Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе.
материал (старшая группа)

Якоби Ольга Алексеевна

Предметно – пространственная развивающая среда в старшей  группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

 

Групповое помещение условно подразделяется на развивающие центры:

  1. «Центр двигательной активности»
  2.  «Театральный центр»
  3. «Музыкальный центр»
  4.  «Центр игры»
  5.  «Центр конструирования»
  6.   «Речевой центр»
  7.   «Центр дидактических игр»
  8.  «Центр природы».
  9. «Центр творчества»
  10. «Центр экспериментирования»
  11. «Логопедический уголок»
  12. «Социальный центр»
  13. «Центр безопасности»

 

Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно-насыщенна, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

 «Центр природы» содержит в себе: различные виды комнатных растений (бегония, фиалка, фикус, хлорофитум, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления,, пульверизатор, лейки. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют :

• дидактические игры экологической направленности,

• серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»,

• муляжи овощей и фруктов,

• набор «домашние и дикие животные»

• семена цветочных растений,

• иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растения,

• иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод,

• иллюстрации животных, насекомых, птиц, овощей,фруктов.

• иллюстрации взаимодействия живых организмов в сообществах,состава сообществ (водоёма,леса, луга)

• схемы. изображающие цепи питания

  • правила безопасного поведения детей при работе в центре.

Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, дневники наблюдений, схемы по уходу за растениями. Оформлены макеты леса и огорода.

«Центр экспериментирования» представлен многообразием коллекций (почва, песок, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:

• лупа,

• мензурки,

• колбы,

• мерные стаканчики,

• лейки,

• песочные часы,

• медицинские весы

• пробирки

• ёмкости для измерения, пересыпания, хранения

• трубочки для продувания

• волшебный мешочек

• подносы

• набор для экспериментирования с водой (плавающие и тонущие игрушки и предметы : губки, дощечки, предметы из пластмассы, дерева, резины, металла)

• набор для экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки, ведёрки)

• мыльные пузыри

• леечки, брызгалки

Деятельность в данном центре осуществляется под руководством воспитателя. Стеклянный материал размещён в закрытом контейнере, а пластмассовый на открытых полках и предназначен для самостоятельного пользования детьми. Центр расположен в непосредственной близости от «Центра природы»

«Социальный центр» в данном центре размещены материалы:

• государственная символика родного города и и России,

• портрет президента нашей страны,

• флаг России,

• фотографии нашего города,

• детская энциклопедия о России,

• военные фуражки,

• альбом для закрашивания,

• иллюстрации «Народы России»,

• геологическое древо семей

• альбом «Наш детский сад»

Содержание материалов в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат и изучаемых на данный момент тем; от тем, к которым у дошкольника сохраняется интерес. Центр расположен вблизи от света (окна) и вдали от «Центра игры».

 «Центр безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми и расположен рядом с «Центром игры» и «Центром конструирования»

• макет проезжей части

• макет светофора, дорожных знаков

• иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты опасные ситуации

• наглядно-дидактические пособия

- транспорт

- космос

• иллюстрации по ОБЖ

• стенд «Пожарная безопасность для детей», стенд «Будьте осторожны на дорогах»

 «Речевой центр» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. «Восклицательный знак» указывает на, что в уголке появилась новая книга в соответствии с изучаемой темой. «Книжкина больница» помогает детям самостоятельно отремонтировать книги. В данном центре находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, буквы, азбука, алгоритмы составления рассказов.

«Логопедический уголок»

В логопедическом уголке имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, альбомы дошкольника «автоматизация звука –ц-, развивающие раскраски «правильные звуки, домашние тетради для закрепления произношения звуков -л-,-р-, свистящих звуков –с- ,-ш-, игры «короткие истории», артикуляционная гимнастика, пособия на развитие речевого дыхания: «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Султанчики»; зеркала на каждого ребёнка для артикуляционной гимнастики.

 «Центр двигательной активности» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагога и родителей:

• мячи разных размеров

• обручи

• султанчики

• ленточки

• платочки

• гимнастические палки

• кегли

• гантели

• мешочки для метания

• мяч –прыгун

• скакалки

• шарики пластмассовые

• дорожки массажные со следочками

• мягкие лёгкие модули

• тоннель

• доска гладкая

• атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны)

• «кирпичики» для перешагивания

• метки-размётки

• игра «классики»

• игра «серсо»

• иллюстрации с видами спорта

• схемы выполнения упражнений

• ростомер

Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Центр творчества

В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации

• бумага разной формы и цвета

• картон,

• трафареты,

• краски, гуашь

• кисти,

• клей,

• цветные и простые карандаши, фломастеры

• салфетки из ткани, хорошо впитывающих воду, для осушения кисти после промывания и приклеивания готовых форм

• ножницы,

• раскраски для девочек и мальчиков

• пластилин

• палитра

• цветные и восковые мелки

• дощечки для лепки

• ёмкости для промывания ворса кисти от краски

• заготовки для рисования, вырезанные в какой-либо форме

• наборы цветной бумаги

• мольберт

• ширма для выставки рисунков

• индивидуальные выставки детских поделок «Моё творчество»

Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках» выставляются в соответствии с изучаемой темой:

• дымковская игрушка

• филимоновская народная игрушка

• хохлома

• городецкая роспись

• гжель

Для индивидуальной траектории развития ребёнка имеются схемы последовательности рисования отдельных предметов (животных, человека, деревьев) элементы разных видов росписи, готовые формы для выкладывания и наклеивания.

Театральный центр- здесь размещены ширмы, различные виды театров (кукольный, настольный, бибабо, пальчиковый, на фланелеграфе, маски, шапочки, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации, фланелеграф.

Музыкальный центр- здесь размещены:

• музыкальные инструменты (металлофон, треугольник, маракасы, бубны. трещётки, колокольчики, дудочки, свистульки, погремушки, ложки,

• иллюстрации музыкальных инструментов,

• музыкальная лесенка с музыкальным молоточком,

• наборное полотно с ручными знаками,

• портреты композиторов

• музыкально-дидактические игры

• микрофоны

• в аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора

• игрушки- самоделки

• коллекция дисков со сказками

• музыкальная шкатулка

• карточки разных эмоций

• картинки к песням, исполняемых на музыкальных занятиях

• дидактические игры:

«Музыкальный кубик», «Угадай, какой звучит инструмент», «Определи характер музыки», «Угадай свой инструмент», «Качели»

Весёлые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений используем во время режимных моментов. Дудочки, свистульки используются индивидуально каждым ребёнком и моются после каждого использования.

Центр конструирования  содержится : конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный

  • схемы построек
  • операционные карты
  • мелкие игрушками для обыгрывания
  • конструкторы разного размера

• мягкие (крупные)поролоновые модули

• образцы построек различной сложности

• мелкие игрушки, наборы солдатиков, фигурки домашних и диких животных.

• макеты домов

• настольный конструктор (мелкий)

• напольный пластмассовый конструктор

• машинки, светофор

• разные виды мозаики

• лего

Данный центр расположен вблизи «Центра игры»,что позволяет использовать постройки в играх.

Центр игры- в игровом центре каждый ребёнок может самостоятельно заняться любимой игрой. Для мальчиков это различные конструкторы, «сундучок с инструментами»,

набор солдатиков, военные фуражки, разные виды и размеры машинок, хоккей.

Девочки мечтают стать хорошими хозяйками и артистами, модницами. В игровом центре для них : сумочки, коробочки с украшениями, куклы, наборы для сюжетно-ролевых игр «больница», «парикмахерская», «магазин», «школа», «семья»

Игровой материал помещен в контейнеры с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.

В игровом центре размещены настольные, дидактические игры, пазлы в соответствии с возрастом и интересами детей

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...