Консультация для воспитателей: «Игры на листе бумаги как средство обогащения логико-математического опыта старших дошкольников»
консультация (старшая группа)

Анна Сумарокова

В материале представлены нетрадиционные технологии в работе с детьми на основе игр-головоломок (танграм, колумбово яйцо)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей:

«Игры на листе бумаги как средство обогащения логико-математического опыта старших дошкольников»

«Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить, так как он умеет»

Игнасио Эстрада

Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вашему вниманию нетрадиционные технологии в работе с детьми старшей группы, направленные на развитие их логического мышления.

Использование нетрадиционных технологий в педагогике на сегодняшний момент представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм, используемых в работе с детьми, происходит переосмысление содержания работы в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности детей.

Цель работы не только развитие умственных способностей детей, но и их логического мышления, развития познавательного интереса, инициативности, активности. Нужно активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей. У детей большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Включение в практику нетрадиционных технологий позволяет усовершенствовать педагогический процесс. Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность работы в целом.

В ходе такой работы необходимо решать следующие задачи, которые представлены на слайде.

- активизация познавательной деятельности дошкольников;

- развитие у детей коммуникативных навыков, навыков общения в различных жизненных ситуациях с окружающими; умения сопереживать;

-повышение уровня у детей умственного развития, логического мышления;

- развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

- обучение детей речевым средствам общения.

На сегодняшний день в работе с детьми старшей группы используются различные технологии. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность работы в целом. Я не буду останавливаться на данных технологиях подробно. Это интересный опыт коллег, безусловно, достоин вашего внимания.

Но сегодня мне бы хотелось продемонстрировать вам и те нетрадиционные технологии в работе с детьми, которые непосредственно используются мной. В своей практической деятельности я отдаю предпочтение играм-головоломкам.

Игры-головоломки являются прекрасным средством умственного и логического развития детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач. Конструируя из различного материала, дети включают в работу максимальное количество анализаторов, что в свою очередь позволяет добиваться положительных результатов в коррекционно-педагогической работе. Эти задания всегда интересны детям, повышают работоспособность на занятиях, развивают творческие и речевые способности детей.

Вариаций игр-головоломок целое множество. Это и «Танграм», «Магический квадрат», «Магический круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Игра Пифагора», «Колумбово яйцо», «Стомахион» («Игра Архимеда»), «Сфинкс», «Пентамино» («Пять квадратов»), «Гексатрион», «Абрис», «Чудесный круг», «Листик», «Т-образная головоломка». Все эти игры представляют части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала, иных форм для составления плоскостных изображений предметов, людей, животных, птиц, рыб, разных видов транспорта и др.

Суть головоломок не просто в собирании первоначальной фигуры, а в конструировании фигур по предложенным схемам и силуэтам, а также придумывании собственных фигур. Однако важно придерживаться определенных правил. Для классического конструирования силуэтов из игр- головоломок, важное значение имеет включение всех элементов в фигуру. Располагать элементы необходимо так, чтобы они примыкали друг к другу, а не накладывались друг на друга. Поэтому чем больше деталей имеет головоломка, тем труднее их правильно разместить.

Я вам продемонстрирую, как можно изготавливать такие игры самостоятельно и как с их помощью играть с детьми.

Овал размером 15х12 см разрезают, как показано на схеме. В результате получается 10 частей:

– четыре треугольника (два больших и два маленьких);

– две фигуры, похожие на трапецию, с закруглённой одной стороной;

– две больших и две маленьких фигуры, похожие на треугольник, с закруглённой стороной.

Из этих частей ребята должны сложить силуэт птицы, зверька или что-то иное. Но рисунок должен быть обязательно узнаваем. Это может быть произвольное составление нового рисунка или по заданию педагога (родителя).

Игра подразумевает дифференциацию и индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом всех особенностей его развития. Ее полное освоение происходит в 4 этапа

1 этап. Знакомство с игрой.

Следует рассмотреть с ребенком детали, назвать основные части, поговорить об их форме, размере, поискать сходство с другими фигурами и так далее. Пусть ребёнок сам повертит все части в руках, попробует сложить из них различные комбинации.

В ходе приобщения детей к игре «Колумбово яйцо» необходимо соблюдать последовательность в усложнении, учитывая индивидуальные возможности детей. В случае затруднения предлагать образец, с указанием места расположения 1-й и 2-й частей. В этом случае, подбирая фигуры, дети накладывают их на образец.

Следующий этап – беседа о том, на что могут быть похожи эти фигурки, что из них можно сложить. Например, треугольники с закруглённой стороной напоминают крылья птицы, маленькие треугольники – клювик и проч. Таким образом, ребёнок учится соотносить и сравнивать части головоломки с окружающими его предметами, выделять общее, анализировать и систематизировать. Затем ребёнка можно попросить изобразить какую-либо фигуру животного или птицы, показав ему схему с прорисованными частями. Ребенок должен на столе составить силуэт по этому образцу.

3 этап. Составление фигур по нерасчлененному образцу

Ребенку дается крупный нерасчлененный образец игры, он выбирает фигуру и выкладывает на столе. Если ребенок затрудняется, можно дать образец в масштабе разрезанного «яйца» и выкладывать на нем.

Можно предложить детям выкладывать силуэты на белом листе бумаги, а после просто обвести их по контуру. Потом можно будет дополнить рисунок необходимыми деталями и сделать фон. Это поможет разнообразить игру и поспособствует развитию творческого воображения ребёнка.

4 этап. Составление фигур по мелкому нерасчлененному образцу

Ребенку дается образец, он должен выбрать фигуру и составить ее из разрезанных частей на столе

СКАЗКА

Давайте сегодня с вами попробуем в нашей повседневной работе с детьми использовать игры-головоломки. Я вам покажу на примере танграма. Перед вами стандартный набор, я вам буду зачитывать текст, а вы – выполнять задания. Это обычная сказка, которую сочинила наша коллега, а вы можете придумывать свои тексты и разбавлять их заданиями-головоломками.

А теперь перейдем к сказке!

Человек по лесу шел

И танграм в кустах нашел,

А танграм – вещь не простая,

Интересная такая!

Можно всем в него играть,

Интеллект свой развивать!

Если что-то ты задумал,

Что-то смог вообразить,

То при помощи танграма

Можно все изобразить.

Для начала, человека,

Что нашел в кустах танграм.

Думаю, заданье это

Будет всем под силу вам!

Человек был очень честным, дальше в лес решил идти,

Чтоб хозяина танграма где-нибудь в лесу найти.

Он по лесу шел и шел

И до озера дошел.

Лебедь мимо проплывает,

На вопрос он отвечает –

Я танграма не терял,

Но в него бы поиграл.

Мы ему сейчас поможем,

Лебедя давайте сложим.

Лебедь славный получился

Он плывет, крылами машет…

Человек шагает дальше.

По лесной тропинке зайчик

Очень бодро проскакал.

На вопрос же о танграме,

Головою покачал.

Я танграма не терял, но в него бы поиграл.

Мы ему сейчас поможем – зайчика, давайте, сложим!

Зайчик дальше поскакал –

Лапкой бодро помахал.

Лиса по лесу бежала, лиса хвостиком махала.

Про танграм же так сказала:

«Нет, его я не теряла, но в него бы поиграла»

Дружно мы лисе поможем – из танграма ее сложим.

Что ж лисичка получилась и красива и умна.

И совет дала она.

Что на птичьем на дворе

Гусь умнющий проживает

И про все на свете знает.

Человек спешит вперед

И к гусю танграм несет.

К сожалению большому, гусь танграма не терял,

Но в него бы поиграл.

Мы ему сейчас поможем – из танграма гуся сложим.

Все фигуры из танграма

С вами мы сумели сделать.

Только вот с самим танграмом что прикажете нам делать?

Раз уж всем танграм по нраву

Человек решил по праву – коль хозяин не нашелся,

На полянке положу-ка его просто на пенек,

Чтобы каждый, кто захочет,

Поиграть в него бы мог!

Что вы скажете, а вам

Всем понравился танграм?

Ну тогда в него играйте –

Интеллект свой развивайте!

Я хочу подвести итог нашей встречи словами Жан – Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Поэтому в заключение нашей встречи хочется пожелать Вам творческих в использовании нетрадиционных технологии в коррекционно-педагогической работе. Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР для старших дошкольников."

Подробное описание игр и рекомендации к их проведению....

Консультация для воспитателей Творческое отношение к ИКТ, как средство реализации познавательных задач у старших дошкольников.

Актуальность работы в данном направлении продиктована временем. Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с...

Детские исследования в логико-математической деятельности со старшими дошкольниками.

Предлагаю вашему вниманию подборку, используемых мною игровых исследований для развития детского мышления, развития логики....

Картотека логико-математических игр для старших дошкольников

Картотека логико-математических игр для старших дошкольников...

ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игры для развития логики и математических способностей (рекомендует Т. В. Кузнецова)...

Дополнительная общеразвивающая программа логико - математической направленности для старших дошкольников, на основе использования развивающих технологий: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и игр Воскобовича.

Данный материал представляет вторую часть уже реализованоой дополнительной программы  по логико - математическому направлению, на основе развивающих технологий. В данной публикации представлены м...