Консультация для воспитателей Творческое отношение к ИКТ, как средство реализации познавательных задач у старших дошкольников.
консультация по информатике (подготовительная группа)

Широкова Ольга Васильевна

Актуальность работы в данном направлении продиктована временем. Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Сегодня педагоги и психологи отмечают, что современные дети отличаются от предыдущих поколений. Они с легкостью осваивают сложную техническую игрушку или игрушку - трансформер, но с трудом решают логическую задачу. Они неутомимо долго могут играть в «многоуровневые» компьютерные игры с неведомыми существами, обитающими в иных мирах, но при этом придумать свою сказочную историю для них непосильный труд. Что это? Изменение потенциальных психических и интеллектуальных возможностей детей? А, может быть, это новое поколение детей технократического общества? И что делать нам, педагогам-дошкольникам? Сегодня отношение педагогической общественности к использованию ИКТ в работе с детьми полярно противоположное. Одни утверждают, что в дошкольном возрасте вообще не надо использовать информационные технологии; другие, наоборот, создают для детей полностью открытое информационное пространство, практически без ограничений. Но обе позиции не решают проблему современного ребенка. Они оставляют его одного, предоставляя самому определяться в безграничном мире информаций и технологий. Поэтому, перед современными педагогами стоит насущная задача - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ. Сегодня сама жизнь диктует качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г.Долгопрудного

детский сад общеразвивающего вида № 24 «Березка»

Консультация для воспитателей

«Творческое отношение к ИКТ, как средство реализации познавательных задач у старших дошкольников»

Подготовила воспитатель:

Широкова О.В.

2017г.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Актуальность работы в данном направлении продиктована временем. Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

Сегодня педагоги и психологи отмечают, что современные дети отличаются от предыдущих поколений. Они с легкостью осваивают сложную техническую игрушку или игрушку - трансформер, но с трудом решают логическую задачу. Они неутомимо долго могут играть в «многоуровневые» компьютерные игры с неведомыми существами, обитающими в иных мирах, но при этом придумать свою сказочную историю для них непосильный труд. Что это? Изменение потенциальных психических и интеллектуальных возможностей детей? А, может быть, это новое поколение детей технократического общества? И что делать нам, педагогам-дошкольникам? Сегодня отношение педагогической общественности к использованию ИКТ в работе с детьми полярно противоположное. Одни утверждают, что в дошкольном возрасте вообще не надо использовать информационные технологии; другие, наоборот, создают для детей полностью открытое информационное пространство, практически без ограничений. Но обе позиции не решают проблему современного ребенка. Они оставляют его одного, предоставляя самому определяться в безграничном мире информаций и технологий. Поэтому, перед современными педагогами стоит насущная задача - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ. Сегодня сама жизнь диктует качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду.

ЦЕЛЬ: формирование в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора; разработка, апробация и внедрение информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей.

Многолетний опыт работы с детьми в дошкольном учреждении, где использование ИКТ является частью общего образовательного процесса, показывает: педагогически грамотное использование современных технологий помогает детям не только развивать индивидуальные способности, но и формирует у них правильное отношение к современным технологиям, как к средству практической реализации своих идей. Одной из задач внедрения ИКТ в  воспитательно - образовательный процесс дошкольников является создание базы для овладения детьми компьютерной грамотностью, формирование готовности к осуществлению общественной и учебной деятельности с использованием компьютера как одного из средств обучения, познания, решения разного рода задач. Введение компьютера в среду дошкольного учреждения не является целью, ориентированной только на формирование навыков работы с новыми техническими средствами. Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Поэтому новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, стать фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления.

Внедрение ИКТ в педагогический процесс стимулирует социально-личностное, художественно-эстетическое развитие ребенка, активизирует познавательно-речевую деятельность, способствует развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста. Использование ребенком компьютера в своей деятельности может оказать существенное влияние на различные стороны его психического развития в связи с тем, что возникает целый ряд новых детских деятельностей, тесно связанных с компьютером (компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение и т.д.), в них могут проявиться во всей полноте такие познавательные процессы, как мышление, представление, память, внимание, восприятие.

Использования ИКТ в педагогическом процессе ДОУ раскрывает возможности организации педагогического процесса на современном уровне, формирует у детей восприятие современных технологий как технологического средства для решения творческих, продуктивных задач, побуждает  к реальному созиданию, сохраняет детей от «ухода» в виртуальный компьютерный мир.

Основная идея заключается в гармоничном соединении ИКТ с традиционными средствами развития ребенка. Информационные технологии выступают в качестве средства формирования ведущих сфер личности ребенка: социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической, активизации психических процессов,  раскрытия творческих способностей.

В целях практической реализации научных результатов экспериментальной деятельности на базе детских садов, в рамках частно-государственного партнерства учреждения активно сотрудничают с двумя крупными компаниями, ведущими производителями в детской индустрии: «ЭЛТИ-КУДИЦ» и «Новый Диск». Результатом такого сотрудничества является разработка, апробация и внедрение ряда программно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов, практическое использование которых открывает широкие возможности развития детей посредством создания и использования современной, вариативной образовательной среды в дошкольном учреждении.

Так например, серия программно-методических мультимедийных комплексов «Фантазеры» («Фантазеры. Волшебный конструктор», «Фантазеры. МУЛЬТИтворчество», «Фантазеры. Путешествие в космос», «Фантазеры. Познаем землю Российскую», «Фантазеры. Познаем культуру России» и др.), разработанные издательством «Новый Диск»,, представляют собой дидактическое пособие в виде электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для проведения различных видов детской дошкольной деятельности с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС.

Комплексная система использования ИКТ в педагогическом процессе предполагает использование технологий во всех областях детской деятельности в качестве современного технического средства воспитания и образования детей

Игра является ведущей детской деятельностью. Она способствует развитию воображения, мышления, речи и других психических функций  ребенка. В игре дети учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем их мире, постигают все его сложности. Это накладывает большую ответственность на педагогов в выборе игр и игрушек для детей, в том числе компьютерных. В представленной методике предлагается  использовать компьютерные  игры в детском саду в минимальном количестве. В свою очередь, игра на компьютере должна быть обязательно продолжена в реальной жизни в том или ином виде. Для этого  желательно выбирать такие игры, которые согласуются с  обычными играми или игрушками: кубиками, логическими загадками и др.

Особое место в предложенном проекте занимает творческая компьютерно - игровая  деятельность детей по созданию своего театра кукол. Так, например, в  программно методическом компьютерном комплексе  «Фантазеры. Волшебный конструктор»,  дети могут придумывать, создавать на компьютере  героев сказок или своих выдуманных историй. Затем эти герои «оживают» в виде бумажных кукол и игра готова!

Интересной представляется работа в направления  использования ИКТ в психологической работе с детьми в разных направлениях:  развитие психических процессов, формирование эмоционально-экспрессивной сферы, коммуникативных навыков. Разработана методика использования ИКТ в психолого-педагогической работе

Особое значение имеет использование данной методики для детей с проблемами в развитии, особенно с ограниченными двигательными возможностями. Так, например, ребенок, который в   игровой деятельности  не может сам  сделать постройку из кубиков так, как это делают его друзья, в творческой компьютерной специальной среде успешно   раскрывает  все свои способности без ограничений.  

Следующее направление – использование ИКТ  в целях  социально – личностного, патриотического    воспитания детей. Эта задача в сегодняшнем сложном мире является одной из главных. Мы должны научить детей быть добрыми, терпимыми, отзывчивыми, любящими всех людей. Для этого надо начать с малого – научить детей любить и уважать своих родителей, Родину. Информационные технологии должны помочь нам, педагогам в решении этих задач. Дети делают на компьютере  работы социально-нравственной направленности. Это и московский дворик, и портрет родных, и  Кремль. Эти рисунки ребята продолжат рисовать или строить с воспитателем в группе или дома с мамой. Такие работы можно делать по разным  темам.  Главное, чтобы они учили добру и сохраняли в детях чистоту. Тогда информационные технологии  не будут у детей ассоциироваться с агрессивными играми.

В рамках реализации проекта  «Детям о Родине»  был разработан информационно-дидактический  игровой комплекс «Детям о Победе». Он рассказывает ребятам о Великой Отечественной Войне  с помощью фотографий, картин и электронной презентации. Основная цель комплекса – нравственно патриотическое воспитание детей на примере опыта поколений, переживших войну.

В целях патриотического воспитания детей разработан программно-методический компьютерный комплекс «Фантазеры в космосе» включенный в информационно-дидактический  игровой комплекса  «Детям о Космосе».

Большую роль играют ИКТ в развитии художественно-эстетических и творческих способностей детей. Специальные программы позволяют создавать удивительные творческие  рисунки, проекты, сюжеты. Но, самое главное, что все задуманное и реализованное на компьютере, дети продолжают создавать своими руками в собственной деятельности. На экране можно видеть целый ряд детских работ, связанных общей задачей, но реализованных различными средствами. Такой подход открывает широкие возможности для детей в компьютерном и практическом, продуктивном  творчестве. Особое место в данном направлении играет возможность раскрытия ребенком  всей неповторимой палитры образов и красок  народно-декоративных промыслов, созданных в творческой мультимедийной среде.

Новые технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных лечебно-коррекционных программ применяются и для осуществления качественной индивидуализации обучения детей с нарушением зрения.

Коррекционно-воспитательная  работа  с детьми, имеющими отклонения  в  развитии, предполагает  использование  специализированных или адаптированных  компьютерных  программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эти программы учитывают особенности развития детей с нарушениями в развитии и ориентированны на необходимое таким детям специальное пошаговое развивающее обучение.

В индивидуальной работе с детьми с нарушениями зрения используются различные  компьютерные  программы, направленные на устранение зрительных недостатков и развитие зрительных функций детей. Условно их можно разделить на 2 блока: блок лечебных и блок коррекционных программ.

Одна из эффективных и современных методик лечения и коррекции слабовидения  –  это специальные компьютерные программы, которые и стимулируют, и тренируют отделы мозга, ответственные за функционирование зрительной системы. Это комплекс лечебно-диагностических программ «Академик», включающий в себя программы «Цветок», «Кодинг», «Парус», «Релакс». 

Основное назначение комплекса – это лечение амблиопии и косоглазия, профилактика и лечение близорукости, оценка и развитие зрительной работоспособности, зрительного внимания. Программа «Кодинг» направлена на повышение зрительной работоспособности, развитие зрительного внимания, лечения амблиопии. Интерактивная тренировочная программа «Цветок» применяется для лечения амблиопии и близорукости у детей, оценки скорости зрительного поиска, развития внимания.

Программа для восстановления аккомодационной способности «Релакс». Она доступна и проста в использовании, удобна для применения в специализированных группах , на рабочих местах и в домашних условиях.

Использование  ИКТ в познавательно-речевой деятельности с детьми  дают высокие результаты в развитии учебно - познавательной  деятельности. Эвристическая поисковая направленность занятий на компьютере, на интерактивной доске помогает детям  решать сложные  логические задачи, готовит их к обучению в школе.

Одними из  основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является важным направлением работы ДОУ. В рамках этого направления должны быть разработаны  тематические рекомендации для родителей, проводится консультации, мастер-классы,  использоваться наглядная информация, проводиться тематические родительские собрания по проблемам «Ребенок в мире информационных технологий». Проводиться  работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия  с семьями воспитанников  в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников»

Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольниковВведение:    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новоепокол...

Методическая разработка для воспитателей по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности у старших дошкольников»

С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у детей дошкольного возраста. В современной, стремительно изменяющейся...

Консультация для воспитателей Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников

Консультация для воспитателей Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у старших дошкольников...

Консультация для родителей «Шахматы как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»

Консультация для родителей «Шахматы как средство развития познавательного интереса у старших дошкольников»...

Консультация для воспитателей ДОУ «Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у дошкольников»

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организован...

Консультация для воспитателей: «Игры на листе бумаги как средство обогащения логико-математического опыта старших дошкольников»

В материале представлены нетрадиционные технологии в работе с детьми на основе игр-головоломок (танграм, колумбово яйцо)...