Формы и методы работы с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию
статья

Астафьева Светлана Михайловна

Формы и методы работы с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Верхотурова А.Г., Астафьева С.М.,

МБДОУ № 58, г. Иркутск

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

  В интервью ВГТРК Сергей Лавров заявил: « У тех, кто пытается переписать историю, поставить на одну доску победителей и побежденных,  я убежден, за этим стоит гораздо более серьезный расчет: вытравить из памяти молодых поколений вообще историю союзничества России с Западом в борьбе с нацизмом».                                                                                                                                        

В.В. Путин отмечает, что мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Данная проблема обозначена и в ряде нормативных документах, так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. в п.2 приоритетами государственной политики в области воспитания являются: формирование у детей высокого уровня духовно  - нравственного развития, чувства причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью нравственного воспитания, которая сегодня актуальна и сложна. Сложность решения этой проблемы связана с возрастом детей, т.к. в дошкольном возрасте нравственные качества и чувства только начинают формироваться. В настоящее время патриотическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается как целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его представлений о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями, отношение к родителям как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта. В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным формам относятся: день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские конференции, круглые столы, спортивные праздники, организация совместной деятельности по благоустройству помещений и территорий детского сада, наглядная педагогическая информация. Нетрадиционными формами являются: семейные клубы, родительская почта, телефон доверия, библиотека игр, кружок «Очумелые ручки», вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом, интерактивные игры, тематические акции.

Анализируя работу по патриотическому воспитанию детей,  мы выявили факт недостаточного подключения  родителей к решению данного взгляда. В основном задачи патриотического воспитания решались в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель – вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.

Акцент во взаимодействии с родителями ставится на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. В саду были организованы и проведены досуги «День матери», «Вечер юмора и шуток».

Традиционно каждой осенью в нашем детском саду проводится праздник «Осеняя ярмарка» и выставка «Дары осени», а зимой конкурс «Новогодняя игрушка». Родители вместе с детьми являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Совместная деятельность родителей и детей по озеленению территории детского сада, конкурсы на лучшую кормушку для птиц позволяют родителям проявить свои творческие способности, а у детей формирует чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата. А это в свою очередь,  способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

Знакомство дошкольников с родным краем, родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю и, конечно же, здесь невозможно обойтись без участия и помощи родителей. Совершая экскурсии по городу, в исторический музей, к памятникам воинской славы, проводя игры «Знатоков родного края», подводим детей к пониманию, что любить свой край, Отчизну – значит знать и уважать историю своего народа, чтить героев, отдавших жизнь за её спасение, изучать и осмысливать символику своей страны.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной деятельности,  на занятиях, развлечениях, праздниках.  Замечательной практикой в группе стала организация досуговой деятельности на тему «День Защитника Отечества». Традиционно в преддверии этого праздника в детском саду проводятся музыкально - спортивные мероприятия, посвященные нашим папам-солдатам и будущим защитникам Отечества. Дети и родители с удовольствием становятся непосредственными участниками спортивных состязаний: «А ну-ка мальчики», «Храбрые солдаты», «Буду в армии служить». Несомненно, что такие формы работы формируют у детей чувство гордости и уважения к своей семье, стране, ее традициям.

Каждый год, накануне Дня Победы, в детском саду проводятся мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. Наши воспитанники принимали активное участие в подготовке и проведении праздничного концерта для ветеранов и тружеников тыла в госпитале ветеранов ВОВ. В юбилейный год, 75 лет со дня победы в ВОВ, наши воспитанники  совместно с родителями в составе смешанной группы, приняли участие в смотре песни и строя в городском конкурсе. Такие формы работы позволяют сформировать у детей чувство гордости за свою страну, армию, уважение к ветеранам ВОВ, прививают желание защищать Родину, быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Воспитанники  нашего сада  ежегодно являются участниками городских конкурсов «Звёздочки Иркутска», «Солнечные лучики». Родители интересуются результатами конкурсов, успехами своих детей, всегда сопровождают их на конкурс. В нашем детском саду традиционным стал «Конкурс чтецов», проводимый к разным знаменательным датам: «День Матери», «День Защитника Отечества», «День города», «День победы».

Ежегодно воспитанники нашей группы под руководством инструктора по ФИЗО (Смыковской А.А.) принимают участие и становятся призерами в городских спортивных соревнованиях. Дети знают, что они отстаивают честь своего детского сада, у них повышается личная самооценка. На этих соревнованиях всегда присутствуют родители, которые болеют за них, поддерживают их.

К наглядным формам мы относим создание родительских уголков. Большой интерес вызвали рубрики: «Спрашивали - отвечаем», «Это интересно знать». Изготовлены папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи «Из жизни группы», «Мамы всякие нужны…», «Мой папа солдат».

Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, узнали, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знали знаменитых предков, об их фронтовых и трудовых подвигах. Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что работа в этом направлении имеет положительный воспитательный и познавательный результат, формирует у маленького гражданина правильную картину человеческого мира, при опоре на которую у ребёнка все известные образы и понятия объединяются в единый глобальный образ. А это дает возможность дошкольникам обдуманно ставить акценты не только на общепринятом бережном отношении к памятникам архитектуры, но и учит ценить свой собственный дом, двор, улицу, район, свою малую Родину, потому что любовь к Родине начинается с проявления себя в этом мире.

Список литературы:

Книга одного автора

Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова. Коррекционно – развивающие занятия с дошкольниками. [Текст] / Л.И. Катаева. – М.: «Линка – Пресс», 2000 г. – 224 с.

 Книга одного автора

Прохорова А.В. Анализ современных трактовок интегративного подхода в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста. [Текст]  / А.В.Прохоров // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XVI международной научно - практической конференции. Часть 2. - Новосибирск НГТУ, 2010, С. 145 - 148.

Книга одного автора

Лемешкин С.П. Школьный музей как пространство патриотического воспитания [Текст] / С.П. Лемешкин, Д.В. Полежаев // Историческое образование в XXI веке: традиции, современные подходы: Всерос. науч.практ. конф. (12 марта 2015 г.) / ВГСПУ. –Волгоград: Издво ВГАПО, 2015. –С. 135139.

Книга одного автора

Полежаев, Д.В. Российская идентичность в исторической динамике: ментальные аспекты исследования [Текст]  / Д.В. Полежаев // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. – №2 (155) / ВолгГТУ. – Волгоград, 2015. –

С. 29–34.

Книга двух авторов

Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Учебно - методическое пособие по социально - эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. [Текст] / О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина.– М.: Дрофа, 1999.–128 с.

Статья из сборника

Подвиг народа и слава Отечества: вехи истории: матер. [Текст]  Межд. науч.практ. конф., посвященной 70летиюпобеды советского народа в Великой Отечественной войне (г. Волгоград, 2324 апреля 2015 г.) / редкол.: Д.В. Полежаев (отв. ред.) идр. –М.: Планета, 2015.  345 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей»

«Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепеннойважности, и нет необходимости этодоказывать. Но как воспитать этулюбовь? Она начинается с...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Формы и методы работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию.

Формы и методы работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию....

Формы и методы работы с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию детей

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повы...

« Формы и методы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» 2021г.

Формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников....