Проект для детей седьмого года жизни «Моя семья»
проект (подготовительная группа)

Михалкина Наталья Александровна

Материал предназначен для воспитателей ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_detey_sedmogo_goda_zhizni_moya_semya.docx579.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 3 г. Сердобска

ПРОЕКТ

 для детей седьмого года жизни

«Моя семья»

Воспитатель:

Н.А. Михалкина

Сердобск

Паспорт проекта «Моя семья»

Вид проекта: информационно – творческий

По количеству участников: коллективный (воспитатели группы, дети, родители)

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май)

Актуальность.

В современном обществе все чаще  стало проявляться агрессивное поведение детей в отношение к национальным меньшинствам. По результатам  проведенных исследований выяснилось, что с увеличением возраста детей из нацменьшинств, увеличивается и интолерантное отношение к ним среди сверстников – если в детском саду с таким явленим сталкивается только 9% детей, то в начальной школе это количество возрастает до 28%. Но это касается только пассивных форм (отказ принять в игру, выступать в одной команде, сидеть за одной партой и т.д.)

Семья  и дошкольное учреждение –  два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство само ценности, появляются ценностные ориентации  и мировоззрение. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиции, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.

 В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими  детьми и взрослыми, проявлять собственную  активность, получает всестороннее  образование.

Педагогам и родителям необходимо проводить совместную работу по восприятию людей другой национальности ещё до того как ребенок впервые встретит её представителя. Не секрет, что часто взрослые просто не догадываются о том, что дети нуждаются в объяснении тезиса «Все люди разные».
Кроме того, важно учить ребенка адекватно проявлять свои чувства и решать конфликты, с кем бы они ни возникали – со сверстниками своей или чужой культуры. В этом случае детям из национальных меньшинств будет проще проявлять свою культурную идентичность, а значит и обогащать культурное поле других народов.

Детей дошкольного возраста необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, не только своей национальности, но и знакомить с культурой других  народов проживающих рядом. Если ребенок уже с раннего возраста буде иметь представления о культуре, традициях представителях других национальностей, то будет менее агрессивно настроен в отношении них.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы и формы работы с детьми,  причем такие, которые не казались бы детям скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли  мировоззрение детей содержанием. Одним из таких  методов является проектная деятельность

 

Проблема  в нашей группе  воспитываются дети разных национальностей и уже  сейчас стало проявляться негативное отношение к  детям нацменьшинств. Для того чтобы изменить отношения к сверстникам других национальностей и в последующем уже в школе  не возникало агрессии к детям нацменьшинств, я решила организовать и реализовать на базе нашей группы проект «Моя семья».

За основу при  написании проекта я взяла парциальную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций «Семьеведение», автором которой является Елена Федоровна Купецкова.

Цель проекта:

Сплочение детей в многонациональном коллективе, через знакомство с традициями и культурой семей  разных национальностей.

Задачи:

1. Закреплять у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье;

2. Формировать представления о родственных отношениях;

3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках народов разных национальностей;

4. Формировать представление о том, что какой бы национальности не был человек семья – это  главное в его жизни;

5. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.

6. Воспитывать интерес к своей родословной;

7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Условия реализации проекта:

  1. Интеграция и дифференциация взаимодействия ДОУ и родителей с содержанием основной общеобразовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.
  2. Наличие теоретических и практических и практических знаний у педагогов
  3. Накопление, систематизация материалов по взаимодействию ДОУ и семьи.
  4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.

Планируемый результат со стороны детей:

  • знают семейные традиции, праздники и участвуют в них;
  • овладение установкой положительного отношения к людям разных национальностей, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других;
  • сформирован интерес к познанию истории своей семьи.

Планируемый результат со стороны педагога:

  • активизируется поисковая деятельность;
  • установятся доверительные и партнёрские отношения с родителями;
  • создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.

Планируемый результат со стороны родителей:

  • повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы;
  • повысится педагогическая культура родителей;
  • заинтересованность родителей в продолжение сотрудничества.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы,  подборка и изучение литературы.

2 этап – основной: Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) включает в себя совершенствование содержания предметно-игровой среды группы, насыщение развивающим материалом по семейному воспитанию. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми. Организация взаимодействия с родителями.

3 этап – заключительный: презентация проекта.

Содержание этапов

1 этап: подготовительный

Цель: Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники  группы, педагоги, родители. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.

2 этап: основной

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Развитие интереса к культуре и семейным традициям людей других национальностей. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.

Перспективное тематическое планирование работы по проекту «Моя семья»

Месяц

тема

Задачи

Совместная деятельность

Работа с родителями

Сентябрь

Определить цель и основные задачи проекта, участники проекта, содержание проекта, разработать перспективный план.

Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства.

1. Анализ методической и художественной литературы по данной теме.

2. Наблюдения детей за любимыми занятиями мамы и папы, за приготовлениями любимых блюд, за проведением праздников в семье.

3. Рассказ родителей детям о традициях в своей семье, любимых занятиях членов семьи, любимых видов отдыха.

4. Знакомство с пословицами о семье.

Октябрь

«Я и моя семья»

Знакомство детей  с культурой и семейными традициями    национальности курды.

Формировать у детей интерес к своей семье.

Воспитывать любовь и уважение к близким людям

Развивать диалоговую речь, внимание и память. Приобщение родителей воспитанников к активному участию в жизни группы.

Беседа с детьми о членах семьи  и оформление  семейного фото альбома «Я и моя семья».

Организуется встреча детей  с родителями Руслана Д., которые знакомят их с культурой и семейными традициями своей национальности (курды)

Дидактические игры: «Передай свое тепло другому», «Назови ласково»

Чтение рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».

Папка-передвижка: «Традиции моей семьи»

Ноябрь

«Моя дружная семья»

Закреплять представления детей о составе своей семьи.

Знакомство детей  с культурой и семейными традициями    национальности мордва.

Приобщение родителей воспитанников к активному участию в жизни группы.

Рисование членов семьи, с последующей организацией выставки для родителей «Узнай себя».

Организуется встреча детей  с родителями Богдана С., которые знакомят их с культурой и семейными традициями своей национальности (мордва)

Сюжетно ролевая игра «Моя семья»

Чтение стихотворений Р. Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой».

Создание газеты "Члены моей семьи".

Декабрь

«Моя семья – моё богатство»

Знакомство детей  с культурой и семейными традициями    национальности татары.

Развивать заботу и доброжелательное  отношение к членам семьи.

Расширять и уточнять представления детей о месте рождения, поддерживать интерес к родным местам.

Посещение фото выставки  с видами родного города.

Организуется встреча детей  с родителями Арины В., которые знакомят их с культурой и семейными традициями своей национальности (татары).

Рисование портретов членов семьи старшего поколения

Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.

Просмотр мультфильмов «Встречайте бабушку»,  «Мама для мамонтёнка».

Организация фото стенда «Родные места»

Январь

«Семейные традиции»

Расширять знания детей о семейных традициях.

Знакомство детей  с культурой и семейными традициями    национальности цыгане.

Развивать интерес к жизни своих близких.

Рассматривание фотографий   с детьми о прохождении праздника Новый  год, рассказ детей о том, как принято встречать Новый год у них дома.

Организуется встреча детей  с родителями Миланы Н., которые знакомят их с культурой и семейными традициями своей национальности (цыгане).

Чтение Агибалова Т. «В семейном кругу».

Выставка "Семейные увлечения".

Февраль

«Моя родословная»

Познакомить детей с понятием  словосочетания «моя родословная».

Знакомство детей  с культурой и семейными традициями    национальности чечены.

Развивать творческую активность детей, самостоятельность и инициативу.

Приобщение родителей воспитанников к активному участию в жизни группы.

Беседа на тему «Моя родословная»

 Организуется встреча детей  с родителями Руслана Х., которые знакомят их с культурой и семейными традициями своей национальности (чечены).

Дидактическая игра: «Моя семья. Составь цепочку»

 Чтение Л. Толстой

«Старый дед и внучек» Л. Толстой.

«У бабушки дрожат руки»

Выставка творческих работ «Генеалогическое де рево нашей семьи»

Март

«Труд в моей семье…»

Расширять представления детей о коллективном ведении домашнего хозяйства

Знакомство детей  с культурой и семейными традициями    национальности чуваши.

Воспитывать внимание и заботу о членах семьи

Беседа на тему: «Мои домашние обязанности».

Организуется встреча детей  с родителями Даши К., которые знакомят их с культурой и семейными традициями своей национальности (чуваши).

Игра имитация: «Мамины помощники» Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе».

Чтение «Сердце матери» М. Скребцова

 Фото выставка «Мамины помощники»

Апрель

«У нас здоровая семья»

Формировать  знания детей о здоровье членов  семьи, вызвать желание вести здоровый образ жизни.

Знакомство детей  с культурой и семейными традициями    русских.

 Приобщение родителей воспитанников к активному участию в жизни группы.

Беседа «Как заботятся о заболевшем родственнике»

Изготовление модели - схемы «Чтобы быть здоровым…».

Организуется встреча детей  с родителями Насти Н., которые знакомят их с культурой и семейными традициями своей национальности (русские).

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Больница».

Организация выставки «Любимый вид спорта нашей семьи»

Май

«Мы одна семья»

Формировать у детей обобщённое представление о семье.

Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к близким людям.

Мероприятие «Фестиваль  семейной национальной культуры»

3 этап (заключительный)

Цель: Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме мероприятия  «Фестиваль  семейной национальной культуры», в рамках которого проходила   выставка «Любимое национальное блюдо нашей семьи», организован показ «Национальный костюм» и «Танец моего народа».

1. Дети знают:

- прошлое своей семьи, могут составить рассказ о членах своей семьи;

- в своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как «уютный дом», «родной дом», «мои родственники» и др.;

- приобрели представления об общечеловеческих ценностях;

- научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям пожилого возраста;

2. В процессе работы над проектом я, как и дети подробно изучила семьи воспитанников с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.

Оценка результатов:

Я считаю, что главным критерием эффективности данного проекта  должна стать активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей не только о традициях своей семьи и своего народа, но и о культуре и традициях  семей других национальностей и это способствует дружеским, теплым взаимоотношениям между детьми.

Заключение.

Проектная деятельность всегда мотивирует всех участников проекта, объединяет содержание разных образовательных отраслей в рамках решения задач проекта. У детей появился интерес к возникновению родной семьи, приобретение знаний о некоторых семейных традициях и культуре разных национальностей. Также появилось чувство гордости за родную семью, проявление уважения к своим домочадцам,  уважение к традициям семей других национальностей.

За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о её членах, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Так же теперь дети знают о культуре и традициях воспитания в семьях других национальностей.

Верится, что благодаря этому проекту укрепятся  не только детско-родительские отношения, но и отношения между сверстниками разных национальностей, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.

Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что теперь мы вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Список использованной литературы.

  1. Купецкова Е.Ф., «Семьеведение» парциальная  образовательная программа для дошкольных образовательных организаций:- Пенза, ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2016.
  2. https://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/pedagogicheskij-proekt-detskij-sad-semya.html
  3. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
  4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение
  5. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни "Музыкальная ритмика"

Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни "Музыкальная ритмика" (развитие музыкальности детей седьмого года жизни посредством музыкально-ритмической деятельности)...

Научно-практическая статья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»

Данный материал направлен на формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни, на бережное отношение к природе и окружающему миру....

НОД по ФЭМП у детей седьмого года жизни с ФФНР. «Математический тур с Незнайкой».

Обучение детей решению арифметических задач, ориентировки в пространстве, во времени, пониманию отношений между числами натурального ряда....

Протокол родительского собрания на начало учебного года в логопедической группе старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) .Особенности психофизического развития детей седьмого года жизни. Задачи воспитания и обучения.

Учитель-логопед Марина Петровна познакомила родителей с основными направлениями работы по коррекции речи в старшей подготовительной группе (от 6 до 7 лет); рассказала об особенностях речевого развития...

Презентация на тему «Расширение представлений детей седьмого года жизни о рациональном питании как основе здорового образа жизни»

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) воспитателя...