Учите детей отгадывать загадки.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Чистякова Лариса Леонидовна

Советы родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

учитель-дефектолог МБДОУ № 218

Чистякова Л.Л.

Советы родителям

Учите детей отгадывать загадки

Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребёнок их отгадать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос предложенной загадки.

Если дети затрудняются найти решение, взрослые, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять. Этого делать не следует. Привыкая, ребята теряют интерес к загадке. Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Прежде всего взрослому не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребёнка. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приёмами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки.

Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

Развитие внимания, памяти, наблюдательности ребёнка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок.

Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идёт речь в загадке.

Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок.

Наблюдая различные группы предметов и явлений, необходимо выделять существенные для каждой группы признаки, связи, зависимости. Знакомя детей с различными предметами, созданными руками человека, отмечайте особенности внешнего вида, материалы, из которых они сделаны, назначение, способ использования предметов. Рассказывая о транспорте, обращайте внимание детей на внешний вид (у автомобиля – колёса, фары, кабина, кузов и т.д.; у самолёта – фюзеляж, крылья, хвост и др.), на характер движения (автомобиль едет по дороге, поезд – по рельсам, пароход плывёт по воде), на звучание (самолёт гудит, мотоцикл трещит), на назначение (транспорт служит для перевозки людей, грузов). Знания, приобретённые детьми во время таких наблюдений, являются основой для отгадывания различных загадок о транспорте:

Что за птица:

Песен не поёт,

Гнёзд не вьёт,

Людей и груз везёт? (Самолёт).

При рассматривании птиц, животных, насекомых и наблюдении за ними обращайте внимание детей на части тела: голова, ноги, крылья, хвост, клюв; особенности их строения, образ жизни, повадки (где живёт, чем питается, как передвигается, как защищается). Рассматривая, например, гуся, отметьте, что у него длинная шея, крепкий длинный клюв, красные лапы, между пальцами перепонки; гусь может летать, гоготать, щипать. Знание этих особенностей поможет ребёнку отгадать различные загадки про гуся.

Нужны знания, специально подводящие ребят к отгадыванию загадок определённого содержания. Можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнёзда, муравьи сооружают муравейник, паук плетёт паутину, чтобы сделать вывод, что птицы, насекомые строят свои дома без рук, без инструментов. Такой вывод является основой для отгадывания загадок: Без рук, без топорёнка построена избёнка (гнездо), висит сито, не руками свито (паутина).

Есть много явлений природы, которые с течением времени не остаются неизменными. Загадки о таких явлениях построены на основе обобщённых выводов человека по результатам длительных наблюдений: зимой лежал, а весной в реку побежал (снег); в шубе летом, а зимой раздеты (деревья).

Чтобы дети могли самостоятельно отгадывать подобные загадки, наблюдайте явление в разные периоды его развития. Наблюдая за изменением реки во все времена года, дети легко отгадывают загадку: «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». Но иногда даже многократные наблюдения в естественных условиях не помогают составить полного представления о явлении. Чтобы отгадать загадки: «В огне не горит, в воде не тонет»; «На дворе горой, а в избе водой», надо провести опыты со льдом и снегом, они явятся ключом к отгадке.

Таким образом, фактические знания об окружающем, приобретённые детьми во время наблюдений, игр, труда, подготавливают ребёнка к пониманию содержания загадок, их логической основы и тем самым облегчают отгадывание.

Литература:

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., «Просвещение», 1996.



Предварительный просмотр:

учитель-дефектолог МБДОУ № 218

Чистякова Л.Л

Консультация для родителей.

Сюжетно-ролевая игра

Когда ребенок наблюдает за окружающими, у него появляется желание активно включиться в действия вместе со взрослыми или как взрослые. Собственно говоря, это и есть пролог и главный мотив сюжетно-ролевой игры, основными элементами которой являются игровой замысел, сюжет, игровые действия и роли. Стоит ребенку сказать “как будто бы”, и вымысел уже живет в нем. В сюжетно-ролевой игре дети могут “понарошку” войти в запретный взрослый мир (управлять автомобилем, ловить рыбу, готовить на горячей плите). Вы, наверное, замечали, как ребенок, воплощая действительность в игре, искренне верит, что он — самый настоящий капитан или летчик, что кукла живая, а мишке больно, если его взяли за ухо. “Отойди, задавлю!” — с негодованием кричит маленький наездник. Поэтому малышу бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности.   Когда же возникает сюжетно-ролевая игра? Сюжетно - отобразительная игра появляется у малыша к концу второго — началу третьего года жизни. Ребенок переносит знакомые сюжеты в игру и передает смысловые связи между предметами: он кормит куклу, укачивает ее, как это делает с ним мама, катает в коляске и т.д. Вы замечали, что малыш любит повторять одни и те же действия? Много раз снимать с куклы платье и надевать его, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки и т.д. Таким образом, ребенок приобретает общественно-исторический опыт. В определенный момент в действие включается предмет-заместитель. Это происходит тогда, когда ребенок оказывается в состоянии наделять практически любой предмет необходимой по ходу развития игрового замысла ролью (простая палочка может стать ложкой, веслом, указкой и даже человеком). Появление предмета-заместителя — очень хороший показатель психического развития, поскольку помогает малышу в дальнейшем легче усваивать различные символы. Принять на себя роль — значит поставить себя на место другого и, опять таки, приобщиться к заманчивому взрослому миру. Попробуйте в игре задать малышу вопрос “ты кто?”. Если он ответит “космонавт”, “шофер” и др., то он принял роль.  Сюжетно - отобразительная игра — не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры, ведущей деятельности в дошкольном возрасте (3-6 лет). К четвертому году жизни для ребенка интересным становится не только отражение окружающей действительности, но и взаимодействия людей. Сюжетно ролевые игры детей старшего дошкольного возраста отображают путешествия, обыгрывают сюжеты сказок, мультфильмов. В это же время появляются сюжеты из нескольких тем, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре “дочки-матери” куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т.д. Конечно, есть дети, которые не играют в сюжетно-ролевые игры или играют мало. Причинами этого могут быть загруженность занятиями, нарушения режима дня, чрезмерное увлечение телевизионными передачами. Для сюжетно-ролевых игр необходимы время и игровое пространство, а также помощь терпеливого и понимающего взрослого. Об этой помощи мы поговорим чуть подробнее. Одобрение родителей, их участие в игре очень важно для ребенка. Найдите время, силы и желание научить ребенка играть. Наблюдайте вместе с ним, задавайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки. Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры все же недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют именно обучать детей способам игрового отображения действительности. Вмешиваясь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, кто что делает. Поиграйте на глазах у ребенка с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назовите роль, например, “я доктор”. Ребенок, наблюдая за мамой, будет сам играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Попробуйте произносить различные диалоги с воображаемым собеседником. Проводите с детьми игры имитационного характера, например, покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребенку. Обращайтесь к нему через роль и попросите его в роли врача — “полечить”, продавца — “продать” апельсин. Поощряйте самостоятельную выдумку, инициативу ребенка. Для трех - четырехлетних детей создавайте разнообразные игровые ситуации: “Мишка заболел”, “Поедем на дачу” и др. Попросите ребенка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать “скорую помощь” для заболевшей куклы. Обращайте внимание на разговор персонажей, сведите к минимуму число сюжетных игрушек, используйте предметы-заместители, например, градусником послужит палочка, а цветок ромашки на игрушечной сковородке превратится в яичницу для кукол. Задавайте ребенку вопросы, например: “Куда положим куклу спать?”, действуйте с воображаемыми предметами. Пятилетний ребенок также нуждается в совместной игре со взрослыми. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры. С детьми пяти шести лет используйте косвенные методы, например, наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Например, в игре в “Магазин” можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, как организовать доставку продуктов людям и т.д. Подчас игра, специально созданная взрослым, способна даже предотвратить семейные конфликты, например, можно настроить ребенка на сон, обратившись к нему в игре: “Доктор, вашим больным нужен покой, и им пора спать”, или предложить отправить машины в гараж, который закрывается на ночь. Иногда родители проявляют беспокойство по поводу того, что ребенок всегда берет на себя одну и ту же роль, например, принцессы или солдата. Возможно, ребенок недостаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что так с ним играли) или не знает, как реализовать другие роли в игре. Быть может, малыш находится под влиянием слишком сильного впечатления или просто хорошо знаком с деятельностью, связанной с этой ролью. Если вы поможете ребенку овладеть способами ролевого поведения, то он включится в более разнообразную игровую деятельность, осваивая и другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Конечно, если этот любимый образ отрицательный, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать играть в эти игры! Можно, включаясь в игру, переориентировать малыша, например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира-пограничника, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому, защищая, а не нападая. Иногда родители считают, что на игры у них просто нет времени. И дело здесь в том, что многие не знают, что, по мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком всего 15—20 минут в день. С детьми четырех-пяти лет можно играть реже — 1—2 раза в неделю. Можно сформировать игровые навыки у ребенка во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Мама косвенно “руководит” игрой ребенка во время выполнения своих дел, например, когда она гладит белье или моет посуду. Можно предложить трехлетней девочке постирать кукле платье или носовые платочки; пока мама печет пирожки, дочке можно предложить “печь” их из пластилина для своих кукол. А потом устроить “настоящее” чаепитие или новоселье. Конечно, хорошо бы найти время для игры в выходные дни. Сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь вашего ребенка. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеет ваш малыш, играя, — в значительной степени зависит от вас. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”.

Источник: Журнал «Игра и дети» - 2003 г. №6



Предварительный просмотр:

учитель-дефектолог МБДОУ № 218

Чистякова Л.Л

Консультация для родителей.

Тренируем память

          Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительницей всех известных наук и искусств. Человек, лишённый памяти, по сути дела перестаёт быть человеком. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует её обладателю хороший интеллект. Психолог Т. Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И всё-таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Выделяют три типа памяти: наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т.д. Словеснологическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины. Эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

          Кроме того, существует ещё разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации: кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго. Долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы. Скорость заучивания у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал. Второй группе людей для запоминания такого же объёма информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше. Память разделяется ещё на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке). А другая часть – к осмысленному запоминанию. Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина какой-то автомобильной катастрофы. Такая память носит название непроизвольной.      Произвольная памяти имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели. Люди различаются и тем, какой материал они лучше запоминают. Так, музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высокоразвитую зрительную память, А у спортсменов развита память на движения (двигательная). Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти: объём (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит). Основным видом деятельности является игра. Поэтому предлагаю развивать и тренировать память в игровой форме, что поможет поддержать его интерес к выполнению заданий. Если с ребёнком проводить специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходить быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания: картинки, опорные слова, вопросы, а также классификацию и группировку предметов, - можно развивать опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания.

«Каскад слов» Цель: развитие объёма кратковременной слуховой памяти. Содержание:

Взрослый просит ребёнка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребёнок должен повторить их в той же последовательности. Затем взрослый называет три слова и т.д. Если ребёнок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд ещё 2-3 раза.

1. огонь;

2. дом, молоко;

3. конь, гриб, игла;

4. петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5. крыша, пень, вода, свеча, школа;

6. карандаш, машина, брат, мел, птица хлеб;

7. орёл, игра, дуб, стакан, телефон, пальто, сын;

8. гора, вороны, часы, стол, снег, картина, сосна, мел.

«Каскад цифр» Цель: развивать кратковременную зрительную память. Инструкция:

«Посмотри внимательно на цифровой ряд и повтори его в той же последовательности (вначале две цифры, затем три, четыре и.п.) 6 2 2 8 3 1 7 4 3 6 3 5 9 1 4 6 8 2

«У оленя дом большой» Цель: развитие умение использовать мнемонические приёмы для запоминания текста. Содержание: Взрослый, проговаривает текст игры, сопровождает его движениями. У оленя Дом большой, Он глядит в свое окошко: Заяц по лесу бежит, В дверь к нему стучит. Стук, стук. Дверь открой! Там в лесу охотник злой! Заяц, заяц, забегай! Лапу подавай! Скрещивают руки над головой, Изображают крышу. Руки перед лицом изображают окно. Производят движения руками, как при беге. Кулаками имитируют стук в дверь. Большим пальцем через плечо Показывают, что сзади охотник.

Дети вытягивают руки вперёд. Усложнение: постепенное увеличение темпа проговаривание текста. «Запомни картинки» Цель: развитие зрительной памяти.

Содержание: Ребёнок рассматривает пять (знакомых) предметных картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Взрослый показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней. Усложнение: увеличить количество картинок, уменьшить время запоминания.

«Кто не на месте?» Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Содержание: Десять игрушек выставляются перед ребёнком на столе в один ряд. Взрослый предлагает запомнить, какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. После чего ребёнок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится до 5-6 раз.

«Запомни рассказ» Цель: развивать словесно - логическую память. Чтобы ребёнок обладал хорошей памятью, её необходимо постоянно тренировать. Вы можете это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы. Инструкция: «Внимательно слушай и запоминай рассказ». Кто как одет. Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не помёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, морковку, свеклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится! Если ребёнок затрудняется воспроизвести текст, следует задать ему вопросы. Вопросы: Когда убирают овощи? Какие овощи убрали с огорода? Что осталось в огороде? У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят?

«Запомни фразы» Цель: развивать смысловую память. Инструкция: «Я назову по очереди пять фраз, а ты должен запомнить и назвать:

1. Мальчик устал.

2. Девочка плачет.

3. Папа отдыхает.

4. Мама готовит.

5. Бабушка читает.

Литература

1. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. Дети с задержкой психического развития. – М., 1984.

2. Л.С. Выгодский Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. 3. Л. М. Житникова, Учите детей запоминать. – М,. 1985

 3. А.Р. Лурия. Внимание и память. – М., 1990.

4. У. В. Ульенкова. Дети с задержкой психического развития. – Н - Новгород, 1994.

 5. И. Светлова Тренируем память. – Эксмо, 2002.

6. Л. Ф. Тихомирова развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

 7. С. Г. Шевченко. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. – Смоленск, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема статьи:"Учим детей отгадывать загадки".

                     В данном материале указаны рекомендации правильного подбора загадок для детей младшего дошкольного возраста....

учить детей отгадывать загадки, закреплять знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД №22 СТ.КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Статья "Учим детей отгадывать загадки"

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, занимающихся практической деятельностью. Статья раскрывает основные приемы отгадывания загадок и методику их использования пи ознакомлении ...

Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"

Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...

Учим детей отгадывать загадки

родителям на заметку...