Семинар - практикум «Организация работы по театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
методическая разработка

Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Театрализованная деятельность – одно из средств развития всех психических процессов в воспитании, обучении и развитии детей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Формируются коммуникативные навыки. С умственным развитием тесно связано выразительность реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, совершенствуется диалогическая и монологическая речь, грамматический строй. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит детей перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Коррекционно-развивающие игры, артикуляционные упражнения, игры на развитие мелкой моторики, творческие упражнения на снятие мышечного напряжения, игры на развитие интонационной выразительности, скороговорки на развитие дикции развивают все компоненты устной речи, произносительную сторону речи, связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx175.09 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

«Организация  работы по   театрализованной   деятельности

в старшем дошкольном возрасте»

           hello_html_6deed2e.jpg

                                                                                                 Подготовила: воспитатель ВКК

                                                                    Первухина Л.В.

                                                       

Барабинск 2021 г.

        Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Театрализованная деятельность – одно из средств развития всех психических процессов в воспитании, обучении и развитии детей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Формируются коммуникативные навыки. С умственным развитием тесно связано выразительность реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура  его речи, её интонационный строй, совершенствуется диалогическая и монологическая речь,  грамматический строй. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит детей перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Коррекционно-развивающие игры, артикуляционные упражнения, игры на развитие мелкой моторики, творческие упражнения на снятие мышечного напряжения, игры на развитие интонационной выразительности, скороговорки на развитие дикции развивают все компоненты устной речи, произносительную сторону речи, связную речь.

        Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, формируют опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное  отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать личные проблемные ситуации, опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром , а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.                          

         В свою очередь педагог обязан:

- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское  творчество, развивать способность свободно и раскрепощённо держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.).

- Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

- Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

         Для выполнения данных критериев необходимо создание определённых условий. Только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу.

При работе по театрализованной деятельности возникают следующие трудности:

- у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера, и значительная часть детей остаётся вне этого вида искусства. Это происходит как по объективным причинам (отсутствие театров в данной местности), так и по субъективным (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с данным видом искусства);

- наблюдается бессистемность и поверхность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценических оформленных произведений без специальных знаний.

- театрализованные игры детей характеризуют примитивность и «свёрнутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.

- отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

       Поэтому основной целью по театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте является: развитие театральных способностей у детей.

          В соответствии с целью организации театральной деятельности в старшем дошкольном возрасте мы определили задачи  по всем видам деятельности:

- создать условия для развития творческой активности;

- приобщать детей к театральному искусству (знакомство с историей театра, его жанрами, видами, профессиями);

- импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок, сочинять этюды по сказкам;

- развивать чувство ритма и координацию движения, пластическую выразительность и музыкальность;

- развивать умения создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, используя средства образной выразительности;

- формировать навыки  кукловождения;

- учить строить диалог, развивать дикцию на материале скороговорок, интонационную выразительность;

- развивать художественные, творческие и самостоятельные способности;

       При правильной организации театрально-игровой деятельности рекомендуется учитывать следующие принципы:( Слайд №1).

       Дети старшего дошкольного возраста продолжают совершенствовать свои  исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Они живо интересуются театром, как видом искусства. Интересны детям этого возраста и театральные профессии (режиссёр, гримёр, актёр и др.) Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Знакомство с различными видами театров способствуют накоплению живых театральных впечатлений, овладении навыков их осмысления. Игры-драматизации часто становятся спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи- куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра, придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героев. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля- всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле. В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и  последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующих персонажей, анализируются средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты- им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской  настольной театрализованной игры;

- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующие созданию собственного замысла;

- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пение, рисовании;

- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

          Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

    Существует несколько классификаций игр для детей старшего дошкольного возраста. ( Слайд №2).

          Занятия по театрализованной деятельности в старших группах проводятся 1 раз в неделю по запланированному расписанию. Формами организации театрализованной деятельности являются... (Слайд №3). Продолжительность занятий в старших группах составляют 30-40 минут. Эти занятия могут проводиться как в первую, так и во вторую половину дня. Целесообразно их проводить по подгруппам. В старших группах совершенствуются образные исполнительские умения, а развивать их необходимо под музыку.

        Театрализованная деятельность может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, органично включена в различные другие занятия ( музыкальные, по изодеятельности и др., а также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром). В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий. Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности) в конечном итоге объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-нибудь праздник. ( Слайд №4). Взаимосвязь с др. деятельностями).

Одно из самых главных в работе по театрализованной деятельности является создание предметно-пространственной среды. В старших группах  оборудованы театральные зоны. Сюда входят разнообразные костюмы для ряжения, костюмы сказочных героев, различные виды театров, предметы-заместители, отведен уголок «гримёрная», где хранятся детские украшения, косметика и пр. Имеется в большом количестве дидактические, настольные игры, музыкальные инструменты. Оборудованы книжные уголки со сказками.

В старших группах работа по театрализованной деятельности ведётся по разделам:

1. «Театрализованные игры»-направлены не только на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, умению общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях. Все игры этого раздела делятся на два вида: общеразвивающие и театральные игры.

2. «Ритмопластика»- включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, на развитие свободы и выразительности телодвижений, а также на развитие средств образной выразительности (интонация, позы, жесты, мимика и пантомимика).

3.»Культура и техника речи  в движении»- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, разнообразной интонацией. В этот же раздел включены игры со словами, обыгрывание фрагментов, диалогов. Предлагается музыкальное сопровождение, под которой действует каждый персонаж, разучиваем текст. На этих этапах используем четыре основных метода: словесный- при чтении и рассматривании худож. произведений, при беседе по содержанию; наглядный- при рассматривании декораций, театральных кукол, при просмотре персонажей по сказкам и т.д.; практический- этюды, минисценки, игры-драматизации, инсценировки; игровой-самостоятельное исполнение детьми ролей. (Слайд № 5).

4.»Основы театральной культуры»-направлена на овладения дошкольниками элементарными знаниями о театре, театральными профессиями, жанрами. Этот этап осуществляем в разнообразных формах

- на занятиях;

- на экскурсиях;

- в повседневной жизни.

5. «Работа над спектаклем»- является самостоятельная деятельность детей. Это театрализованные представления самих детей и с куклами.

       Роль педагогов в организации театрализованной деятельности.

Работа самих педагогов требует умения заинтересовывать детей выразительным воплощением в роли. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Интонация голоса педагога- образец для подражания. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

        Успешность и результативность театрализованных занятий зависит от тесного взаимодействия: (Слайд № 6).

- с музыкальным работником, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определённых вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

- с учителем-логопедом, в необходимости добиваться чёткой дикции, силы голоса, правильного произношения, необходимостью грамотно изъясняться.

- С педагогом-психологом, работа ведётся с застенчивыми и малоактивными детьми.

- преемственность с начальной школой ( приглашение школьников на совместные мероприятия, спектакли).

- Свои занятия показываем на РМО.

      В работе по театрализованной деятельности принимают участие  родители, что очень важно. Родители не только присутствуют на занятиях, но и активно в них участвуют. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия ,взаимосотрудничества. Благодаря этому родители обогащают свои собственные знания и представления о том, как возможно осуществлять театрализованную деятельность ребёнка в домашних условиях.  Успешность театрализованной деятельности детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье: имеет ли она продолжение дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада. Во многих семьях родители практически не уделяют внимания данному вопросу, считая,  что гораздо важнее научить ребёнка читать, писать, считать. С родителями мы провели анкетирование, для выяснения их отношения к театру, как виду искусства и оценке их мнения о том, какое влияние театр оказывает на воспитание детей. Результаты опроса мы занесли в таблицу: (Слайд № 7).

 В работу  с родителями по театрализованной деятельности мы включаем следующие виды работ:

- анкетирование;

- круглые столы, с целью распространения семейного опыта по театрализованной деятельности;

-привлекаем родителей к участию в детских праздниках;

- оформление стендовой наглядности.

      Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, т.к. взрослые и дети вступают здесь, как равноправные партнёры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребёнок естественно и непринуждённо усваивают богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности педагоги лучше знают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания, создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека , забота о нём, доверительные отношения между взрослыми и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Словообразование у детей старшего дошкольного возраста»

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, можно заметить, что тот запас слов, который они осв...

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Семинар-практикум «Развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования»

Семинар-практикум «Развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования»...

Семинар-практикум: Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; расширить знания педагогов по теме  «детское экспериментирование в ДОУ», разв...

Семинар-практикум «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; расширить знания педагогов по теме  «детское экспериментирование в ДОУ», разв...