линия», «кривая линия», «отрезок», «клетка»; «линейка», «циркуль».

Практическая работа: Рисование «Волшебная картина математической страны» - знакомство с «приборами-помогаторами» и выполнение действий с ними.

Тема 2.«Осень в городе Цифроград». Знакомство с цифрами и  математическими знаками «плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше». Прямой счёт до 20 и обратный счёт от 10 до 0, количественный и порядковый счёт.

Практическая работа: «Открытие фотосалона» - понимание образа цифр, соответствие их числу предметов. «Путешествие на поезде» - ориентировка в пространстве, понимание смысла пространственных отношений (между, рядом, с около, слева, справа, в середине, в углу, перед, за), ориентировка на ограниченной территории. Игры «Мозаика цифр», «Поймай рыбку», «Собери паззл». Игра «Переменка: весёлые старты» - игра с кубиком.

Тема 3.«Сказки города Формадор»: «Полезный прямоугольник», «Треугольник и квадрат», «Как многоугольник стал кругом?». Знакомство с геометрическими фигурами и их свойствами: прямоугольник и квадрат, четырёхугольник, треугольник, многоугольник, трапеция, ромб, куб, конус, цилиндр, пирамида, призма (кирпичик), многогранник. Плоскостное и объёмное моделирование. Знакомство с таблицей; учить находить клетку в столбике и строке, «читать» и заполнять таблицу. Формировать понятие об отрицании свойства с помощью частицы «не»; о логической операции объединения свойств, обозначаемой союзом «и». Знакомство с понятиями «схема», «план», «чертёж».  Игра «Путешествие по лесу» - развивать логическое мышление, умение рассуждать.

Практическая работа:«Игра с обручами» - классификация по двум-трём свойствам. Игра «Как изменилась фигура?». Чертим схему пирамиды - знакомство с основами черчения с помощью «приборов-помогаторов».  Игра «Южное путешествие кубика» - учить соотносить реальные предметы с их изображением. Игра «Волшебная дверь» - кодирование и декодирование информации. «Космическое путешествие» - доставка груза. Игра «Логический поезд» - последовательность изменения свойств. «Строим дом» - архитекторы. «Каталог недвижимости» - «чтение» и составление бланка заказов (таблицы). Игра «Журналисты».

Тема 4.   «Путешествие по карте». Знакомство с физической картой мира, физической картой России; со сторонами света: север, юг, запад, восток. Формирование умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, на листе бумаги в клетку. Знакомство с мини-роботом Bee-Bot Floor Robot.  

«В поисках клада». Знакомство с понятиями «карта», «маршрут», «компас». Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве. Знакомство с идеей относительности пространственных направлений.

Страна Заниматика. Знакомство с математическими головоломками и их создателями. Знакомство с понятиями: «симметрия», «вес», «объём». Экскурсия по «Зеркальному городу» - презентация.

Знакомство с картой сказочного леса и её обитателями.

Путешествия с героями сказок: «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Три поросёнка», «Теремок», «Белоснежка и семь гномов».  

Практическая работа: Путешествия по картам. Создание карты по алгоритму. Игры на понимание значения слов «разные», «одинаковые». «Путешествие на корабле».

Создание карты страны Заниматика. «В кладовой замка» - игры с весами и сосудами разного объёма. Игры в Зеркальном городе. Игра «Цветное чудо» - деление предметов по группам, выкладывание последовательности. Математические сказки о числах, счёте, форме. «Путешествие по реке Смекалочке.

Путешествие по карте сказочного леса – ориентировка на плоскости и листе бумаги в клетку, программирование мини-робота Bee-Bot Floor Robot. Составление  простых и сложных  алгоритмов. Игры с головоломками, решение логических сказочных задач, лабиринты.

Путешествие в «Сказочный город дружбы» - деление на части. «Путешествие с тремя медведями». «Путешествие с тремя поросятами». «Строим теремок». «В гости к Белоснежке», «Экскурсия по пещере семи гномов»  – головоломки и лабиринты.

Тема 5.Итоговое занятие. Вечер математических игр.

Практическая   работа: Игра-путешествие «Победим Цифрозавра».

1.4.Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • знают цифры и умеют соотнести число с количеством; знают геометрические фигуры и их элементы;
  • знают и применяют математические знаки; выполняют вычислительные действия с опорой на наглядность и  действия с символами;
  • могут самостоятельно организовать игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера и наглядными пособиями;
  • программируют   перемещение мини-роботаBee-BotFloorRobot;
  • способен к выполнению логических операций: сравнение, анализ, обобщение;
  • ориентируются на плоскости и в пространстве;
  • умеют рассуждать и делают выводы.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • составляют модели с помощью взрослого;
  • развиты умения пользования «приборами-помогаторами»;
  • умеют выполнять и создавать различные маршруты передвижения при работе с картой, схемой;
  • умеют работать с таблицей; «читать» и составлять алгоритмы; кодировать и декодировать информацию.

  Регулятивные:

  • умеют составлять схему, план с помощью взрослого, работать по предложенным инструкциям;
  • определяют и формулируют цель деятельности с помощью педагога.
                Коммуникативные:
  • умеют  работать в паре, в команде и в коллективе;
  • умеют договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживают неудачам и радуются успехам других.

Личностные:

  • обладают воображением, которое реализуется в разных видах   деятельности;
  • проявляют инициативу и самостоятельность в организации математических игр и решении нестандартных задач и головоломок.

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: в процессе реализации работы в рамках данной программы используется групповое помещение, в развивающей предметно-пространственной среде группы создан «Центр математики» с необходимым оборудованием, наглядными пособиями, играми,  музыкальный  зал.  

Информационное обеспечение: созданы условия для самостоятельной деятельности воспитанников; для проведения занятий используются: мульти-медиа проектор ViewSonic; компьютер с учебным программным обеспечением; интерактивная доска; программно-аппаратный комплекс Bee-Bot Floor Robot. Роботы-пчёлки; интерактивная среда с компьютерной программой PRO-First.

Кадровое обеспечение: среднее профессиональное педагогическое или высшее профессиональное педагогическое образование, первая или высшая квалификационная категория, курсы повышения квалификации по данному направлению.

Методические пособия используемые для реализации программы:

  1. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Чеплашкина И.Н. Парциальная программа. Игровые ситуации. Диагностика развития. (Методический комплект программы «Детство») – СПб.: ООО  «Издательство «Детство-пресс», 2015. – 64 с.
  2. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – Санкт-Петербург. - «Корвет»
  3. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. Учебно-методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша. – Санкт-Петерберг. - «Корвет»
  4. Логические блоки Дьенеша. Методические рекомендации.
  5. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце… Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера. – Санкт-Петербург, 2003

Методические материалы:

  • ресурсы информационных сетей;
  • схемы пошагового конструирования;
  • схемы программирования;
  • иллюстрации по темам;
  • стихи, загадки по темам занятий.

Программа предусматривает использование элементов следующих образовательных педагогических технологий:

  • блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;
  • применение ИКТ технологий способствует улучшению качества обучения;
  • игровые технологии направлены усвоение общественного опыта;
  • здоровьесберегающие технологии способствуют обеспечению возможности сохранения здоровья.

Используется форма работы с детьми «Путешествие по карте».

Программа основывается на принципах обучения:

  • принцип личностно-ориентированного подхода;
  • принцип  доступности (усвоение материала  с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников);
  • принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию учебного материала);        
  • принцип развивающего обучения («от простого – к сложному», одна тема подается с возрастанием степени сложности).

Методы и приемы  работы:

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых схем, алгоритмов, таблиц, демонстрация способов составления схем и алгоритмов, приемов заполнения таблиц.

Игровой

Математические игры помогают  закреплять знания и развивают умения выполнять математические действия. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и умений.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, демонстрация образцов, разных вариантов решения нестандартных задач.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения нестандартных задач. Творческое использование предметов, самостоятельное преобразование фигур, моделей, схем.

Формы занятий: занятия проводятся в различных формах: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Программа состоит из трёх направлений:

  • «Осень в городе Цифроград»;
  • «Сказки города Формадор»;
  • «Путешествие по карте».

         Материально-техническое обеспечение:

№ п/п

Наименование

Количество

Стул детский

12

Столы детские

6

Доска

1

Стеллаж для хранения наглядного и игрового материала

1

Программно-аппаратный комплекс Bee-Bot Floor Robot. Роботы-пчёлки

6

Физические карты мира и России, карта сказочного леса, карты сказок, карты поиска сокровищ

8

Алгоритмы, таблица, схемы, наглядный материал

Наборы «Блоки Дьенеша»

6

Наборы «Палочки Кюизенера»

6

Конструктор нового поколения для объёмного 3D моделирования ТИКО

2

Головоломки и математические игры

Книги с математическими сказками, другими сказками, используемыми по программе

2.2. Формы аттестации и оценочные материалы

Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 5 сентября. Промежуточный контроль осуществляется в период с 27 по 31 декабря. Итоговый контроль осуществляется с 25 по 31 мая.

Текущий контроль осуществляется с 10 сентября по 26 декабря, с 10 января по 20 мая.

Для оценивания используются следующие методы: наблюдение, беседа, игра, игровые ситуации.

  • Лист фиксации (диагностика уровня ).
  • Игровые задания (срез знаний).
  • Выставка поделок детского творчества.

Формы отслеживания образовательных результатов:

  • педагогическое наблюдение;
  • беседа о прочитанном и просмотренном;
  • интерактивные игры;
  • решение нестандартных задач и головоломок, поиск решений;
  • продуктивная деятельность: создание моделей; программирование;
  • выставки.

Основная задача мониторинга - определение качества реализации программы и влияние дополнительной образовательной программы на динамику развития ребенка. Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития ребёнка, при необходимости разработать индивидуальный маршрут образовательной деятельности для максимального раскрытия потенциала каждого воспитанника. Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела программы с целью выявления качества усвоенных знаний.

Оценочные материалы

Критерии

Показатели

Математические знаки и символы, фигуры

0б – знаком с математическими знаками и символами, геометрическими фигурами, с методом моделирования;

1б – использует математические знаки и символы с помощью взрослого, называет геометрические фигуры и их свойства; моделирует схемы и конструирует геометрические фигуры с помощью взрослого

2б – выполняет различные действия с математическими знаками и символами самостоятельно; моделирует схемы и конструирует геометрические фигуры.

Управления мини-роботом BEE-BOT

0б – частично знает о работе  робота;

1б –  нуждается в помощи взрослого при игре с мини-роботом, при составлении алгоритма движения;

2б – знает, как обращаться с мини-роботом и умеет с ним играть, сам задаёт программу движения мини-робота.

Ориентировка на плоскости и в пространстве

0б – путается в ориентации; не может составить алгоритм;

1б – ориентируется на плоскости и в пространстве с помощью взрослого; составляет алгоритм с помощью взрослого;

2б –  ориентируется на плоскости и в пространстве самостоятельно; может  самостоятельно составить и решить алгоритм.

Логические операции

0б – затрудняется в решении логических задач и головоломок; путается в прохождении лабиринтов;

1б – требуется помощь взрослого при решении логических задач и головоломок; прохождении лабиринтов;

2б –  самостоятельно находит решение логических задач и головоломок; проходит лабиринты.

Уровень

Количество баллов

Высокий

6 – 8

Средний

4 – 5

Низкий

0 - 3

2.3. Список литературы

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы. Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – М: Мозаика-синтез. – 2014г.
  2. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А.,  Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО. -  2016г.
  3. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Чеплашкина И.Н. Парциальная программа. Игровые ситуации. Диагностика развития. (Методический комплект программы «Детство») – СПб.: ООО  «Издательство «Детство-пресс», 2015. – 64 с.
  4. Альбом «Вместе весело шагать» Пособие к блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера.
  5. Алябьева Е.А. Математические сказки. Беседы с детьми о числах, счёте и форме. – М.:ТЦ Сфера, 2018. – 112 с. (Сказки-подсказки)
  6. Житомирский  В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. - М., «Педагогика», 1975. – 136 с.
  7. Заниматика/занятия, игры, головоломки. Для детей от 5 до 7 лет. Тетрадь с заданиями для развития детей/Таблицы с карточками. – Киров.
  8. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4-5 лет. – СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2016. – 160 с.
  9. Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н., Столяр А.А., Чеботаревская Т.М. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей. Под ред. Столяра А.А. – М.:Просвещение, 1991. – 80 с.
  10. Козина Л.Ю. Игры по математике для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. (Вместе с детьми).
  11. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. –– М.: Государственное издательство физико-математической литературы., 1959. – 580 с.
  12. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – Санкт-Петербург. - «Корвет»
  13. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. Учебно-методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша. – Санкт-Петерберг. - «Корвет»
  14. Логические блоки Дьенеша. Методические рекомендации.
  15. Новикова В.П. Математика в детском саду. Демонстрационный материал для детей 3-7 лет./Методические рекомендации к наглядно дидактическому пособию. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
  16. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера/Раздаточный материал. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
  17. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – Библиотека программы «Детство». – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2000.
  18. Финкельштейн Б., Лабутина Л. Альбом «Праздник в стране блоков». Игры, интеллектуальные конкурсы, фокусы. Серия: Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет). – «Корвет»
  19. Финкельштейн Б.Б., Вейгандт К.В. Альбом «Спасатели приходят на помощь». Схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты. Серия: Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет). – «Корвет»
  20. Финкельштейн Б.Б., Вейгандт К.В. Альбом «Поиск затонувшего клада». Развитие внимания, памяти, умение работать в коллективе, самоконтроль. Тренинг решения примеров. Серия: Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет). – «Корвет»
  21. Финкельштейн Б.Б., Емельянова С. «Демонстрационный материал к счётным палочкам Кюизенера, к логическим блокам Дьенеша. Конспекты занятий, диагностика (для детей 5-6 лет). Для детей 4-7 лет. - «Корвет»
  22. Финкельштейн Б.Б. Цветные счётные палочки Кюизенера для детей 3-9 лет. Учебно-методический комплекс игровых материалов к цветным счётным палочкам Кюизенера. – Санкт -Петербург
  23. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце… Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера. – Санкт-Петербург, 2003
  24. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце… Палочки Кюизенера. Игры с цветными счётными палочками Кюизенера. Готовимся к школе – успешно учимся. – Санкт-Петербург, 2003
  25. Финкельштейн Б.Б.  Страна блоков и палочек для детей 4-7 лет. Сюжетно-дидактические игры с международными материалами: логическими блоками Дьенеша, цветными счётными палочками Кюизенера. – Санкт-Петербург, ООО «Корвет»
  26. Финкельштейн Б.Б., художник Емельянова С.  Альбом «Лепим нелепицы». Блоки Дьенеша с 4-х лет. Творчество, мышление, речь. - «Корвет»
  27. Шорыгина Т.А. Путешествие в Цифроград: Первая математическая сказка. (Познавательные сказки). – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 80 с.
  28. Шорыгина Т.А. Путешествие в Цифроград: Вторая математическая сказка. (Познавательные сказки). – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
  29. Шорыгина Т.А. Путешествие в Цифроград: Третья математическая сказка. (Познавательные сказки).  – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 80 с.

2.4. Приложения

Приложение №1

Календарный учебный график

Начало учебного года

01.09.2021 года

Окончание учебного года

31.05.2022 года

Продолжительность учебного года

36 недель

Сроки проведения мониторинга (без прекращения образовательной деятельности)

Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 5 сентября. Промежуточный мониторинг  осуществляется в период с 27 по 31 декабря.

Итоговый мониторинг осуществляется  с 25 по 31 мая.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Фотоотчёт дополнительного образования "Волшебные фигуры"

Игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша с детьми старшей группы...