Конспект занятия "Дети блокадного Ленинграда"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Юлия Леонидовна Гнатюк

Конспект занятия для детей дошкольного возраста к дню снятия блокады Ленинграда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_deti_blokadnogo_leningrada.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия «Дети блокадного Ленинграда»

                               МБДОУ «Детский сад № 14 « Солнышко»

                                            Составила: воспитатель Гнатюк Юлия Леонидовна

(старше- подготовительная группа)

Цель:

Обогащение знаний дошкольников о бессмертном подвиге нашего народа во время блокады Ленинграда.

Задачи:

- Формировать патриотические чувства подрастающего поколения;

- Воспитывать у детей уважительное отношение к истории своей Родины;

- Укрепить связь между поколениями.

Предварительная работа:

1.Чтение художественной литературы:

 «Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова.

«Вот как это было». Автор Юрий Герман.

2. Разучивание стихов детей с родителями о блокаде Ленинграда.

3. Творческие работы воспитанников, на основе услышанных произведений о войне.

4. Просмотр познавательных фильмов о войне.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, музыкальные колонки, предметы экспозиции мини-музея: макет «Блокадный Ленинград», фото предметов военных лет, макеты памятника «Цветок жизни», «Салют», инсталляция «Письма с фронта».

Ход занятия:

Дети заходят в группу. Садятся на стулья.

Звучит голос Левитана:

- Сегодня, 27 января 1944 года советскими войсками была прорвана блокада Ленинграда!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить об истории нашей страны.

Много бед выпало на долю нашей Родины. Одно из таких тяжелых испытаний- это Великая Отечественная Война 1941- 1945 года. Много горя  принесли захватчики нашему народу, но наш народ выстоял и победил врагов.

О мужестве и стойкости одного из городов нашей страны сегодня мы поговорим.

Вы все знаете такой город Санкт- Петербург. (слайд № 2)

Это красивый, город? (ответы детей)

А до войны город выглядел вот так. (слайд № 3)

В Санкт-Петербурге (Ленинград) много мостов, каналов, старинных домов. Но самая большая ценность для города, это люди. Если есть люди, значит город живет.

 Когда началась война, смертельная угроза нависла над городом. Фашисты окружили город. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей. (слайд № 4) Враги взяли в кольцо город. Так началась блокада Ленинграда.

Ребята, вспомните, что такое блокада? (ответы детей)

Воспитатель: Да, правильно, блокада -это кольцо вокруг города. Ребята, станьте в круг, очень близко друг к другу. Возьмитесь за руки. Видите, какое плотное кольцо. Нельзя выйти или зайти в круг.

Фашисты окружили город плотным кольцом и не давали уехать никому из него. В город перестало поступать продовольствие. Наступила зима. Настали тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года.

Ребята, что произошло с транспортом в городе?

А свет и вода были? (ответы детей)

Воспитатель: В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы и троллейбусы. Не работало отопление, в домах не было света и воды.

В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу, эта дорога проходила через озеро Ладога. (слайд №5) 

Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни» 

А почему она так называлась? (ответы детей)

Воспитатель: По этой дороге грузовики по льду перевозили муку, оружие, лекарства.

К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде и это было очень опасно.

Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Продуктов почти не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку. (слайд № 6)

Ребята, подойдите все в наш музей. Мы с вами сейчас отрежем кусочек хлеба. Взвесим его, что бы было 125 грамм.

Вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда.

Как вы думаете, это много или мало? (ответы детей)

Воспитатель: До сих пор в Санкт-Петербурге, сохранилось особое отношение к хлебу. Вам понятно почему? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, потому, что только маленький кусочек хлеба спас много жизней. Давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу.

Кроме хлеба больше ничего не было, только вода. А за водой приходилось в лютые морозы идти к реке, набирать воду в ведра и на санках везти домой. В нашем музее есть макет, который показывает, как девочка везет воду с Невы домой. (показ макета)

(дети садятся на свои места)

Воспитатель: Во время блокады дома не отапливались, не было угля, дров. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. (слайд № 7) 

Но даже в самые лютые морозы, жители города не тронули ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас.

Но дети остаются детьми, а у детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, дети продолжали учиться. Даже в бомбоубежищах. (слайд № 8, № 9)

Детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, как помогать взрослым.

Воспитатели и учителя стремились сделать занятие интересным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том, что происходит на улице.

Также взрослые не забывали о праздниках. Новый Год- праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Для детей были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изможденных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник. (слайд № 10)

Ленинград продолжал жить и работать. Кто же работал в блокадном городе? (ответы детей)

Воспитатель: На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

Ребята, пройдите в наш музей и посмотрите на фотографии.

Показ фото

Чем еще дети помогали взрослым? (ответы детей)

Воспитатель: Дети тушили зажигательные бомбы, сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни, читали стихи, танцевали. Мальчики и девочки, которые могли писать, помогали раненым писать письма домой. Вот, посмотрите у нас в музее есть макет «Письма с фронта». Вот такие письма были в то время. (показ макета)

Воспитатель: В январе 1944 года, наши войска перешли в наступление и 27 января разгромили фашистов под ЛенинградомГород был освобождён от блокады.

В честь победы в городе был праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют. У нас в музее есть макет «Салют». Давайте посмотрим, на него. (включается салют)

900 дней и ночей боролись жители Ленинграда за выживание и город выстоял, и победил.

Мы должны знать и помнить подвиг защитников Ленинграда. В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. А детям воздвигнут памятник «Цветок жизни». (показ макета)

Посмотрите на макет этого памятника. Что вы можете сказать о нем, что он вам напоминает? (ответы детей)

 (дети садятся на стулья)

Воспитатель: Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не отдать его врагу, ведь фашисты хотели стереть Ленинград с лица земли – взорвать и сжечь весь город, уничтожить всех жителей. Но жители города победили врага и оставили нам, своим предкам, прекрасное наследие- этот прекрасный город! (слайд № 11)

Воспитатель: Ребята, в память о ленинградцах, которые защитили город давайте наденем эти ленточки, символизирующие подвиг, мужество и патриотизм! Оливковый цвет символизирует победу, а зеленый - цвет жизни. (Вручение воспитанникам лент, символизирующих Снятие Блокады Ленинграда)

Воспитатель: Ребята. В память о тех, кто защищал Ленинград и о тех, кто погиб, минута молчания. (звук метронома)

Прошу садиться

Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

О каком городе, что произошло, как помогали дети, в память о ком была минута молчания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блокадный Ленинград (вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады) февраль 2014года

Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...

конспект "Дети блокадного Ленинграда"

НОД по патриотическому воспитанию "Блокада"...

Конспект "Хлеб блокадного Ленинграда"

Тема: Хлеб блокадного города Методический материал к презентации для детей старшего дошкольного возраста «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:Дать элементарные св...

Конспект занятия "Блокадный Ленинград"

У детей нужно расширять знания о ВОВ, городах героях....

Конспект ООД "Блокадный Ленинград"

Конспект Организованной образовательной деятельности  "Блокадный Ленинград"...