Сообщение на тему: "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
материал (подготовительная группа)

МНЕМОТЕХНИКА- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_mnemotehnika_nikonorova_n.v.docx654.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технология "Мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"

«Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от телефона и компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

У детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми: бедность словарного запаса, недостаточное понимание значения слов, в активном словаре детей преобладают глаголы и существительные, а слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий употребляются мало. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Особенно важно развивать наглядно-образное мышление. Главное, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.                                                             

МНЕМОТЕХНИКА- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.  Использование на занятиях с дошкольниками мнемотаблиц и мнемосхем заметно облегчает детям овладение связной речью, т.к. наличие зрительного плана-схемы помогает определить последовательность рассказа (сказки, стихотворения), уточнить его связи, ключевые элементы, отдельные образы и связать все это в одно целое.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа по речевому развитию посредством мнемотехники в нашей группе велась поэтапно. На первом этапе применялись простейшие мнемоквадраты, затем последовательно переходили к мнемодорожкам, и на заключительном этапе использовались мнемотаблицы.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

    В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев. Главное условие в составлении мнемотаблицы – передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранной теме.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы с конкретным изображением, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. В старшем возрасте следует усложнять или заменять символом – схематически изображая выбранный образ. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т.д. При этом отдельно взятый элемент мнемосхемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание детей на яркость символических изображений.

Для систематизации знаний детей о сезонных изменениях существуют авторские модельные схемы, предложенные Т.М. Бондаренко, В.К. Воробьевой, Т.А. Ткаченко и др. Но не всегда готовые мнемосхемы подходят по содержанию для применения, поэтому мы вместе с детьми дополняли и уточняли отдельные элементы схемы. Совместно составили мнемотаблицы по временам года, отдельным хорошо знакомым сказкам («Рукавичка», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Гуси лебеди» и др.)

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Мнемотаблицы служат эффективным дидактическим материалом. В своей работе по развитию связной речи детей я их использую для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при отгадывании и загадывании загадок,

- при заучивании стихов.

Большую пользу оказывают мнемотаблицы при заучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схема, а затем дети сами создают свою схему.
        Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок. 

Пример: Стихотворение «Ласточки пропали» А. Фет

1Ласточки пропали,

 2 А вчера зарей

3 Все грачи летали.

 4 Да, как сеть, мелькали

5 Вон над той горой.

6 С вечера все спится,

7 На дворе темно

8 Лист сухой валится,

9 Ночью ветер злится

10 Да стучит в окно

Данное стихотворение дети смогли выучить его в рамках НОД. По истечении 3-х дней мы вновь вернулись к этому произведению. Сначала дети рассказали с опорой на таблицу, далее уже повторяли самостоятельно.         Описание методики:

  1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
  2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
  3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциативный образ ( картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог, в зависимости от возрастной группы);
  4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы;
  5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Литература:

1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб. ,2005

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием /М., 2005

3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4.

4. Поваляева М. А. Справочник логопеда - Ростов на Дону «Феникс», 2002.

5. Фотекова Т. А., Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. «Айрис-пресс», 2007

6. https://logopediya.com/

7. https://festival.1september.ru/articles/556663/

8. https://ipk74.ru/

9. https://www.boltun-spb.ru

10. https://www.logoped.ru/ 2. https://logoped18.ru/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентацию на тему :"Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" можно использовать как педагогам так и родителям....

презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентацию "Использование метода мнемотехники в работе с дошк." можно использовать и воспитателям и родителям....

Сообщение на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста».

Сообщение  на районном методическом объединении для воспитателей групп раннего возраста на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе  с детьми  раннего возраста»....

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.

Можно выдвинуть     гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольн...

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младшего возраста».

«Учите ребёнка, каким – ни будь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский....

Опыт работы на тему: «Использование интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста по вопросам преемственности ДОУ и школы»

Публикация посвящяется актуальной теме преемственности ДОУ и школы по вопросам использования ИКТ в работе с дошкольниками. Данный опыт разработан совместно с педагогом-психологом....