Образовательный проект" Блокада Ленинграда"
проект (средняя группа)

Ольга Юрьевна Комард

Патриотическое воспитание ребенка всегда являлось важной задачей современного общества, поэтому детям необходимо рассказать о Великой Отечественной войне, о ее героях, о победе нашего народа.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_stalingrada_.docx374.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Георгиевская СОШ»

дошкольная группа

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rk8kiMdC_bFr_zbh733b_MbKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Образовательный проект

«Блокада Ленинграда»

(Средняя группа)

Воспитатель:  Комард О.Ю.

2024г.

Образовательный проект

«Блокада Ленинграда»

1.Пояснительная записка

Образовательный проект «Блокада Ленинграда»

Сроки реализации: краткосрочный. С 22.01.2024 по 26.01.2024

Участники проекта: дети средней группы , воспитатель, родители

Вид проекта: информационно – познавательный

Методы, используемые в реализации проекта:

- наглядные (иллюстрации, фото, картинки);

- слушание музыкальных произведений;

- непосредственно организованная деятельность;

- работа с родителями: консультации для родителей

2.Паспорт проекта

Актуальность

Патриотическое воспитание ребенка всегда являлось важной задачей современного общества, поэтому детям необходимо рассказать о Великой Отечественной войне, о ее героях, о победе нашего народа.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.

Создание проекта «Блокада Ленинграда – 900 Подвига» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941 -1945годов.

Цель проекта

Формирование нравственных ценностей, расширение знаний детей о Великой Отечественной войне и ее героях, воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине.

Задачи проекта

1.Расширять знания о блокаде, о трудностях блокадного города.

2.Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.

3.Развивать умение воспринимать и понимать содержание патриотической музыки и военной лирики.

4.Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

5.Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.

Ожидаемые результаты реализации проекта

- Дети усвоят и закрепят знания о Великой Отечественной войне, о блокаде в городе Ленинграде и ее значении.

- Расширится кругозор детей, их интерес к истории.

- Дети научатся проявлять уважение к героям войны, смогут понять значимость мира на земле и его ценность для человека.

- Укрепится заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно – патриотического воспитания.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

1.Выявление первоначальных знаний детей о блокаде Ленинграда.

2.Информирование родителей о проекте.

3.Подбор литературы, иллюстраций, подготовка презентации, по теме проекта.

4.Подбор музыкальных произведений для прослушивания.

5.Составление плана работы по реализации проекта.

II этап – основной

1.Проведение НОД, бесед о блокаде Ленинграда.

2.Чтение художественной литературы о войне.

3.Прослушивание музыкальных произведений.

4.Художественно – эстетическое развитие: лепка, рисование.

5.Подвижные игры по теме.

III этап – заключительный

Ход проекта

Воспитатель:

Летней ночью на рассвете, когда вся страна мирно спала,

Гитлер дал войскам приказ, и послал солдат немецких.

Против всех людей советских – это значит – против нас.

1 слайд

И в ночь на 22 июня 1941 года на нашу страну вероломно, без всякого предупреждения напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война.

Красивые города и села превратились в руины. Но сегодня мы с вами поговорим об одном городе. Это город Санкт – Петербург. А кто знает, как раньше назывался этот город? (Ответы детей) Во время войны он назывался Ленинград, а его жители ленинградцами.

2 слайд

Осенью 1941 года фашистские войска подошли к Ленинграду. Немцы считали, что если уничтожить этот город, то наш народ покорится захватчикам. Город со всех сторон окружили немецкие войска. Его бомбили, перекрыли все входы и выходы. В город не поступали продукты, не могли вывозить детей, больных из города. Кольцо вокруг города сомкнулось. Это кольцо еще называют блокадой.

3 слайд

Город постоянно бомбили. Жители были вынуждены прятаться в бомбоубежище. А что такое бомбоубежище? (Ответы детей).

4 слайд

Жизнь становилась все трудней. Особенно, когда наступила холодная зима. Отапливать дома не могли, не было угля. Люди ставили маленькие печки – буржуйки, а в них жгли книги, мебель, чтобы хоть как-то согреться.

5 слайд

Окна заклеивали полосками бумаги, чтобы при бомбежке осколки стекла не могли поранить. Также вешали темные шторы, чтобы ночью фашистские летчики не видели даже маленького огонька свечки.

6 слайд

Вот, ребята, какое тяжелое испытание выпало на долю людей Ленинграда. Продовольствия не было, хлеба выдавали всего по 125 грамм в день на человека. Это вот такой маленький кусочек. Хлеб выдавали по карточкам,  если потерять карточку, то человеку грозила гибель. Люди были рады даже такому кусочку хлеба. И сейчас у людей переживших блокаду особенное отношение к хлебу. Давайте и мы с вами будем очень бережно относиться к хлебу: не бросать, не крошить его.

 

7 слайд

Жизнь в городе становилась все трудней. Водопровод перемерз от сильных морозов и люди, еле живые от голода и холода, ходили на реку Неву за водой. Набирали в бидоны, в ведра  и затем на санках везли домой.

8 слайд

Но страна не забыла Ленинград. И зимой по Ладожскому озеру проложили дорогу. Ее называли «Дорогой жизни». По ней  в город доставляли хлеб, муку, крупу, лекарства, а из города вывозили раненых, больных, детей, стариков. Все они были очень истощены. Враги бомбили озеро с самолетов, но машины шли одна за другой, потому что все знали, что это единственное спасение для ленинградцев. К весне поездки по льду становились опасными: машины проваливались под лед, иногда даже с людьми.

9 слайд

Вопреки всему люди работали на фабриках, на заводах. Голодные они делали для фронта бомбы, снаряды. Также в городе продолжали работать школы, детские сады, театры.

10 слайд

Блокада длилась почти  900 дней. И вот 27 января 1944 года советские войска освободили Ленинград от блокады.

11 слайд

В честь победы был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на газах смотрели на салют. Город выстоял, победил!

12 слайд

С тех пор прошло  немало лет, но забывать о той войне нельзя, чтобы она вновь не повторилась. И мы должны знать и помнить подвиг защитников. В память о павших воинах, на  Пискаревском кладбище у братских могил горит вечный огонь. Люди чтут память, приносят цветы тем, кто погиб, совершая подвиг в борьбе с фашистами, и кому мы обязаны мирной жизнью.

«Люди Ленинграда, вы – герои!

Подвиг ваш бесценен на века!

Пусть не будут больше горя.

Никогда, никогда, никогда!

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом в сердце храним.

За мужество, силу, отвагу

Ленинградцам спасибо говорим»

Тема: «Хлеб блокадного Ленинграда»

Цель: расширение знаний детей о блокадном Ленинграде          

Задачи:

- формировать представление о блокаде, о трудностях блокадного города;

- воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду;

- пробуждать чувство уважения и благодарности к ветеранам, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Ход мероприятия

Воспитатель читает стихотворение Лидии Хямеляниной «Блокадный хлеб»

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был – из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой.

На праздник, очень редко – чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два – три дня не получали.

Мы понимали, что война - это беда.

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней.

Осенью 1941года фашистские войска подошли к Ленинграду. Фашисты хотели уничтожить весь город. Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде. Немецкие войска окружили город со всех сторон, взяли в кольцо. Такое кольцо называют блокадой. Все дороги, которые вели к городу, были захвачены врагами. В город нельзя было не въехать, не выехать из него.

Запасы продовольствия в городе заканчивались. Были введены карточки: небольшой продолговатый листок тонкой бумаги с отрезными квадратиками. В каждом из квадратиков – несколько цифр и одно слово: «хлеб». Это блокадная хлебная карточка.

Ленинградцы начали получать такие карточки. В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Всего максимальная норма составляла 200 граммов для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Три дня в декабре вообще не было ни воды, ни хлеба. Замерз водопровод, хлебозаводы встали.

Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И больше ничего – только вода, за которой шли на реку Неву. Очереди за хлебом растянулись на несколько суток. Но и такому кусочку люди были очень рады. Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его выпекали с тем, что имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку, отруби, иногда добавляли бумагу, древесину коры.

Мемориал «Цветок  жизни» создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

Хлеб, не объемное слово,

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Черствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека

Видимый край беды.

Тянет ручонки ребенок

Голод стоит в глазах.

Корочку хлеба дайте

Жалостно просит в слезах.

Сердце от боли сжалось

Детские слыша слова.

Возьми малыш, что осталось

Крошки со стола.

Жадным движением ручек

Крошки отправлены в рот.

Словно лесную малину

Он с наслаждением жует.

Ребята, много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников и какой ценой достался нам мир.

Тематические подвижные игры

Ведущий: немцы бомбили город, но жители не сдавались. Они старались спасти свой город. Люди залезали на крыши домов и сбрасывали с крыш зажигательные бомбы, не давая загореться домам, убирали обломки.

Ведущий: а сейчас давайте мы себя представим шоферами, которые доставляли продукты в город по Ладожскому озеру.

2.Эстафета «Доставь продукты до места назначения»

Дети делятся на две команды. По залу выставляются ориентиры. Водном конце зала корзина с продуктами (муляжи), дети по очереди подъезжают к корзине, грузят продукты и возвращаются обратно, стараясь не задеть ориентир.

Ведущий: фашистские танки подступали к городу,  их надо было уничтожить.

 «Разведчики» проползают под «колючей» проволокой, берут «языка» (куклу) и возвращаются в «штаб».

Ведущий: кто помогал спасать бойцов на поле боя? Медсестры, они перевязывали раны, чтобы не текла кровь, а санитары привозилираненых в военный госпиталь. Там раненых лечили врачи и многие бойцы возвращались на фронт.

Эстафета «Доставь раненого в госпиталь».

На плечах участники команд переносят раненых с одного конца зала (поле боя) на другой (в госпиталь).

Ведущий: вот и подошел к концу наш спортивный досуг. Со всеми заданиями команды справились отлично. Вы показали себя ловкими, сильными, смелыми, быстрыми, а так же дружными, умеющими быть единой командой. И в честь праздника «Дня снятия блокады Ленинграда» давайте устроим салют.

Звучит фонограмма салюта, дети аплодируют.

Переправа (командное соревнование)

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, воспитывать чувство соперничества, закреплять навык построения в колонну.

Атрибуты: мяч.

Условия игры

1.Дети становятся в две шеренги за своими командирами.

2.Командир получает «груз» (мяч), который участники передают над головой друг другу так, чтобы он не упал.

3.Победа за той командой, которая справилась быстрее и без потерь.

Полоса препятствий (индивидуальное соревнование)

Цель: упражнять детей  в прыжках на обеих ногах.

Атрибуты: гимнастические обручи.

Условия игры

1.На полу (земле) раскладываются обручи.

2.Дети на двух ногах перепрыгивают их одного обруча в другой.

3.Тот, кто промахивается, выбывает.

Лепка «Военная техника»

Цель: расширение знаний детей о военной технике.

Задачи: закрепить умение лепить военную технику, правильно передавать их форму и пропорции; упражнять в приемах лепки – раскатывания, скатывания, сплющивания. Развивать самостоятельность, фантазию. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций военной техники, беседа и презентация о блокадном Ленинграде.

 Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением военной техники. Игрушки: танк, самолет, вертолет; пластилин, доска, стека, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель вносит коробку в ней игрушки самолет, танк, вертолет.

Загадывание загадок

1.Он на гусеницах мчится,

Только он не трактор.

В бой пойдет – пригодится

Фронтовой характер (Танк).

2.Птица железная в небе летит,

След оставляя шумит и гудит –

В дальние страны уносит людей.

Это не голубь и не воробей (Самолет).

3.Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю.

Отправляюсь я в полет,

Что же это? (Вертолет)

По мере отгадывания загадок воспитатель достает игрушки из коробки.

Воспитатель: « Ребята, мы с вами  много говорили о Великой Отечественной войне, о блокаде города Ленинграда, о подвигах людей. Но без техники люди не могли обойтись. Поэтому даже под бомбежками, в разрушенном городе, продолжали работать заводы. Люди, уставшие от голода и холода, от тяжелой изнурительной работы продолжали изготавливать военную технику, для быстрейшей победы над фашизмом. И сейчас, в мирное время наша страна производит новейшую военную технику. Благодаря мощной военной технике российская армия защищает границы нашей Родины. А какие виды войск вы знаете?» (Ответы детей)

Работа с  родителями по патриотическому воспитанию в семье.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности. Тема: «Блокада Ленинграда».

Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце.Что знают дети о блокадном времени? Рассказать и показать детям о жизни города во время блокады....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: "День снятия блокады Ленинграда"

Цель: познакомить детей с жизнью города во время блокадыюИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическо...

Методическая разработка - Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"

Развиваем представления детей по теме "Блокада Ленинграда". В конспект включены компьютерная презентация, стихи, дидактическая игра, физминутка, рассказ воспитателя....

Методическая разработка - Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"

Развиваем представления детей по теме "Блокада Ленинграда". В конспект включены компьютерная презентация, стихи, дидактическая игра, физминутка, рассказ воспитателя....

Методическая разработка - Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"

Развиваем представления детей по теме "Блокада Ленинграда". В конспект включены компьютерная презентация, стихи, дидактическая игра, физминутка, рассказ воспитателя....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

Конспект совместной образовательной деятельности на тему "Блокада Ленинграда"

Сценарий ко Дню снятия Блокады Ленинграда в подготовительной к школе группе.Для написания сценария использовался материал из сайта: http://www.maam.ru/...