Развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ-технологий
проект (старшая группа)

 

Научно – исследовательские условия:

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. В исследованиях последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении.

Преодоление этих нарушений в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Существуют различные средства, позволяющие решать вышеуказанные проблемы, и одно из таких, по моему мнению - развитие чувства ритма.

Уже в 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов.  В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, С.Д. Руднева, О.П. Радынова, А.И. Буренина.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii_avtovosstanovlenie_-_kopiya.docx57.28 КБ

Предварительный просмотр:

1. Ярунина Марина Георгиевна, музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №9 г. Павлово представляю презентацию практических достижений своей профессиональной деятельности.

2. Тема презентации: «Развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ-технологий.»

3.Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования были такие:

Научно – исследовательские условия:

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. В исследованиях последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении.

Преодоление этих нарушений в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Существуют различные средства, позволяющие решать вышеуказанные проблемы, и одно из таких, по моему мнению - развитие чувства ритма.

Уже в 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов. В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, С.Д. Руднева, О.П. Радынова, А.И. Буренина.

Поэтому, анализ научной литературы, профессиональных периодических изданий, опыт ведущих педагогов–музыкантов, подсказал, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных упражнений и игр с применением современных ИКТ, которые будут способствовать всестороннему развитию ребенка, совершенствованию речи, овладению двигательными навыками, музыкальными способностями, умению ориентироваться в окружающем мире, творчески проявлять себя.

Самое главное ребенок сможет само организовываться, планировать свои действия и реализовывать в определенном темпе и времени.

Методические условия - это прежде всего изучение научно-педагогической литературы, изучение педагогического опыта коллег, разработка тематических и перспективных планов работы с детьми, разработка различных видов упражнений, игр, мнемотаблиц, презентаций, сотрудничество с семьями воспитанников.

Также можно выделить и организационно-педагогические условия: постоянное участие в работе районных методических объединений музыкальных руководителей; выступления на РМО; участие в конкурсах разных уровней; обмен опытом в сетевых педагогических сообществах (МААМ, соц. сеть работников образования , академия дошкольного образования, воспитателям. rу, грани творчества); публикации в электронных журналах и газетах; участие в инновационной деятельности.

4. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.

Применение информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной для современных детей, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивая логическое мышление, фантазию и максимально повышая качество образования среди дошкольников. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной, с социальной средой, с окружающими людьми, с самим собой, играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.

Учитывая требования, предъявляемые Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 ноября 2013г., №1155 (далее – ФГОС ДО), реализация содержания образовательной области Художественно-эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, восприятия музыки, реализация творческой деятельности детей в музыкальном развитии. Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах. Без развитого чувства ритма всестороннее развитие ограничено. Поэтому мое предположение использования ИКТ в развитии чувства ритма соответствует одному из требований ФГОС Дошкольной образовательной организации.

Исследуя вопросы организации развития чувства ритма детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности, я пришла к выводу, что у многих детей выявляются проблемы с воспроизведением ритмического рисунка песни, движения не согласованны, возникают проблемы с определением жанра музыкальных произведений. Для формирования и развития у детей чувства ритма, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятия интересными, насыщенными и занимательными.

Проанализировав наглядный материал, я пришла к выводу, что он должен содержать в себе элементы необычайно-удивительного, неожиданного, вызывающего интерес у дошкольников к образовательному процессу. Следовательно, необходимо было модернизировать подходы к организации образовательной деятельности. Таким образом, в решении этой непростой задачи поможет сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, с использованием наглядных средств обучения.

Применение ИКТ в системе музыкального воспитания и развития для повышения эффективности образовательного процесса, признается важнейшим национальным приоритетом дошкольного образования. Таким образом, данная педагогическая идея подтверждает мысль о том, что использование ИКТ в музыкальной деятельности будет наиболее эффективным средством развития чувства ритма у дошкольников, что определило актуальность моей работы.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что идея развития чувства ритма у дошкольников не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса развития чувства ритма, как увлекательный, творческий процесс.

Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1912). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Эмиль Жак-Далькроз будучи восемнадцатилетним юношей заинтересовался феноменом ритма. Именно он стал «пророком ритма», педагог искал рациональные методы развития чувства ритма.

В России же активным пропагандистом системы Жак-Далькроза стал князь Сергей Михайловский Волконский. Он читал лекции о ритмической гимнастике в художественных, театральных и музыкальных учебных заведениях.

Продолжателем идей Жак-Далькроза является немецкий музыкант и педагог Карл Орф. Суть его методической концепции заключается в максимальном синтезе слов, музыки и движения. Движения сочетаются с ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах.

По мнению К. Орфа у человека уже имеется врожденная, естественная склонность к осуществлению ритма. Уже маленький ребенок умеет двигаться согласно ритму музыки. Ребенок, организуя с помощью ритма эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию.

Основные положения этих теорий легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране. Система музыкально-ритмического воспитания разрабатывалась Н.Г. Александровой (1930), М.А. Румер (1930), В.А. Гринер (1930), Е.В. Коноровой (1930) Т.С. Бабаджан (1936), Н.А. Метловым (1952). Применительно к дошкольному возрасту, специальные исследования были проведены Н.А. Ветлугиной (1953), А.В. Кенеман (1955) А.Н. Зиминой (1964) и другими.

5. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.

Педагогическая деятельность по развитию чувства ритма базируется на теоретических принципах и подходах многих ученых.

Двигательная природа музыкально-ритмического чувства была разработана, в конце XIX века, основоположником системы музыкально-ритмического воспитания, швейцарским педагогом и музыкантом Э.Ж. Далъкрозом, который был убежден, что «вводя ритм в дошкольное образование, мы тем самым готовим ребенка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства.»

Немецкий композитор и педагог Карл Орф - большое внимание уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений.

К.В. Тарасова, разработала методику и диагностику муз способностей детей. Ее методика основывается на данных ее же исследования, результаты которого отражены в книге «Онтогенез музыкальных способностей».

В 2005 году, И. Каплунова и И. Новосельцева разработали пособие «Этот удивительный ритм, которое очень доступно и постепенно вводит детей в метроритм, стимулирует детский интерес и желание заниматься, развивает чувство ритма, основано на игровых заданиях. В основе разработок - идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности.

А.И. Буренина синтезировала знания в области ритмического слуха, музыкально ритмических движений и воплотила их в программу «Ритмическая мозаика» технология которой, нацелена на общее, гармоническое, психическое, духовное и физическое развитие ребенка.

Так же реализация ФГОС стимулирует использование новых технологий в образовательном процессе, применения ИКТ при работе с детьми в дошкольном возрасте.

Таким образом, развитие чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы, а применение ИКТ способствует мотивации к обучению и усвоению детьми учебного материала различной направленности.

6. Цель и задачи педагогической деятельности

Таким образом, была выявлена

цель педагогической работы – формирование чувство ритма у детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Задачи:

Развивающие:

- развивать слуховые способности в процессе формирования чувства ритма;

- совершенствовать координацию движений;

- развивать мыслительные функции, двигательную память;

- развивать умение импровизировать со звуком при игре на музыкальных инструментах и самодельных инструментах-игрушках;

- развивать творческий потенциал ребёнка-дошкольника

- формировать умение использовать информационно-коммуникативные навыки:

Образовательные:

- выделить эффективные методы и педагогические технологии для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста;

- совершенствовать формы организации работы с детьми и методы работы образовательного процесса.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к музыкальному искусству.

- воспитывать желание играть на музыкальных инструментах;

- воспитывать уважение и интерес к творческой деятельности

7. Ведущая педагогическая идея по этой теме заключается в следующем:

Развитие чувства ритма с использованием ИКТ-технологий, способствует общему развитию: умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать ему творческой, всесторонне-развитой личностью.

8-9 Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Свою работу распределила на 3 этапа:

1 этап: Подготовительно-организационный.

Начиная работу с детьми, по данной теме, провела диагностику уровня музыкально – ритмического развития детей по методике

А.Н. Зиминой, А.И. Бурениной. «Музыкально-ритмическое развитие». Диагностику проводила по 3 показателям-движение, воспроизведение ритма и творчество.

Было выявлено в начале года:

- не верно воспроизводят ритмический рисунок, заданный взрослым

- практически не могут сочинить свой ритмический рисунок

- заданные ритмические движения не соответствуют характеру музыки, воспроизводятся с запаздыванием.

Проанализировав результаты диагностики и особенности современных подходов к организации использования ИКТ в развитии чувства ритма в процессе музыкальной деятельности, сделала собственные выводы:

1. В дошкольной педагогике накоплен интересный опыт в использовании ИКТ в музыкальном образовании дошкольников.

2. На современном уровне актуализируется проблема корректного использования ИКТ, позволяющих осуществлять развитие чувства ритма детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

3. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает рядом преимуществ:

предъявление информации на экране в игровой форме вызывает в

детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

На основании сделанных выводов, было разработано:

- перспективный план музыкально-ритмических движений;

- картотеки: опорных картинок с ритмическими рисунками, картотека упражнений на развитие чувства ритма, картотека на преодоление недостатков развития темпа и ритма, картотека ритмических игр, картотека пальчиковых игр;

- мнемотаблица для разучивания песен и закрепления чувства ритма;

- ритмические карточки

- музыкально-дидактическая игра «Матрешки»

- интерактивные игры для инсценировки сказок с музыкой «Гуси-Лебеди», «Теремок»

-конспекты занятий на развитие чувства ритма с применением ИКТ «В гости к веселым Гномам», «Путешествие в ритмоград», «Ритм»

2 этап: Основной - направлен на решение задач развития чувства ритма, посредством использования ИКТ, на развитие музыкальных способностей дошкольников, дополнение слуховых впечатлений и представлений детей, активизацию и развитие эмоционального восприятия музыки, развития чувства ритма, формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.

На этом этом этапе, дети узнали, что звуки бывают длинными и короткими. В этом нам помог интерактивный тренажер «Определи длину звука». Ребята определяли звуки по величине предложенных на слайдах картинок (солнышки, жучки, фрукты, овощи, снежинки и другое). Затем использовали прохлопывания и протопывания ритмических рисунков с помощью упражнения «Ножки и ладошки».

В упражнении «Узнай и пропой название фруктов» ребята сами выбирали фрукт, предложенный на экране, распевали его по слогам, со своим предложенным ритмом, а в дальнейшем отстукивали ритм на музыкальных инструментах, таких как, трещетка, ложки, бубен.

Для равномерной и четкой пульсации пальцев детям было предложено упражнение «Пальчиковая гимнастика», в которой ребята с помощью картинок-подсказок на экране, речи, жестов и музыки развивали чувство ритма, музыкальный слух. А наглядный материал помогал тренировать память и внимание. Тренажер «Артикуляционная гимнастика», где ребята под музыку выполняли не сложные упражнения мимикой и руками.

После таких упражнений, детям была предложена ритмическая игра «Урожай», где ребята сначала с подсказками взрослых прохлопывали ритм в ладоши и пропевали по длительностям названия овощей, а затем, обращая внимание на быстрый темп, исполняли ритмический рисунок на маракасах.

Таким образом, все эти упражнения создавали условия для естественного выявления моторных реакций, двигательные упражнения воспитывали свободу воображения, фантазию, развивали творческие способност

. Завершающий этап был направлен на закрепление понятий, относящихся к ритму (маршеобразный, ритм вальса-плавный, раз, два, три), на усвоение детьми разных ритмических моделей, опорных карточек и на оизведение ритмических рисунков в разных видах музыкальной деятельности. Здесь могут быть такие задания «Продолжи ритмическую цепочку», «Прохлопай имя друга ласково, сердито». Также дети совместно могут придумывать ритмический рисунок песни совместно, объединяясь в группы «Мышкины ритмы», «Какое ритмическое настроение у солнышка». Подводя итоги образовательной деятельности, на основе рефлексии (совместного анализа проведенной деятельности), мы предлагали детям выложить «Ритмическое настроение сегодняшнего занятия» и почти каждый раз получался новый ритмический фрагмент (Приложение Г. «Авторские игры на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»). На основе данной структуры, были разработаны слайды ритмических рисунков, презентации дидактических игр на развитие чувства ритма дошкольников, собраны в видеотеку материалы по развитию чувства ритма в пении, оркестре, музыкально-дидактических игр. Также были разработаны опорные картинки с ритмическими рисунками (Приложение Д. «Опорные картинки»). Систематизированы упражнения на развитие чувства ритма (Приложение Е. «Упражнения на развитие чувства ритма»). Следующим шагом стало создание развивающей образовательной медиа-среды на основе интеграции системного, комплексного и дифференцированного подходов, ориентирующих воспитанников на развитие чувства ритма. Одним из блоков образовательной медиа - среды стал, наглядный (познавательный), направленный на развитие ритмических качеств, мышления и внимания. К наглядному содержанию данного блока относятся: ϖ ритмодекламация стихотворений и потешек с использованием видеоряда, слайды двигательных упражнений, мультимедийна

В певческой деятельности детей работа над ритмом занимала большое место, так как ни одна песня не может быть исполнена вне ритма.

Я предлагала детям различные игры:

Игра-моделирование «Придумай песенку»

Цель: закрепить умение у детей самостоятельно придумывать и выкладывать его с помощью картинок.

Ребятам раздаются картинки с изображением животных (лягушка, собачка) маленькие и большие, затем предлагается придумать свою песенку и выложить ритм песни с помощью картинок.

Дидактическая игра «Подумай и отгадай»

Цель: придумывать детали ритмических рисунков, повтор уже знакомых, закрепление длительностей нот.

Детям раздаются карточки. На фортепиано звучали мелодии: «Зайчик» Н. Старокадамского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнавали знакомую мелодию и поднимали карточки.

На следующем занятии детям было предложено прохлопать ритм песен.

Эта музыкально-дидактическая игра значительно улучшила реакцию детей на различение длительностей нот, способствовала более быстрому формированию звуковысотного слуха и чувства ритма.

Музыкально- ритмические движения

Танцы с пением и хороводы тоже помогают координировать движения, при этом развивют чувство ритма: «Вальс друзей», Плетень» «Добрый жук», «Весна-Красна», «На горе-то калина», «Как на тоненький ледок», «С новым годом». Для более яркого вовлечения детей подготовила ЛЕП БУК «Наши ритмы» с большим количеством ярких картинок и задач на развитие чувства ритма.

В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» использовала музыкальные интерактивные игры «Русский оркестр», «Весенний оркестр», «Шарики воздушные», где видео – подсказки с «активной» партией того или иного инструмента.

Так же предлагала детям Ритмическую игру «Лошадка»

У педагога и детей ритмические палочки в руках, дети сидят на перевернутых стульчиках, под ритмичную музыку педагог отстукивает ритм, дети повторяют.

Так же с большим желанием ребята инсценировали ритмическую сказку. «Купим мы бабушка»(ссылка)

Особенно привлекательны для детей коммуникативные танцы – игры, которые я создала сама «Русские Матрешечки» (ссылка), творческий танец «Танец Листочков», в помощь были и интернет ресурсы - флешмоб для детей «Чуча-Чача», «Помогатор», поскольку они построены в основном на жестах и движениях, позволяют ребёнку раскрепоститься и проявить свои творческие способности и в то же время развивают чувство ритма. Ребятам так понравилось это задание, что они просили еще раз, при этом взяли музыкальные инструменты и не просто выполняли движения, а отстукивали ритм.

3. Для родителей были проведены консультация, мастер класс и была предложена игра «Повтори ритмы» для развития чувства ритма.

15-16 3 этап – заключительный

Цель этапа – закрепить умение использовать чувство ритма в творческом самовыражении.

Завершающий этап был направлен на закрепление понятий, относящихся к ритму (маршеобразный, ритм вальса, шаг польки и т д), на усвоение детьми разных ритмических моделей и в разных видах музыкальной деятельности. Большую работу проводили родители дома.

Так, например, подводя итоги занятия я предлагала детям выложить «Ритмическое настроение сегодняшнего занятия» и почти каждый раз получался новый ритмический фрагмент. Ребята с удовольствием брали музыкальные инструменты и исполняли оркестр.

Для ребят разработала цикл Сказок – импровизаций «Гуси – лебеди», «Теремок» с использованием «Би, Ба, Бо» где они самостоятельно распределяли роли между собой, брали атрибуты и подражая героям придумывали движения танцев, либо озвучивали их с помощью музыкальных инструментов. В дальнейшем такие сказки ребята показывали младшим группам нашего детского сада.

Далее было предложено подготовить и другие музыкальные сказки, уже знакомые, написанные авторами (Музыкальная сказка «Золушка» Ш. Перро, музыкальная сказка «Щелкунчик», Э. Гофмана, Опера-сказка А. Толстого «Гуси Лебеди»), закрепляя чувство ритма, развивая творческий интерес, ребята с удовольствием включались в процесс разучивания танцев, песен, игр на музыкальных инструментах, музыкальных игр, которые были включены в сюжет сказок, а затем исполняли их перед другими детьми и родителями.

17. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Новизной данного педагогического опыта является:

- ритмические упражнения «Узнай и пропой название фруктов и ягод», «Пальчиковая гимнастика», «Звучащие жесты».

- картотека опорных картинок с ритмическими рисунками:

- картотеки упражнений на развитие чувства ритма;

- картотека на преодоление недостатков развития темпа и ритма:

- картотека ритмических игр:

- картотека пальчиковых игр:

- картотека иллюстраций портретов композиторов

- сборник картин к музыкальным произведениям

- дидактическая игра «Подумай и отгадай»,

- интерактивные игры «Русские матрешки, «Танец Листочков»

- ЛЕП БУК «Наши ритмы»,

- сказки – импровизации «Гуси – лебеди», «Теремок»

- сценарий детской оперы «Гуси-Лебеди», сценарий музыкальной сказки «Золушка»

18. Результативность профессиональной деятельности и достигнутые эффекты

В процессе реализации систематической работы по развитию чувства ритма с применением современных ИКТ достигнута положительная динамика, что видно из результатов проведенного диагностического исследования «Музыкально-ритмические движения по методике О.П. Радыновой.

В результате исследования в начале года, детей 5-6 лет были следующие показатели:

Движение Воспроизведение ритма Творчество

Низкий балл – 65% Низкий балл -80% Низкий балл – 60%

Средний балл – 35% Средний балл – 20% Средний балл – 40%

Высокий балл – 0% Высокий балл - 0% Высокий балл – 0%

В результате исследования в конце года, детей 5-6 лет были следующие показатели:

Движение Воспроизведение ритма Творчество

Низкий балл – 5% Низкий балл -5% Низкий балл –0%%

Средний балл – 55% Средний балл – 55% Средний балл – 40%

Высокий балл – 40% Высокий балл - 40% Высокий балл – 60%

Обозначенные данные позволяют говорить о том, что процесс развития чувства ритма дошкольников с использованием ИКТ, организованный на познавательном и интересном, ярком интерактивном дидактическом материале, включенном в образовательный процесс, дал возможность успешно работать с каждым ребенком, обогатил музыкальную среду и улучшил уровень развития.

19. Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Данный педагогический опыт был размещен на страницах сайта детского сада…. , на сайте социальной сети работников образования …, на сайте , выступление на РМО

20. “Литература»

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – Федеральная программа) от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).

2.

3.

4. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст]/А.И.Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 2015.

5. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология [Текст]/А.Л.Готсдинер.- Москва: «Институт психологии РАН» , 2013, - 54-56 с.

6. Зацепина, М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности [Текст]/- М.Б.Зацепина. – Москва : Творческий центр, 2010, - 25 – 28 с.

7. Зимина, А.И. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]/ А.И.Зимина.- Москва: Сфера, 2010.

8. Новоскольцева, И. Каплунова, И. Этот удивительный ритм [Текст]/ И.Новоскольцева. И.Каплунова.- СПб: Композитор, 2015.

9. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]/ 36 Низаева Оксана Яковлевна Использование ИКТ-технологии в развитии чувства ритма в процессе музыкальной деятельности О.П.Радынова.- Москва: Просвещение, 2016, 18 с.

10. Радынова, О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений/О.П.Радынова, Л.Н.Комиссарова.- Дубна: Феникс +, 2014, 43-51 с.

#1056;уднева, С., Фиш, Э. Ритмика. Музыкальное движение[Текст]/С.Руднева, Э.Фиш. - Москва, 2012, 35 с.

#1058;еплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]/ Б.М.Тарасов. - Москва, Ленинград, 2017. 115с.

#1058;ютюнникова, Т.Э. Элементарное музыцирование [Текст]/ Т.Э.Тютюнникова. - Санкт – Петербург, 2013, 100с.

#1063;айнова, Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде [Текст]/ Л.Д.Чайнова.- Москва: Сфера, 2013. - № 1.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.

16. Ян М.С. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе образовательной деятельности музыкального руководителя дошкольной образовательной организации: методические рекомендации / Авт.-сост.: М.С. Ян, О.Я. Низаева. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020. – 44 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной дея...

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий. Тема занятия «Домашние птицы»

           Мультимедийные презентации мы используем в качестве современного наглядного материала. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материал...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии «мастерская»

Мастерская – это условно обозначенное пространство группы, организованное таким образом, чтобы дети и педагог могли находиться рядом и вместе решать поставленные задачи. Основная идея работы в м...

Статья на тему: логико- математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий

логико- математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий...

Статья на тему: «Логико- математическое развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий»

Статья на тему: «Логико- математическое развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий»...