Авторская программа "Буктрейлер"
учебно-методический материал

Современный мир диктует условия, в которых традиции чтения с каждым годом утрачивают своё значение для формирования личности ребенка. Доступные гаджеты, являясь мощным мотивационным фактором воздействия как на общество в целом, и в, частности, на развитие ребенка, вытесняют книгу, потребность и интерес к ней постепенно утрачиваются. Это является тревожной проблемой, особенно для нашей страны, где  пропаганде чтения, отводится важная роль в системе обучения и воспитания. Падение интереса к чтению  влечет к ухудшению владением родным языком, снижает уровень грамотности  населения,  это является достаточно серьезным тревожащим фактором, так как под воздействием новых электронных технологий, в первую очередь, страдает речевое 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное  подразделение «Детский сад Теремок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Михаила Кузьмича Овсянникова с. Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области.

                                 

                                Утверждаю:

                                                        Заместитель директора по

                                                                          СП «Детский сад Теремок»

 ГБОУ СОШ им.М.К.Овсянникова

                                                                  с.Исаклы Кузаева Н.А._______

Авторская программа

Буктрейлер

или

технология медиапроектирования

                        Составители:

                                                                                     Кузаева Н.А. заместитель директора

Евстифеева Е.С. старший воспитатель,

                                                                                  Астафьева Л.А. педагог-психолог

                                                                        Матыцина Т.В. воспитатель

с.Исаклы, 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

«Основная задача взрослых –

Открыть в ребёнке талант читателя».

С.Я.Маршак.

«Детские книги пишутся для воспитания,

 а воспитание – великое дело».

В.Г.Белинский.

        Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

        Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

        Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

        В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

        Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении  к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».

        Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.

В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

        Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой -  вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду.

Актуальность.

Современный мир диктует условия, в которых традиции чтения с каждым годом утрачивают своё значение для формирования личности ребенка. Доступные гаджеты, являясь мощным мотивационным фактором воздействия как на общество в целом, и в, частности, на развитие ребенка, вытесняют книгу, потребность и интерес к ней постепенно утрачиваются. Это является тревожной проблемой, особенно для нашей страны, где  пропаганде чтения, отводится важная роль в системе обучения и воспитания. Падение интереса к чтению  влечет к ухудшению владением родным языком, снижает уровень грамотности  населения,  это является достаточно серьезным тревожащим фактором, так как под воздействием новых электронных технологий, в первую очередь, страдает речевое развитие ребенка— речь становится более конкретной, более сухой.

Нельзя сказать, что оградив детей от воздействия гаджетов, можно  решить эту проблему. Важно создать условия, которые станут основой для возникновения мотивации у ребенка по привлечению к чтению книг.

В процессе общения с книгою ребенок учится думать, анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь, делая её правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу, учит сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. 

Что необходимо, чтобы у ребенка появилось желание прочитать книгу?

Интерес. Любопытство. Удовольствие от процесса. Потребность в новых впечатлениях. 

Как создать условия, чтобы учесть все перечисленные позитивные эмоции у ребенка по отношению к процессу чтения? Эффективным средством решения этой задачи,  можно рассматривать такую инновационную форму работы с дошкольниками, как создание материала по анонсированию книги для привлечения внимания ребенка к чтению художественного произведения – это буктрейлер. 

Что такое Буктрейлер? Это короткий видеоролик, созданный по мотивам книги.

Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребенка к сюжету художественного произведения.

Идея создания буктрейлера зародилась в США, в России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Изначально буктрейлер предназначался для взрослых, с целью  продвижение книги на рынке продаж.

Для практикующих педагогов-дошкольников такая форма работы может рассматриваться как интересный опыт взаимодействия с детьми в процессе создания творческого продукта, что является не только средством приобщения ребенка к чтению, но и является средством саморазвития педагога.

В этой связи такая форма работы с дошкольниками, как реализация деятельности по созданию буктрейлера, представляет интерес в условиях дошкольного учреждения.

Буктрейлеры подразделяются на различные виды по способу создания, а именно:

Буктрейлеры могут быть:

Игровые ( минифильм по книге)

Неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами)

Анимационные (мультфильм по книге)

наиболее удобным для дошкольников является «игровой»  буктрейлер - так как для реализации творческого замысла можно эффективно использовать возможности театрализованной деятельности.

Достоинства программы.

Практический опыт работы по демонстрации буктрейлера, показал достаточно высокую эффективность: можно представлять  буктрейлер детям других возрастных групп дошкольного учреждения. В этом случае короткий рассказ о содержании книги можно считать инструментом,  способствующим развитию связной речи дошкольников.

При просмотре буктрейлера важно обратить внимание на эмоциональное состояние детей, на уровень интереса, проявляемый  в процессе просмотра.

При анализе содержания работы в рамках создания буктрейлера нами были выявлены следующие положительные результаты:

-Использование новой формы работы способствует возбуждению интереса детей к чтению художественной литературы посредством создания необычных условий (интриги).

- Реализация в практической деятельности новой формы работы способствует повышению уровня педагогической компетенции при использовании инновационных форм работы в работе с дошкольниками.

Можно сделать вывод, что буктрейлер как новая форма работы с дошкольниками, является достаточно эффективной по созданию условий для привлечения интереса детей к книге, тем самым способствует гармоничному развитию личности ребенка в практической творческой деятельности.

Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге  и интеллектуальное развитие дошкольников посредством технологии медиопроектирования-буктрейлер.

Авторская  программа по приобщению дошкольников к книге  разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

-Закон «Об образовании Российской Федерации» ;

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

Цель программы

Цель данной рабочей  программы – повышение интереса  детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.        

Основными принципами построения программы являются:

-Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;

-Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познавательное развитие», «Социальное развитие», «Коммуникация».

-Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового  взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;

Основными задачами программы являются:

-Воспитание у детей дошкольного возраста  позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

-Поддержание и развитие детской эмоциональности.

-Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

-Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

-Иными словами, данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания  и развития дошкольников.

Срок реализации

 учебной программы – 2 года.

Содержание рассчитано на детей от 5-х до 7-ми лет.

К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.

Данная работа организуется в старшей и подготовительной группах с октября по апрель каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Чтение художественной литературы».  Занятия  проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.

Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию двух литературных произведений. В январе – 1 произведение в связи с наличием каникулярного времени. В течение учебного года по данной методике отрабатывается  13 произведений в каждой возрастной группе.

В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух-трёх занятиях. Виды деятельности и «разделы» методики Л.Фесюковой подбираются воспитателем для каждого занятия с опорой на содержание планов. К содержанию каждой конкретной сказки педагог и воспитанники обращаются и в совместной деятельности.

Условия реализации авторской   программы

К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.

В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности  восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д. (Особенности восприятия детьми литературного произведения изложены в Приложении № 2).

Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.

Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть- прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.

Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.

Работа по созданию буктрейлера имеет определенную структуру и проходит в несколько этапов.

1 этап. Читательский проект

1. Отбор книг

2. Литературно-педагогический анализ

        Задача взрослого — помочь детям глубже понять и почувствовать литературный материал. Для этого он читает сам, анализирует произведение, разбирает образы и сюжеты, язык и стиль. Нужно продумать очень много: какие слова и строки следует объяснить или повторить; где задать четко сформулированный вопрос; в каком случае нужна соответствующая интонация, а когда следует использовать жесты, движения, игрушки; как подать сложный текст с расчетом на эмоциональное воздействие.

3. Выбор иллюстраций.

     Выбор иллюстраций — важный момент. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники.    К. Чуковский сформулировал это так: «...наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности».

    Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.

Необходимо продумать, в какой момент просмотра ребёнку потребуется помощь взрослого: сосредоточить внимание на деталях, на цвете, на особенностях изображения; задать вопрос о внешнем виде, характере, настроении героя; уделить особое внимание картинам природы (например, поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть не только белые, но и голубые, розовые, фиолетовые, а порой и черные краски); соединить наглядное и словесное изображения.

4. Читаем и играем

Что интересней ребёнку при составлении рассказа, пересказа по прочитанной книге: просто отвечать на вопросы взрослого или разыгрывать театрализованное представление, отвечать на вопросы викторины, играть в игру?

      Задача взрослого – придумать маршрут путешествия, по которому ребёнок захочет отправиться в дорогу вместе с героями книги. И чем больше на пути встретиться различных препятствий, тем интереснее будет. Как можно организовать такие игры? Интегрируя информационно-коммуникационные технологии с классическими образовательными методами и приёмами.

2 этап. Эскизный проект

Условно этот этап можно назвать «Книжкины затеи» или  «Как мы об этой книге расскажем другим?»

   Эскиз – это первая быстрая зарисовка идей, но не только. Эскиз так же служит подготовкой к большой работе.

   В ходе совместной проектной деятельности детей, родителей и педагогов создаётся сценарий будущего буктрейлера, «зарисовка» – максимальная визуализация сюжета книги, которая возможна только при условии сопровождения чтения игровой деятельностью.

        Рисование.

Рисование для детей дошкольного возраста — органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души – визуализация литературного образа, явления, персонажа.

        Театр.

Вживаясь в образ героя, ребёнок лучше понимает смысл прочитанного.

        Мультфильм, кино

Ребенок сравнивает образ, который видит на экране, с тем образом, который возник у него при чтении книги.

        Игры.

Игры всегда органично включены в сценарий и помогают созданию образа. К каждой игре заранее продумывается подбор литературного материала.

        Музыкальное сопровождение.

Она помогает создавать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния во время рисования.

3 этап Технический проект

Этот этап работы можно условно назвать «Сам себе режиссёр».

Основная цель данного этапа – создание буктрейлера.

Можно выделить такие направления деятельности как, составление перечня вопросов для видеоролика по прочитанному произведению (титры); обсуждение с ребенком всех этапов создания видеоролика при монтаже; выбор цвета для оформления видеоролика, место расположения титров, способов перехода от одного фрагмента к другому; предварительный просмотр полученного видеоролика.

4 этап. Презентационный этап работы над проектом.

Технология создания праздника.

Формы реализации презентационного этапа могут быть разными – участие в конкурсе, досуг, церемония награждения участников, спектакль, концерт и т.д.

Три кита успешного медиапроекта.

Для достижения поставленной цели необходимо организовать проектную деятельность так, чтобы ребёнок выступал в роли автора и непосредственного исполнителя задуманного, дать возможность ребёнку самостоятельно принимать решение на всех этапах работы над буктрейлером в зоне его ближайшего развития. Обязательным условием является уважительное отношение взрослого к результатам детского творчества, даже, если они не совсем соответствуют первоначальной цели. Задача взрослого – творчески организовать процесс проектирования буктрейлера; используя максимально возможное сочетание разнообразных видов деятельности, образовательного материала и интегрирование их в деятельности.  Мы предупреждаем – боритесь с искушением сделать ЗА ребенка! Процесс медиапроектирования объединяет инновационные педагогические идеи и строится на исследовательской деятельности. Это своеобразный дидактический подход, который предполагает активное участие детей и наблюдение, сопровождение, поддержку за ними на всех этапах работы над проектом (буктрейлером), привлечение всех заинтересованных детей и родителей, использование педагогической инклюзии, визуализацию и объяснение образовательного процесса.

Таким образом, проектная деятельность по созданию медиапроекта (буктрейлера) объединяет все возможные образовательные сферы, развивает и расширяет базовые компетентности детей.

Перспективное планирование занятий по авторской программе

Старшая группа

Месяц

Тема

Количество занятий

в неделю

Кол.-во занятий в месяц

Сентябрь

1.«Дюймовочка».Г.Х.Андерсен.

2

4

2. «Свинопас». Г.Х.Андерсен.

2

Октябрь

1. «Золушка».

2

4

2. «Принцесса на горошине».

2

Ноябрь

1.  «Мальчик с пальчик».

2

4

2. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

2

Декабрь

1.«Царевна-лягушка»

2

4

2. «Хаврошечка».

2

Январь

1. «Сивка-бурка»

2

4

2. «Цветик-семицветик»

2

Февраль

1.«Волшебное слово»

2

4

2. « Муха-Цокотуха»

2

Март

1. В.Бианки «Сова»

2

4

2. Е.Пермяк « Первая рыбка»

2

Апрель

1. К.Паустовский «Кот ворюга»

2

4

2.Л. Толстой «Лев и собачка»

2

Май

1. Л.Толстой «Косточка»

2

4

2. К.Паустовский «Кот -ворюга»

2

Подготовительная группа

Месяц

Тема

Кол.-во занятий в неделю

Кол.-во занятий в месяц

Сентябрь

1.«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А.С.Пушкин.

2

2. «Двенадцать месяцев». В обработке С.Маршака.

2

4

Октябрь

1. «Серебряное копытце». П.Бажов.

2

2. К.Чуковский «Тараканище»

2

4

Ноябрь

1.«Гадкий утёнок». Г.Х.Андерсен.

2

2.  М.Горький «Воробьишко»

2

4

Декабрь

1. «Лягушка путешественница». В.Гаршин.

2

2.  «Король Дроздобород»

2

4

Январь

1. «Илья-Муромец и Соловей-разбойник».

2

2. «Крупеничка». Н.Телешов.

2

4

Февраль

1. «Аленький цветочек». В.Аксаков.

2

2. «Финист - Ясный сокол»

2

4

Март

1. «Мороз Иванович». В.Одоевский.

2

2. «Конёк – горбунок». П.Ершов.

2

4

Апрель

1.В.Даль «Старик-годовик»

2

2.«Огниво»

2

4

Май

1.«Алиса в стране чудес»

2

2.«Девочка со спичками»

2

4

Всего

36

Учебный план

№п/п

Название темы

Всего занятий

1

Буктрейлер  или  технология медиапроектирования.

36

Итого

36

В ПОМОЩЬ  К  ПРОВЕДЕНИЮ  ДИАГНОСТИКИ

(по рекомндациям Л.М.Гурович, Н.А.Курочкиной, А.Г.Гогоберидзе, Г.В.Курило).

Для эффективной организации работы и грамотной диагностики усвоения содержания программы необходимо  учитывать возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений и ориентироваться на критерии, разработанные программой «От рождения до школы».под редакцией  Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и др., 2014.

Основными диагностическими «инструментами» являются: наблюдение за работой  ребёнка в процессе  изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений  в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребёнком.

При организации наблюдения и беседы используется методика, разработанная психологами Г.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной, представленная в издании «Практикум по деткой психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада\ Под ед. Г.А.Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.

Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование результатов в естественных условиях повседневной деятельности. При наблюдении необходимо соблюдать определённые условия:

- Перед любым наблюдением педагог формулирует для себя цель: какое умение, качество ребёнка при работе с художественной литературой будет изучаться, например, умение видеть и использовать средства речевой выразительности (многозначность, сравнения и т.п.).

- В зависимости от цели исследования выбирается структурный компонент  кружкового занятия, в которых будет осуществляться наблюдение. Например, «Речевая зарядка».

- При наблюдении необходимо поддерживать естественную, привычную атмосферу кружкового занятия, не заостряя внимания на том, что педагог «проверяет» данного ребёнка. Педагог не вмешивается в деятельность или ответ ребёнка.

- Наблюдение даёт объективные данные, если проводится последовательно и систематично, то есть за ребёнком наблюдение по данному структурному моменту занятия ведётся не менее 2-3 занятий подряд. Это связано ещё и с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений (настроения ребёнка, мотивированности его на деятельность, сложности задания и т.п.).

- Педагог заранее определяет для себя способы фиксации данных – высказывания ребёнка, не искажая и не приукрашивая их. Такие результаты может фиксировать младший воспитатель или второй воспитатель группы, чтобы не нарушать естественный ход занятия. В протоколе отмечаются и эмоции, реакции ребёнка на происходящее, что даст дополнительные данные для определения отношения ребёнка к прочитанному.

        Нет строго определённой формы фиксации результатов – воспитатель выбирает удобный, понятный для себя вариант, на основе которого будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.

        Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с наблюдением. Например, изучая отношение ребёнка к прочитанному, педагог наблюдает за ним во время 2-3 занятий, а затем задаёт вопросы индивидуально:

- Что тебе больше всего было интересно в этой сказке? С кем ты не согласен? А если бы ты попал в эту сказку, что бы ты сказал героям, чем бы им помог? Хочется ли тебе что-нибудь изменить в этой сказке? Почему? Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

- Подготовка беседы требует от педагога постановку конкретной цели, выбор материала для неё, например, конкретной сказки, иллюстраций к ней.

- Вопросы для беседы должны быть чёткими, краткими, конкретными, не должны подсказывать готовые ответы. Следует избегать использования в вопросах слов с двойным толкованием, имеющих неясный для ребёнка смысл.

- Педагог заучивает вопросы наизусть и задаёт ребёнку в строго определённом порядке, стимулируя его к развёрнутым ответам. Возможно использовать уточняющие вопросы, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

- Беседа не должна превышать 10-15 минут, чтобы ребёнок не потерял к ней интерес.

- До начала беседы необходимо установить с ребёнком доверительные отношения, мотивировать его на беседу. Для этого можно сначала поговорить с ребёнком на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринуждённо, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал малышу личную заинтересованность в разговоре с ним.

- Предварительно продумывается способ фиксации данных. Можно вести запись, как и в процессе наблюдения, можно использовать технические средства (диктофон). На основе зафиксированных данных будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.

СТАРШАЯ  ГРУППА: 5-6 ЛЕТ

Психологические особенности восприятия детьми литературного произведения:  Дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах исполнительской деятельности.

Познавательные и речевые  умения

Критерии усвоения программы

Отношение к прочитанному

Критерии усвоения программы

Устанавливать при слушании литературного произведения основные причинные связи в сюжете. Адекватно воспринимать главного литературного героя в его проявлениях: отношениях с другими персонажами. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Выражать в речи отношение к героям и событиям. Использовать яркие и точные слова и выражения, в том числе – некоторые образные. Проявлять внимание к языку произведения, осознавать некоторые виды комического в произведениях.

Низкий уровень:

Ребёнок в большинстве случаев не может установить причинно-следственные связи между событиями и фактами сюжета. Пересказывает произведение бессвязно, перескакивая с одного на другое, пропуская смысловые части. Слова и выражения, используемые при этом, однообразны. Нет образных выражений.

Средний уровень:

Ребёнок с помощью взрослого способен устанавливать самые яркие, явные связи в текстах с динамичным содержанием. Не может устанавливать такие связи в таких произведениях, как лирическое стихотворение, познавательная книга, в текстах-рассуждениях. После подсказки взрослого начинает использовать некоторые устойчивые образные выражения. Может пересказать хорошо знакомое произведение.

Высокий уровень:

Ребёнок активен в обсуждении произведения, способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении. Проявляет интерес к языку произведения, использует при пересказе образные выражения и близкие к тексту фразы. Может связно выразить в речи своё отношение к героям. Связно и охотно пересказывает знакомые произведения.

Выражен эмоциональный отклик на прочитанное. Дети стремятся сохранить в пересказах жанровые особенности произведения. Испытывать удовольствие  от встречи с поэзией.

Низкий уровень:

Слушанию произведений и работе с текстом предпочитает другие занятия. Эмоциональный отклик на произведение выражен слабо. Ребёнок пассивен при обсуждении книги, в драматизации.

Средний уровень:

Положительно откликается на предложение воспитателя обратиться к работе с книгой, но предпочитает другие виды деятельности. Эмоциональный отклик на поступки героев есть, однако недостаточно ярко выражен. Ребёнок не всегда правильно оценивает мотивы поступков, однако способен соотнести отдельные поступки и действия с общепринятыми нормами морали.

Высокий уровень:

Всегда положительно откликается на предложение воспитателя обратиться к работе с книгой, верно осознаёт мотивы поступков героев, видит их переживания. Может оценить поступки.  Активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности по материалу прочитанных книг.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА: 6 – 7 ЛЕТ.

Психологические особенности восприятия детьми литературного произведения близки к особенностям детей 6-го года жизни.  Дошкольники стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги. Дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Восприятие литературы уже может быть отделено от игры. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей. Эти способности реализуются в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах исполнительской деятельности.

Познавательные и речевые  умения

Критерии усвоения программы

Отношение к прочитанному

Критерии усвоения программы

Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные  связи в сюжете: логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали. Адекватно воспринимать главного литературного героя в его разнообразных проявлениях: внешний вид, поступки, переживания, мысли, отношения с другими персонажами. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Выражать в речи отношение к героям и событиям. Использовать яркие и точные слова и выражения, в том числе – некоторые образные. Проявлять внимание к языку произведения,  чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение), осознавать некоторые виды комического в произведениях.

Низкий уровень:

Пр восприятии художественного произведения ребёнок устанавливает связи без проникновения в подтекст, не всегда видит следствия поступков, не понимает роли художественной детали. Пассивен при обсуждении книги. Затрудняется в связном  пересказе знакомых произведений, не использует различных образных выражений, фраз, близких к оригинальному тексту. Впервые услышанные произведения не пересказывает.

Средний уровень:

Ребёнок способен устанавливать наиболее существенные связи в текстах с динамичным содержанием, однако требует помощи взрослого при слушании и обсуждении познавательных книг, лирических стихов, басен и др. Участвует в обсуждении книги, но пользуется наводящими вопросами. Может с помощью взрослого пересказывать вновь услышанные произведения, но не всегда проявляет внимание к языку произведения, редко использует образные выражения.

Высокий уровень:

Ребёнок довольно точно устанавливает  при слушании литературного произведения многообразные  связи в сюжете. Адекватно воспринимает главного литературного героя в его разнообразных проявлениях: внешний вид, поступки, переживания, мысли, отношения с другими персонажами, соотносит их с поведением своим и окружающих. Связно выражает в речи отношение к героям и событиям. Использует яркие и точные слова и выражения, в том числе – некоторые образные. Хорошо чувствует комическое в произведении.

Отношение к прочитанному осознанное, устойчивое. Дети видят комическое и драматическое, умеют соотносить это с проявлениями реальной жизни. Адекватно воспринимают события и поступки героев. Могут понимать мотивы, следствия и причины, способны выразить своё отношение к этому. Активны в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок.

Низкий уровень:

Эмоциональный отклик на произведение выражен слабо. Ребёнок пассивен в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок. Данным видам деятельности предпочитает другие. Затрудняется в объяснении и понимании мотивов, следствия и причин событий книги. Тяготения к общению с книгой в самостоятельной деятельности не испытывает.

Средний уровень:

Положительно откликается на предложение воспитателя обратиться к работе с книгой, но предпочитает другие виды деятельности. Эмоциональный отклик на поступки героев есть, однако недостаточно ярко выражен. Ребёнок не всегда правильно оценивает мотивы поступков, однако способен соотнести отдельные поступки и действия с общепринятыми нормами морали.

С удовольствием участвует  в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок, но испытывает потребность в помощи сверстников и педагога. Обращается к книге в процессе самостоятельной деятельности.

Высокий уровень:

Отношение к прочитанному осознанное, устойчивое. Дети видят комическое и драматическое, умеют соотносить это с проявлениями реальной жизни. Адекватно воспринимают события и поступки героев. Могут понимать мотивы, следствия и причины, способны выразить своё отношение к этому. Активны в различных видах деятельности по произведениям: драматизациях, творческих играх, в сочинении собственных сказок. Испытывают интерес к книге в самостоятельной деятельности. Проявляют инициативу, предлагают взрослому прочитать книгу, поиграть «в сказку».

Планируемые результаты реализации программы

В результате усвоения программы дошкольники овладеют: первый уровень - навыками работы с видеоинформацией. (с учетом возрастной группы), второй уровень – создание буктрейлера совместно с педагогами и родителями, используя готовый материал, третий уровень – формирование устойчивого интереса к чтению книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская сказка в работе с детьми"

При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...

Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма.  Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).

В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе....