Опыт работы по технологии сотрудничества в старшей группе
консультация (старшая группа)

Ненко Ольга Михайловна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по технологии сотрудничества в старшей группе

На сегодняшний день система воспитания и обучения стремительно меняется. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Разработчики ФГОС четко говорят : стандарт, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству.

В связи с введением ФГОС ДО перед педагогами дошкольного образования возникла проблема, которая выражается в необходимости перестройки всей системы дошкольного образования, смены способов общения и взаимодействия не только с ребенком, но и со всеми субъектами дошкольного образования. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения«вместе». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Как отмечает Р. С. Немов, уже в дошкольном возрасте у ребенка возникает «стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. При нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие личностные качества». Негативный же опыт общения и взаимодействия приводит к агрессии, неуверенности в себе, замкнутости и т. д. что в свою очередь приводит к проблемам детей во взаимоотношении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Я считаю необходимым научить детей положительному взаимодействию, умению сотрудничать, мирно договариваться, находить компромиссы в сложных ситуациях.

Развитие данных качеств и способностей детей дошкольного возраста происходит в образовательном процессе, во всех видах детской деятельности, представленных в целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта. Одним из таких качеств является овладение средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поэтому, чтобы научить детей бесконфликтному общению, умению действовать сообща, дружно, я стала вести работу по технологии сотрудничества.

Так что же представляет собой технология сотрудничества? Это – педагогическая технология, целью которой является развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности развивающего цикла.

Для реализации данной технологии необходимо создание и соблюдение следующих условий: развивающая среда, работа с родителямиработа в парах, коллективный труд, решение проблемных ситуаций, дискуссии и др. основной метод: метод обучения в команде)

Создана развивающая среда, которая выстроена в нашей группе с учетом всегочто способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы. Каждый ребенок может найти здесь занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Каждый — и ребенок, и воспитатель — обучает себя и друг друга, и именно это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

Работа с родителями является одним из условий для реализации данной технологии. Именно тесная связь с семьей позволяет сплачивать детский коллектив, организовывать совместный досуг детей за пределами детского сада, что позволяет почувствовать детям единство их команды. Работа с семьей в форме круглых столов, оформления тематических альбомов «Моя семья»«Мои любимые места», КВН, обучающие мастер-классы для родителей в данном направлении позволяют полноценно раскрыть потенциал данной технологии.

Основанием для формирования элементов сотрудничества на развивающих занятиях определены положения и принципы:

1-ый принцип подразумевает то, что обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.

2-ой принциптехнология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.

3-ий принцип: индивидуальная самостоятельная работа - совместная работа в группах - такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при воспитании и обучении в сотрудничестве.

4-ый принцип: поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т. е. проводится рефлексия.

Вся моя работа с детьми выстроена на методе обучения в команде. Метод обучения в команде уделяет особое внимание успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами группы. Таким образом, задача каждого ребенка состоит в совместном познании и деятельности, и чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ребенок.

На практике это выражается в следующих негласных правилах («неоспоримых истинах»которые соблюдают мои воспитанники:

• Мы – единая группа, мы команда! (Все дети нашей группы, как семья. Мы ходим в детский сад каждый день, занимаемся тут разными делами. Мы с вами -одна команда. И успех одного – успех всех! А успех всех – успех каждого!)

• Получилось у одного – получится у всех! (Аня сегодня замечательно справилась с моим заданием, раз получилось у Ани, то и у вас, ребята, получится. Если не получилось сразу, значит нужно тренироваться, и обязательно все будут это уметь.)

• Научился сам - помоги другому! (Овладев тем или иным знанием, или навыком, ребенок может сам позаниматься с кем-то из детей и научить его).

• Делай свое дело, не мешая другим! (Играя с кем-то, помни, что рядом играют, трудятся, находятся другие дети, и ты им можешь помешать, а ведь когда кто-то мешает тебе – твоя игра нарушается, ты чувствуешь себя от этого неприятно)

• Разговаривай тихо! (Вокруг много детей, если каждый будет говорить громко и кричать – будет шумно, это будет мешать играть тебе и другим ребятам, у вас заболит голова)

• Прежде, чем «решать дело кулаками», попробуй словами! (Скажи ребенку, который тебя обидел, что тебе это неприятно, и ему нужно извиниться перед тобой)

• Нужна помощь, обратись к товарищу! (Например, одни дети хорошо завязывают банты, при одевании / раздевании другие дети подходят к ним за помощью, при этом, те дети, которые пока этого делать не умеют смотрят и учатся, потом пробуют сами)

• Каждому предмету - свое место! (Поиграл, убери на место, захочет взять другой, не найдет, если предмет не будет стоять на своем месте)

Вся группа заинтересована в усвоении информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемыВкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам:

1. «Награды» группа получает одну на всех в виде значка отличия (солнышко, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно заданиеГруппы не соревнуются друг с другом, так как все ее члены или подгруппы имеют разную «планку» и разное время на ее достижение (Все задания, предлагаемые членам группы распределены с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. При этом решается ряд педагогических задач - формируем, закрепляем, уточняем, развиваем какие-либо знания, умения, навыки, качества отдельных воспитанников);

2. Индивидуальная (персональная) ответственность каждого ребенка означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому вопросу, заданию.

3. Равные возможности каждого воспитанника в достижении успеха означают, что каждый ребенок приносит своей группе результат (отраженный в похвале, поощрении, который он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других детей этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим детям в получении качественных знаний. умений, навыков для своей команды. Стараясь улучшить свои собственные результаты даже неуверенные и стеснительные дети вносят пользу в общее развитие группы, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку». Поощрение успеха, достигнутого по отношению к результатам, ранее полученным ребенком, оказывается значительнее эффективнее, чем поощрение детей в сравнении друг с другом, поскольку в этом случае дети понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы.

Организация непосредственно образовательной деятельности осуществляется в форме командно-игровой деятельности. Я объясняю детям новый материал, организую групповую работу, затем предлагаю каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ребенка за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые - со слабыми, сильные - с сильными). Задания опять же даются дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов, независимо от «планки» стола. Это означает, что дети, соревнуясь с равными им по силам, имеют одинаковые шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы ребенок захотел сам приобретать знания. Проблема мотивации самостоятельной деятельности детей не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого ребенка, что предусматривает помощь для членов команды друг другу.

Равные возможности предполагают, что любой ребенок должен совершенствовать свои собственные достижения. Также это значит, что каждый из детей развивается в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ребенок затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково. Я как педагог помогаю воспитанникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

Индивидуальная самостоятельная работа - совместная работа в группах - такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при воспитании и обучении в сотрудничестве.

Список литературы

1. Лободина, Н. В. Применение технологии сотрудничества на уроках в начальной школе как способ реализации ФГОС НОО [Электронное пособие] / Н. В. Лободина. – Учитель 2015г.

2. Римашевская, Л. С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников [Текст] / Л. С. Римашевская. – Центр педагогического образования, 2007 г. – 112 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] /. Режим доступа: https://www.firo.ru/?page_id=1100

4. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Л. Г. Хабарова. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологическому воспитанию детей старшей группы.

Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы по ознакомлению детей с природой родного края и экологическому воспитанию.                       ...

Опыт работы по проектной деятельности в старшей группе "Цветы".

Проекты, на мой взгляд, — одна из самых успешных форм для развития индивидуальности ребенка. Именно в проектной деятельности ребенок участвует как субъект собственного образования, и, что важно для де...

Опыт работы по теме: «Сотрудничество с родителями в практике работы воспитателя по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме: «Сотрудничество с родителями в практике работы воспитателя по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста»...

Опыт организации партнерского сотрудничества в старшей группе.

О сотрудничестве с родителями воспитанников ДОУ....

Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада.

Начальный этап формирования личности человека-детство. В данный период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвыча...

Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе «Ромашки»

Присттупая к ознакомлению с природой родного края мы поставили перед собой следующие задачи:углубить экологические знания детей, сформировать  навыки по уходу за растениями и животными...