Картотека дидактических игр
картотека (старшая группа)

Рогова Наталья Николаевна

 Формирование у детей понятий о семье, расширение словаря детей, воспитание уважительного отношения к членам своей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did._igr.docx410.7 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС»

Картотека дидактических игр

по ознакомлению с родным городом

СОСТАВИЛА: Рогова Н. Н.

  1. Дидактические игры по теме «Я и моя семья»

Д/И «Семья»

Цель: формирование у детей понятий о семье.

Задачи:

- закрепить у детей представления о семье, ее членах;

- воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить    проявлять заботу о родных людях;

- развивать коммуникативные навыки детей;

- воспитывать уважение к повседневному труду родителей;

- воспитывать чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).

Материал: карточки с изображением членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и др.).

                                                                       Ход игры.

Вариант 1.   «Что мы делаем?»

 Играют 2-4 ребенка.

 Большие карточки с изображением родственников раздаются между игроками по 2 шт. Маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник, большая карточка с изображением которого лежит у него. Например, «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет маленькую карточку следующий игрок и т.д. Во время второго круга игры, игроки выкладывают маленькую карточку на вторую большую карточку. Игра заканчивается, если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на одной большой карточке оказалось 3 маленьких. Он – победитель!

Вариант 2. «Как мы помогаем родным?».

 Играют от 2-ух до   6-ти детей.

 Раздают по одной карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1 карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т.д.). Например, «Я помогаю своей бабушке варить суп». Если ребенок сказал правильно, он оставляет себе карточку, если нет – возвращает в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся карточки в стопке. Победит тот, у кого будет 5 карточек или больше всех карточек.

Вариант 3. «Родство».

 Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например, «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок. Тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будет 6 карточек. Он победитель.

Вариант 4. «Запоминаем имена близких родственников».                                             

 Ведущий берет одну из больших карточек (например, с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек. Тому, кто назвал:

  1. только имя – дают 1 маленькую карточку;
  2. имя и отчество или имя и фамилию – 2 карточки;
  3. имя, отчество и фамилию – 3 карточки.

 Если карточек не хватает, можно использовать любые другие. Игра заканчивается, когда ведущий показал все карточки с родственниками. Победитель тот, у кого больше всех карточек.

Д/ И «Кто что делает?»

Цель: расширение словаря детей, воспитание уважительного отношения к членам своей семьи.

- Бабушка – печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками …;

- Мама - готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей ...;

- Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме…;

- Дедушка - работает на даче, помогает папе, бабушке …;

- Сестра - помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими …;

- Брат – помогает папе, дедушке, выносит мусор, … .

Д/И «Назови ласково каждого члена семьи».

Цель: обучение образованию существительных с уменьшительно-ласкательными

суффиксами в единственном и множественном числе.

Сын – сынок – сыночек.

Дочь – дочка – доченька.

Брат – братик.

Сестра – сестричка – сестрёнка.

Мама – мамочка – мамуля.

Папа – папочка – папуля.

Бабушка – бабуля – бабулечка.

Дедушка – дедуля – дедулечка.

Д/И «Собери снеговика»

Цель: развитие зрительного внимания, пространственных представлений.

 Совершенствование фразовой речи.

Материал: круги разного размера для снеговиков.

                                                     Ход игры.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний, маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.

 Д/И «Наоборот»

Цель: развитие слухового внимания, логического мышления. Активизация словаря: закрепление в речи слов – антонимов.

                                                        Ход игры.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее.

 Например:

 снег черный;

 снеговик горячий;

 морковка синяя и т.д.

Д/И «Что зимой бывает»

Цель: развитие представлений о приметах зимы, совершенствование связной речи.

Материал: настольная игра «Времена года», карточки с приметами зимы.

              Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

Д/И «Снежинки»

Цель: развитие сильного направленного вдоха, закрепление в речи предлога «НА».

Материал: снежинки, сюжетная картинка.

                                                                Ход игры.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагают подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке; подуть и рассказать, куда «присела» снежинка отдохнуть.

Д/И «Что прячется за сугробом»

Цель: развитие зрительного внимания; активизация словаря детей по теме.

 Материал: вырезанный из картона сугроб, силуэты предметов.

                                                            Ход игры.

Из картона вырезан сугроб. Педагог прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, солнышко, снежинки, дерево, шапка, шарф, рукавичка и т.д.) и показывает детям часть предмета из-за сугроба. Дети должны догадаться и ответить, что это.

 

Д/И «Почему так назван?»

Цель: обучение образованию сложных слов.

Конькобежец – бегает на коньках;

Саночник – катается на санках;

Лыжник – …

Хоккеист –…

Фигурист – … и т.д.

Д/И «Кому что нужно?»

Цель: обучение употреблению имён существительных в дательном падеже.

Клюшка нужна – хоккеисту;

Санки нужны - …

Лыжи нужны - …

Коньки нужны - …

Шайба – нужна-… и т.д.

 

Д/И «Назови игрушку»

Цель: обучение в образовании прилагательных.

Игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка, лошадка);

Игрушка из глины (какая?) – глиняная (свистулька, барышня, козлик);

Игрушка из керамика (какая?) – керамическая (куколка, белочка, зайчик) и др.

Д/И «Посчитай»

Цель: обучение правильному согласованию числительных с существительными.

Одна матрешка, две матрешки, три матрёшки, четыре матрёшки, пять матрешек.

Одна свистулька, две свистульки, три свистульки, четыре свистульки, пять свистулек.

                 

Д/И «Что лишнее и почему?»

Цель: активизация и введение в речь обобщающих понятий.

                                                Ход игры.

Дети называют лишние слово и объясняют свой выбор.

Осень, зима, Рождество, лето.

Лыжи, зима, санки, коньки.

Зима, весна, декабрь, лето.

Санки, лыжи, льдинки, коньки.

Д/И «Как я украшал ёлку»

Цель: обучение детей в составлении рассказа из личного опыта.

Предложить детям составить рассказ на тему.

Д/И «Подбери родственные слова»

Цель: обучение образованию родственных слов.

Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик, … .

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, … .

Мороз – морозный, морозить, замораживать, … .

Лёд – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед, … .

   Д/И «Подбери признак к предмету»

Цель: обучение подбору прилагательных к существительным.    

Солнце (какое?)  -….. .

Лед (какой?)  -….. .

Мороз (какой?)  -…. .

Д/И «Подбери предмет к признаку»

Цель: подбор прилагательных к существительным.

Снежный -  ком, сугроб, вихрь, … .

Снежная – баба, буря, метель, позёмка, … .

Снежные – заносы, ураганы,  … .

Снежное – поле, утро,  …. .

Д/И «Путешествие по городу»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.

Игровые правила. Последовательность хода определяется брошенным кубиком, отсчитывается число ходов фишками. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.

Игровые действия. Выбрасывание кубика, продвижение фишкой по игровому полю.

                                                       Ход игры.

Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города.

Затем объясняются правила игры; передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что:

 красный круг означает - пропусти ход;

 зелёный — двигайся назад;

 синий — двигайся вперед.

Победителем будет тот, кто не ошибётся, правильно отсчитает фишки и первым доберётся до указанного места.

Д/И «Найди свой дом»

Цель: формирование у детей знаний о своём городе, о разнообразии зданий, имеющихся в микрорайоне.

Задачи:

  1. развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди нескольких, логическое мышление, умение доказывать своё мнение;
  2.  воспитывать у детей интерес к родному городу.

  Материал: карточки с изображением домов.

                                                                 Ход игры.

Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ.

Д/ И «Почини здание»

Цель: формирование представлений об архитектуре нашего города.

Задачи: 1) развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление, речь-доказательств, любознательность;

2) закреплять знания о внешнем виде зданий родного города;

3) воспитывать гордость за свою малую родину.

 

Детям предлагаются карточки, где в изображении недостает части здания и карточки с недостающими элементами. Предлагается подобрать нужную часть.

     Д/И «Герб города»

Цель: закрепление знаний детей внешнего вида герба родного города и городов края;

Задачи: развивать зрительное внимание, память, интерес к геральдике.

Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” из 7-10 частей герба города в разобранном варианте, изображения гербов городов края.

Ход игры.

1 вариант: Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.

2 вариант: Ведущий называет город края, дети из представленных гербов выбирают правильный вариант, обосновывая особенности изображения герба.

                       

 Д/И «Достопримечательности города».

Цель: закрепление знаний детей об архитектуре города.

Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий; иллюстрации достопримечательностей других городов.

Ход игры.

1 вариант: Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики выбранную достопримечательность города.

2 вариант: Ребенок выбирает иллюстрацию с достопримечательностью города и, не показывая ее другим игрокам, начинает описывать ее. По описанию игроки должны отгадать примечательное место города.

Д/И «Здания моего города»

Дидактическая задача. Формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие, активизировать словарь детей, называть исторические памятники города, воспитывать любовь к родному городу.

Игровые правила. Отбирать только одинаковые здания на разных картинках. Выигрывает тот, кто не ошибётся. Парные картинки ищет тот, на кого укажет стрелка.

Игровые действия. Поиск одинаковых картинок. Вращение стрелки.

                                                                  Ход игры.

Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10 – 12), все они разные, но среди них есть и одинаковые. По указанию стрелки ребёнок - называет здания, их местонахождение, назначение

Д/И «Собери картинку»

Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине.

Игровые правила. За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.

Игровые действия. Поиск, складывание частей картинки.

                                                            Ход игры.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей

Д/И «Мой город»

Игровая задача. Закрепить знания о достопримечательностях города. Определить исторические памятники, место их расположения, дать их описание.

Игровые правила и игровые действия зависят от варианта игры. Схема маршрута на карте может меняться.

Дидактический материал. Игровое поле, на котором отмечено расположение наиболее интересных памятных мест, карточки такого же размера с изображениями памятников и др. Содержание карточек зависит от варианта игры: 1 – изображение и название достопримечательностей; 2 — описание памятных мест; 3 — цифры, указывающие местоположение памятника на схеме.

«Дидактические игры по теме: «Культура, искусство, спорт»

                                    

  Д/И «Баклуши»

Цель: строительство 18-тиэтажной башни из брусков, а затем каждый участник должен вынимать по одному бруску из башни и класть его на самый верх. Проигрывает тот, на чьих действиях башня разрушилась.

Задачи:

  1. развивать ловкость, оригинальное мышление, внимание, память, мелкую моторику;
  2. воспитывать дружелюбие между игроками.

 

Правила игры: сложите ровную пирамиду, используя специальный уголок, входящий в комплект игры. В каждом ряду должно быть три бруска, каждый последующий ряд складывается в направлении поперечном предыдущему. Таких рядов получится у вас 18! Переверните уголок и уберите его. На столе окажется высокая восемнадцатиэтажная неприступная башня. Теперь игроки могут идти на приступ. Участников битвы может быть столько, сколько собралось друзей в вашей компании. Каждый игрок выбирает для атаки любой уровень и вытаскивает одной рукой один из брусков! Этот брусок, оказавшийся в руках игрока, укладывается на новый, верхний, этаж сооружения. Все действия выполняются участником так, чтобы башня из брусков не рухнула! Виновник катастрофы считается проигравшим! К нему применяются санкции, которые играющие считают справедливым! А если в вашей компании собрались сноровистые, внимательные и умные участник - высота вашей башни может вырасти в 2 раза! Правила играющими могут быть изменены по их желанию, но должны обеспечивать веселье компании игроков, создавая условия для демонстрации ловкости рук, смекалки и хитрости!    

 Д/И «Народные промыслы»

Цель: определение вида народного промысла по визуальным фрагментам, восстановление утраченного экспоната.

Задачи:

1) закрепить представление о народных промыслах в декоративно-прикладном искусстве;

2) развивать внимание;

            3)  закреплять в словаре слова-названия народных промыслов.

Правила игры: собрать пазлы. Подобрать подходящие к нему элементы росписи. Если отверстия пазлов совпадут, значит, карточки подобраны правильно. 

Д/И « Русская народная игра «Блины»      

Цель:  приобщение детей дошкольного возраста к истокам народных традиций.   

Задачи:

1) развивать свободное общение со взрослыми и детьми, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о народном празднике; развивать музыкальные и творческие способности.

Правила игры: в этой игре могут принимать участие все: и взрослые, и дети. Вначале, роль ведущего выполняет взрослый, когда игра будет усвоена, ведущий должен быть победитель. Все участники стоят в кругу лицом  к центру. Ведущий даёт команду, участники её выполняют. Темп игры меняется: в начале он должен быть медленным, затем постепенно ускорятся.

Описание команд:

  1. «Блин комом»- все подбегают к центру круга.
  2. «Блин блином»-все двигаются спиной от центра круга.
  3. «Блин с маслом»- все приседают.
  4. «Блин с мясом»- все встают.
  5. «Блин со сметаной»- кричат все мальчишки и мужчины.
  6. «Блин со сгущёнкой»- кричат все девчонки и женщины.

Затем ведущий запутывает игроков, меняет команды как ему захочется.

Д/И «Большое путешествие по Красноярскому краю»

Цель: за минимальное количество ходов дойти до финиша (белого медведя Миши)

Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, взаимодействие с партнёрами, речь, память и мышление.

Правила игры: вырежи и собери кубик и фишки или используй свои! Участники игры, каждый со своей фишкой, по очереди бросая кубик, передвигаются в соответствии с его показаниями по игровому полю от кружка «СТАРТ» к кружку «ФИНИШ». Правило в игре одно: передвинуть фишку по стрелке. Всего нужно пройти путь от 1 до 131 кружка. Однако в пути фишки игроков будут попадать на разные кружки и дорожки, которые определяют ход дальнейшей игры.

 Д/И «Государственные символы России»  

Цель: обобщение знаний воспитанников истории создания гимна, герба и флага России.  

Задачи:

  1. воспитывать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране;
  2. сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических, национальных, духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности;
  3.  прививать воспитанникам потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий;
  4. способствовать развитию коммуникативных умений и навыков воспитанников
  5.   (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).                                                                                                                                                      

Правила игры: собрать пазл. Раскрасить герб и флаг.  

Д/И «Спортивный инвентарь»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1. знакомить детей со спортивным инвентарём;
  2. учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь;
  3. развивать мышление, память, внимание, логическое мышление.

                                     

 Правила: в комплект игры входят карточки с черно-белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 12 частей). Ребенок выбирает черно-белую картинку и на нее накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребенок соберет картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображен.
Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на черно-белое изображение. Рассказать, как можно использовать данный инвентарь.

Д/И «Сложи картинку»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1. знакомить детей с видами спорта;
  2. учить узнавать и называть виды спорта;
  3. развивать воображение, мышление, логику.

Картинки с изображением видов спорта и инвентаря разрезаны на различные

геометрические фигуры.

 Правила: игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребенок рассказывает, что изображено на картинке.

Д/И «Найди пару»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1. знакомить детей с различными видами спорта;
  2. учить узнавать и называть спортивный инвентарь и оборудование, определять к какому виду спорта он относится;
  3. развивать творческое мышление и воображение, умение анализировать и обобщать

Правила:

1 вариант: играют от 2-х до 4-х человек. Ведущий сортирует карточки по парам и делит их поровну между игроками. По команде игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. Побеждает тот, кто первым справился с заданием и правильно назвал спортивный инвентарь.

 2 вариант: играют от 2-х до 4-х человек и ведущий. Ведущий сортирует карточки: в одну стопку кладет одну карточку из пары, а в другую – вторую карточку. Одну стопку он раздает игрокам, а вторую кладет на стол картинками вниз. Ведущий берет одну карточку и показывает ее игрокам. Тот игрок, у которого находится пара от этой карточки, называет, что изображено на картинке, и в каком виде спорта это используют. Если ответ верен. То игрок забирает карточку себе, если нет, то ведущий оставляет карточку себе. Побеждает тот, у кого больше собранных пар.

Д/И «Две половинки»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1. учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, основные виды движения;
  2. развивать мышление, память, зрительное внимание, мелкую моторику.

                                                  Ход игры.

Картинки с изображением спортивного инвентаря и основных видов движений разрезаны на две половинки.

 1 вариант: ребёнок складывает две половинки, чтобы получилась целая картинка.
 2 вариант: ребёнок ищет в стопке картинок нужную половинку. Собрав целую картинку,

  ребёнок должен назвать то, что на ней изображен. Если это движение, то ребёнок должен его показать. Если это инвентарь, то ребёнок должен найти его в группе и показать, какие упражнения можно с ним выполнять.

 

Д/И «Хорошо и плохо»

Цель: воспитание у детей здорового образа жизни.

Задачи:

  1. учить детей сравнивать хорошее и плохое, полезное и вредное;
  2.    развивать мышление, речь, логику, память.  

Правила: детям раздаются карточки, на которых изображены ситуации вредные для здоровья. Игроки должны определить, почему это вредно и найти парную карточку с изображением ситуации полезной для здоровья.

Д/И «Отдыхай активно» (кубики)

Цель: формирование интереса к двигательной деятельности.

Задачи:

  1. учить детей узнавать и называть виды активного отдыха;
  2. развивать память, мышление, логику;

3)   формировать интерес к двигательной деятельности.  

                                                  Ход игры.

 Собрать кубики так, чтобы получилось целое изображение, опираясь на готовую картинку.
Усложнение 1: собрав изображение, ребенок должен назвать, что изображено на картинке.
Усложнение 2: собрать изображение по памяти, не опираясь на готовое изображение.

Д/И «Спортивное домино»

Цель: формирование знаний различных видов спорта.

Задачи:

  1. учить детей узнавать и называть виды спорта;
  2. развивать память, мышление, речь, логику.

                                                   
Правила: на игральных костях изображены символы видов спорта. Играют от 2-х до   4-х человек. Перед началом игры кости выкладываются на стол рубашками вверх и перемешиваются. Каждый игрок выбирает себе любые семь костей. Остальные кости остаются лежать на столе – это «базар». Первым ходит игрок, у которого есть кость с двойной картинкой. Если у нескольких игроков есть кость с двойной картинкой, то первый игрок выбирается считалкой. Далее игроки ходят поочередно, ставя кости справа и слева от первой, приставляя к картинке одной кости такую же картинку другой. Если у игрока (чей ход) нет кости с нужной картинкой, то он берет кость на «базаре». Выигрывает тот, у кого не останется ни одной кости (или их будет меньше всего).

Д/И «Спортлото»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1. учить детей узнавать и называть виды спорта;
  2. развивать внимание, память.

 Правила: играют от 2-х до 6-ти человек.       
Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта . Водящий достает из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает его жетоном. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все символы жетонами.

Д/И «Спортмеморина»

Цель: формирование интереса детей к физкультуре и спорту.  

Задачи:

  1. учить детей узнавать и называть виды спорта;
  2. развивать память.

   
Правила:
 играют от 2-х до 6-ти человек.  На столе рубашкой вверх раскладываются парные карточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочередно игроки переворачивают по две карточки. Если символы на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и делает следующий ход. Если символы разные, то карточки переворачивают обратно и ход делает следующий игрок. Игра заканчивается, когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.

Д/И «Спорт зимой и летом»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту. 

Задачи:

  1. учить детей узнавать и называть виды спорта;
  2. развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.

 Правила: игроку предлагается выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; объясняет, почему они летние или зимние; рассказывает, как определяется победитель.

Д/И «Спортивная угадай-ка»

Цель: закрепление знаний детей о спорте.

Задачи: развивать мышление, память.

 Правила: ведущий (воспитатель) перемешивает игровые поля (на каждом изображено 6 разных видов спорта) и распределяет их между детьми. Затем ведущий показывает карточку с изображением вида спорта и называет его. Игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта, берет ее, и кладя поверх своего поля, повторяет название. Выигрывает тот игрок, кто быстрее закроет свои игровые поля карточками.
Усложнение: играть так же, но название вида спорта называет игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта. В случае неправильного ответа, ведущий называет правильный ответ, отдает карточку игроку, а игрок поверх карточки, которую положил на игровое поле, кладет штрафной жетончик. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных жетончиков.

Д/И «Четвертый лишний»

Цель: формирование интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1. закреплять знания детей о спорте, физкультуре, гигиене и здоровье;
  2. развивать логику, мышление, память.

  Правила: игрок берет одну карточку, на которой изображены четыре картинки. Игрок называет, что изображено на карточке, затем закрывает лишнюю картинку, объясняя, почему она лишняя.

Д/И «На зарядку становись»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1. учить детей составлять упражнения для утренней гимнастики;
  2. развивать память, мышление, логику.


Правила: игрок выбирает карточку с изображением для исходного положения. Затем подбирает движения для самого упражнения (на счет 1-2 или 1-4) так, чтобы промежуточные положения тела и конечностей сочетались. После составления упражнения ребенок должен его выполнить. Играющих может быть несколько человек. Они по очереди составляют упражнение, а остальные должны выполнить задание.

Д/И «Что к чему»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1. учить детей узнавать и называть виды спорта;
  2.  учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта;
  3.  Развивать мышление, память, логику.

 Правила: игрок выбирает карточку с видом спорт. Далее он подбирает к ней символ данного вида спорта, инвентарь и оборудование. Играть могут одновременно несколько человек. Выигрывает тот, кто быстрее соберёт ряд.

Д/И «Собери символ»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1.  знакомить детей с символами видов спорта;
  2. учить детей узнавать и называть вид спорта;
  3. развивать мышление, внимание, память.

 Правила: из разрезанных частей игрок собирает символ вида спорта. Затем он называет данный вид спорта и рассказывает о нём.

Д/И «Спортивная четверка»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1. учить детей различать виды спорта (по сезонам, по инвентарю, по месту проведения);
  2. развивать память, логику, мышление.

Для игры используются карты с изображением вида спорта и его символа. Они делятся на группы по четыре карты, объединенные одним символом (стоящем в верхнем углу), но имеющие разные изображения этого вида спорта.
Правила: играют от 4-х до 6-ти человек.   Игрокам раздаются 4 карты. Задача каждого игрока собрать группу карт с одним видом спорта. Для этого игроки передают друг другу по часовой стрелке не нужную карту рубашкой вверх. Побеждает тот, кто быстрее соберет 4 карты с одним видом спорта.

Д/И «Я и моя тень»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1. учить детей узнавать исходные положения;
  2. развивать внимание, память.

Правила:  играют от 2-х до 6-ти человек. Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых изображены силуэты исходных положений и движений. Водящий достает из мешочка фишку с цветным изображением и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть силуэт этого изображения, берет фишку и закрывает ею силуэт. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все силуэты изображениями.

Д/И «Загадай – отгадай»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1. учить детей узнавать виды спорта по признакам и определениям;
  2. развивать память, мышление, логику.

Правила игры: играть могут от 2-х и более человек. Водящий (взрослый или ребёнок) с помощью карточек - «определений и признаков» загадывает вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим.

Д/И «Найди отличия»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1. учить детей узнавать и называть виды спорта;
  2. развивать память, внимание, логическое мышление.

 Правила: игроку предлагают рассмотреть картинки; назвать вид спорта; найти отличия между изображениями.

Д/И «Мой режим»

Цель: формирование у детей стремления вести здоровый образ жизни.

Задачи:

  1. учить детей составлять правильный режим дня;
  2. развивать память, внимание, логическое мышление.

 Правила: ребёнку предлагается рассмотреть режим дня в картинках, и определить какие моменты отсутствуют. На начальном этапе обучения отсутствует только одна картинка. При последующем усвоении темы «Режим дня», количество отсутствующих картинок становится больше. На завершающем этапе ребенок самостоятельно выкладывает режим.

http://s020.radikal.ru/i716/1703/ed/d257535ef47a.png

Д/И «Что я знаю о спорте – 1»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи:

  1. закреплять знания о зимних видах спорта, необходимом инвентаре, оборудовании, экипировки для данных видов спорта;
  2. развивать мышление, память, логику.

Возраст играющих 5 - 7 лет. Играют от2-х до 6-ти человек. В игре используют игровое поле, фишки, кубик с цифрами. Игроки поочерёдно бросают кубик и передвигают фишки, отвечая на вопросы. Если игрок правильно ответил, он получает жетон. Когда один из игроков доходит до финиша игра заканчивается и подсчитывается количество жетонов.  Побеждает тот, у кого их больше.

Вопрос определяет цвет рамки символа, на который попадает фишка;

Жёлтый – название вида спорта.

Красный – оборудование и инвентарь для данного спорта.

Синий – одежда и обувь для данного спорта.

Серый – в какой стране зародился данный вид спорта.

Зелёный – как определяется победитель.

Коричневый – одиночный или командный вид спорта.

Д/И «Что я знаю о спорте – 2»

Цель: формирование у детей интереса к физкультуре и спорту.

Задачи: 

  1. закреплять знания о летних видах спорта, необходимом инвентаре, оборудовании, экипировки для данных видов спорта;
  2. развивать мышление, память, логику.

Возраст играющих 5-7 лет.

Правила: играют от 2-х до 6-ти человек. В игре используют игровое поле, фишки, кубик с цифрами 1-3. Игроки поочередно бросают кубик и передвигают фишки, отвечая на вопросы. Если игрок правильно ответил, он получает жетон. Когда один из игроков доходит до финиша игра заканчивается и подсчитывается количество жетонов. Побеждает тот, у кого их больше. Вопрос определяет цвет рамки символа, на который попадает фишка. В игре используют игровое поле, фишки, кубик с цифрами 1-3. Игроки поочерёдно бросают кубик и передвигают фишки, отвечая на вопросы. Если игрок правильно ответил, он получает жетон. Когда один из игроков доходит до финиша игра заканчивается и подсчитывается количество жетонов.


Вопрос определяет цвет рамки символа, на который попадает фишка.

Жёлтый – название вида спорта.

Красный – оборудование и инвентарь для данного вида спорта.

Синий – одежда и обувь для данного спорта.

Серый -  в какой стране зародился данный вид спорта.

Зелёный – как определяется победитель.

Коричневый – одиночный или командный вид спорта.


                                 Игры на закрепление видов и способов движений

Д/И «Кто больше знает движений?»

Цель: закрепление названий видов и способов ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания.

Задачи: учить точно называть и правильно показывать движения.

Правила игры: нельзя повторять движения, названные другими играющими.

Пособия: пять карточек, на каждой из которых изображен человек, выполняющий одно из основных движений (ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание); физкультурные пособия: мячи, обручи, гимнастические скамейки, плоскостная дорожка (по усмотрению воспитателя); стационарное физкультурное оборудование (если игра проводится вблизи него).

Методические указания: дети делятся на две команды. Один из играющих первой команды смешивает карточки, второй (из другой команды) — вытягивает одну из них. Игра начинается с того движения, которое изображено на карточке. Если на карточке изображена ходьба, дети вспоминают все ее виды и способы. Первая команда договаривается, какое движение будет выполнять, а затем показывает его (по возможности синхронно), вторая хором называет вид движения. Затем один из видов или способов данного движения выполняет вторая команда, а первая его называет. Игра продолжается до тех пор, пока дети не вспомнят все виды и способы движения, изображенного на карточке. Команда, не сумевшая вовремя показать нужное движение или назвать его, получает штрафное очко. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков. Можно результат подсчитать также по количеству выполненных движений.

Примечание: чтобы вызвать игровой азарт у детей в этой и других играх, можно использовать специальные фишки. Например, за каждое показанное движение команда получает красную фишку, за правильное название — синюю. В конце игры в командах подсчитывается количество тех и других фишек, их общее количество. По результатам определяется команда-победитель.

Игра «Передай мяч»

Цель: развитие умения применять известные движения в конкретной обстановке.

Правила игры: одним и тем же движением дважды пользоваться нельзя. Начинать передачу мяча только по сигналу. Движения выполнять правильно, предварительно назвав.

Пособия: мяч (любого размера) на каждую играющую пару.

Методические указания: в игре принимают участие две команды (по 3—5 человек), которые выстраиваются друг против друга на расстоянии 2—2,5 м. Мячи находятся в руках детей одной из команд. По сигналу дети передают мяч партнеру из другой команды, стоящему напротив, любым движением (бросить мяч, ударить о пол, подбежать и отдать, прокатить и т. д.). Разные способы бросания — от груди, снизу, из-за головы и т. д. — следует считать разными движениями. Команда, повторившая уже использованное движение, получает штрафное очко. Побеждает команда, имеющая меньшее количество штрафных очков.

Д/И «Состязание»

Цель: развитие умения трансформировать знакомые движения в нужном направлении для решения поставленной задачи.

Правила игры: выполнять как можно больше разных движений, четко называя порядковый номер каждого нового движения. Когда все движения будут выполнены, громко назвать общее количество выполненных движений ( например: «Пять!», «Семь!»). Если движение выполняется второй раз, то выполняющий прекращает действие, называет количество выполненных движений и уступает место другому игроку.

Пособия: деревянный чурбачок диаметром и высотой 15—20 см, дуга, стул, гимнастические скамейки.

Методические указания: в одной игре рекомендуется использовать не более 3—4 предметов, если играющих двое-трое, и 1—2 — если в игре участвуют более трех детей. Играющие по своему усмотрению могут менять расположение предметов на плоскости (вертикально, горизонтально и т. д.). «Раз, два, начинается игра!» — эти слова, произнесенные хором, являются сигналом к началу игры. Один из играющих начинает выполнять движение на любом из пособий, размещенных на площадке, предварительно назвав его порядковый номер, например: «Первое — спрыгивание», — и уступает место другому игроку, который выполняет другое движение на том же пособии. Если никто из играющих уже не может выполнить новое движение на данном пособии, то каждый из детей называет общее количество выполненных движений. Игра продолжается с использованием другого пособия. Общий итог подводится по количеству выполненных движений на всех пособиях.

Д/И «Туристы»

Цель: развитие умения адекватно использовать движения для достижения поставленной цели.

Правила игры: каждый «турист» или группа проходит маршрут по-своему, т.е. с помощью движений, не использованных другими играющими. Действовать в игре согласованно, помогать тем, кто затрудняется в выполнении движений.

Пособия: любое стационарное физкультурное оборудование, к которому дополнительно можно приставить гимнастические лестницы, доски, кубы и т.д.; веревка длиной 3—4 м (на 3—4 детей) с петлями для надевания на плечо (расстояние между ними 1 м). Для каждой подгруппы можно использовать специальные нагрудные знаки.

Методические указания: выбирается место для игры и устанавливается физкультурное оборудование для поточного прохождения маршрута. Дети делятся на две группы, каждая из которых «разрабатывает» свой маршрут, т. е. решает, с помощью какого движения будет преодолевать установленные препятствия. Затем методом жеребьевки или считалки определяется порядок следования маршрутных групп. За прохождением маршрута ведется наблюдение, т.к. необходимо изменить намеченное движение, если оно уже использовано. Побеждает команда, которая действовала наиболее согласованно. В качестве судьи выступает воспитатель или кто-либо из детей. В игре используются различные виды и способы движений. Например, по скамейке можно идти на носках, обычным шагом, проползти на четвереньках, на животе; перешагивать или перепрыгивать кубы; гимнастическую лестницу перелезть через верх, в середине между рейками, сбоку.

Вариант игры: каждая из подгрупп для себя разрабатывает маршрут, который начинается одновременно. Побеждает команда, первая закончившая прохождение маршрута.

Д/И «Что лишнее?»

Цель: дифференцирование видов и способов движений.

Правила игры: не выполнять «лишних» движений, точно их называть.

Пособия: игра может проводиться без пособий или с использованием мелких предметов, таких как обручи, мячи (на каждого ребенка).

Методические указания: дети стоят в кругу. Воспитатель показывает 2—4 способа одного движения и один — другого («лишнее» движение). Например, ходьба на носках, пятках, приставным шагом и бег. Дети выполняют движения в той же последовательности, что и воспитатель, пропуская «лишнее» движение. Тот, кто допустил ошибку, должен ее объяснить. Если объяснение правильное, то допустивший ошибку не наказывается штрафным очком. При неудовлетворительном объяснении выполняется штрафное задание, которое предлагает кто-либо из играющих.

Д/И «Отгадай загадку»

Цель: дифференцирование движений, характерных для разных видов спорта.

Правила игры: не называть отгадку, а показывать ее в движении.

Методические указания: дети стоят в кругу, на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Воспитатель загадывает загадки. Ребята изображают отгадки движениями. В конце каждого периода игры (т.е. после каждой загадки) они называют способ движения. Хорошо, если загадки предлагаются самими детьми.

Игры на развитие умения найти верный способ движения в определенных условиях

Д/И «Теремок».

Цель: обучение нахождению правильного способа движения в зависимости от условий.

Правила игры: в теремке поселяется тот, кто правильно в него проберется. Взятый на себя образ каждый должен передать выразительно.

Пособия: веревка, натянутая по прямоугольнику или квадрату на разной высоте. Это — «теремок».

Методические указания: около домика вместо заборчика натягивается веревка, с одной стороны на высоте 30—35 см, с другой — 40—45 см, с третьей — 50 см, с четвертой — 60 см.

Воспитатель начинает игру: «Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок. Пока в теремочке никто не живет. Вы хотите жить в теремочке? Тогда надо стать мышками, зайцами, лисичками и медведями. Каждый зверь будет пробираться в домик через свои ворота». Дети договариваются, кто какую роль на себя возьмет. Воспитатель продолжает: «Бежали мимо мышки-норушки, увидели теремок и стали искать, где им к домику подойти. Увидели под забором щель, подошли и думают, как пролезть, чтобы не задеть забор, потому что в домике могут жить только те мышки, которые правильно выполнят движение». «Мышки» подлезают под веревку, остальные дети смотрят, как выполняются движения, и решают, кому из них жить в домике, а кому остаться по эту сторону заборчика. «А потом бежали зайчики-побегайчики, — говорит воспитатель, — им тоже захотелось в домике жить. Остановились они и спрашивают… О чем спрашивали зайчики? А что им ответили мышки? Верно, мышки ответили, что они пустят зайчиков в дом, если те догадаются, где их «ворота» (следующая по высоте веревка)».

Таким же образом разыгрываются действия лисичками, медведями. Детям, выполнившим неправильно или неточно движения и временно выбывшим из игры, предлагается «штрафной» вариант: они должны пролезть правильно под все веревочки. Тогда они вместе со всеми могут жить в теремке. Игра заканчивается хороводом; воспитатель предлагает детям двигаться взявшись за руки на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, боковым приставным шагом. Детей можно спросить, когда эти виды ходьбы используются в жизни.

Д/И «Угадай, что задумали»

Цель: закрепление знаний о видах ходьбы и их применение в жизни.

Правила игры: правильно выполнять движения.

Методические указания: дети делятся на две группы. Каждая группа придумывает какую-нибудь жизненную ситуацию, где используется тот или иной вид ходьбы. Затем одна группа демонстрирует ходьбу, а другая группа должна догадаться, что было задумано. Например, дети договорились изобразить ходьбу по высокой траве. Они говорят: «Мы шли по лугу вот так», — и все вместе показывают движения. Дети другой группы высказывают свои предположения, проверяют их в действии. Если их предположение неверно, дети первой группы хором говорят- «Нет!», при отгадывании — «Да!». Группы меняются местами, и игра продолжается. Выигрывает группа, у которой больше отгадок.

Д/И «Узнай движение».

Цель: обучение узнаванию движения по словесному описанию.

Правила игры: точно называть вид и способ движения.

Методические указания: дети стоят в кругу. Воспитатель говорит детям, что хочет проверить, как они усвоили движения, которые разучивали на занятиях по физкультуре. «Я назову элементы движения, а вы догадайтесь и скажите, о каком движении я рассказала», — говорит воспитатель. Перечисляются элементы движения, например: встать, прицелиться, замахнуться (или: разбежаться, оттолкнуться, приземлиться на носках и т. П.). Дети называют движения, воспитатель предлагает детям показать отдельные элементы — прицелиться, сделать замах, показать, как надо бросить мяч от груди, от плеча и т. Д. За правильное выполнение каждый получает фишку. Победителем считается тот, кто больше наберет фишек.

Д/И «Узнай движение по следу»

Цель: закрепление знаний о видах ходьбы, бега, прыжков.

Правила игры: точно выполнять движение, чтобы остался четкий след. Правильно называть выполненное движение.

Методические указания: игра проводится на свежевыпавшем снегу или на песке. Воспитатель предлагает вспомнить, какими видами ходьбы можно имитировать движения некоторых птиц и зверей (зайца — с помощью прыжков на двух ногах с продвижением вперед, гусей — ходьбы в присяде, волка — бега и т. Д.). Все движения предварительно обыгрываются. Дети рассматривают оставленные следы, сравнивают по величине шага, стопы. После этого они закрывают глаза, а ведущий идет (бежит, прыгает) движением животного, стараясь оставить четкий след. Дети открывают глаза, отгадывают, кто из животных ходил или бегал. Они должны назвать, какой вид движения был использован. Если дети отгадывают движение, водящий меняется. Если не отгадывают — водит еще раз. Игру можно разнообразить, развивая сюжет. Дети могут, например, узнать по следам, где спрятан домик, в котором живет «лесной зверь», и что это за зверь.

Игры на ориентировку в пространстве

Д/И «Найди свой домик»

Цель: закрепление знаний о видах построений (круг, шеренга, в пары, полукруг), совершенствование умения быстро ориентироваться в изменившейся обстановке.

Правила игры: строиться в соответствии с ориентирами по сигналу.

Пособия: плоскостные фигуры по одной на 5—6 детей: круг, полукруг, широкая и узкая полоска-дорожка (эти фигуры можно изготовить из клеенки).

Методические указания: три-четыре подгруппы детей строятся шеренгами лицом к центру. По сигналу «На прогулку!» все дети ходят и бегают по комнате, не наталкиваясь друг на друга. В это время воспитатель раскладывает зрительные ориентиры для построения. На сигнал «Домой!» дети бегут к месту своего построения и строятся так, как подсказывает фигура: в шеренгу, в круг, в полукруг.

При повторении игры воспитатель меняет расположение зрительных ориентиров, чтобы все дети поупражнялись в разных построениях. Выигрывает та подгруппа, которая строится быстрее и правильнее.

Д/И «Два бассейна»

Цель: упражнение в ориентировке в пространстве.

Правила игры: входить в бассейн можно только по билетам и по сигналу «Плавать», не наталкиваясь друг на друга.

Пособия: на полу групповой комнаты из строительного материала (или при помощи шнуров) построены два «бассейна» — узкий и широкий с входом с одной стороны.

Методические указания: рядом с бассейном — касса. Дети по очереди «покупают» билеты. Одни — узкие, другие — широкие. По сигналу воспитателя дети заходят в «бассейн» согласно форме билета (с узким билетом — в узкий бассейн). Дети имитируют движения пловцов, ныряльщиков. По сигналу воспитателя выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).

 Дидактические игры по теме «Природа города Канска»  

  Д/И «В гости к зелёному доктору»

Цель: закрепление названий лекарственных растений Красноярского края,

их лечебных свойств, внешнего вида. Продолжение знакомства с элементарными способами применения на практике лекарственных растений.

Материал: карточки с изображением лекарственных трав и различных ситуаций, требующих их применения, 2 графических знака – «?» и

«Лекарственные травы».

                                        Ход игры.

Дети по считалке делятся на две команды.

      Катилась торба

      С высокого горба.

      В этой торбе

      Хлеб, соль, пшеница.

      С кем поделиться?

Одна команда детей подходит к столу, на котором находится значок

«Лекарственные травы», другая – к столу, на котором расположен – « ?».

На столах лежат карточки, перевёрнутые кверху. На первом столе находятся карточки изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, одуванчик, мята, лопух, облепиха.  На втором столе – картинки:

ссадина на коленке, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырёк с репейным маслом, облепиховым маслом.

По команде дети из разных команд находят друг друга, соединяют картинки,

объясняя свой выбор.

Подорожник прикладывают к ранке на коленке (или другом месте).

Из крапивы варят борщ.

Из одуванчика делают салаты.

Отваром шалфея и ромашки полощут полость рта при стоматите или ангине.

Из мяты заваривают чай.

Из репейного масла делают маску для улучшения роста волос.

Облепиховым маслом можно помазать рану.

Д/И «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление знаний детей об обитателях флоры и фауны Красноярского края.

Задачи:

- развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции.

                                        Ход игры.

Воспитатель составляет цепочку из 4-х иллюстраций обитателей флоры и фауны Красноярского края. Ребёнок выбирает лишнюю карточку, объясняя свой выбор.

  1. Мята, ромашка, подорожник, морковь ( морковь - лишняя, это овощ);
  2. Берёза, тополь, осина, сосна (сосна – хвойное дерево);
  3. Ель, сосна, лиственница, берёза (берёза – лиственное дерево);
  4. Лещ, окунь, щука, пиранья (пиранья – обитатель водных пространств Южной Америки);
  5. Коршун, утка, сова, колибри (колибри – живёт в теплых странах);
  6. Заяц, медведь, лиса, лев (лев – житель Африки).

Д/И «Отгадай животное»

Цель: повторение и закрепление названий животных Красноярского края;

Задачи:

- развивать память, внимание;

- воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.

 Материал: картинки и фрагменты картинок с изображение животных-млекопитающих Красноярского края (медведь, лиса, волк, заяц, белка, лось, олень, косуля, ёж, песец, мышь-полёвка).

                                         Ход игры.

Детям предлагается картинка, на которой изображена какая-то часть этого животного или его след. Они высказывают своё мнение о том, какое это может быть животное. Затем показывается картинка полностью. Можно разделить детей на две команды и за каждый правильный ответ давать команде фишку. В конце игры определяется у какой команды наибольшее количество фишек.

Д/И «Рыбы реки Кан»

Цель: повторение названий рыб, обитающих в Кану.

Задачи:

- учить различать рыб, живущих в реке Кан, от других рыб;

- развивать зрительное внимание, память;

- воспитывать бережное отношение к живой природе.

Материал: картинки с изображением рыб, живущих в реке Кан Красноярского края (щука, окунь, плотва, уклейка, налим, елец, сорога, пескарь, сибирский хариус, ленок, таймень) и рыб, не живущих в нашей реке (акула, карась, лещ, карп, белуга, судак, форель, сёмга, горбуша, рыба-пила).

                                        Ход игры.

Воспитатель составляет цепочку из 3-х иллюстраций рыб.  Дети объясняют, какая рыба здесь лишняя.    

  1. Щука, плотва, горбуша (горбуша –лишняя);
  2. уклейка, налим, акула (акула – лишняя);
  3. хариус, окунь, рыба-пила (рыба-пила – лишняя);
  4. елец, сорога, форель (форель –лишняя);
  5. ленок, таймень, карп (карп – лишний) и другие варианты.

Д/И «Составь пару»

Цель: повторение и закрепление названий зверей, птиц, рыб Красноярского края.

Задачи:

- развивать память, внимание;

- активизировать словарь детей;

- воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Материал: по две одинаковых карточки животных Красноярского края.

                                         Ход игры.

Карточки раскладываются на столе картинками вниз, играющие поочерёдно открывают по две карточки. Тот, кому удалось открыть карточки с одинаковыми животными, забирает их себе, получая одновременно право дополнительного хода. Игра заканчивается, когда все карточки будут разобраны. Выигрывает тот, кому удастся открыть наибольшее количество парных карточек. Во время игры дети называют животных.

Д/И «Птицы нашего города»

 Цель: знакомство детей с птицами города Канска.

Задачи:

  1. закреплять знания детей о птицах родного города;
  2. развивать зрительное внимание, интерес к родному краю.

Материал: карточки с изображениями птиц, в том числе и не живущих в Красноярском крае.

 

Ход игры:

Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит

назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

 

                      История  г. Канска. События и люди (предметы быта, профессии, горожане, военная техника).

Д/И «Где находится памятник?» 

Цель: обучение ориентированию по карте-схеме г. Канска.

Задачи:

  1. закреплять знания о памятниках города Канска;
  2. воспитывать любовь к родному городу.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Кто, правильно ответит, получает фишку.

Д/И «Угадай по описанию»

Цель: закрепление представлений о достопримечательностях города Канска.

Задачи:

  1. активизировать мышление и воображение;
  2.  воспитывать любовь к родному городу.

Ход игры. Воспитатель предлагает послушать короткий рассказ о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

Д/И «Знатоки г. Канска»

Цель: закрепление знаний о памятниках Канска.

Задачи: развивать память, воображение, воспитывать желание больше узнать о родном городе.

Ход игры. Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Справившись, с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.

Материал. Разрезные картинки с видами памятников Канска, фишки.


Д/И «Кто больше знает о знаменитых людях г. Канска?»

Цель: закрепление знаний детей о знаменитых людях родного города.

Задачи:

  1. знакомить детей с биографией  знаменитых людей г. Канска;
  2. воспитывать гордость и уважение к знаменитостям и героям.

Материал: фотографии знаменитых горожан, иллюстрации их подвигов, факты из их жизни и др.: ( Анеля Тадеушевна Кживонь, Чапаев Николай Сергеевич, Котляр Леонтий Захарович, Кублицкий Алексей Александрович, Ушаков  Василий Константинович,

Шабалин Владимир Игнатович, Шатов Пётр Иванович, Мишуренко Андрей Афанасьевич).

                                                 Ход игры

1 вариант. Детям показывают фотографию знаменитости, а они должны назвать его имя и рассказать, чем знаменит этот человек.

2 вариант. Фотографии и иллюстрации разложены картинкой вниз. Дети по очереди выбирают любую из них и рассказывают, что знают об этом человеке.

3 вариант. Взрослый рассказывает детям о жизни, подвиге человека. А дети

называют его имя.  

Д/И «Кто больше знает о нашей улице?»

Цель: закрепление знаний детей о названиях улиц родного города.

Задачи:

  1. развивать речевую активность;
  2. воспитывать любовь к родному городу.

                                                  Ход игры.

  Воспитатель предлагает ребенку по очереди говорить всё, что он знает об улице. Выигрывает тот, кто знает больше. Например: «Наша улица  названа именем Ушакова.   Рядом находится улица Николая Буды.  Наша улица названа в честь Котляра Леонтия Захаровича. Рядом находится улица Урицкого ».

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...