педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде
учебно-методический материал

Дрокова Мария Александровна

Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего образования

«МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социально-педагогический институт

Кафедра педагогики и психологии

                                      Направление подготовки: 44.04.02

Психолого-педагогическое образование

                                 

                                                    Реферат на тему:

«Педагогическая деятельность в поликультурной и

полиэтнической среде»

Подготовила:

Студентка 2 курса

М.А.Дрокова

Руководитель:

к.п.н., профессор

Ю.П. Прокудин

Мичуринск 2023


В мире никогда не было двух одинаковых мнений,

Двух одинаковых волос или двух зерен. Самым

универсальным качеством является разнообразие.

Монтень

Минувший XX век коренным образом изменил облик современного мира. Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурные, полиэтнические сообщества. Вместе с этим источником враждебности между людьми становятся культурные различия, имеет место быть конфликтность на межнациональной почве.

Россия, как многонародное, многоэтническое и многокультурное государство, всегда пыталась найти продуктивные пути мирного взаимодействия различных этнических и других социокультурных групп, создать в обществе атмосферу согласия, взаимной дружбы, равенства и справедливости, творческого и ненасильственного разрешения проблем и конфликтов. Поликультурная и полиэтническая среда в нашей стране, как и в мире вообще такова, что сегодня необходимо все усилия направить на организацию многокультурного образования. В некоторых странах многокультурное образование возведено в ранг национальных политик, правительственных целей и партийных программ; созданы научные ассоциации, которые ежегодно проводят национальные и международные форумы по проблемам культурного плюрализма; открыты новые исследовательские институты, центры и программы; судебные и правоохранительные органы стали проявлять внимание к нарушениям, связанным с ущемлением прав человека.

Несмотря на наблюдаемое сегодня порой в нашей стране временное разделение на «этнические квартиры», процесс смешивания, взаимопроникновения и переплетения культур, в результате которого происходит взаимное обогащение людей, неизбежен в связи с общим ростом взаимозависимости мира, экономических, политических и других тенденций к сближению и созданию единых пространств, единых валют, единых тарифов и т.д. Россия, естественно, входит в этот глобальный процесс, поэтому интеграционные явления будут так или иначе создавать предпосылки внутри страны для еще большего культурного плюрализма и необходимости многокультурного образования.

Мы разделяем точку зрения академика В.А. Тишкова о том, что «интеллектуальная элита совместно с соответствующими органами власти и общественными организациями должны разработать простые и привлекательные принципы педагогики толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы, а также предложить учебные тексты и программы как для аудиторий обучения, так и для средств массового воспитания, включая информационные институты... Педагогика толерантности должна предложить как общие процедуры, так и конкретные меры и приемы реакции на нетерпимость и на пути ее устранения или нейтрализации... разъясняющие природу прав человека и формы проявления нетерпимости в мире. Желательно, чтобы каждый гражданин узнал как можно раньше, что означают понятия: расизм, антисемитизм, национализм, фашизм, ксенофобия, сегрегация, этнические чистки, дискриминация по полу, религиозные преследования».

Вполне понятно, что школа не может разрешить политические, экономические, этнические и другие конфликты и проблемы, но она может внести существенный вклад в формирование многокультурного менталитета, в развитие толерантности и уважения к культурному плюрализму. Она может помочь школьникам понять, осознать и оценить их собственную культуру, культуру одноклассников, учителей, родителей, взрослых. При этом дети научатся видеть мирные пути решения проблем в российском обществе, альтернативные насильственным и разрушительные для него и для индивида; приобретут навыки адекватной оценки как отдельных людей, так и социальных групп. Замалчивать в школе культурные проблемы и конфликты - значит способствовать их воспроизводству в социальной среде.

По определению академика В.А. Тишкова, толерантность - это «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу».

Можно выделить несколько уровней педагогической деятельности по поликультурному образованию, по формированию поликультурной личности.

Обучение толерантности - первый, начальный и очень важный уровень в становлении ученика и учителя. Этот уровень предполагает развитие у индивида терпимости культурных различий и либерального отношения к ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными или абсурдными; формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки и понимания относительности их точности. На этом уровне вряд ли можно ожидать, что толерантный ученик будет радоваться или восхищаться культурными различиями своих одноклассников. Более того, то, к чему он толерантен сегодня, завтра им может быть отвергнуто: иногда терпимость, как и терпение, тоже может «лопнуть». Подчас терпимость воспринимается как вынужденная и досадная необходимость, которую человек старается отбросить при первой же возможности («не хочется нарываться на неприятности, поэтому приходится терпеть»). Тем не менее, если в школе в учебных целях на очередной учебный год, в решениях, планах или программах педагогических и ученических советов или просто на плакате будет написано: «В нашей школе приветствуется толерантность всех различий» (конструктивных, разумеется), то уже одно это может создать хорошую основу для перехода на второй уровень многокультурного развития. У учащихся появятся начальные ростки уверенности в том, что их отличия в речи, одежде, разрезе глаз, способностях не будут отвергаться и не станут предметом сарказма, остракизма, иронии, смеха, издевательства. Быть толерантным - значит, уже бросать вызов расизму, ненависти, дискриминации, пусть и не в активной форме. Возможно, протест не будет твердым и громким, но во всяком случае толерантный человек не будет участвовать в оскорблении человека, чем-нибудь отличающегося от других; не совершит по отношению к нему насильственных и жестоких действий. В своей книге «Творческое разрешение конфликтов» (1984) американский специалист в области конфликтологии Б. Крайдлер пишет, что дети зачастую бывают нетолерантными потому, что не знают, как воспринимать культурные различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличие, инаковость как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной, не скучной. Крайдлер приводит несложный, но эффективный вид игры для младшеклассников под названием «Нам нужны различия», в ходе которой учитель просит детей представить, будто они собираются совершить поездку на Марс, и затем задает им вопрос: «Если бы вам разрешили взять с собой одного напарника, то каким бы вы хотели его видеть?» Дети  обычно отвечают: «веселым», «поваром», «чтобы мог ремонтировать», «надежным другом», «сильным» и т.д. После «мозговой атаки» проводится обсуждение следующих вопросов: «Хорошо ли было бы путешествовать на Марс и жить там, если бы все члены команды и марсиане были одинаковы?» Так как дети редко называют при этом внешние физические черты, то хорошо задать вопрос: «Очень мало кто из вас сказал, как будет выглядеть спутник. Играет ли внешность большую роль в данной ситуации?» и еще важные вопросы: «Почему в мире нам нужны разные люди?», «Почему мы должны быть толерантны к разным людям? » Так как толерантность - это в основном рациональная реакция человека, то ее уровень зависит от знаний и личного опыта. Однако, как отмечает академик В.А. Тишков (1997), «это совсем не означает, что интеллектуальность усиливает и гарантирует толерантность. Нетерпимость, особенно в ее наиболее изощренных и доктринальных формах, чаще всего является результатом усилий интеллектуалов. Они же обеспечивают эмоциональную мобилизацию, производя риторику ненависти и поставляя рациональные аргументы для разных форм нетерпимости, включая насилие». Данная оценка относится больше ко взрослым. Что же касается детей, то в большинстве своем причины нетерпимости в неумении аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию мирным, неконфликтным путем; в незнании многих культур, порождающем страх, боязнь, опасение, агрессивность, дискомфорт; в наличии усвоенных от взрослых, друзей, из средств массовой информации негативных стереотипов; в отсутствии умений контролировать свои эмоции.

Для развития толерантности учителю порой нужно очень немного - дать ученикам совет: молчи, не обращай внимания, терпи, не пререкайся, игнорируй, контролируй свои эмоции, не реагируй сразу же, импульсивно; подумай, прежде чем сказать; мысленно дай себе команды: «Не волнуйся», «Мне никто не угрожает», «Нужно подойти к этому рационально», «Переключи разговор на другую тему» и другие. Важно помнить и о возрасте школьников. Если речь идет о подростках, то следует помнить, что в этом возрасте нетолерантность может быть вызвана стремлением самоутверждения среди сверстников, а это часто связано со стремлением верховодить, командовать, властвовать над другими.

Между тем только с помощью толерантности нельзя развить подлинно гуманную, многокультурную и демократическую личность. Важны и другие действия, такие, как воспитание у школьников умений понимать и принимать культурные отличия, что составляет содержание следующей ступени многокультурного образования.

Понимание и принятие другой культуры - второй уровень в становлении индивида многокультурной личностью - предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям, с которыми дети приходят в школу. Если школьник принимает различия, то он признает и утверждает своими поступками и делами их важность и ценностную значимость для себя и для окружающих. Вместе с тем каждый школьник должен видеть, что учитель не отрицает его уникальность, а относится к ней с пониманием и желанием узнать о ней больше и лучше понять ее. Если учитель принимает речь девочки-мигрантки из Прибалтики, говорящей по-русски с акцентом, такой, какая она есть, и понимает, почему она так говорит, что испытывает в новой для нее языковой среде, то он не скажет: «Ты что, по-русски говорить не научилась?» Он примет ее акцент как своеобразный, интересный и тем самым пошлет ей прямо или косвенно словесный сигнал о том, что она не должна стесняться своего акцента. Толерантный учитель на первом уровне может просто промолчать или сделать вид, что не замечает акцента, а учитель, который достиг второго уровня развития и принимает акцент, с доброжелательной улыбкой заметит: «У тебя очень интересный акцент» или «Мне нравится твой акцент». Естественно, на месте этой девочки может быть башкирский мальчик в татарской школе, говорящий с акцентом по-татарски, или татарский мальчик в башкирской школе, говорящий с акцентом по-башкирски. Если в русской школе, скажем, в Орле есть несколько ребят из групп мигрантов или этнических меньшинств с речевыми особенностями, то беседа о диалектах, наречиях, говорах и акцентах только поможет ребятам научиться принимать этих детей такими, какие они есть.

Многие учителя иногда говорят об учениках: «Мне безразлично, кто они: калмыки, белорусы, русские, карелы или евреи. Для меня они просто ученики. Я ко всем отношусь одинаково». Такое утверждение предполагает, что учитель считается справедливым, объективным, честным, а обращать внимание - значит, подспудно думать о том, что кто-то все же неполноценен, с дефектом. Такая позиция выглядит вполне оправданной, однако она может означать, что учитель не признает и не принимает культурные различия учащихся и будет навязывать свою или доминирующую в школе, районе, округе культуру. Таким образом, ученик может истолковывать это как игнорирование учителем различий, как отрицание права школьника на свою идентичность. Школьникам важно знать, что учебная культура у них разная и она зависит от исходных учебных стилей: абстрактно-последовательного, абстрактно-разбросанного, конкретно-последовательного и конкретно-разбросанного. Эффективное восприятие содержания учебного материала идет разными путями, при разных условиях, методах и в разных видах деятельности. Точно так же, принимая различия, учитель никоим образом не будет принижать культуру ученика и снижать уровень своих ожиданий от его способностей в тех случаях, когда ученик происходит из неблагополучной или бедной семьи. Многочисленные исследования показывают, что учителя, работающие с этой категорией людей, подвержены стереотипам и предубеждениям по поводу их умственных способностей и поведения. Принять культурные различия в условиях демократии означает соблюдать права каждого ученика на получение полноценного образования.

Несомненно, многие российские учителя стараются подобрать методы обучения и воспитания, исходя из индивидуальных особенностей своих учащихся, однако они не всегда задумываются над тем, что культурные различия - это сила, а не слабость ученика. Принимая его отличие, его идентичность как силу, как преимущество, а не как проблему или препятствие, учитель будет рассматривать культурное различие (например, языковое) в качестве стимула к тому, чтобы научить других понимать и принимать культурный плюрализм, жить по демократическим правилам. Такой учитель будет чаще задумываться над проблемами дискриминации, ксенофобии и проявлять к ним повышенную восприимчивость.

Таким образом, овладев умением понимать и принимать различия, учитель и ученик переходят на следующий уровень многокультурности - уважение культурных различий.

Уважение культурных различий - третий уровень мультикультурного становления личности. Уважение предполагает восхищение и высокую оценку культурных различий. Например, ученик, увидев школьницу со множеством косичек, не станет смеяться над ней, признавая ее право делать такую прическу, какую она желает; не будет делать вид, что не замечает ее неординарности, а, наоборот, захочет узнать происхождение этой традиции. Много раз автор был свидетелем того, как люди, приехав в другую этническую область, округ или республику, в другие государства и даже проживая там подолгу, не считали нужным выучить хотя бы несколько обиходных слов на другом языке, не понимая что житель этой культурной группы всегда будет воспринимать это как уважение к его культуре. Местный житель, может быть, даже понимает, что турист никогда не будет учить его язык, но он по достоинству оценит его уважение к нему. Зная, что в классе есть дети других национальностей, мультикультурный учитель повесит плакат, на котором напишет несколько слов на языке этих детей и сам постарается выучить хотя бы пять слов, будет порой приветствовать их на родном языке. В предстоящий концерт он постарается включить песню, стихотворение на языках народов России и других стран, предварительно кратко и увлекательно познакомив зрителей со значением того, что будет исполняться.

Уважающий культурные различия учитель побеседует и с родителями того ученика, который отличается от остальных школьников, дав им понять, что он признает и принимает культуру их ребенка и постарается воспитать толерантность и ее уважение и у других школьников.

Утверждение культурных различий - следующий уровень мультикультурного образования и многокультурного становления. Его труднее всего достичь и детям, и взрослым. Человек утверждает себя и свою идентичность лучше всего в процессе деятельности. На этой стадии учитель и ученик понимают, что толерантности, понимания, принятия и уважения культурных различий уже недостаточно: необходима активная позиция. Для индивида на этом уровне не возникает вопроса: дружить или не дружить с тем, у кого иная форма носа, иное этническое происхождение, цвет кожи, разрез глаз, пол или род. Он или она дружит с ребятами независимо от этих черт. Учитель, утверждающий культурные различия, всегда солидарен с тем, кто подавляется психологически или физически. Если ученица подойдет к учителю и скажет, что ученик обозвал ее, он не скажет: «Не обращай внимания, он невоспитанный». Такой учитель проведет беседу с обидчиком, с остальными учениками или организует дискуссию о чувствительности к культурным различиям. Он будет утверждать уверенность в ученике, говорящем с акцентом, в том, что акцент не свидетельствует о реальном уме или доброте человека. Для каждого ученика такой учитель будет устанавливать одинаково высокие учебные ожидания. Учитель на этом уровне многокультурности способен критически рефлексировать любые свои действия и поступки с целью выявления своей собственной предубежденности или предвзятого мнения. Он всегда будет спрашивать самого себя: «А нет ли у меня негативных стереотипов к детям из бедных семей?», «Не предубежден ли я против бурятов, эстонцев, лезгин и т.д.?», «Не предполагаю ли я, что девчонки не могут справиться с этой алгебраической задачей?» Учитывая, что многие дети уже стереотипированы дома, другими учителями, с помощью кино, книг или друзей к определенным родовым ролям, многокультурный учитель на этом уровне ищет причины и содержание имеющихся негативных стереотипов и чаще задается вопросом: «Что в жизни моих детей могло вызвать их расизм, предубеждение, агрессивность к другим ученикам?»

Необходимо создавать программы развития мультикультурного сознания у учителей, работающих в школе; проводить классные часы и уроки на темы толерантности, принятия, уважения и утверждения культурных различий. Существует острая необходимость включить предмет «Многокультурное образование» в педагогические и другие вузы России, ибо многокультурность должна стать неотъемлемой частью менталитета и поведения демократического человека.

Многокультурное образование включает в себя многоэтническое образование, не претендуя на исключительное право в представлении его идей. Конечно, многие вопросы, такие, как взаимоотношение полов, можно рассматривать в рамках одной этнической группы. Этот подход вполне оправдан, но менее продуктивен в современных условиях, когда в России проживают миллионы людей со смешанной этничностью. Кроме того, в вопросе пола женщины одной этнической группы могут иметь больше общего с женщинами другой этногруппы, чем с женщинами своей собственной. Например, сельская женщина Курской области может иметь больше общего с сельской женщиной-казачкой, с женщиной дагестанского аула, чем с жительницей города Курска.

Преодолевая этноцентризм, расширяя рамки своего многоэтнического видения российского общества до многокультурного, индивид становится более толерантным, начинает понимать, принимать, уважать и утверждать другую культуру и чувствовать себя в ней комфортно.

Каждый учебный год в России многие дети по разным причинам меняют школы и оказываются в новой для них культурной среде. Чтобы помочь им адаптироваться, учителю необходимо знать о том, что переход из одной культурной группы в другую часто сопровождается так называемым культурным шоком, вызванным определенной дистанцией, существующей между привычной и новой культурами. Порой он имеет длительный характер, и его можно представить в виде синусоидной затухающей кривой (вид волны от эпицентра к краям), то поднимающейся вверх (восторг, обожание новой этнической культуры, желание говорить на новом языке), то опускающейся вниз (отторжение новой этнической культуры и ее носителей, нежелание говорить на новом языке, ностальгия по своей родине, по прежней культуре), пока индивид полностью не адаптируется или ассимилируется с новой культурой. Своей высшей и низшей точек культурный шок достигает с определенной регулярностью, свойственной каждому индивиду. Шок может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Особенно остро культурный шок переживают вынужденные эмигранты и беженцы.

Многокультурный учитель всегда открыт навстречу другим этническим культурам: он проявляет желание познакомиться с ними; они представляют для него познавательный интерес. Такой учитель не склонен рассматривать этнические традиции как досадные «пережитки прошлого» или признаки отсталости. Тем более что ушли, к счастью, в прошлое официальная борьба с «цыганщиной», малиновым звоном, с ермолкой, русской балалайкой и другими народными традициями, и у молодых людей возвращается интерес к народности.

В ряде дискуссий о реформировании российской школы возникает вопрос об открытии русских школ наряду с татарскими, бурятскими, еврейскими и т.п. Коль скоро признается равноправность всех этнических групп, то следует признать и за русской этнической группой право иметь школы с акцентом на изучении русской культуры. Однако каждый ребенок должен иметь право на обучение в любых этнических школах, равно как и любой взрослый учитель-россиянин должен иметь право работать в них, а не только «этнически чистые дети» и «этнически чистые учителя». Иначе это приведет к дискриминации и нарушению прав человека, которые должны стать предметом деятельности органов правосудия.

Многокультурный учитель понимает, что в современном взаимозависимом мире становится необходимостью изучение языков. Для русского, живущего в Калмыкии, знание калмыкского языка может стать каналом познания культуры народа, условием ведения более успешного бизнеса и средством создания общей благоприятной среды проживания для себя и для других русских в ином культурном окружении. То же самое можно сказать и о калмыке, проживающем в Удмуртии или в Туве.

Одним из путей воспитания этнической толерантности может стать воспитание толерантности, понимания и принятия этнической одежды - бешмета, черкески, ермолки, шапки-ушанки, папахи, шубы, валенок, унтов и т.д. Он предполагает выход за пределы эстетической экзотичности в область показа их функциональной значимости в жизни того или иного народа, обусловленности одежды географическими, климатическими и другими факторами и воспитания уважения права выбора самим народом типа одежды, что, к сожалению, зачастую отсутствовало в фестивалях дружбы народов в бывшем Союзе, которые ограничивались показом внешней формы одежды.

Если учителю ближе по его интересам кухня, то он может развивать толерантность на примере этнической кухни. Так, люди иногда открыто и бестактно выражают свое неприятие некоторых блюд, например, различий в чаепитии у некоторых восточных народов и славян (у первых в чай добавляется жир, а у вторых - варенье). Можно не любить и не пить чай с жиром, но проявлять толерантность и уважение восточных традиций - необходимо точно так же, как и славянской традиции класть варенье в чай.

Межэтнические конфликты в России не задели основную часть людей в этнических группах. Если они и проявляются, то не по врожденной злобе людей, а в связи с общими экономическими проблемами, с которыми сталкиваются все этнические группы. Этническая карта разыгрывается в основном теми политическими предпринимателями, которые стремятся захватить власть и доступ к богатству, и в своих эгоистических устремлениях они, к сожалению, иногда добиваются успеха, сталкивая людей разных этнических групп.

Сторонники многокультурного образования уверены в том, что школы и вузы могут внести весомый вклад в гармонизацию межэтнических отношений и отдают себе отчет в том, что эта трудная задача требует много времени и совместных усилий с другими социальными институтами и организациями.

Многокультурное образование начинается с учителя; оно зависит от его понимания демократии, равенства, справедливости; от его личной самооценки, демократических отношений между ним и учеником, от уровня его ожиданий того, чего могут достичь школьники в учебе и в своем социальном развитии; от взаимодействия культурных идентичностей учителя и ученика (совпадения, различий, противоречий, антагонизма или гармонии между ними), от взаимоотношений между учителями и их самих со школьной администрацией; от их способности создавать толерантный климат в школе и от других факторов. Оно требует от учителя осознания того, что каждый ученик является уникальным продуктом влияния многих культур, центром их пересечения, поэтому он должен быть очень чувствительным к культурным характеристикам своих учеников. То, что иногда может восприниматься как неуважение к учителю со стороны ученика, на самом деле может оказаться его культурной особенностью, поэтому необходимо анализировать каждую отдельную ситуацию, выявлять причины «необычного» конкретного поведения школьника, исходя из его культурного контекста.

Как уже отмечалось, исследования показывают, что если у учителя низкий уровень ожиданий успехов в учебе от детей из бедных семей, то он задает вопросы попроще, не использует такие сложные методы обучения, как, например, проблемное обучение, обучение критическому мышлению, рефлексивному мышлению. То есть те, которые ведут к полноценному интеллектуальному развитию школьников, формированию более сложного менталитета, необходимого для функционирования в еще более усложненном XXI веке. У самого учителя формируется низкая самооценка («я неудачник, потому что не смог найти работу в престижной школе»). Учитель математики, не верящий в способности девочек понять его предмет, будет допускать шовинистские замечания о неспособности женского ума мыслить логически, стереотипно «шутить» о наличии некоей женской логики, проявлять сексизм. В конечном счете это приведет к неравенству и развитию у девочек самоугнетения и самоподавления, то есть комплекса неполноценности.

Мультикультурный учитель желает всем школьникам успеха в учебе, добра, помогает учащимся развивать умения разрешать конфликты без использования силы, адекватно реагировать на все трудности социально-экономической жизни России, особенно на нынешнем, переходном ее этапе.

Опираясь на материнский язык ученика, учитель может добиться лучших результатов в освоении им общепринятого языка. Так, если в чеченской школе учитель будет опираться на лезгинский язык ученика, то последний быстрее и правильнее научится говорить по-чеченски. В то же время он может обогатить языковые и другие культурные представления чеченских школьников.

Учителя знают, что учебник - это руководство в обучении, основанное на мнении его автора или нескольких авторов, и что нужно еще привлекать дополнительный материал из газет, журналов, телевидения, радио, Интернета. Но исследования, однако, показывают, что учителя на 90 процентов полагаются только на учебник. Проблема может усугубляться еще и в том случае, если они сами не воспринимают содержание учебника критически и конструктивно, не учат учащихся подвергать сомнению учебный материал, видеть в нем культурный дисбаланс, выявлять содержащиеся там стереотипы и предубеждения.

Учитель, школьный администратор обладают большой властью над детьми. Отношения между детьми в свою очередь также зачастую включают вопросы власти. Будучи частью какой-нибудь субкультурной группы, они могут также затевать выяснения, кому должна принадлежать власть, по каким вопросам, сколько ее должно быть и у кого. Для мультикультурного учителя ответ находится в разделении власти, в привлечении школьников к совместному управлению школой. Решения должны быть итогом переговоров, выборов (людей, целей школы, ценностных ориентаций класса и школы и т.д.), референдумов, консультаций, диалога, обсуждений. Диктат и навязывание своих культурных ценностей недопустимы для педагога.

Многокультурный учитель стремится развить у себя следующие умения:

- изучать психологию расизма, ксенофобии, дискриминации, механизмы создания стереотипов;

- понимать и принимать многокультурные идентичности школьников;

- изучать культурную атмосферу в классе с целью определения уровня толерантности культурных различий;

- создавать атмосферу толерантности, принятия, уважения и утверждения культурных различий в классе;

- понимать, что проблемы дискриминации, ненависти, насилия и другие успешно решаются только во взаимодействии с родителями, социальными работниками и широкой общественностью;

- анализировать свои собственные культурные предубеждения и стереотипы и избавляться от них;

- критически и рефлексивно мыслить;

- творчески, без применения насилия, разрешать конфликты и учить этому школьников;

- помогать школьникам определить свою культурную идентичность.

Разумеется, для развития личной многокультурности учителю необходимы и другие умения и знания из области педагогики, политики, этнологии, антропологии, психологии, конфликтологии, социологии и философии.

Часто у учителей и родителей возникает вопрос о том, с какого возраста нужно начинать учить детей мультикультурному образованию. Ответ однозначный: по многим вопросам его нужно начинать как можно раньше, ибо сами дети очень рано начинают замечать различия. Учителю необходимо лишь подчеркивать одинаковое и разное, отмечая, что у всех детей неодинаковый цвет волос, глаз, кожи, разный разрез глаз; что дети любят разные виды мороженого, одеваются каждый по-своему; любят разные песни, игры, сказки, говорят на разных языках. То есть подводить к выводу о том, что если бы все дети были одинаковы, то было бы скучно и неинтересно. Ведь если дошкольнику задать вопрос: «Как ты думаешь, было бы интересно, если все коты, собаки, игрушки были одинаковы?», то он наверняка ответит отрицательно. Вполне естественно, что для старшеклассников мультикультурное образование имеет иной уровень сложности: оно больше основывается на рациональности. Однако эмоциональный и чувственный опыт, который они приобретут в ходе, например, ролевых игр, лучше поможет им превратить знания в убеждения. Развивая у школьников умения уважать различия, необходимо подводить их к идее, что все мы принадлежим к одному государству - России, к одному человеческому роду, человеческой расе. Особенно важно подчеркивать огромное наследие и традиции лояльности к этнической принадлежности граждан нашей страны. Эта лояльность есть результат совместного исторического проживания, общих целей процветания, единого экономического пространства, большого количества межэтнических браков и, соответственно, числа потомков от смешанных браков. Словом, тесной переплетенности личных судеб миллионов людей и богатого многокультурного и многовекового наследия.

Глобальные преобразования, происходящие сегодня в стране, требуют от учителя пересматривать свой прежний опыт, взгляды, формировавшиеся в несвободной, догматической обстановке; менять свой старый понятийный аппарат на новый, отражающий современные реалии.

Многокультурный учитель понимает, насколько важно создавать толерантную атмосферу в классе и школе, ибо без дружелюбия и доверия там неизбежно возникают группировки, «козлы отпущения», драки, наклеивания кличек и ярлыков, а также насмешки в адрес тех, кто отличается успехами в учебе, одеждой, прической, ростом, полом, родом, привычками, весом. В таких обстоятельствах школьники не умеют адекватно выражать свои эмоции, сдерживать и контролировать их; отсутствуют навыки творческого решения конфликтов и реализации всех демократических прав; процветает авторитарный стиль управления школой, классом.

Для того чтобы многокультурность стала реальностью жизни, школа должна быть моделью для выражения школьниками своих прав и уважения культурных различий. Если школа придерживается принципа: каждый ученик и учитель имеют право голоса и участия в принятии решений, касающихся их прав и обязанностей, если в школе есть самоуправление, справедливость, взаимное уважение, то ученик быстрее пройдет все этапы многокультурного становления. Каждый учитель должен это повседневно помнить, выявлять негативные явления и противостоять расизму, сексизму, предвзятости, дискриминации, подавлению воли, психологическому угнетению, неравенству, несправедливости, стереотипированию, нетолерантности, этноцентризму и ксенофобии.

Многокультурный учитель понимает опасения некоторых малочисленных этнических групп, выражающиеся в том, что их культура может вымереть. Поэтому, с одной стороны, он должен проявлять заботу о сохранении культуры, а с другой - говорить учащимся о том, что культура постоянно эволюционирует, меняется и порой умирает: такова диалектика жизни (ведь только из истории мы сегодня знаем, например, об инках и ацтеках, некогда очень развитых цивилизациях). Хорошо помнить и о том, что этническая группа, замкнувшаяся в себе, не допускающая контактов, браков, общения с членами других этнических групп, сама обрекает себя на постепенное вымирание.

Такой учитель отдает себе отчет в том, что детская и молодежная субкультуры находятся под влиянием доминирующей взрослой культуры, представители которой порой стараются оградить их от межэтнического общения. И то, что дети дразнят тех, кто хочет узнать о другой культуре («Совсем русским сделался: ничего татарского не осталось» или, наоборот, «Совсем отатарился»), является отражением менталитета взрослого общества, прежде всего родительской культуры. Поэтому многокультурный педагог придает большое значение тактичной работе с родителями.

Без активной деятельности по утверждению культурного многообразия многокультурное образование будет оставаться на уровне экзотики, каким было в свое время интернациональное воспитание в бывшем Союзе. Известно, что зачастую оно не шло дальше ознакомления с культурой народов (важный, но не единственный компонент воспитания), в основном с экзотическими национальными костюмами, а также с розовыми картинами достижений республики. И все это без показа культурных конфликтов и противоречий между людьми и обсуждения путей их решения. Простое воспевание дружбы на всяческих фестивалях дружбы отвлекало учеников от существующих проблем в межэтнических отношениях, не формировало правильного подхода к ним. Поэтому и существовал порой цинизм в отношении дружбы народов, которая воспринималась не как личное дело людей, а как нечто добровольно-принудительное.

Важно признать, что конфликты - неизбежная часть человеческой жизни и их следует не драматизировать, а рассматривать как возможность научить школьников их разрешению без применения силы и оружия. Вполне естественно, что не по всем параметрам можно достичь согласия, ибо каждый человек является продуктом своей культуры. Если многоженство, умыкание невесты, кровная месть, выплата калыма, выбор родителями мужа для дочери или ношение чадры противоречит культурным, демократическим и нравственным ценностям человека, то достижение понимания или согласия по этим вопросам может стать невозможным, однако оно не должно приводить к конфронтации. Достаточно при этом просто проявить толерантность и не навешивать ярлык «отсталые», ибо это оскорбляет этническую гордость людей. В связи с этим учителю следует подчеркивать, что над всеми культурными особенностями и различиями возвышаются права человека, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации об образовании, в Декларации ООН о правах человека и в ряде международных обязательств, под которыми стоит подпись России.

Учителя - живые люди и никто из них не застрахован от ошибок. Среди них самих наблюдаются противоречия между сторонниками прежней, псевдосоциалистической, и новой, демократической, культурами. Но изменение менталитета - это долговременный процесс. Только в ходе мирного диалога можно определить, что из советского наследия можно перенести в новую культуру, а что из новой культуры не соответствует идеалам демократии.

Школьники сегодня заинтересованы в познании разных культур страны и мира. Они порой мудрее нас, взрослых, и, наблюдая за жизнью общества, сами приходят к осознанию необходимости многообразия, его защиты и распространения. Учителям и школьным организаторам также следует осознать, что в школе должен иметь место культурный плюрализм: школьникам необходимо предоставить возможность создавать всевозможные общества, ассоциации, комитеты, объединяющие ребят по своим культурным интересам, тогда они научатся жить во многообразии занятий (в каждой школе США насчитывается более 30 общественных организаций).

Ученик чаще всего ожидает, что учитель будет его защитником. Так его воспитывают в семье («В случае чего - скажи учителю»). Однако если школьник не встречает поддержки своей культурной идентичности со стороны учителя, то он оказывается перед лицом двойной агрессии - учителя и учеников. И в борьбе за свое достоинство, а то и выживание он может превратиться в «бунтаря» и бросать вызов всем. У него вырабатываются оппозиционные мышление и отношение ко всему, что говорит и делает учитель. Многокультурный учитель знает об этом ожидании ученика и старается ему помочь.

В связи с вышесказанным необходимы следующие стратегии педагогической деятельности в современной поликультурной и полиэтнической среде:

- расценивать культурное разнообразие не как проблему и препятствие, а как положительное явление в классе, которое может интеллектуально обогатить учащихся, расширить их кругозор и поможет приобрести им новый жизненный опыт;

-снижать уровень терпимости к расизму и повышать уровень толерантности к культурным различиям, развивать культурный плюрализм в школе, в классной комнате, в обществе;

- помнить о том, что дискуссии о культурных различиях должны вести не к отчуждению друг от друга и взаимной враждебности, а к поиску положительных путей коммуникации;

- для более эффективного разрешения культурного конфликта использовать утверждения «Это оскорбляет меня, унижает, обижает, задевает мои чувства», показывающие эмоциональное состояние оскорбленного человека вместо обвинительных утверждений «Ты меня оскорбил, унизил, обидел, задел мои чувства»;

- избегать при характеристике культурной группы обобщения типа: «Все вы удмурты такие», «На рынке торгуют одни азербайджанцы» и т.п., заменяя их на более точные и нейтральные с использованием слов «некоторые», «иногда», «порой», «отчасти», ибо они не ставят характеризуемого человека в положение, при котором он вынужден защищать свою культурную группу;

- расширять свое многоэтническое образование и многоэтническую идентичность до многокультурного образования и многокультурной идентичности;

- признавать, что миграция как перемещение людей из одного региона в другой (по собственному желанию, насильственная или вынужденная) имеет место во многих странах, что это постоянные процессы в человеческой истории, и современная миграция в России не является исключением, насколько бы она ни была иногда болезненна для ее граждан;

- создавать в классе атмосферу, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, расистском отношении к ним со стороны других учеников, о своих переживаниях и оскорбленных чувствах;

- помогать ученикам научиться ценить исторический опыт, экономические, культурные, социальные и другие достижения народов, населяющих Россию;

- признавать, что предубеждения, в том числе и этнические, в той или иной степени присущи каждому индивиду. Признав это, важно осознать, что индивид не должен основывать свои действия, исходя из них;

- следует развивать в учениках гордость за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни, обряды и т.д.);

- включать многоэтнический материал во все аспекты обучения и воспитания;

- развивать толерантность, понимание, принятие и уважение этнических форм и отличий;

- знакомиться с культурой и проблемами семей мигрантов и беженцев;

- знакомить школьников с законами Российской Федерации, преследующими за разжигание межэтнической вражды;

- критически анализировать со школьниками материалы из средств массовой информации, показывающие реальные этнические проблемы в обществе, и рассматривать возможные пути их решения;

- проводить идею равенства всех этнических групп в России, не выделяя в особую «государствообразующую» или «сплачивающую» нацию русский народ;

- критически анализировать материалы из средств массовой информации, содержащие стереотипы, слова, утверждения, оценки, ведущие к разжиганию межэтнической ненависти и вражды.

Воспитание многокультурности - такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. Человек не может сразу же стать мультикультурным, прочитав одну книгу по этому вопросу, если до этого он долгое время был монокультурным. В ходе своего многокультурного становления учитель и ученик проходят несколько ступеней или уровней: толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий. Взаимосвязь между ними не статична, она весьма сложна, динамична и диалектична.


Литература

1. Атутов, П.Р. Методологические проблемы национально-регионального образования / П.Р. Атутов, М.М. Будаев // Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 25-28.

2. Баранова, Т.С. Психологическое исследование социальной идентичности / Т.С. Баранова // Социальная идентификация личности: в 2-х кн. - М.: Наука, 1994. - Кн. 2.

3. Галкина, Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности (опыт зарубежных исследований) / Е.М. Галкина // Духовная культура и этническое самосознание наций. - М., 1990. - Вып. 1.

4. Джуринский, А.Н. Воспитание в многонациональной школе / А.Н. Джуринский. - М.: Просвещение, 2009.

5. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А.Н. Джуринский. - М., 2010.

6. Дмитриев, Т.Д. Многокультурное образование / Т.Д. Дмитриев. - М., 2010.

7. Дмитриев, Т.Д. Многокультурность как дидактический принцип / Т.Д. Дмитриев // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 3-11.

8. Воскресенская, Н.М. Образование и многообразие культур / Н.М. Воскресенская // Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 23-37.

9. Киммел, Т. Воспитание с любовью и логикой / Т. Киммел, Ф. Клайн, С. Бенуа. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2010.

10. Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф. Кузина, Т.И. Бахтурина. - М.: Школьная пресса, 2006.

11. Латышина, Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа / Д.И. Латышина. - М.: Школьная пресса, 2010.

12. Макаев, В. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы / В. Макаев // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 37-49.

13. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие / Под ред. проф. Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2009. – 320 с.

14. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Ред. коллегия: Б.Л. Вульфсон, Н.М. Воскресенская, З.А. Малькова, В.Я. Пишковский. - М., 2009.

15. Сыродеева, А.А. Поликультурное образование / А.А. Сыродеева. - М.: Логос, 2001.

16. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2010.

17. Шубина, Н. Воспитание поликультурной личности / Н. Шубина // Воспитание школьников. - 2009. - № 3. - С. 7-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание детей 5-7 лет на фольклорном материале чувашского народа. сборник статей "Физическое и эстетическое воспитание детей в полиэтнической среде в контексте ФГОС дошкольного образования)

В данной статье  представлен реализация проекта "Традиционная культура в физическом воспитании детей". Проект предусматривает  обновление образовательной деятельности на основ...

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждени...

Воздействие национальных игр на изучение якутского языка детей дошкольного возраста в условиях полиэтнической среды ДОУ

Национальные игры делают занятия содержательным, интересным, эмоционально значимым. В ходе игры, ребенок знакомится не только с новой игрой и правилами – он обогащает активный словарь и на собст...

Дошкольник в поликультурной и полиэтнической среде

Актуальность поликультурного воспитания подрастающего поколения современной России вызвана социально- демографическими изменениями: массовым притоком беженцев и мигрантов из бывших республик Советског...

Конспект ООД по речевому развитию на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде" для детей старшей группы.

Конспект ООД по развитию речи детей старшей группы при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья посредством театрализованной деятельности....

Организационные -педагогические условия развития поликультурной образовательной среды в ДОУ

В статье рассматривается воспитательная работа МАДОУ «Детский сад №260» г. Казани Вахитовского района, в рамках федеральной экспериментальной площадки по направлению: «Организационно...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Опыт работы МБДОУ детского сада №15 "Аистёнок" сотрудничество с МГОУ...