Проект для детей седьмого года жизни «Моя семья»
проект (подготовительная группа)
Материал предназначен для воспитателей ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_detey_sedmogo_goda_zhizni_moya_semya.docx | 579.39 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 3 г. Сердобска
ПРОЕКТ
для детей седьмого года жизни
«Моя семья»
Воспитатель:
Н.А. Михалкина
Сердобск
Паспорт проекта «Моя семья»
Вид проекта: информационно – творческий
По количеству участников: коллективный (воспитатели группы, дети, родители)
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май)
Актуальность.
В современном обществе все чаще стало проявляться агрессивное поведение детей в отношение к национальным меньшинствам. По результатам проведенных исследований выяснилось, что с увеличением возраста детей из нацменьшинств, увеличивается и интолерантное отношение к ним среди сверстников – если в детском саду с таким явленим сталкивается только 9% детей, то в начальной школе это количество возрастает до 28%. Но это касается только пассивных форм (отказ принять в игру, выступать в одной команде, сидеть за одной партой и т.д.)
Семья и дошкольное учреждение – два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство само ценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиции, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование.
Педагогам и родителям необходимо проводить совместную работу по восприятию людей другой национальности ещё до того как ребенок впервые встретит её представителя. Не секрет, что часто взрослые просто не догадываются о том, что дети нуждаются в объяснении тезиса «Все люди разные».
Кроме того, важно учить ребенка адекватно проявлять свои чувства и решать конфликты, с кем бы они ни возникали – со сверстниками своей или чужой культуры. В этом случае детям из национальных меньшинств будет проще проявлять свою культурную идентичность, а значит и обогащать культурное поле других народов.
Детей дошкольного возраста необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, не только своей национальности, но и знакомить с культурой других народов проживающих рядом. Если ребенок уже с раннего возраста буде иметь представления о культуре, традициях представителях других национальностей, то будет менее агрессивно настроен в отношении них.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы и формы работы с детьми, причем такие, которые не казались бы детям скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли мировоззрение детей содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность
Проблема в нашей группе воспитываются дети разных национальностей и уже сейчас стало проявляться негативное отношение к детям нацменьшинств. Для того чтобы изменить отношения к сверстникам других национальностей и в последующем уже в школе не возникало агрессии к детям нацменьшинств, я решила организовать и реализовать на базе нашей группы проект «Моя семья».
За основу при написании проекта я взяла парциальную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций «Семьеведение», автором которой является Елена Федоровна Купецкова.
Цель проекта:
Сплочение детей в многонациональном коллективе, через знакомство с традициями и культурой семей разных национальностей.
Задачи:
1. Закреплять у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье;
2. Формировать представления о родственных отношениях;
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках народов разных национальностей;
4. Формировать представление о том, что какой бы национальности не был человек семья – это главное в его жизни;
5. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
6. Воспитывать интерес к своей родословной;
7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Условия реализации проекта:
- Интеграция и дифференциация взаимодействия ДОУ и родителей с содержанием основной общеобразовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.
- Наличие теоретических и практических и практических знаний у педагогов
- Накопление, систематизация материалов по взаимодействию ДОУ и семьи.
- Активное сотрудничество с семьей и социумом.
Планируемый результат со стороны детей:
- знают семейные традиции, праздники и участвуют в них;
- овладение установкой положительного отношения к людям разных национальностей, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других;
- сформирован интерес к познанию истории своей семьи.
Планируемый результат со стороны педагога:
- активизируется поисковая деятельность;
- установятся доверительные и партнёрские отношения с родителями;
- создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.
Планируемый результат со стороны родителей:
- повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы;
- повысится педагогическая культура родителей;
- заинтересованность родителей в продолжение сотрудничества.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, подборка и изучение литературы.
2 этап – основной: Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) включает в себя совершенствование содержания предметно-игровой среды группы, насыщение развивающим материалом по семейному воспитанию. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми. Организация взаимодействия с родителями.
3 этап – заключительный: презентация проекта.
Содержание этапов
1 этап: подготовительный
Цель: Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники группы, педагоги, родители. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап: основной
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Развитие интереса к культуре и семейным традициям людей других национальностей. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Перспективное тематическое планирование работы по проекту «Моя семья»
Месяц тема | Задачи | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Сентябрь | Определить цель и основные задачи проекта, участники проекта, содержание проекта, разработать перспективный план. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. | 1. Анализ методической и художественной литературы по данной теме. 2. Наблюдения детей за любимыми занятиями мамы и папы, за приготовлениями любимых блюд, за проведением праздников в семье. 3. Рассказ родителей детям о традициях в своей семье, любимых занятиях членов семьи, любимых видов отдыха. 4. Знакомство с пословицами о семье. | |
Октябрь «Я и моя семья» | Знакомство детей с культурой и семейными традициями национальности курды. Формировать у детей интерес к своей семье. Воспитывать любовь и уважение к близким людям Развивать диалоговую речь, внимание и память. Приобщение родителей воспитанников к активному участию в жизни группы. | Беседа с детьми о членах семьи и оформление семейного фото альбома «Я и моя семья». Организуется встреча детей с родителями Руслана Д., которые знакомят их с культурой и семейными традициями своей национальности (курды) Дидактические игры: «Передай свое тепло другому», «Назови ласково» Чтение рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». | Папка-передвижка: «Традиции моей семьи» |
Ноябрь «Моя дружная семья» | Закреплять представления детей о составе своей семьи. Знакомство детей с культурой и семейными традициями национальности мордва. Приобщение родителей воспитанников к активному участию в жизни группы. | Рисование членов семьи, с последующей организацией выставки для родителей «Узнай себя». Организуется встреча детей с родителями Богдана С., которые знакомят их с культурой и семейными традициями своей национальности (мордва) Сюжетно ролевая игра «Моя семья» Чтение стихотворений Р. Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». | Создание газеты "Члены моей семьи". |
Декабрь «Моя семья – моё богатство» | Знакомство детей с культурой и семейными традициями национальности татары. Развивать заботу и доброжелательное отношение к членам семьи. Расширять и уточнять представления детей о месте рождения, поддерживать интерес к родным местам. | Посещение фото выставки с видами родного города. Организуется встреча детей с родителями Арины В., которые знакомят их с культурой и семейными традициями своей национальности (татары). Рисование портретов членов семьи старшего поколения Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье. Просмотр мультфильмов «Встречайте бабушку», «Мама для мамонтёнка». | Организация фото стенда «Родные места» |
Январь «Семейные традиции» | Расширять знания детей о семейных традициях. Знакомство детей с культурой и семейными традициями национальности цыгане. Развивать интерес к жизни своих близких. | Рассматривание фотографий с детьми о прохождении праздника Новый год, рассказ детей о том, как принято встречать Новый год у них дома. Организуется встреча детей с родителями Миланы Н., которые знакомят их с культурой и семейными традициями своей национальности (цыгане). Чтение Агибалова Т. «В семейном кругу». | Выставка "Семейные увлечения". |
Февраль «Моя родословная» | Познакомить детей с понятием словосочетания «моя родословная». Знакомство детей с культурой и семейными традициями национальности чечены. Развивать творческую активность детей, самостоятельность и инициативу. Приобщение родителей воспитанников к активному участию в жизни группы. | Беседа на тему «Моя родословная» Организуется встреча детей с родителями Руслана Х., которые знакомят их с культурой и семейными традициями своей национальности (чечены). Дидактическая игра: «Моя семья. Составь цепочку» Чтение Л. Толстой «Старый дед и внучек» Л. Толстой. «У бабушки дрожат руки» | Выставка творческих работ «Генеалогическое де рево нашей семьи» |
Март «Труд в моей семье…» | Расширять представления детей о коллективном ведении домашнего хозяйства Знакомство детей с культурой и семейными традициями национальности чуваши. Воспитывать внимание и заботу о членах семьи | Беседа на тему: «Мои домашние обязанности». Организуется встреча детей с родителями Даши К., которые знакомят их с культурой и семейными традициями своей национальности (чуваши). Игра имитация: «Мамины помощники» Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». Чтение «Сердце матери» М. Скребцова | Фото выставка «Мамины помощники» |
Апрель «У нас здоровая семья» | Формировать знания детей о здоровье членов семьи, вызвать желание вести здоровый образ жизни. Знакомство детей с культурой и семейными традициями русских. Приобщение родителей воспитанников к активному участию в жизни группы. | Беседа «Как заботятся о заболевшем родственнике» Изготовление модели - схемы «Чтобы быть здоровым…». Организуется встреча детей с родителями Насти Н., которые знакомят их с культурой и семейными традициями своей национальности (русские). Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Больница». | Организация выставки «Любимый вид спорта нашей семьи» |
Май «Мы одна семья» | Формировать у детей обобщённое представление о семье. Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к близким людям. | Мероприятие «Фестиваль семейной национальной культуры» |
3 этап (заключительный)
Цель: Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме мероприятия «Фестиваль семейной национальной культуры», в рамках которого проходила выставка «Любимое национальное блюдо нашей семьи», организован показ «Национальный костюм» и «Танец моего народа».
1. Дети знают:
- прошлое своей семьи, могут составить рассказ о членах своей семьи;
- в своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как «уютный дом», «родной дом», «мои родственники» и др.;
- приобрели представления об общечеловеческих ценностях;
- научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям пожилого возраста;
2. В процессе работы над проектом я, как и дети подробно изучила семьи воспитанников с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Оценка результатов:
Я считаю, что главным критерием эффективности данного проекта должна стать активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей не только о традициях своей семьи и своего народа, но и о культуре и традициях семей других национальностей и это способствует дружеским, теплым взаимоотношениям между детьми.
Заключение.
Проектная деятельность всегда мотивирует всех участников проекта, объединяет содержание разных образовательных отраслей в рамках решения задач проекта. У детей появился интерес к возникновению родной семьи, приобретение знаний о некоторых семейных традициях и культуре разных национальностей. Также появилось чувство гордости за родную семью, проявление уважения к своим домочадцам, уважение к традициям семей других национальностей.
За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о её членах, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Так же теперь дети знают о культуре и традициях воспитания в семьях других национальностей.
Верится, что благодаря этому проекту укрепятся не только детско-родительские отношения, но и отношения между сверстниками разных национальностей, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что теперь мы вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Список использованной литературы.
- Купецкова Е.Ф., «Семьеведение» парциальная образовательная программа для дошкольных образовательных организаций:- Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2016.
- https://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/pedagogicheskij-proekt-detskij-sad-semya.html
- Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
- Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение
- Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни "Музыкальная ритмика"
Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни "Музыкальная ритмика" (развитие музыкальности детей седьмого года жизни посредством музыкально-ритмической деятельности)...
Научно-практическая статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»
Данный материал направлен на формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни, на бережное отношение к природе и окружающему миру....
Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию детей седьмого года жизни. Тема Что есть и чего не должно быть в почве".
Конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию....
НОД по ФЭМП у детей седьмого года жизни с ФФНР. «Математический тур с Незнайкой».
Обучение детей решению арифметических задач, ориентировки в пространстве, во времени, пониманию отношений между числами натурального ряда....
Протокол родительского собрания на начало учебного года в логопедической группе старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) .Особенности психофизического развития детей седьмого года жизни. Задачи воспитания и обучения.
Учитель-логопед Марина Петровна познакомила родителей с основными направлениями работы по коррекции речи в старшей подготовительной группе (от 6 до 7 лет); рассказала об особенностях речевого развития...
Презентация на тему «Расширение представлений детей седьмого года жизни о рациональном питании как основе здорового образа жизни»
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) воспитателя...