Мастер-класс «Ножницы — это важно, интересно и легко!»
учебно-методический материал

Навроцкая Наталья Юрьевна

Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи малыша. И все таки решение дать совсем маленькому ребенку в руки ножницы требует от родителей особой бдительности. Обязательно нужно помнить о технике безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_nozhnitsy.docx29.11 КБ
Файл master_-_klass.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Ножницы — это важно, интересно и легко!»

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей в области формирования у детей навыка использования ножниц

Задачи:

- Способствовать формированию у родителей необходимых знаний о значении умения пользоваться ножницами, об основных критериях, которые необходимо учесть при выборе ножниц, о правилах безопасности при использовании ножниц;

- Способствовать формированию представлений о простейших приёмах вырезания;

- Воспитывать у родителей интерес к совместному творчеству с ребёнком, уважение к труду детей.

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, ножницы для взрослых, клей, салфетки, детские ножницы разных видов, шаблоны для вырезания.

Предварительная работа: подготовить буклеты для родителей «Ножницы – это легко!».

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, как научить ребенка правильно пользоваться ножницами. Работа с ножницами является одним из лучших способов развития мелкой моторики, развивает ручную умелость ребенка, учит ориентировке на листе бумаги, развивает внимательность, мышление, гармонизирует работу обоих полушарий головного мозга. Кроме того, при работе ножницами задействуется та же группа мышц, которая необходима для правильного удержания карандаша при письме.

Умение резать ножницами требует удивительно большого количества навыков. При работе с ножницами должна происходить одновременно координация левой и правой рук, которые совершают абсолютно разные движения. И дело это не такое легкое, как кажется нам, взрослым. Возьмём, к примеру, резку по прямой линии: ребёнок должен держать ножницы тремя пальцами одной руки, при этом постоянно открывать и закрывать их. В то время как второй рукой он держит бумагу и двигает её вперед к ножницам. И в это время ещё нужно оставаться на линии разреза. Регулировать и контролировать свои действия. Очевидно, что резка ножницами требует большой точности и двусторонней координации.

Немного из истории ножниц.

Вы знаете что – нибудь об истории возникновении ножниц? Я вам расскажу. Раньше, когда требовалось что-нибудь разрезать, использовали нож. Но около трёх с половиной тысяч лет назад в 4 веке до н. э. один мастер соединил ручки двух ножей мостиком. Так появились первые ножницы . Древние ножницы совсем не походили на современные: у них два клинка соединялись кривой гибкой пластиной, что было не очень удобно. А больше тысячи лет назад другой мастер придумал заменить мостик гвоздиком. Так родился замечательный инструмент. Говорят, что первые ножницы появились в Италии. А уже в арабских странах они приобрели современную форму: раздвигающиеся лезвия с кольцеобразными ручками.

Вот как использовали ножницы в древности. Чаще всего их использовали цирюльники.

Ножницы используются всюду: в мастерской, в гараже, в больнице, в парикмахерской, на швейной фабрике и, конечно, в школе и детском саду. В настоящее время существует большое разнообразие ножниц - бытовые, портновские, садовые, маникюрные, медицинские, парикмахерские, овечьи и многие другие, без которых человеку не обойтись.

Каждая мама рано или поздно задается вопросом: с какого возраста можно дать ребенку в руки ножницы. С какого же возраста можно доверить ребенку вырезать ножницами?

Родители обмениваются мнениями и опытом.

В детском саду мы начинаем вырезать ножницами со средней группы - с четырех лет. Если ребенок заинтересовался ножницами раньше этого возраста, значит, наступило время научить его ими пользоваться. Чем раньше ребенок научиться правильно обращаться с ножницами и применять их в своем творчестве, тем лучше.

  1. Но прежде чем приступить к вырезанию нужно выбрать ножницы.

Чуть ли не половина успеха – это правильный выбор детских ножниц. Важные критерии:

Безопасность. Ножницы для детей должны иметь закруглённые концы, чтобы при неосторожных движениях ребёнок не сделал себе больно. Для детей ножницы лучше выбрать с чехлом для лезвий.

Если ваш ребенок – левша, то следует отдать предпочтение ножницам, изготовленным специально для таких деток. Иначе пользоваться инструментом ребенку будет неудобно, так как он не сможет видеть линию отреза.

Качество. Даже для самого младшего ребёнка они должны быть острыми. Если ножницами нельзя резать даже бумагу, ребёнок ничему не научится. Также держатель должен быть изготовлен таким образом, чтобы он хорошо лежал в руке. Так как в 2-3 года правая или левая рука только начинает доминировать, стоит купить ножницы с универсальным держателем.

Размер. Для трёхлетнего ребёнка ножницы должны быть меньше, чем для шестилетнего. На размер следует обращать внимание не только при покупке, но и в последующем. Если рука ребёнка станет больше – замените ножницы.

Рисунок и цвет. На первый взгляд, эти особенности кажутся незначительными, но всё же они имеют некоторое значение. Желательно, чтобы ножницы были единого цвета, без рисунков, отпечатков и т. д. Все эти элементы только отвлекают внимание ребёнка и утомляют глаза, которые должны быть сфокусированы на линии разреза. Ведь сам процесс вырезания довольно увлекательный и в нём самом достаточно разнообразия.

Игра «Выбираем ножницы»

Воспитатель раздает разные виды ножниц нескольким родителям и предлагает отметить достоинства и недостатки данных ножниц, объяснить почему ножницы являются подходящими, удобными для ребенка и наоборот.

2. В первую очередь, ручки Вашего малыша должны быть готовы к прививанию навыка вырезания. Лучшее упражнение для малыша — выжимание воды из простой губки, оно тренирует нужные мышцы. Затем покажите своему ребёнку, как весело разрывать на кусочки старые газеты и

бумажки — это научит его держать бумагу в руках, не роняя её. Теперь можно учиться вырезанию из бумаги!

3. Прежде чем приступить к работе с ножницами, необходимо ознакомить ребенка с правилами безопасности.

Игра «Отгадай правило»

На экране появляются картинки, в которых зашифрованы правила безопасности при работе с ножницами, родители называют зашифрованные правила.

1) Ребенок должен знать, что ножницы – это не игрушка, а инструмент. Они острые и опасные. Если неправильно ими пользоваться, можно пораниться.

2) Ребенку нужно объяснить, что можно резать, а что нельзя, и почему.

3) Пользоваться ножницами можно исключительно за столом. С ножницами нельзя бегать, прыгать или ходить по помещению.

4) Передавать ножницы можно, держась за сомкнутые лезвия так, чтобы товарищ смог их взять за кольца.

5) Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить.

6) Ножницы нельзя оставлять раскрытыми.

7) Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх.

8)При разрезании бумаги по прямой линии ножницы разводят не широко, а концы вместе не сводят.

9) Выполняя надрезы, необходимо пользоваться кончиками ножниц.

10) При вырезании лист с ножницами от стола сильно не отрывать.

11) Работая ножницами, поворачивают бумагу или другой материал, но не инструмент.

12) Мелкие детали не вырезают из большого листа бумаги - это неудобно. Лучше отрезать кусок необходимого формата.

13) Вырез в форме острого угла делают в два приёма.

14) Если делают разрез по линии сгиба, то предварительно разворачивают бумагу.

15) Детали круглой формы вырезают против часовой стрелки.

4. Прежде всего, как и для любой работы, связанной с мелкой моторикой, ребенка нужно правильно усадить.

1. Ребенок должен сидеть прямо, его ноги должны упираться в пол, а не висеть в воздухе.

2. Локти ребенка должны лежать на столе, колени должны быть согнуты под прямым углом.

3. Руки должны быть несколько прижаты к телу, не плотно, но при этом они не должны находиться очень высоко "в воздухе". Проследите, чтобы ребенок не поднимал локоть при вырезании.

Если у ребенка не получается держать руки правильно - можно попробовать несколько приемов.

Первый - сказать ему: «Представь, что твои руки у локтей привязаны к телу». Можно немного придержать его руки, чтобы он понял и ощутил это положение.

Второй - можно дать ему вырезать, положив локти на стол.

Третий - можно вырезать, лежа на полу, на животе. В этом положении поднимать локти очень неудобно, и дети с трудностями координации часто именно так усваивают правильное положение рук. Дайте ребенку вырезать так в течение нескольких дней, чтобы он привык, а потом усадите опять за стол.

Кроме положения локтей, важно проследить за правильным положением кистей рук. Когда ребенок держит в одной руке ножницы, а в другой - лист для вырезания, руки должны находиться в так называемой функциональной позиции - когда ладони повернуты внутрь друг к другу и большие пальцы наверху. Ребенку можно сказать: «Проследи за тем, чтобы большие пальцы обеих рук были наверху». Можно наклеить цветные наклейки на ногти больших пальцев и сказать ребенку, что, вырезая, он должен всегда видеть эти наклейки.

5. Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ножницы в руках. Объясните ребёнку, как правильно держать ножницы. Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц. Далее ребенок проденет кончик среднего пальца в другое колечко. Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи). Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно.

Поставьте руку ребенка так, чтобы пальчики находились в прямом положении, а большой палец смотрел вверх. Наденьте ножницы одним из колечек на большой палец ребенку. Затем, помогите малышу засунуть средний палец во второе колечко. Указательный палец фиксирует ножницы снизу. Безымянный и мизинец следует зажать в кулачке. Если размер колечка позволяет, то в него можно, вставить одновременно указательный и безымянный палец.

Сначала просто пробуем открывать и закрывать ножницы. Не торопите ребенка, помните, что осторожность и безопасность превыше всего.

Маленькие лайфхаки:

· ребёнок автоматически держит ножницы правильно, когда режет бумагу вверх;

· линии разрезов получаются ровными, если двигать только бумагу, а ножницы держать на одном уровне.

Если даже с первого раза ничего не получается, старайтесь хвалить малыша.

Выберите для начала более плотную бумагу или тонкий картон. Отлично подойдут обложки из журналов. Они толще обычной бумаги, яркие и легко режутся, поэтому с большей вероятностью гарантируют успешность «первых шагов».

6.Переходим к практике. Развиваем навык работы с ножницами постепенно

Чтобы процесс обучения сделать увлекательным, предложите ребёнку интересные задания. Начните с самых простых и постепенно поднимайте уровень сложности. Заранее сделайте заготовки.

- Резка тонких полосок. Приготовьте тонкие полоски бумаги, чтобы ребёнок смог их разрезать поперёк за один раз. Пусть попрактикуется на них для начала. Первое упражнение называется «Билетики». Перед вами лежит полоска из которой мы с вами нарежем билетики.

- Даём другие материалы. Дайте попробовать малышу порезать картон, гофрированную бумагу, крафт-бумагу, трубочки для сока. По мере того, как растут навыки ребёнка, увеличивайте размер полос бумаги, пока, наконец, он не попытается разрезать пополам целый лист бумаги.

Игра «Веселая парикмахерская» - 1 вариант

Для этой игры вам понадобится белый картон, простой карандаш, цветная бумага, клей, фломастеры и ножницы. Следуйте фотоинструкции и у вас с малышом все получится!

Малыш — парикмахер. К нему приходят разные клиенты. Кому челку подстричь, кому — усы. Пусть ребенок сам упражняется и ножничками делает прическу своим клиентам.

Игра «Веселая парикмахерская» - 2 вариант

Для этого варианта игры вам понадобятся бумажные втулки (от бумажных полотенец или туалетной бумаги), цветная бумага, клей, фломастеры и ножницы. Прилагаемая фотоинструкция поможет вашему ребенку закрепить навыки уверенного пользования ножницами.

-Учимся резать по линиям. На разных по цвету карточках нарисуйте самые разнообразные линии: прямые, косые, волнистые, зиг-заги.

Игра «Вкусное мороженое»

Для этой игры вам понадобится деревянные палочки от эскимо, цветная бумага, черный фломастер и ножницы. Следуйте фотоинструкции и ваш малыш с удовольствием «съест волшебное мороженое»!

Игра «Мяч в ворота»

Для этой игры понадобится бумага зеленого цвета, черный фломастер, белый картон, двусторонний скотч и ножницы. Для того чтобы, футбольный мяч оказался в воротах, предлагаем действовать по фотоинструкции и победа в «футбольном поединке с ножницами» ребенку обеспечена!

-Учимся вырезать. Немного сложнее задача – научиться вырезать различные фигуры: например, геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию и наконец круг и овал. И, наконец, самое сложное – освоить вырезание более сложных форм. Это могут быть силуэты из газет, какие-нибудь картинки или просто рисунки ребёнка. Для начала вы можете обвести такой рисунок толстой чёрной линией, а через некоторое время и вовсе отказаться от такой помощи ребёнку.

7. Помогаем детям полюбить ножницы

Не все дети любят и хотят пользоваться ножницами. Это связано со многими причинами. Наиболее часто с трудностями сталкиваются дети с нарушением зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Они режут слишком быстро, игнорируют линию, рвут бумагу, не могут маневрировать ножницами и бумагой.

В таких случаях:

· используйте светлую бумагу с чёткими контрастными линиями (отсутствие контрастности и многочисленные линии мешают ребёнку сосредоточиться);

· обводите линии разреза маркером;

· используйте в течение некоторого времени специальные ножницы с двойной ручкой, которые позволяют родителю принимать участие в резке:

· нарисуйте на бумаге голову с длинными волосами, вырежьте её и дайте ребёнку состричь «волосы» 

· нарисуйте руку с длинными ногтями – пусть ребёнок их отрежет

подготовьте человечка с волосами из пряжи, бумаги, ленточек и позвольте ребёнку изменить ему причёску:

Надеюсь, вам и вашему ребёнку предложенные упражнения с ножницами придутся по вкусу. Помните, самое главное не волноваться и не раздражаться нам самим. Будьте спокойны, не расстраивайтесь, если у ребёнка сразу не получается, отложите ножницы до лучших времён. Обязательно наступит время, когда всё сложится в пользу этого интересного инструмента.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Тема : «Ножницы – это важно, интересно и легко!» 1

Слайд 5

Игра «Веселая парикмахерская» - 1 вариант Малыш — парикмахер. К нему приходят разные клиенты. Кому челку подстричь, кому — усы. Пусть ребенок сам упражняется и ножничками делает прическу своим клиентам.

Слайд 6

Игра «Веселая парикмахерская» - 2 вариант

Слайд 7

Игра «Вкусное мороженое»

Слайд 8

Игра «Мяч в ворота»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию«Интересные опыты с детьми»...

Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"

Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"...

Мастер-класс для родителей: Как сделать интересный квест для детей.

Мастер-класс для родителей:Как сделать интересный  квест для детей.  Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня мы с вами не случайно  здесь собрались.  Еще чуть чуть и наступит...

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми....

Мастер - класс для педагогов и родителей "Составляем рассказы - легко!"

 Мастер - класс для родителей и педагогов «Составляем рассказы – легко!" "Мнемотехника для развития связной речи дошкольников"Целенаправленное формиров...

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает ...

Мастер-класс для родителей по экспериментированию "Интересное рядом"

Оксана Карпенко Мастер-класс по экспериментированию «Интересное рядом»Мастер-класс «Интересное рядом».Проведение экспериментов.Воспитатель: Мне очень близка теат...