Дошкольник в поликультурной и полиэтнической среде
консультация (подготовительная группа)

Павлуткина Наталья Николаевна
Актуальность поликультурного воспитания подрастающего поколения современной России вызвана социально- демографическими изменениями: массовым притоком беженцев и мигрантов из бывших республик Советского Союза, усилением процессов национально- культурного самоопределения народов РФ, кризисом и ограниченностью идей интернационального воспитания. Нестабильность окружающего мира, международные конфликты, терроризм и экологические угрозы порождают сдвиг в настроениях людей и стимулирует неподдельный интерес к своим традициям, корням.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_doklad.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольник в поликультурной и полиэтнической среде

                                                     

                                                                      «Воспитание, лишённое

                                                                       народных корней,- бессильно»

                                                                                                      К.Д. Ушинский

Актуальность поликультурного воспитания подрастающего поколения современной России вызвана социально- демографическими изменениями: массовым притоком беженцев и мигрантов из бывших республик Советского Союза, усилением процессов национально- культурного самоопределения народов РФ, кризисом и ограниченностью идей интернационального воспитания. Нестабильность окружающего мира, международные конфликты, терроризм и экологические угрозы порождают сдвиг в настроениях людей и стимулирует неподдельный интерес к своим традициям, корням.

  Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, поскольку, с одной стороны, ребёнок-дошкольник изначально толерантен, а с другой стороны, именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и конфликтов.

       Компонентами содержания социального развития старших дошкольников в поликультурном обществе становятся толерантность, патриотизм, гражданственность и этнотолерантность, которые формируются целенаправленно в педагогическом процессе ДОО средствами вхождения дошкольника в культуру.

Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей; способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях; подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, создание представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности.

 Цель поликультурного воспитания – формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обострённым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

 Современный педагог не в силах решать проблемы политического, экономического плана, этнические конфликты, но он может внести существенный вклад в формирование многокультурного менталитета воспитанников, формируя уважение к культурному многообразию. Педагог в силах помочь детям осознать и оценить их собственную культуру, принять иную культуру.

  Поликультурное воспитание в нашей дошкольной организации осуществляется в трёх направлениях:

1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях различных народов, специфике их культуры и ценностей).

2. Эмоциональное воздействие (важно вызвать отклик в душе ребёнка, «расшевелить» его чувства).

3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребёнком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Наиболее доступными для дошкольников являются следующие средства этнокультурного образования и воспитания: народная игровая культура, устное народное творчество, декоративно- прикладное искусство разных народов, поликультурное пространство музея.

Используем народную игровую культуру в работе с детьми, которая способствует ознакомлению дошкольников с историей развития человечества, воспитанию толерантного отношения к разным народам, поликультурному развитию дошкольников. В детском саду ребёнку понятны и интересны такие её формы: народные игры (подвижные игры, сюжетные, словесные, хороводные), народная игрушка, народный праздник и народный театр.

Устное народное творчество обладает мощной педагогической силой, так как сохраняет для будущих поколений историю, философию, этику народа и его жизненную мудрость. Не случайно «фольклор» в переводе с английского означает – «народная мудрость». Именно родной язык, являясь одновременно и методом, и источником умственного, нравственного и эстетического воспитания, формирует дошкольника как личность. Произведения устного народного творчества сопровождают ребёнка с первых дней жизни: перед ним раскрываются незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота художественного слова.

  Любовь к родному слову, воспитанная в дошкольном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе и искусству, которая сопровождает человека всю жизнь.

На занятиях в детском саду знакомим со спецификой декоративных промыслов разных культур. Возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций делает этот процесс увлекательным и полезным для ребёнка.

Поликультурное пространство музея.

Музей обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам, благодаря наглядно представленным музейным экспонатам. Силами сотрудников детского сада, родителей в дошкольной организации был оборудован мини – музей национальной культуры.

Освоение задач воспитания этнотолерантности у дошкольников осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности.

  В работе используются следующие методы этнотолерантности:

1. Рассказы взрослого, чтение книг, прослушивание аудиозаписей, организация выставок, презентации, которые обеспечивают накопление ребёнком представлений о расовом и этническом составе нашей страны, их культуры, возбуждают интерес к данному содержанию.

2. Знакомство с устным народным творчеством, народными игрушками и способами их изготовления, народными играми, народным музыкальным и изобразительным искусством, народными праздниками способствует воспитанию интереса к культуре родной страны, своего этноса, других народов и национальностей, углубляет опыт познания ребёнком причин различия и сходства этнических культур.

3. Обсуждение специально созданных проблемных ситуаций, связанных с решением проблем межэтнического взаимодействия, в целях воспитания этнотолерантного отношения к людям различных рас и национальностей (типа «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»).

4. Метод проектов углубляет интерес к этнической проблематике, мотивирует к самостоятельному поиску информации. Детям были предложены различные темы проектной деятельности: «Дружбой надо дорожить», «Мини- музей в детском саду».

5. Театрализованно-музыкальные развлечения, праздники, «семейные вечера» подводят итог совместной деятельности, способствует накоплению опыта деятельности и поведения на материале народной культуры и искусства, становлению этнотолерантных установок. Прекрасной традицией в нашей группе стало проведение праздников Рождество Христово и Светлой Пасхи», где дети активные участники и за пределами дошкольной организации. Главное- в празднике принимают участие дети разных национальностей. Большую помощь оказывают нам организаторы- партнёры ДК «Луч», храм Святого Иоанна Кронштадтского, храм Казанской Божьей Матери, детская библиотека № 5 имени С.Я. Маршака. Ежегодно дети с большим желанием готовятся к выступлению на республиканском конкурсе-фестивале «Шумбрат, Мордовия».

  Видя рост своего ребёнка, сами родители более активно включаются в педагогический процесс, организуя совместную досуговую деятельность: развлечения, экскурсии, прогулки по городу. В ходе совместных с родителями мероприятий воспитатель знакомит их с играми, которые развивают детскую любознательность, память, внимание: например, мордовская подвижная игра «Петушки», «Сеем, сеем мы горох», «В капусту», «Плетень», «В слепого дедушку», «В редьку» и другие. Любят дети играть в словесные игры: «Я назову, а ты продолжи», «Зададим друг другу интересные вопросы», «Так или не так» и т. д. Совместная с педагогом деятельность способствует накоплению родителями позитивного воспитательного опыта.

  Развивая дошкольника в этнокультурной среде, необходимо делать акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы родного края, участвовать в их сохранении и приумножении. Вся работа должна строиться с учётом возрастных особенностей восприятия и освоения детьми этнокультурного содержания как на занятиях, так и в ходе праздников, экскурсий, развлечений. Дети должны понимать значение позитивного общения, необходимость сотрудничества и взаимопомощи людей разных стран и этносов. Требует совместных усилий педагогов и родителей ребёнок, который настороженно относится к людям других национальностей, избегает общения и игр с детьми других национальностей, ярко отличающихся от его собственной; объясняет причины конфликтов и неудач сверстников их этнической принадлежностью («они не русские»).

  Анализируя работу с детьми по формированию начал этнического самосознания, интереса к народной культуре и традициям отмечу, что ведётся она в нашем саду систематически и успешно. Создаются условия для освоения детьми умения общаться и организовывать разные виды деятельности с детьми другой национальности, в том числе с теми, кто плохо знает русский язык.

Литература:

1.Бабаева Т.И. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб., 2011.-С.498-508.

2. Бабаева Т.И. Мониторинг в детском саду: науч.-метод. Пособие. – СПб.,   2011.-С.172-189.

3. Брыжинский В.С. Серебряные цепочки. – Саранск, 2002.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. -М., 2006.

5.Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.,2005.

6. Мы в Мордовии живём. – Региональный образовательный модуль дошкольного образования.

7. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В.Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

8. Шмонина Л.В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. – Волгоград, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАТНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

В России нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы ни встретились дети разных национальностей. Проблема формирования поликультурных качеств и толерантности детей дошкольного возраста на сего...

Физическое воспитание детей 5-7 лет на фольклорном материале чувашского народа. сборник статей "Физическое и эстетическое воспитание детей в полиэтнической среде в контексте ФГОС дошкольного образования)

В данной статье  представлен реализация проекта "Традиционная культура в физическом воспитании детей". Проект предусматривает  обновление образовательной деятельности на основ...

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждени...

Воздействие национальных игр на изучение якутского языка детей дошкольного возраста в условиях полиэтнической среды ДОУ

Национальные игры делают занятия содержательным, интересным, эмоционально значимым. В ходе игры, ребенок знакомится не только с новой игрой и правилами – он обогащает активный словарь и на собст...

педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде

Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде...