Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Моя волшебная буква"
проект (подготовительная группа)

Проблема нарушений письменной речи- одна из самых актуальных  для школьного обучения. Дети плохо запоминают графический образ  букв, путают похожие элементы. Поэтому  для решения этих проблем был разработан данный проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_volshebnaya_bukva.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей старшего дошкольного возрастана тему: «Моя волшебная буква»

Вид проекта: коррекционно-познавательный, творческий.

Сроки реализации проекта: долгосрочный  (октябрь-март).

Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники   подготовительной группы, родители.

Актуальность:

В последнее время учителя начальных классов отмечают тенденцию: увеличение количества детей, поступающих в школу, с речевыми нарушениями. В дальнейшем это приводит к стойким нарушениям письменной речи: письма и чтения. Для дошкольников с нарушениями устной речи характерно плохое запоминание зрительного образа буквы, смешение похожих элементов букв. Они значительно дольше своих сверстников учатся читать и писать.

Проблема нарушений письменной речи у детей с нарушениями устной речи -одна из самых актуальных для школьного обучения, т.к. стойкие специфические нарушения чтения и письма неизбежно сказываются на успеваемости, общении, самооценке, общем развитии ребёнка. Возникают серьёзные личностные изменения: неуверенность в себе, замкнутость, тревожность, раздражительность, озлобленность, агрессивность и склонность к  негативным реакциям. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Работу по профилактике нарушений письма и чтения у детей дошкольного возраста, необходимо проводить на протяжении всего периода ознакомления с графическим изображением букв. Усвоение букв будет происходить быстрее и эффективнее, если ребёнок в процессе творческой деятельности со  своими родителями изготовит «любимую букву».

Цель проекта: повышение уровня мотивации детей старшего дошкольного возраста к занятиям по обучению грамоте, предупреждение дисграфии и дислексии, развитие речи детей.

Задачи проекта:

-закреплять знания детей о зрительных образах букв;

-научить различать звук и букву;

-сформировать звуковую сторону речи, познавательные способности и творческое воображение;

-расширять словарный запас детей.

Методы проекта:

-словесные: беседа, рассказывание, заучивание стихов, слушание литературных произведений Т.Синицина «Алфавитная семья», В.Степанова «Азбука в загадках».

-наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, азбук.

-игровые: дидактические игры «Придумай слово», «Определи место звука», «Подбери и назови» , «Найди общий звук», «33 богатыря», «Умные карточки»; игровые упражнения: «Радужные буквы», «Весёлый колокольчик», «Необычные буквы».

-практические: лепка букв из солёного теста, изготовление букв- поделок.

Пересечение образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Предполагаемый результат:

1.Знание детьми букв алфавита.

2.Формирование фонематического слуха.

3.Повышение педагогической культуры родителей по воспитанию детей (научить родителей одному из приёмов изучения букв, тем самым показать широкие возможности для занятий с ребёнком дома).

4.Развитие мелкой моторики.

5.Развитие мышления и творческих способностей.

Продукт проектной деятельности:  весёлый алфавит из солёного теста и буквы изготовленные из любого материала.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

Участники

Подготовительный

(октябрь)

1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2.Подбор методической, научной  и художественной литературы по теме проекта и для его реализации.

3.Выбор методов реализации проектной деятельности.

4.Беседы  с родителями.

5.Организация развивающей среды логопедического кабинета: подбор наглядно-дидактического материала.

Логопед, родители.

Деятельностный

(ноябрь)

1.Ознакомление детей с литературными произведениями;

2.Беседа с детьми «Беседа об алфавите»;

3.Рассматривание иллюстраций к буквам в различных азбуках и беседы по их содержанию;

4.Оформление уголка для родителей. (Разработка рекомендаций «Учите, играя», «Как помочь ребёнку запомнить буквы»).

5.Проведение НОД по обучению грамоте;

6.Лепка с детьми букв из солёного теста.

7.Изготовление самодельной буквы совместно с родителями из различных материалов.

Логопед,воспитанники,родители

Заключительный (декабрь)

1.Организация выставки  : «Моя волшебная буква»

2.Подведение итогов проекта.

Логопед,воспитанники,родители.

Литература:

1.Амосова И. «Живые буквы»-Ростов н/Д: «Феникс»,2023.

2.Кочетков Л. «Исчезнувшие буквы алфавита»-М.: Издательство «Настя и Никита» 2021.

3.Новиковская О.А. «Алфавит: буква за буквой»-М.: Издательство «Гном и Д»,2021.

4.Сундуков И. «Азбука в стихах»-СПб.: Издательство «Книжный дом»,2013.

5.Чистякова О. «Обучение грамоте»-СПб.: «Литера»,2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Цветики-цветочки»

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Цветики-цветочки»Руководитель проекта: Батова Т. А., воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ д/с «Белочка».Тип проекта:Творческ...

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: Знакомство с родным районом

Актуальность проекта:«У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, р...

Проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Красная книга»

Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общи...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мы друзья природы»

Цель проекта: формирование экологической культуры старших дошкольников.Задачи:Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;Развивать представле...

Долгосрочный информационно – практико – ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Пластилиновые чудеса»

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Пластилино...

Социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Поклонимся Великим тем годам»

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не ис...