Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни "Музыкальная ритмика"
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) по теме

Подборнова Екатерина Сергеевна

Программа по дополнительному образованию детей седьмого года жизни "Музыкальная ритмика" (развитие музыкальности детей седьмого года жизни посредством музыкально-ритмической деятельности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu.doc246 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Принято:                                                             Утверждено:

педагогическим советом                                          приказом заведующей

МКДОУ детского сада                                                МКДОУ детского сада

общеразвивающего вида № 2                                  общеразвивающего вида № 2

с приоритетным осуществлением                          с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-                                   деятельности по художественно-

эстетическому развитию детей                                     эстетическому развитию детей

Протокол № 1 от  31.08.2012 г.                                   № 32  от 31.08.2012 г.

Программа

по дополнительному образованию детей седьмого года жизни «Музыкальная ритмика»

 

Развитие музыкальности детей

старшего дошкольного возраста

посредством музыкально-ритмической деятельности

Составитель: Подборнова Екатерина Сергеевна,

музыкальный руководитель

МКДОУ детского сада

общеразвивающего вида № 2

с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-

эстетическому развитию детей

г. Красноуфимск

2012 год


Содержание

Пояснительная записка

3

Содержание курса

6

Календарно-перспективный план

8

Требования к уровню подготовки воспитанников

17

Методика выявления уровня музыкально-ритмических способностей

18

Список литературы

20


Пояснительная записка

Единство музыки, движения и слова является исторически обоснованным явлением, в древности оно составляло синтетическую основу искусства. Синтез музыки и движения нашел свое отражение в теории воспитания Платона. В своей работе «Законы» он описывает форму этого синтеза, представляя ее как специфический вид искусства, своеобразие которого связано с выражением чувственной сферы человека.

В педагогической реальности синтез музыки и движения нашел свое воплощение в таких понятиях, как «ритмика», «ритмическая гимнастика», «эвритмия», «свободное движение». Ритм в содержании этих понятий выступает как организующее и объединяющее начало. Появление этих терминов связано с развитием «нового искусства движения». Создателем новой концепции движения стал французский педагог и композитор Ф. Дельсарт (1811-1871).

Понятие ритмика (от греч. rhythmos – порядок движения) прочно вошло в педагогику. Это понятие используют в названии школьного урока или обозначении формы музыкальной деятельности детей. Ритмика связана с именами Э. Жака-Далькроза, А. Аппиа (Швейцария), А. Дункан (США), Р. Штайнера (Германия), Г. Крэга (Великобритания): в их педагогических разработках музыкальная форма соединилась с пластикой движения. Поиск эффективных форм, методов воплощения синтеза музыки и движения продолжался на всех исторических этапах развития музыкальной педагогики.

К. Орф дополнил синтез музыки и движения словом, разработав на основе этого тройственного союза свою концепцию музыкального воспитания детей. Ее стержнем стал ритм. По мнению К. Орфа, именно ритмическая сторона должна стать начальной ступенью музыкального воспитания человека.

В настоящее время  наблюдается особый интерес к теории и практике  музыкального движения. Видимо, это не случайно: танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.

Программа «Ритмика» (Развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности) разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года) и предназначена для работы с детьми от 6 до 7 лет.

В основу программы легли методики Э. Жака-Далькроза, К. Орфа, а так жн А.И. Бурениной, Г.А Колодницкого, Т.И. Суворовой и других авторов, занимающихся вопросами музыкально-ритмического воспитания детей.


Программа в целом направлена на выявление, раскрытие и развитие художественных способностей каждого воспитанника, развитие  музыкально-ритмической деятельности, приобщение к музыкальному искусству, развитие интеллектуальных и личностных качеств.

Задачи курса:

Развитие у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей, творческого потенциала.

Развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои оригинальные движения, развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.

Формирование навыков основных танцевальных движений.

Формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.

Программа:

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

соответствует критерию полноты, позволяя решать поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.

Программа составлена на основе принципа интеграции межпредметных связей с областями: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация».

Общий объем программы рассчитан в соответствии с возрастом детей, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на:

образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с семьями воспитанников.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю и индивидуально в свободное время и во вторую половину дня. Продолжительность занятия –  30 минут. Общее количество учебных занятий в год: 33 занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными  особенностями детей.


Педагогический анализ (диагностика) проводится  2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Методика выявления уровня музыкально-ритмических способностей разработана на основе методик А.Н. Зиминой и  А.И. Бурениной.

Цель диагностики: выявление уровня музыкально-ритмических способностей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Данная программа предполагает работу с воспитателями и родителями в виде:

проведения родительских собраний;

консультаций, бесед, рекомендаций;

семинаров-практикумов;

анкетирования;

информационных стендов;

совместных праздников и развлечений.

Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы, является участие в различных городских конкурсах и фестивалях, а так же в концертах, развлечениях и праздниках, проводимых внутри детского сада.


Содержание курса

Возрастные особенности детей седьмого года жизни уже позволяют осваивать достаточно сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые  образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.

Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:

музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;

пляски: парные народно-тематические;

игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;

хороводы; построения, перестроения;

упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;

задания на танцевальное и игровое творчество.

Структура занятия состоит из трех частей:

I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 5 минут.

II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – почти 3/4 общего времени занятия (20 минут).

III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 5 минут.

Драматургия занятия, где содержанием является музыкально-ритмическая деятельность ребенка, разворачивается как взаимообусловленная последовательность взаимосвязанных этапов: подготовка, обучение, проработка, контроль, закрепление.

Подготовка, или практическое восприятие – главной задачей является непосредственная подготовка к дальнейшему процессу продуктивной деятельности, подготовка может осуществляться как исполнение различных музыкальных приветствий, с текстом, с делением на слоги, с движением, в образе.


Обучение – этап совместного учения как ребенка, так и педагога. Дети на данном этапе осваивают новые исполнительские приемы, результатом чего должно стать формирование нового знания, умения, навыка.

Проработка, или практический анализ – этап, на котором применяются уже знакомые произведения, упражнения, навыки. В них совершенствуются координация движений, пластика, создается исполнительский образ.

Контроль – этап, связанный с самооценкой. В сознании и памяти ребенка необходимо закрепить полученный результат. В музыкально-ритмической деятельности важной задачей является развитие мышечной памяти: чем меньше ребенок будет задумываться над техникой своих действий, тем большую исполнительскую свободу

Закрепление, или творческое моделирование – на данном этапе ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.

Календарно-тематический план

Тема: «Разноцветная осень» (сентябрь)

Раздел занятия

Программное содержание

Репертуар

Вводная часть – приветствие, разминка

Цель – раскрепостить детей психологически и физически; развивать музыкальность, мягкость, плавность движений рук, гибкость, координацию движений.

Программные задачи: варьировать движения в момент произнесения своего имени; познакомить с понятием «импровизация движений с текстом».

 «Кто я?»

Комплекс общеразвивающих упражнений «Осенний марафон» (муз. А. Петрова)

Музыкально-ритмические упражнения

Упражнения с обручем

Цель – научить ощущать метрическую и долевую пульсацию, почувствовать жанровую основу музыкальных произведений.

Программные задачи: освоить способы обращения с обручем, ощущать фразы, предложения, музыкальные периоды; освоить метрическую и долевую пульсацию в жанре вальса, осознавая изменения темпа пьесы.

Различные способы обращения с обручем (катание, вращение, прыжки в обруч и из него и др.)

Французский вальс «Над крышами Парижа»

 Э. Берттольф «Прогулка»

Танцевальные композиции

Цель – раскрыть музыкальность ребенка и помочь познать своеобразие содержания музыкального произведения.

Программные задачи: развивать образность и выразительность движений; согласовывать все движения с музыкой; начинать движение сразу после музыкального вступления; реагировать на изменение музыкальных фраз; следить за четкостью, ритмичностью, выразительностью исполнения движений.

Танец «Капризные зонты» (сл. и муз. Е.Шмаков)

Танец «Дождинка» (муз. Г. Радуга)

Игры-инсценировки

Сюжетно-ролевые игры-инсценировки

Цель – пробуждать в детях творческую фантазию при исполнении ролей игр.

Программные задачи: научить детей вести диалог и при этом соблюдать ритм произнесения текста; познакомить детей с темпами (медленным, умеренным и оживленным); ощущать и осознанно определять смену темпов от эпизода к эпизоду.

Игра «Белые гуси» (муз. М. Красева)

Игра «Паровоз» (муз. Г. Эрнесакса)

Творческие задания, заключительная часть

Цель – осознание и закрепление результатов своей работы на занятии.

Программные задачи: научить получать удовольствие от исполнения; сочинить небольшую танцевальную композицию (1-2 движения) с текстом прощания («До свидания»).

Импровизации с поклоном

Импровизации с обручем

Интеграция с другими областями

«Коммуникация» - Расширять словарный запас детей хореографическими терминами.

«Чтение художественной литературы» - Стихотворение Д. Герасимовой «Яркими красками листья сверкают», стихотворение А.Марка «Зонтик».

 «Физическая культура» - Пальчиковая гимнастика «Под горою вырос гриб».

«Социализация» - Развивать уверенность в себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность.

Работа с воспитателями и родителями: родительское собрание по вопросам требований к занятиям и техники безопасности на занятиях, информационные буклеты и стенды, анкетирование, индивидуальные консультации по желанию родителей.

Показательные результаты освоения программы: использование разученных танцев и упражнений на интегрированных занятиях.

Тема: «Разноцветная осень» (октябрь)

Раздел занятия

Программное содержание

Репертуар

Вводная часть – приветствие, разминка

Цель – развивать музыкальность, гибкость и пластичность.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Дорогой длинною» (аран. Ф. Гойн)

Музыкально-ритмические движения и упражнения

Упражнения с мячом

Цель – ощутить метрическую пульсацию через движения с мячом.

Программные задачи: ощущать акцент на сильную долю; ощущать музыкальную фразу, метрическую пульсацию через движения с мячом, в размере ¾.

 «Мой веселый мяч»

Л. Бетховен «Лендлер»

А. Гречанинов «Вальс»

Танцевальные композиции

Цель – раскрыть музыкальность ребенка и помочь познать своеобразие содержания музыкального произведения.

Программные задачи: познакомить детей с танцем кадриль и ритмом плясового шага в этом танце; усвоить стиль исполнения задорной кадрили; развивать образность и выразительность движений; согласовывать все движения с музыкой; следить за ритмичностью, выразительностью исполнения движений.

Танец «А ты меня любишь?» (муз. Д. Барановой)

Танец «Разноцветная игра» (муз. Б. Савельева)

Игры-инсценировки

Общеразвивающие игры

Цель – укреплять психологическое здоровье, снять у ребенка внутренние зажимы, способствовать решению проблем с общением, проявлению лидерских качеств.

Программные задачи: развивать зрительный и слуховой контакт, стимулировать детей к участию в совместной работе; развивать терпение, уверенность в собственных возможностях, содействовать групповому сотрудничеству и пониманию.

Игра «Музыкальное приветствие»

Игра «Время соло»

Творческие задания, заключительная часть

Цель – осознание и закрепление результатов своей работы на занятии.

Программные задачи: научить получать удовольствие от исполнения; сочинить небольшую танцевальную композицию (1-2 движения) с текстом прощания («До свидания»).

Импровизации с мячом

Импровизации с поклоном

Интеграция с другими областями

«Коммуникация» - Расширять словарный запас детей хореографическими терминами.

«Чтение художественной литературы» - Стихотворение Т. Боковой «Праздник урожая».

«Физическая культура» - Гимнастика для глаз «Вот стоит осенний лес», физминутка «Ежик».

«Социализация» - Развивать уверенность в себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность.

Работа с воспитателями и родителями: информационные буклеты и стенды, проведение праздника Осени, индивидуальные консультации и беседы с воспитателями и родителями по вопросам ритмического воспитания (по желанию родителей).

Показательные результаты освоения программы: показ танцев на празднике Осени.

Тема: «Моя Россия» (ноябрь)

Раздел занятия

Программное содержание

Репертуар

Вводная часть – приветствие, разминка

Цель – развивать мягкость, плавность движений рук, гибкость позвоночника.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Мельница» (муз. М. Леграна)

Музыкально-ритмические упражнения

Упражнения с мячом

Цель – ощутить метрическую пульсацию через движения с мячом.

Программные задачи: ощущать музыкальную форму (предложение, период), пульсацию на сильную долю такта, начало и окончание музыкальной фразы, метрической и долевой пульсации.

«Экосез» (муз. Ф. Шуберта)

«В садике» (муз. С. Майкапар)

Танцевальные композиции

Цель – раскрыть музыкальность ребенка и помочь познать своеобразие содержания музыкального произведения.

Программные задачи: развивать образность и выразительность движений; согласовывать все движения с музыкой; следить за плавностью, мягкостью, выразительностью исполнения движений.

Танец «Кадриль» (муз. В. Темнова)

Танец с расписными платками «Барыня» (РНМ)

Игры-инсценировки

Фольклорные игры

Цель – помочь ребенку войти в мир традиционной народной культуры, приобщиться к историческому прошлому своей страны и стать носителем этой культуры.

Программные задачи: познакомить детей с обрядовым выборным хороводом и с основным простым хороводным шагом; помочь освоить хороводный шаг, ощутить пульсацию долей, воспитывать командный дух; помочь ощутить долевую и внутридолевую пульсацию в шаге, воспитывать инициативность.

Игра «По-за городом гуляет»

Игра «Тетера»

Игра «Чиж»

Творческие задания, заключительная часть

Цель – осознание и закрепление результатов своей работы на занятии.

Программные задачи: научить получать удовольствие от исполнения; сочинить небольшую танцевальную композицию (1-2 движения) с текстом прощания («До свидания»).

Импровизация с мячом

Интеграция с другими областями

«Коммуникация» - Расширять словарный запас детей хореографическими терминами.

«Чтение художественной литературы» - Стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края», В. Бокова «Какая наша Родина!»

«Физическая культура» - Физминутка «Здравствуй!»

«Социализация» - Воспитывать чувства патриотизма, любви и уважения к своей стране – России.

Работа с воспитателями и родителями: индивидуальные беседы и консультации по желанию родителей.

Показательные результаты освоения программы: использование разученных танцев и упражнений на интегрированных занятиях.

Тема: «Зимние забавы» (декабрь)

Раздел занятия

Программное содержание

Репертуар

Вводная часть – приветствие, разминка

Цель – развивать чувство ритма, координацию, ловкость и точность движений, способность к импровизации.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Утро» (муз. А. Петрова)

Музыкально-ритмические упражнения

Упражнения с ритмоформулами

Цель – развивать метроритмические ощущения, творческое мышление, слуховую реакцию на средства музыкальной выразительности, навыки адекватного слышания элементов музыкального текста, его стилевых и жанровых особенностей.

Программные задачи: находить движения, адекватные художественному содержанию текста; осознавать длительности движений (простой шаг на четверть, шаги на полупальцах на восьмые, присед на половинные); осознавать начало и конец фразы; ощущать долевую пульсацию в размере 2/4.

«Баба сеяла горох»

Имена

Танцевальные композиции

Цель – раскрыть музыкальность ребенка и помочь познать своеобразие содержания музыкального произведения.

Программные задачи: развивать творческую фантазию детей, умение импровизировать движения; согласовывать все движения с текстом песни и музыкой; развивать образность и выразительность движений; следить за ритмичностью.

Танец «Три белых коня» (Е. Крылатов)

Танец звездочек «В ритме танца» (А. Гросу)

Игры-инсценировки

Сюжетно-ролевые игры-инсценировки

Цель – пробуждать в детях творческую фантазию при исполнении ролей игр.

Программные задачи: ощущать долевую пульсацию; пробуждать в детях творческую фантазию (сочинение характеристик – белого и черного кота, вступления и заключения к песне).

Игра «Мышка» (муз. Т. Попатенко)

Игра «Два кота»

Игра «Теремок»

Творческие задания, заключительная часть

Цель – осознание и закрепление результатов своей работы на занятии.

Программные задачи: научить получать удовольствие от исполнения; сочинить небольшую танцевальную композицию (1-2 движения) с поклоном в конце.

Импровизация с поклоном

Интеграция с другими областями

«Коммуникация» - Расширять словарный запас детей хореографическими терминами.

«Чтение художественной литературы» - Стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит...».

«Физическая культура» - Пальчиковая гимнастика «Снежок».

«Социализация» - Развивать уверенность в себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность; формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками.

Работа с воспитателями и родителями: родительское собрание по вопросам подготовки танцевальных костюмов к новогоднему празднику, повторное анкетирование с целью выявления заметных положительных сдвигов в ритмическом и в целом в музыкальном развитии детей, заинтересованности родителей в освоении детьми программы.

Показательные результаты освоения программы: показ танцев на новогоднем празднике.

Тема: «Зимние забавы» (январь)

Раздел занятия

Программное содержание

Репертуар

Вводная часть – приветствие, разминка

Цель – развивать чувство ритма, координацию, ловкость движений, красивую осанку, гибкость и пластичность.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Танцкласс» (муз. Ф. Лоу)

Музыкально-ритмические упражнения

Упражнения с обручем

Цель – научить ощущать метрическую и долевую пульсацию, почувствовать жанровую основу музыкальных произведений.

Программные задачи: ощущать фразы, предложения, музыкальные периоды; освоить метрическую и долевую пульсацию в жанре вальса, осознавая изменения темпа пьесы.

Французский вальс «Над крышами Парижа»

 Э. Берттольф «Прогулка»

Литовская народная полька

Танцевальные композиции

Цель – раскрыть музыкальность ребенка и помочь познать своеобразие содержания музыкального произведения.

Программные задачи: усвоить стиль исполнения русской плясовой, движения рук и ног, характерные движения, ритм шага; развитие творческой фантазии детей; развивать образность и выразительность движений; следить за ритмичностью.

Танец «Валенки» (РНП)

Танец принцесс «А я не хочу» (муз. М. Дунаевского)

Игры-инсценировки

Фольклорные игры

Цель – помочь ребенку войти в мир традиционной народной культуры, приобщиться к историческому прошлому своей страны и стать носителем этой культуры.

Программные задачи: освоить динамику – от пиано до форте; усвоить в процессе игры переход от умеренного темпа в запеве песни к оживленному – в припеве, усвоение ритмической группы с шестнадцатыми; формировать коллективный дух; взаимодействовать в коллективе играющих с соблюдением ритма реплик; познакомить с обрядом.

«Медведь»

«Заинька-серенький»

«Кострома»

Творческие задания, заключительная часть

Цель – осознание и закрепление результатов своей работы на занятии.

Программные задачи: научить получать удовольствие от исполнения; сочинить небольшую танцевальную композицию (1-2 движения) с текстом прощания («До свидания»).

Импровизация с обручем

Интеграция с другими областями

«Коммуникация» - Расширять словарный запас детей хореографическими терминами.

«Чтение художественной литературы» - Стихотворение В. Гаевской «Валенки».

«Физическая культура» - Пальчиковая гимнастика «Снежок», физминутка «Зима настала».

«Социализация» - Развивать уверенность в себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность; формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками.

Работа с воспитателями и родителями: информационные буклеты и стенды, индивидуальные консультации и беседы с воспитателями и родителями.

Показательные результаты освоения программы: использование разученных танцев и упражнений на интегрированных занятиях.


Тема: «Якоря на ленточках» (февраль)

Раздел занятия

Программное содержание

Репертуар

Вводная часть – приветствие, разминка

Цель – развивать мягкость и плавность движений рук, гибкость и пластичность всего тела.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Голубая вода» (муз. П. Мориа)

Музыкально-ритмические упражнения

Упражнения с лентой

Цель – помочь ощутить метрические доли, осознать жанровое своеобразие вальса.

Программные задачи: помочь детям ощутить жанр вальса и его отличительные признаки, осознать 2-х частность музыки песни-вальса (запев и припев), ощутить в размере ¾ всех видов пульсации через движения с лентой.

Ф. Шуберт «Вальс» (си минор)

Вальс «Амурские волны»

Танцевальные композиции

Цель – раскрыть музыкальность ребенка и помочь познать своеобразие содержания музыкального произведения.

Программные задачи: развивать образность и выразительность движений; согласовывать все движения с музыкой; следить за ритмичностью, выразительностью исполнения движений.

«Морячка» (О. Газманов)

Игры-инсценировки

Общеразвивающие игры

Цель – укреплять психологическое здоровье, снять у ребенка внутренние зажимы, способствовать решению проблем с общением, проявлению лидерских качеств.

Программные задачи: мотивировать детей к активному участию, пробуждать фантазию в движениях; развивать навыки невербального общения, зрительный контакт; помогать групповому взаимодействию, развивать осязательную чувствительность.

«Садовник»

«Дирижер»

«Телефонная линия»

Творческие задания, заключительная часть

Цель – осознание и закрепление результатов своей работы на занятии.

Программные задачи: научить получать удовольствие от исполнения; сочинить небольшую танцевальную композицию (1-2 движения) с текстом прощания («До свидания»).

Импровизации с лентами

Интеграция с другими областями

«Коммуникация» - Расширять словарный запас детей хореографическими терминами.

«Чтение художественной литературы» - Стихотворение А. Усачёва «Морская история».

«Физическая культура» - Физминутка «Корабли».

«Социализация» - Развивать уверенность в себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность.

Работа с воспитателями и родителями: индивидуальные беседы и консультации по желанию родителей.

Показательные результаты освоения программы: показ танцев на празднике 23 февраля.


Тема: «Мамин праздник» (март)

Раздел занятия

Программное содержание

Репертуар

Вводная часть – приветствие, разминка

Цель – развивать музыкальность, гибкость, пластичность, координацию движений.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Жаворонок» (муз. П. Мориа)

Музыкально-ритмические упражнения

Упражнения с лентой

Цель – помочь ощутить метрические доли, осознать жанровое своеобразие вальса.

Программные задачи: помочь детям ощутить жанр вальса и его отличительные признаки, осознать 2-х частность музыки песни-вальса (запев и припев), ощутить в размере ¾ всех видов пульсации через движения с лентой.

Ф. Шуберт «Вальс» (си минор)

Вальс «Амурские волны»

Танцевальные композиции

Цель – раскрыть музыкальность ребенка и помочь познать своеобразие содержания музыкального произведения.

Программные задачи: развивать творческую фантазию детей, умение импровизировать движения; согласовывать все движения с текстом песни и музыкой; развивать образность и выразительность движений; следить за ритмичностью.

Танец «В горнице» (РНП)

Танец «Пять февральских роз» (муз. В. Цветкова)

Игры-инсценировки

Сюжетно-ролевые игры-инсценировки

Цель – пробуждать в детях творческую фантазию при исполнении ролей игр.

Программные задачи: научить двигаться в характере того персонажа, которого изображает ребенок; темп движений соответствует метрической, долевой или внутривидовой пульсации; ощущать пульсацию – метрическую, долевую и внутривидовую; развивать творческое воображение.

«Тень-тень»

«Колобок»

Творческие задания, заключительная часть

Цель – осознание и закрепление результатов своей работы на занятии.

Программные задачи: научить получать удовольствие от исполнения; сочинить небольшую танцевальную композицию (1-2 движения) с текстом прощания («До свидания»).

Импровизация с лентой

Интеграция с другими областями

«Коммуникация» - Расширять словарный запас детей хореографическими терминами.

«Чтение художественной литературы» - Стихотворение Тютчева «Весенние воды».

«Физическая культура» - Пальчиковая гимнастика «Цветы».

«Социализация» - Развивать уверенность в себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность.

Работа с воспитателями и родителями: информационные стенды и буклеты, индивидуальные беседы и консультации по желанию родителей.

Показательные результаты освоения программы: показ танцев на празднике 8 Марта.


Тема: «Солнечная капель» (апрель)

Раздел занятия

Программное содержание

Репертуар

Вводная часть – приветствие, разминка

Цель – развивать музыкальность, пластичность, умение согласовывать дыхание с движением рук и характером мелодии.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Под музыку Вивальди» (муз. С. Никитина)

Музыкально-ритмические упражнения

Упражнения с ритмоформулами

Цель – развивать метроритмические ощущения, творческое мышление, слуховую реакцию на средства музыкальной выразительности, навыки адекватного слышания элементов музыкального текста, его стилевых и жанровых особенностей.

Программные задачи: ощущать динамическое изменение музыки; освоить элементы музыкальной композиции произведения, научиться осознанно вычленять фразу, период, предложение, подвести детей к восприятию музыкального образа.

«Найди предмет»

«Марш» (муз. С. Прокофьева)

Танцевальные композиции

Цель – раскрыть музыкальность ребенка и помочь познать своеобразие содержания музыкального произведения.

Программные задачи: развивать творческую фантазию детей, умение импровизировать движения; согласовывать все движения с текстом песни и музыкой; развивать образность и выразительность движений; следить за ритмичностью.

Танец «Солнечная капель» (муз. С. Соснина)

Игры-инсценировки

Фольклорные игры

Цель – помочь ребенку войти в мир традиционной народной культуры, приобщиться к историческому прошлому своей страны и стать носителем этой культуры.

Программные задачи: развивать навыки коммуникативного взаимодействия; формировать навыки творческой инициативы; развивать фантазию; стимулировать творческую активность детей при импровизации движений в игре.

Игра «У дедушки Трифона»

Игра «Свинья»

Игра «Идет коза по лесу»

Заключительная часть

Цель – осознание и закрепление результатов своей работы на занятии.

Программные задачи: научить получать удовольствие от исполнения; сочинить небольшую танцевальную композицию (1-2 движения) с поклоном в конце.

Импровизация с поклоном

Интеграция с другими областями

«Коммуникация» - Расширять словарный запас детей хореографическими терминами.

«Чтение художественной литературы» - Стихотворение А. Плещеева «Весна».

«Физическая культура» - Пальчиковая гимнастика «Цветы».

«Социализация» - Развивать уверенность в себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность.

Работа с воспитателями и родителями: индивидуальные беседы и консультации по желанию родителей.

Показательные результаты освоения программы: использование разученных танцев и упражнений на интегрированных занятиях.

Тема: «До свиданья, детский сад» (май)

Раздел занятия

Программное содержание

Репертуар

Вводная часть – приветствие, разминка

Цель – развивать чувство ритма, координацию, ловкость движений, красивую осанку, гибкость и пластичность.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Танцкласс» (муз. Ф. Лоу)

Музыкально-ритмические упражнения

Упражнения

Повторение всех ранее изученных упражнений, выбор упражнений по желанию детей.

Все изученные упражнения

Танцевальные композиции

Цель – раскрыть музыкальность ребенка и помочь познать своеобразие содержания музыкального произведения.

Программные задачи: развивать творческую фантазию детей, умение импровизировать движения; согласовывать все движения с текстом песни и музыкой; развивать образность и выразительность движений; следить за ритмичностью.

Танец «Маленькая страна» (сл. и муз. И. Николаева)

Танец с портфелями

Игры-инсценировки

Общеразвивающие игры

Цель – укреплять психологическое здоровье, снять у ребенка внутренние зажимы, способствовать решению проблем с общением, проявлению лидерских качеств.

Программные задачи: организовать детей на совместную деятельность; развивать внимание к музыкальному ритму, умение слушать и чувствовать ритм, умение в нужный момент перейти от активного слушания к активному исполнению.

«Прикосновение»

«Музыкальные шаги»

«Передай другому»

Творческие задания, заключительная часть

Цель – осознание и закрепление результатов своей работы на занятии.

Программные задачи: закрепить умение получать удовольствие от исполнения; сочинять небольшие танцевальные композиции с поклоном в конце.

Импровизации по желанию детей

Интеграция с другими областями

«Коммуникация» - Расширять словарный запас детей хореографическими терминами.

«Чтение художественной литературы» - Стихотворение В. Берестов «Портфель».

«Физическая культура» - Физминутка «Кто из пальчиков ловчее».

«Социализация» - Развивать уверенность в себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность.

Работа с воспитателями и родителями: итоговое анкетирование с целью определения результатов годовой работы по программе «Ритмика», отзывы, рекомендации родителей и воспитателей относительно программы в целом и занятий в частности, итоговый отчет по освоению программы на родительском собрании.

Показательные результаты освоения программы: отчетный концерт танцевального коллектива, показ танцев на выпускном празднике.

Требования к уровню подготовки воспитанников

Результатом развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности должно явиться выявление, раскрытие художественных (музыкально-ритмической деятельности) способностей каждого воспитанника, приобщение к музыкальному искусству.

К концу года дети:

Должны знать:

названия элементов различных танцев (шаг на носках, шаг польки, широкий и высокий бег, сильные поскоки, боковой галоп и др.),

названия различных танцевальных движений (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, переменный шаг, национальные присядки и др.)

основные позиции рук и ног;

Должны иметь представления:

об основных средствах музыкальной выразительности: темпе — разнообразном, а также ускорении и замедлении; динамике (усилении и уменьшении звучания, разнообразии динамических оттенков); регистре (высоком, среднем, низком);

о жанрах музыкальных произведений;

об особенностях и истории различных танцев (характер танца, его основные движения, как и где зародился танец, его первые исполнители и пр.).

Должны уметь:

выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

передавать основные средства музыкальной выразительности;

различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями);

ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в
несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.);

сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;

находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям;

выражать различные эмоции в мимике и пантомимике;


Методика выявления

 уровня музыкально-ритмических способностей

Методика выявления уровня музыкально-ритмических способностей разработана на основе методик А.Н. Зиминой и  А.И. Бурениной.

Проведение данной диагностики необходимо для:

выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;

проектирования индивидуальной работы;

оценки эффекта педагогического воздействия.

Цель диагностики: выявление уровня музыкально-ритмических способностей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе занятия в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

В процессе оценки параметров, определяющих уровень музыкально-ритмических способностей, используется 5-бальная шкала.

Параметры

Критерии

5 баллов

2-4 балла

0-1 балл

Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом (оценивается в процессе самостоятельного исполнения).

Движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами.

Передают только общий характер, темп и метроритм.

Движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а так же на счет и показ взрослого.

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции (оценивается по внешним проявлениям).

Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка (данный параметр не учитывается в среднем показателе):

Общительны, экстраверты, часто подпевают во время движения, после выполнения упражнения ждут оценки педагога.

Скованны, интроверты, бедная мимика, невыразительные движения, тревожны в эмоциональном фоне.

Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных музыкальных движений.

Выразительны в движениях, нестандартны в выборе пластических средств, увлечены процессом  движения под музыку.

Применяют уже знакомые движения в импровизации, но не могут придумать свои оригинальные «па».

Невыразительны в движениях, не заинтересованы в танцевальных импровизациях.


Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.

Правильно выполняют ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно.

Выполняют ритмическую композицию от начала до конца с некоторыми подсказками.

Затрудняются в исполнении композиции из-за рассеянности внимания.

Память – способность запоминать музыку и движения (музыкальная, двигательная, зрительная память).

Запоминают с 3-5 исполнений по показу.

Испытывают потребность в большем числе повторений.

Не способны запомнить последовательность движений.

Подвижность нервных процессов – скорость двигательной реакции на изменения музыки.

Исполнение упражнений соответствует музыке; подчиняют движения темпу, ритму, динамике.

Иногда отмечается небольшое запаздывание или торопливость в движениях.

Отмечается сильное запаздывание либо ускорение, торопливость в движениях

Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений, правильное сочетание рук и ног при ходьбе.

В движениях присутствует точность, ловкость, хорошая координация при выполнении упражнений.

Отмечается некоторое нарушение в точности, ловкости, координации.

Движения не точные, нарушена координация рук и ног при выполнении упражнений.

Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения.

Движения рук мягкие, пластичные, позвоночник достаточно гибок для выполнения несложных акробатических упражнений.

Отмечается некоторая угловатость в движениях.

Отсутствует мягкость и плавность в движениях рук, подвижность суставов, позвоночник не гибок, что затрудняет выполнение несложных акробатических упражнений.

В результате диагностики подсчитывается средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии музыкально-ритмических способностей ребенка и составляется график показателей развития.


Список литературы

Барабаш Л.Н. Хореография для самых маленьких / Л.Н. Барабаш. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002. – 108 с.

Барышникова Т. Азбука хореографии: Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий – СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС». – 256 с.: ил.

Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.

Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет: Пособие для музыкальных руководителей ДОУ. — М.: Издательство «Гном и Д», 2004. — 144 с.

Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ / Н.В. Зарецкая. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 128 с.: ил. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Ирванцова О.В. Очарование движением: Танцевально-ритмические композиции для детей дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. и общ. сред. образования/ О.В. Ирванцова. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. – 75 с.: ил.

Каплунова И., Новоскольцева И. Потанцуй со мной, дружок: методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов / И. Каплунова, И. Новоскольцева. – СПб: Невская НОТА, 2010. – 75 с.

Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-пресс, 2000. – 64 с.

Музыкальная ритмика: Учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина, Л.В. Стрепетова – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 112 с. – (Уроки мастерства).

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 г. № 655.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

Программа для дополнительного образования детей

Программа построена по тематическому признаку. Темы интегрированных НОД согласуются с программой логопедической коррекции. Основу программы составляет развитие содержательности, связности речи и совер...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей "Игровая ритмическая гимнастика"

Дополнительная оздоровительно – развивающая программа «Игровая ритмическая гимнастика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей младшего дошкольного возраста. В основу "Игровой ритмическ...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей кружка «Шалунишки» (ритмической пластики)

Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества  детей дошкольного возраста 5-7  лет на основе обязательного минимума содержания по музыкально-ритмическому развитию для...

Программа кружка дополнительного образования детей дошкольного возраста «Солёные завитушки»

Цель программы: создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.Задачи:1) Обучать приемам лепки из соленого теста  пр...

Городской 14 фестиваль детского творчества «Солнечный лучик» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, посвященного году театра («Волшебный мир театра»).

Четырнадцатый раз на сцене  ДДТ город  Донской проходит детский фестиваль  «Солнечный лучик». В этот раз все увидели  инсценировку, музыкальной сказки  «Дюйм...