Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе "Звездочки"
материал (средняя группа)

Колесникова Галина Николаевна

В средней группе "Зведочки" построена развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО, основываясь на индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребенка. РППС дает возможность наиболее эффективнее развивать индивидуальность каждого воспитанника с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе «Звездочки»

В средней группе построена развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО, основываясь на индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребенка. РППС дает возможность наиболее эффективнее развивать индивидуальность каждого воспитанника с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Все пространство РППС группы соответствует санитарно–гигиеническим требованиям. В зависимости от образовательного процесса пространство группы может трансформироваться. Столы, стулья и некоторые модули переставляются от задуманной ситуации. В группе находятся ковры различных размеров для игр детей. Для конструирования и сооружения построек используется свободное пространство на полу. Все оборудование расположено по центрам, на открытых полках. Что позволяет детям объединятся детям по общим интересам. РППС организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами в 2-4 человека.

Центры наполнены играми и пособиями соответствующие возрастным особенностям детей, так же отражен гендерный подход, игры по интересам для мальчиков и девочек.

В предметно – пространственной развивающей прослеживаются пять образовательных областей:

  • социально-коммуникативная
  • познавательная
  • речевая
  • художественно-эстетическая
  • физическая

Социально-коммуникативное развитие:

Центр ПДД

Центр содержит не только наглядно-демонстрационный материал, но и атрибуты для обыгрывания различных ситуаций. Хорошим дидактическим пособием служит коврик с разметкой улиц, где дети разворачивают свои сюжеты. Дидактический материал: «Советы светофора», «Уроки безопасности», «Дорожные знаки»,   «Веселые   перекрестки»,   лото   «Дорожные   знаки»,   «Транспорт»,   «Один   дома», «Осторожно пожар», «Транспорт». Наборы машинок, знаков, фигурки человечков, малый строительный материал.

Центр дежурства

По содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие: дежурство в столовой, подготовка к занятиям, дежурство в уголке природы.

В центре дежурного оформлен стенд «Мы дежурим», находится всё необходимое для работы: фартуки, шапочки. Размещены фотографии детей группы, алгоритм сервировки стола. Вазочки для салфеток и хлебницы находятся в доступном месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.

Центр игровой деятельности (центр сюжетно-ролевых игр)

Центр размещается в удобном для детей месте, чтобы дети чувствовали себя владельцами игрушек, имели свободный доступ к художественным материалам, наглядности.

Имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр: наборы игрушек и предметов, помогающих отразить социальный быт (мебель, посуда, орудия труда, куклы, фигурки животных – взрослых и детенышей, предметы-заместители). Сюжеты, которые дети могут развернуть в данном центре, разнообразны: «Семья», «Магазин» (продуктовый, игрушек, одежды), «Детский сад», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Салон красоты», «Кухня»,

«Строители», «Моряки», «Гараж», «Кафе», «Автомастерская», «Цирк», «Путешествие на дачу». Внесение в РППС атрибутов для сюжетно-ролевой игры: «Магазин» вызвало у детей желание стать продавцами различных товаров. В результате появились сюжетно-ролевые игры: «Столовая», «Кафе». Внесение в «Парикмахерскую» бус, заколок,

шарфов, платков способствовало возникновению сюжетно-ролевой игры «Салон красоты».

Центр патриотического воспитания

Материалы центра пополняются работами детей: рисунки, тематические альбомы «В кругу семьи», «Мой Канск», «Мой дом», «Столица России - Москва», «По страницам Красной книги». Дидактический материал: «Город, улица, дом. Квартира, мебель», «Город Канск». В работе использую различные дидактические игры: «Достопримечательности нашего города», «Как я провел свои выходные», «Расскажи, где ты живешь».

Познавательное развитие:

Центр познавательно-исследовательской деятельности

В центре природы размещены цветы с разной формой и величиной листьев, разнообразными стеблями; календарь погоды; муляжи фруктов и овощей, дерево береза, которая изменяется в соответствии со временем года; демонстрационный материал: «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Животный мир севера», «У бабушки в деревне», «Рыбы», «Деревья», «Хлеб всему голова», «Времена года».

 Этот центр сочетает в себе центр экспериментирования и представлен лабораторией с наличием материалов для наблюдений и экспериментирования: весы, микроскопы, емкости с сыпучим, жидким, твердыми веществами, мерными ложечками, сосудами для опытов. Дидактические игры: «Когда это бывает», «Их чего мы сделаны», «Береги живое», «В саду, в поле, в огороде», «Почемучки», «Парочки», «Тайны живой природы», «Что в моей корзинке», «Времена года», энциклопедическая литература. Весь материл доступный, меняется в зависимости от времени года, согласно комплексно-тематического планирования и событийной жизни группы и ДОУ.

Центр ФЭМП.

Это и счетный материал, дидактические игры на логику, форму, цвет, величину, временно - пространственные отношения.

Подбор игрового материала соответствует возможностям и уровню развития воспитанников группы. Каждый ребёнок выбирает для себя игру по интересам. Мною подобраны и изготовлены следующие пособия: «Геометрическое лото», «Найди фигуру», «Собери   урожай»,   «Сколько   не   хватает»;   игры   для   развития   логического   мышления: «Наблюдательность», «Учимся сравнивать», «Найди, каких игрушек не хватает», головоломки, логические задачи, кубики, развивающие книги, счётные палочки.

Центр конструирования.

В центре находятся разные конструкторы: крупный строительный материал, деревянные конструкторы, пластмассовые конструкторы, конструктор - дупло, конструктор LEGO, автодорога; схемы, альбомы моделей построек. Имеются разные наборы строительного материала: конструктора (мелкие, крупные, «LEGO», деревянные, пластмассовые и др.); разнообразный настольный конструктор, дополнительные детали конструктора, схемы образцы построек, фотоальбомы (архитектурные сооружения и детские постройки).

Центр художественной литературы

Здесь представлены книги в соответствии с основной образовательной программой и тематическим планированием: сказки, стихи, юмористические книги с яркими смешными картинками, книги, которые дети приносят из дома. Так же представлены портреты поэтов и писателей? книжки-малышки, альбомы для рассматривания, книги и иллюстрационный материал по краеведению. В наличии любимые книги детей, книги, которые дети приносят из дома, для чтения всему детскому коллективу группы; так же оснащен настольно-печатными играми и ребусами, сюжетными картинками для речевого творчества. Дидактический материал: «Когда это бывает», «Назови сказку», «Расскажи о животных», «Расскажи сказку», «Назови игрушку», «Назови звук».

Художественно-эстетическое развитие:

Центр музыки и театра

Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Насыщенность центра разнообразными театрами: теневой театр, наборы резиновых игрушек по сказкам, пальчиковый театр, перчаточный театр, театр Би-ба-бо, деревянный театр и др., помогает детям создавать свои сказки и истории, использовать декорации, сделанные совместно с взрослыми. Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок.

Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. У детей всегда есть возможность самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр, который помогает моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. Группа оснащена аудиотехникой, фонотекой.

Центр изобразительного творчества

Расположен материал для изобразительной и творческой деятельности детей (цветная бумага, альбомы, трафареты, кисти, краски, карандаши, восковые мелки, стеки, пластилин, клеёнки, баночки для воды, неоформленный материал: листья, палочки, ватные диски, ватные палочки, и т.д.). Оснащение центра происходит в соответствии с темой недели. Наглядно - иллюстрационный материал: образцы декоративно - прикладного творчества; пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации; альбомы с репродукциями картин; раскраски. Для закрепления цвета и формы центр пополняется дидактическими играми: «Контуры», тренажер «Форма и цвет», «Волшебные шарики».

Центр физического развития

Центр находится в доступной зоне для детей. Чтобы дети могли объединяться небольшими подгруппами для игр. В нашем центре есть все необходимое для физического развития детей: атрибуты для организации подвижных игр; массажные коврики, мешочки с песком, и мячи разных размеров, коврики для профилактики плоскостопия; мягкий безопасный дартц для развития глазомера и меткости; скакалки, канаты для упражнений на равновесие и координацию движений; флажки, ленты, кегли, гантели из пластиковых бутылочек.

В группе размещены информационные стенды. В приёмной - для родителей, в группе - «Удивительный мир», для помещения иллюстративного и информационного материала по теме недели. Для улучшения качества работы используется магнитная доска и мольберт. Группа оснащена музыкальным центром. Подобрана фонотека: аудиозаписи – мультфильмы, сказки, рассказы, песни, шумы природы, голоса птиц, животных, произведения классической музыки. При разработке РППС были максимально учтены требования ФГОС ДО и создана среда для развития индивидуальности каждого ребёнка группы с учётом его возможностей, уровня активности и интересов.

шарфов, платков способствовало возникновению сюжетно-ролевой игры «Салон красоты»

доступном месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования. В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....