Самообразование. «Сказкотерапия с использованием игр В.В.Воскобовича»
календарно-тематическое планирование

Баннюк Наталья Юрьевна

Гармоническое развитие эмоционально – личностной и интеллектуальной сфер у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokumentsamoobrazovanie_makushkina.docx65.85 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование.

«Сказкотерапия с использованием игр В.В.Воскобовича»

     «Важную роль в развитии воображения играют взрослые, организующие и направляющие деятельность ребенка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству».

(А.В.Запорожец)

     

        С раннего возраста мы читаем детям сказки. Дети любят их и с удовольствием слушают их. Сказкотерапия – самый детский метод психологии. Сказкотерапия  - это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальности.

       В период раннего детства идет интенсивное развитие интеллекта, ребенок  старается познать окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения с взрослыми и сверстниками. Поэтому в  этот период важно создать такую социальную среду, которая бы воздействовала  комплексно на его социальное и интеллектуальное развитие. Удачным сочетанием в такой среде представляет сочетание сказки и игры В.В.Воскобовича.

     В сказкотерапии развивающие игры В.В.Воскобовича  помогают и органично вписываются в структуру любого повествования. Элементы конструктора могут воспроизвести любой сказочный образ, а творческие задания стимулируют развитие зрительно-моторных координаций и пространственного мышления.

    Проживая вместе с ребенком сказку, мы должны не просто прочитать ее и понять сюжет. Ребенок в сказке проживает чувства и пытается понять черты характера персонажей. Ребенок «примеряет» на себя их поступки и выносит нравственную оценку. Выкладывая героев сказки с помощью игр В.В.Воскобовича, ребенок создает собственную иллюстрацию к сказке, создает своего рода «карту проживания» истории. У ребенка постепенно складывается эмоциональный образ эмоциональных обстоятельств и взаимоотношения действующих лиц.    

    Поэтому важно создать для ребенка развивающую среду, увлечь его развивающими играми, стимулировать его воображение, научить его составлять целостные образы. Сейчас не достаточно предложить детям игры, познакомить с технологиями, необходимо увлечь играми, научить работать с ними, чтобы самому придумывать образы и создавать их.

Младший возраст

Задачи ФГОС ДО

  • Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные.
  • Ребенок в сказке проживает чувства и пытается понять черты характера персонажей. Он «примеряет» на себя их поступки и выносит нравственную и эмоциональную оценку.
  • Создание героев сказки, как отрицательных, так положительных, из развивающих игр служит наглядному закреплению моральной оценки. Можно « отодвинуть» отрицательного героя в качестве демонстрации того, что мы не будем дружить с ним или как – то иначе «приглашать» в свою жизнь , либо создавая образ положительного героя, - сделать проекцию на себя.
  • Развивать социальный и эмоциональный интеллект  детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
  • Герои волшебных сказок наделены целым рядом нравственных качеств. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему моральных ценностей.
  • Помощь другу в создании сказочного образа, умение попросить о помощи и принять ее.
  • Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
  • Умению регулировать свои эмоции, добиваться цели, полагаться на себя и свои силы учат многие сказки.
  • Различные вариации заданий с одними и теми же играми учат детей саморегуляции собственных эмоций.
  • Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу  детей и взрослых в коллективе.
  • Родные сказки помогают ребенку понять принадлежность к своему роду, А совместное создание образов и персонажей сказки из развивающих игр объединяют детей, помогают ощутить единство.
  • Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
  • В « сказкотерапевтических  моментах» мы делаем акцент на важность труда даже самого маленького персонажа и могуществе коллективного труда.
  • Развивающие игры Воскобовича настолько вариативны, что, даже следуя инструкции, дети могут создать абсолютно новый образ.
  • Заложен ритуал успеха, после проделанной работы ребенок говорит «Я молодец»
  • Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
  • Специально  выделен цикл сказок о безопасности, а создание иллюстраций к таким сказкам посредствам игр помогает глубже понять важность безопасного поведения.        

Цель – гармоничное развитие социально – нравственных начал и интеллектуальных сфер у детей.

Задачи

  • Познакомить воспитанников с развивающими играми и внедрить их в повседневную жизнь детей.
  • Формировать основные компетенции коммуникативной деятельности, используя сказочные аналоги.
  • Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной сказки.
  • Развивать у ребенка выразительность речи, повысить уровень интеллектуальной культуры, прививать любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе и своих действиях.
  • Обогащать и активизировать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь.
  • Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
  • Развивать посредством работы с играми зрительно – моторные координации, пространственное мышление, воображение, целостность восприятия, мелкую моторику рук.

           Сочетание технологии развивающего обучения, психопрофилактических  методов и элементов сказкотерапии составляют основу системы занятий «Умные игры в добрых сказках» С.В.Макушкиной и направлено на развитие ребенка как личности. За основу взята технология интеллектуально – творческого развития  детей «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича .

             Одним из важных аспектов -  формирование зрительно – моторных координаций у детей. Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Эти связи формируются и отлаживаются постепенно.  Они начинают складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно  переводить информацию в ее двигательно – графический аналог. Создавая иллюстрации е сказкам, предлагая малышам упражнения на графическое копирование образцов, мы тем самым формируем зрительно – моторные координации, так необходимые в школьном обучении и дальнейшей жизни.

Основные принципы обучения.

  • «Сказочный сюжет». Каждое занятие выстроено вокруг сюжета той или иной сказки, все игровые задания должны быть логически подчинены ей.
  • «Осознание успешности». Следует постоянно поощрять детей, оказывать им своевременную помощь, делая это незаметно. Ребенку должно быть знакомо чувство успеха.
  • «Стремление к преодолению трудностей». Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время  содержать элементы трудности. Ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели.
  • «Участие взрослого». В игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребенком, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
  • «Эмоциональные переживания». При грамотной реализации вышеописанных принципов формируются условия, способствующие развитию интеллекта ребенка, его творческих способностей, а так же первоначальных норм самооценки и самоконтроля у детей. Это имеет колоссальное воздействие  на их дальнейшую учебную деятельность и жизнь в коллективе.

Ожидаемый результат.

В результате ребенок овладевает следующими компетенциями:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявить настойчивость в достижении результата своих действий;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;  появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматривает картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • распознает чувства другого, способен эмоционально отреагировать на поступок.

Формы проведения занятий

   Занятия проводятся 2 раза в месяц с сентября по май. Продолжительность 25 – 30 минут (при условии обязательного чередования видов деятельности).

Тематический  план

2 младшая группа

Октябрь

%

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

1

Сказка

«Репка»

«Фонарики», «Чудо – Крестики 1»

Формировать сенсорные эталоны и умение работать по образцу, умение создавать запоминать последовательность. Развивать зрительно – моторные координации посредством графического копирования образов. Способствовать пониманию смысла сказки.

2

Сказка

«Теремок»

«Фонарики», «Чудо – Соты 1»

Закреплять пространственные представления и знания о геометрических фигурах. Развивать зрительное восприятие, зрительное соотнесение и пространственные ориентации. Формировать основные компетенции коммуникативной деятельности, используя сказочные аналоги.

Ноябрь

%

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

3

Сказка

«Рукавичка»

«Чудо – Соты 1», «Фонарики»

Формировать умение создавать образы по показу и словесной инструкции, формировать сенсорные эталоны. Содействовать формированию стремления подражать положительным героям сказки. Воспитывать  чувство позитивного отношения к сверстникам.

4

Сказка

«Под грибом»

«Чудо – Соты 1», «Чудо – Крестики 2»

Формировать  умения создавать образы персонажей по памяти. Создавать условия для эмоционального включения детей в речевую, игровую деятельность, связанную с сюжетом сказки. Воспитывать чувство взаимопомощи, отзывчивости, желание помогать.

Декабрь

%

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

5

Сказка

«У солнышка в гостях»

«Квадрат Воскобовича двухцветный», «Чудо –Соты 1», «Чудо – Крестики 2»

Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя речи и навыков связной речи. Развивать и совершенствовать  связи между сказочными событиями и реальной жизненной ситуацией. Воспитывать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делать доброе дело, отличать плохое и хорошее в сказке и в жизни.

6

Сказка

«Зимовье зверей»

«Чудо – Соты 1», «Фонарики»

Совершенствовать умения конструировать образы с помощью развивающих  игр В.В.Воскобовича. Создавать условия для активного  включения  детей в речевую, игровую деятельность, связанную  с образным строем и сюжетом сказки. Учить детей понимать эмоциональное состояние героев, развивать умение пользоваться жестами.

Январь

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

7

Сказка

«Как коза избушку построила»

«Чудо – Соты 1», «Квадрат Воскобовича двухцветный», «Фонарики»

Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Развитие зрительного соотнесения и пространственных ориентаций. Воспитывать эмоциональную отзывчивость посредством знакомства со сказкой. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

8

Сказка

«Как собака друга искала»

«Чудо – Соты 1», «Чудо – Соты 2»

Совершенствовать приемы последовательного наложения фигур на контур предмета. Развивать  усидчивость и терпение  во время работы с развивающими играми В.В.вокобовича. Учить детей изображать эмоции страха и радости; развивать у детей умение пользоваться жестами.

Февраль

%

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

9

Сказка

«Заюшкина избушка»

«Чудо – Крестики 1», «Чудо – Крестики 2»

Формировать умение создавать образы по показу и словесной инструкции. Развивать зрительно – моторные координации посредством графического копирования образов. Воспитывать чувство сопереживания и желание помочь героям сказки. Формировать у детей простейшие образно – выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

10

Сказка

«Снегурушка и лиса»

«Фонарики», «Чудо – Соты 1»

Развивать восприятие формы: прямоугольник, круг, квадрат и восприятие величины: большой, маленький. Стимулировать  интерес к окружающему миру, желание создавать его посредством  знакомства с развивающими играми В.В.Воскобовмча. Формировать у детей простейшие образно – выразительные умения, воплощения образов посредством изменения голоса, жестов, мимики.

Март

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

11

Сказка

«Два Мороза»

«Чудо – Соты 1», «Змейка»

Формировать зрительно – пространственные представления и зрительно – моторные координации ребенка. Развивать связи между сказочными событиями и реальной жизненной ситуацией. Воспитывать  любовь к русским сказкам и пословицам.

12

Сказка

«Лисичка со скалочкой»

«Квадрат Воскобовича двухцветный», «Змейка»

Познакомить детей с новыми играми и учить создавать фигуры путем сложения. Учить понимать пространство игр «Квадрат Воскобовича двухцветный», «Змейка». Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать правильный выбор.

Апрель

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

13

Сказка

«Напуганные волки»

«Чудо – Соты 1», «Чудо –Крестики 2»

Формировать зрительно – моторные координации путем копирования графических предметов. Развивать умение видеть образ в сложенном предмете. Развивать Мелкую и крупную моторику. Формировать социальный интеллект, понимать свое состояние во время страха.

14

Сказка

«Разные колеса»

«Чудо – Соты 1», Квадрат Воскобовича двухцветный», «Чудо – Крестики 2»

Содействовать развитию логического мышления детей, добавив образ таблицы для построения иллюстрации. Развивать воображение, ценное отношение к развивающим играм. Учить понимать свое эмоциональное состояние, когда смеются над тобой или над другими.

Май

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

15

Сказка

«Мешок яблок»

«Чудо – Крестики 2», «Чудо – Соты 1»

Продолжать формировать пространственное мышление. Продолжать развивать умение видеть образ персонажа сказки, его отдельные детали: уши, лапы, хвостик и т.д. Воспитывать в детях умение делиться, щедрость, доброту.

16

Придумывание сказки.

По желанию детей.

Совершенствовать умения конструировать образы с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича. Развивать творческое мышление посредством самостоятельной творческой работы детей.

Тематический  план.

Средняя группа.

Сентябрь

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

1

Сказка

«Палочка - выручалочка

«Чудо – крестики 2», «Чудо – Соты 1»

Продолжать формировать пространственное мышление у детей путем создания подвижной иллюстрациии. Учить создавать подвижную иллюстрацию посредствам развивающих игр В.В.Воскобовича. Развивать способность детей находить смысл в сказке.

Октябрь

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

2

Сказка

 «Раз, два дружно»

«Чудо – Соты 1», «Квадрат Воскобовича двухцветный», счетные палочки.

Создать условия для эмоционального включения детей в речевую, игровую деятельность, связанную с сюжетом сказки. Развитие зрительного соотнесения и пространственных ориентаций. Воспитывать у  детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делать общее дело, отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение помочь другу.

3

Сказка

«Яблоко»

 «чудо – Крестики 2», «Чудо – Соты 1»

Формировать понятие «часть», «целое». Формировать умения создавать иллюстрации с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича. Развивать способность детей понимать справедливость, учить делиться и совершать правильный выбор. Формировать у детей образно – выразительные умения, учит имитировать чувства и характеры героев.

Ноябрь

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

4

Сказка

«Волк и козлята»

«Чудо – Крестики 3», «Чудо – крестики 2»

Формировать внутренний план действий, учить продумывать изменения в постройке и затем выполнять их. Развивать зрительно – моторные координации посредствам создания образа по подобию. Воспитывать с помощью сказки правила безопасности, необходимости защиты себя. Научить понимать свое состояние во время опасности.

5

Сказка

«Кот, петух и лиса»

«Чудо – Крестики 2», «Чудо – Соты 1»

Формировать умение создавать образы персонажей на основе словесных инструкций. Учит создавать динамическую иллюстрацию посредством развивающих игр В.В.Воскобовича. Продолжать развивать крупную и мелкую моторику. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке ив жизни.

Декабрь

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

6

Сказка

«Это что за птица»

«Чудо – соты 1», «Квадрат Воскобовича двухцветный», «Чудо – Крестики 2»

Формировать умение создавать сказочные образы с помощью конструктора В.В.Воскобовича, учить видеть части целого, формировать зрительное восприятие. развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. Учить понимать и распознавать чувство зависти, желание обладать тем, что есть у других, учить распознавать это чувство как негативное.

7

Сказка

«Заяц, косач, медведь и Весна»

 «Чудо – Соты 1», «Чудо – Крестики 1», «Чудо – Крестики 3»

Формировать речевую активность детей посредством знакомства с персонажами сказки. Познакомить детей со сменой времен года, учить находить хорошее в каждом сезоне. Развивать умение давать характеристики персонажам сказки, выделять их главные качества. Формировать у детей простейшие образно – выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

Январь

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

8

Сказка

«Кто сказал мяу»

«Чудо – Соты 1», «Квадрат Воскобовича двухцветный», «чудо – крестики 1»

Расширять представления детей об окружающем мире посредствам введения в литературную культуру. Обогащение чувствительного и телесного опыта детей посредством имитации движений и чувств.  Воспитывать целеустремленность, желание узнавать, проявлять терпение.

9

Придумаем сказку

Игры по выбору детей.

Формировать опыт самостоятельного создания образов персонажей на основе словесных инструкций.  Развивать образное мышление и восприятие посредством развивающих игр В.В.Воскобовича.

Февраль

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

10

Сказка

«Петушок и бобовое зернышко»

 «Чудо – Соты 1», «Квадрат Воскобовмча двухцветный», «Фонарики»

Формировать зрительное восприятие посредством умения работать по схемам. Развивать восприятие формы: учить находить предметы по форме при отсутствии цвета. Развивать навыки самоконтроля при проверке и анализе созданных изображений из развивающих игр В.В.Воскобовича.

11

Сказка

«Бычок смоляной бочок»

 «Чудо – Крестики 1», «Чудо – Соты 1», «Квадрат Воскобовича двухцветнй»

Продолжать формировать пространственное мышление у детей путем создания подвижной иллюстрации. Совершенствовать умения анализировать и конструировать с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Март

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

12

Сказка

«Дядя Миша»

«Чудо – Соты 1», «Квадрат Воскобовича двухцветный», «Чудо крестики 2»

Формировать зрительное восприятие при работе с изображениями с доски. умение работать по схеме. Содействовать обогащению речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя речи и навыков связной речи. Развивать и совершенствовать связи между сказочными событиями и реальной жизненной ситуацией.

13

Сказка

«Лиса Лариска и белка Ленка»

«Чудо – Соты 1», «Чудо – Крестики 2»

Учить сравнивать и анализировать образы животных. их характеры. Учить грамматически правильно строить сравнительные предложения. Воспитывать социальную чуткость, любовь к сказкам о природе. Формировать эмоциональную отзывчивость к героям сказки.

Апрель

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

14

Сказка

«Колобок»

«Чудо – Соты 1», «Чудо – Крестики 2»

Формировать пространственное соотнесение6 учить детей выкладывать фигуры «справа от», «слева от».  Совершенствовать  умение конструировать образы с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича. Познакомить детей с понятиями «опыт», «смекалка», «угроза». Закреплять у детей простейшие образно – выразительные характерные движения сказочных персонажей.

15

Придумывание сказки

Игры по выбору детей.

Формировать опыт самостоятельного преодоления  затруднений в играх. Развивать творческое мышление при создании образов с помощью игр В.В.Воскобовича. Воспитывать наблюдательность, любознательность

Май

Тема занятия

Развивающие игры В.В.Воскобовича

Задачи

16

Придумывание сказки.

Игры по выбору детей.

Формировать у детей ценное отношение к развивающим играм В.В.Воскобовича. Создавать условия для эмоционального включения детей в речевую, игровую деятельность.

 Литература

   1.  «Умные игры в добрых сказках» Макушкина Светлана Вячеславовна. Сказкотерапия для детей 3,5 – 5 лет. Парциальная программа / Под ред. О.М.Вотиновой – Санкт – Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича» 2020.

   2. Арановская Д.М. Понимание сказка детьми дошкольного возраста в зависимости от ее композиции: Дисс. …к.п.н. М.1955.

   3.  Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»; методическое пособие СПб.: ООО «Развивающие игры Восеобовича»; КАРО, 2017.

   4.Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком – дошкольником//Психология дошкольника: Хрестоматия:  Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений/ Сост. Г.А.Урунтаева.

   5. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  Э.М.Дорофеевой. 5 издание (инновационное), испр. и дополненно М.: Мозаика – Синтез, 2019. С 336

   6. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под редакцией А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. М.: Педагогика 1986.

   7. Смирнова А.А., Судницына В.А., Белашова М.А. Духовно – нравственное воспитание  в системе муниципального образования: программа // Методист. 2011. № 8.

   8.Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста: Практич. пособие. М.: Айрис – пресс, 2007. (Библиотека психолога образования).

    9. Чистякова Л.А.  Психогимнастика / Под  ред. М.И. Буянова. 2-е издание М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.

«Сказкотерапия с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича»

Старший возраст.

С раннего возраста мы читаем детям сказки. Дети любят их и с удовольствием слушают. Сказкотерапия – самый детский метод психологии. С давних времён сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняющим  от напасти, учили  жить.

Сказкотерапия – это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальности.

Элементы сказкотерапии – это созидание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прошлого, моделирование будущего. На примере сказочных героев ребёнок может проследить последовательность того или иного выбора человека.

Наблюдая за судьбами главных героев, переживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребёнок формирует для себя картину мира. В зависимости от этого, ребёнок будет воспринимать различные ситуации и действовать определённым образом.

Сказка для ребёнка представляет собой особую реальность. Работая через сказку, игру можно скоординировать у ребёнка проявление негативного поведения.

Работу с детьми старшего  возраста я построила на основе парциальной программы  психотерапевта-сказочника Светланы Вячеславовны Макушкиной «Умные игры в добрых сказках». За основу программы взята технология интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича.

Почему именно развивающие игры:

  • Возможность проведения со всей группой;
  • Легко встраиваются в образовательную деятельность;
  • Имеют большой развивающий потенциал.

Игры Воскобовича – это лучший инструмент символизировать сказку, понять её, познать свой внутренний мир, дать мощные и развивающие задания. Самостоятельно выполняя разнообразные задания, ребёнок делает много открытий, приучается мыслить креативно. Игры способствуют развитию пространственных представлений, навыков конструирования, математических способностей.

 

 Поставила перед собой задачи:

  • Создать для детей развивающую среду;
  • Увлечь развивающими играми;
  • Стимулировать воображение ребёнка;
  • Научить составлять целостные образы;
  • Подобрать игры, лишённые дидактизма, в которых ребёнок получал бы не только удовольствие, но и овладевал определёнными компетенциями, которые ему пригодятся в жизни.

Система занятий, лежащая в основе программы, состоит из трёх базовых компонентов.

  1. Развивающие игры.

Базовыми являются игры В.В.Воскобовича. Детали конструкторов «Чудо – соты 1», «Чудо – крестики 1,2,3» легко сочетаются друг с другом, что даёт простор для творчества детей и педагога.

  1. Сказкотерапия.

Прикладное терапевтическое значение сказки состоит в воспитании здорового образа жизни, восхваление увлечений и способов, помогающих сохранить силы и здоровье, в формировании системы ценностей, заложенных в народной культуре. Любая сказка – это путь приобщения ребёнка к опыту своего народа, то есть социализация. На этой основе формируются чувства дружбы, товарищества, коллективизма, чувство любви к Родине, интернациональные чувства, уважение к взрослым, гуманизм по отношению к природе. Развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость, способность управлять отношениями.

  1. Инновационные методы и технологии.

Использование мультимедийной установки расширяет работу педагога, связанную с развитием эмоционального восприятия сказки. Рекомендуется музыкальное сопровождение в момент выполнения детьми заданий.

В программе описаны основные принципы обучения:

  • «Сказочный сюжет». Каждое занятие выстроено вокруг сюжета той или иной сказки. Все игровые задания должны быть логически подчинены ей.
  • «Осознание успешности». Следует постоянно поощрять детей, оказывая им своевременную помощь, делая это незаметно. Ребёнку должно быть знакомо чувства успеха.
  • «Стремление к преодолению трудностей». Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элементы трудностей. Ребёнку надо приложить усилия, проявлять терпение, чтобы достигнуть цели.
  • «Участие взрослого». В игре необходимо участие взрослого: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия с ребёнком, наблюдение за выполнением задания, предупреждение конфликтных ситуаций и детского травматизма.
  • «Эмоциональные переживания». Все занятия сопровождаются не только сказочным повествованием, но и имитацией различных эмоциональных состояний в процессе сказки. Это важно, потому что активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается психологическое развитие.

 

При грамотной реализации принципов формируются условия, способствующие развитию интеллекта ребёнка, его товарищеских способностей, а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля. Это имеет колоссальное воздействие на их дальнейшую учебную деятельность и жизнь в коллективе.

Цель – гармоническое развитие эмоционально – личностной и интеллектуальной сфер у детей.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с развивающими играми  и внедрить их в повседневную жизнь.

2. Приобщать детей к духовно – нравственным ценностям общества через знакомство со сказкой путем интеграции областей.

3. Способствовать полноценному развитию личности дошкольника и  обогащение их эмоционального опыта через самовыражение и отождествление с героями сказки.

4. Развивать творческие способности дошкольников, учить самостоятельному созданию образов, придумыванию сказочного сюжета.

5. Формировать у детей  стремление выполнять сложные задания.

6. Развивать посредством работы с играми логическое и пространственное мышление, воображение, целостность восприятия, мелкую моторику рук.

Ожидаемые результаты:

  • Начинает формироваться произвольность, как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения: ребенок учится следовать  инструкции взрослого и самостоятельно оценить результат деятельности.
  • Умеет планировать свою деятельность, намечать последовательность, отбирать необходимые материалы.
  • Соотносить эталон формы с формой объемных тел и предметов, с формами  предметного изображения .
  • Ориентируется на листе (верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, в правом верхнем углу и т.д.)
  • Развита диалогическая речь: задает вопросы и отвечает, умеет оформить монологическую речь грамматически правильно,  последовательно  и связно, точно и выразительно  пересказывает и рассказывает.
  • Эмоционально откликается на художественные произведения.
  • Осознанно  овладевает нравственными  и этическими категориями, а особенно категориями добра и зла.
  • С удовольствием слушает  программные жанровые  произведения в исполнении взрослого по содержанию произведения  в исполнении взрослого, узнает их и повторяет.
  • Умеет ответить на вопросы взрослого по произведению, оценивать поступки героев, определять их характер.
  • Знает произведения известных  российских и зарубежных писателей и поэтов.
  • Знаком с русскими народными сказками. может называть пословицы, приметы, загадки и т.д.
  • Владеет комплексом технических навыков и умений.
  • Имеет представление об особенностях родного края, природе и условиях жизни.

Учебно – тематически план

Старшая группа

Сентябрь

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

1

«Молодильные

яблоки»

По мотивам русской народной сказки в обработке И.С.Асенчука.

Иллюстрации: В.Лалаянц, С.Соколов, иллюстрации из мультфильма 1974 г., «Союзмультфильм».

Музыка: из мультфильма, русские-народные наигрыши «Во кузнице»,

«Во поле береза стояла», «Ой, вставала я ранешенько» .

Игры В.В.Воскобовича:«Прозрачный квадрат», «Чудо-крестики 2».

Б.П.Никитина:«Сложи узор»

Октябрь

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

2

«Гуси-лебеди»

Русская народная сказка в обработке А.Н.Толстого.

Иллюстрации: Т.Савченко.

Музыка: русские народные наигрышы «Во саду ли, в огороде», «Ах вы, сени мои сени»,«Во поле береза стояла», песня «На речке» (Исп. Н.Бабкина)

Игры В.В.Воскобовича:«Чудо-крестики3», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича двухцветный»

Б.П.Никитина:

«Кубики для всех»

3

«Царевна – лягушка»

Русская народная сказка в обработке А.Н.Афанасьева.

Иллюстрации: И.Я.Бибилин.

Музыка: фрагменты из оперы «Садко», «Ночь перед Рождеством» Н.А.Римского-Корсакова.

Игры В.В.Воскоовича:

«Чудо-крестики 2», «Квадрат Воскобовича двухцветный»,

«Чудо-крестики 1».

«Цветные палочки Кьюизинера», «Кубики для всех» (Б.П.Никитина)

Ноябрь

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

4

«Заюшкина

избушка»

Русская народная сказка в обработке А.Н.Толстого.

Иллюстрации: Н.Устиновой.

Музыка: «Детский альбом», «Времена года» П.И.Чайковский.

Игры В.В.Воскобовича:

«Прозрачный квадрат», «Чудо – крестики 2», «Чудо-крестики 1»

«Цветные палочки Кьюизинера», «Кубики для всех» (Б.П.Никитина)

5

«Зимовье

Зверей»

Русская народная сказка в обработке А.Н.Толстого

Иллюстрации: В.А.Дугин.

Музыка: «Детский альбом» П.И.Чайковский.

Игры В.В.Воскобовича:

«Чудо-крестики 1», «Квадрат Воскобовича двухцветный».

«Цветные счетные палочки Кюизинера» (Б.П.Никитина)

Декабрь

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

6

«По щучьему велению»

Русская народная сказка в обработкеА.Н.Толстого.

Иллюстрации: Н.Кочергин.

Музыка: Вальс «Спящая красавица» соч.66, «Итальянское каприччио», «Бакаролла», П.И.Чайковского. «Русская плясовая», Е.Железнова, «А на горку сани…»

Игры В.В.Воскобовича:

«Чудо-соты 1»,

«Прозрачный квадрат», «Змейка».

«Кубики для всех» (Б.П.Никитина)

«Логические блоки  Дьенеша»

7

«Дюймовочка»

Х.К.Андерсен.

        Иллюстрации: С.Скоп.

         Музыка: произведение В.А.Моцарта, Классика для малышей.

Игы В.В.Воскобовича:

«Чудо-крестики 2», «Чудо-соты 1», «Прозрачный квадрат».

Б.П.Никитин: «Кубики для всех», «сложи узор»

Январь

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

8

«Гадкий

утенок»

Сказка Х.К.Андерсен.

           Иллюстрации: Игнатов, Б.Петин.

Музыка: балет «Лебединое озеро», «Детский альбом» П.И.Чайковского, музыка Э.Колмановского к  мультфильмам.

Игры В..Воскобовича:

«Чудо крестики 2»

Б.П.Никитин:

«Кубики для всех», «Сложи узор».

9

«Придумывание сказки»

Игры по желанию детей.

Февраль

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

10

«Снежная королева»

Автор Г.Х.Андерсен.

    Иллюстрации: В.Ерко.

      Музыка: произведения В.А.Моцарта:

Концерт №23 для фортепиано с оркестром, Симфония №6, Симфония № 25, Симфония №40.

Игры В.В.Воскобовича:

«Чудо соты»,

«Кварат Воскобовича двухцветный»,

«Прозрачный квадрат».

Б.П.Никитин:

«Сложи узор», «Кубики для всех».

11

«Щелкунчик»

Автор Э.Т.Гофман.

Иллюстрации: из фильма

 « Щелкунчик» 1973г., «Союзмультфильм», художники: А.Савченко, Н.Ерыкалов.

   Музыка: к балету «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Игры В.В.Воскобовича:

«Чудо крестики 3»

Б.П.Никитин:

«Сложи узор»,

«Кубики для всех»

Март

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

12

« 12 месяцев»

Автор С.Я.Маршак.

     Иллюстрации: из мультфильма «12 месяцев»1956 г., «Союзмультфильм», художники: А.Беляков, К.Карпов, А.курицын.

     Музыка:М.С.Вайнбер.

Игры В.В.Воскобовича:

«Чудо крестики 2», «Прозрачный квадрат».

Б.П.Никитин:

«Сложи узор»

13

« 12 месяцев»

Автор С.Я.Маршак.

   Иллюстрации: из мультфильма «12 месяцев»1956 г., «Союзмультфильм», художники: А.Беляков, К.Карпов, А.курицын.

    Музыка:М.С.Вайнбер.

Игры В.В.Воскобовича:

«Чудо крестики 2», «Прозрачный квадрат».

Б.П.Никитин:

«Сложи узор»

Апрель

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

14

«Сказка о царе Салтане»

Автор А.С.Пушкин.

    Иллюстрации: И.Я.Билибин.

   Музыка: музыкальные этюды из произведений П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского; фрагменты из опер «Князь Игорь», симфоний № 1,2,3, «Ноктюрн» а.п.Бородина.

Игры В.В.Воскобовича:

«Прозрачный квадрат», «Чудо крестики 2», «Квадрат Воскобовича двухцветный»

Б.П.Никитин: «Сложи узор»,

«Цветные счетные палочки Кюизинера».

15

«Сказка о царе Салтане»

Автор А.С.Пушкин.

   Иллюстрации: И.Я.Билибин.

   Музыка: музыкальные этюды из произведений П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского; фрагменты из опер

«Князь Игорь», симфоний № 1,2,3, «Ноктюрн» а.п.Бородина.

Игры В.В.Воскобовича:

«Прозрачный квадрат», «Чудо крестики 2», «Квадрат Воскобовича двухцветный»

Б.П.Никитин:

«Сложи узор»,

«Цветные счетные палочки Кюизинера».

Май

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Автор А.С.Пушкин.

   Иллюстрации: Б.Дехтерев, В.Конашевич.

Музыка: увертюра к опере «Руслан и Людмила», Неоконченная соната для Альта с фортепиано 1 часть, ноктюрн

«Разлука» М.И.Глинки.

Игры В.В.Воскобовича:

 «Прозрачный квадрат», «Чудо крестики 2».

Б.П.Никитин «Сложи узор»

Учебно – методический план

Подготовительная группа

Сентябрь

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

1

«Добрыня и змей»

Русская народная былина в обраотке Н.П.Колпаковой.

  Иллюстрации: П.Багин.

  Музыка: фрагменты кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.

Игры В.В.Воскобовича:

«Чудо крестики 2».

Б.П.Никитин:

«Кубики для всех», «Сложи узор»

Октябрь

Тема занятий

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

2

«Илья Муромец»

Русская былина в обработке А.Н.Нечаева.

   Иллюстрации: С.Гилев.

     Музыка: «Венок были», «Отражение», «Былина мвитязей» ансамбль «Гусли русские». Гусельные произведения: «Былиныа», «Березничек» К.Шаханов.

Игры В.В.Воскобовича:

    «Прозрачный квадрат», «Чудо крестики 2», «Чудо крестики 3»

Б.П.Никитин:   «Сложи узор», «Кубики для всех», «Цветные палочки счетные Кюизинера»

3

«Илья Муромец»

Русская былина в обработке А.Н.Нечаева.

Иллюстрации: С.Гилев.

Музыка: «Венок были», «Отражение», «Былина мвитязей» ансамбль «Гусли русские». Гусельные произведения: «Былиныа», «Березничек» К.Шаханов.

Игры В.В.Воскобовича:

«Прозрачный квадрат», «Чудо крестики 2», «Чудо крестики 3»

Б.П.Никитин:

«Сложи узор», «Кубики для всех», «Цветные палочки счетные Кюизинера»

Ноябрь

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

4

«Золушка»

Автор: Ш.Перро.

     Иллюстрации:Б.Дехтерев.

      Музыка: С.С.Прокофьев, балет «Золушка», «Щелкунчик».

Игры В.В.Воскобовича:

«Прозрачный квадрат», «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1».

«Кубики для всех» (Б.П.Никитин)

5

«Придумывание сказки»

Сказки придуманные детьми.

Игры по желанию детей.

Декабрь

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

6

«Морозко»

Русская народная сказка в обработке А.Н.Толстого.

  Иллюстрации: из кинофильма «Морозко» (режисер А.Роу).

    Музыка: «Маленький фокстрот», цикл «Метель» Г.В.Свиридова, цикл «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

Игры В.В.Воскобовича:

«Прозрачный квадрат», «Чудо крестики 2».

Б.П.Никитин «Кубики для всех», «Цветные счетные палочки Кюизинера»

7

«Новогодняя сказка»

Сказки придуманные детьми

Игры по выбору детей

Январь

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

8

«Серебряное

Копытце»

Автор: П.П.Бажов.

        Иллюстрации: М.Успенская.

       Музыка: сюита в старинном стиле, музыка из кинофильма «Клоуны и дети», «Приключения Травки», «Сказка странствий» А.Г.Шнитке.

Игры В.В.Воскобовича:

«Чудо-Крестики2», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича двухцветнвй», «Чудо-Соты1».

Б.П.Никитин:

«Сложи узор»

9

«Серебряное

Копытце»

Автор: П.П.Бажов.

       Иллюстрации: М.Успенская.

         Музыка: сюита в старинном стиле, музыка из кинофильма «Клоуны и дети», «Приключения Травки», «Сказка странствий» А.Г.Шнитке.

Игры В.В.Воскобовича:

«Чудо-Крестики2», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича двухцветнвй», «Чудо-Соты1».

Б.П.Никитин:

«Сложи узор»

Февраль

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

10

«Федорино горе»

Автор: К.И.Чуковский.

      Иллстрации: В.Г.Сутеев.

       Музыка: музыкальные фрагменты сборников «Детская тетрадь» и «Танцы кукол» Д.Д.Шостаковича.

Игры В.В.Воскобовича:

«Прозрачный квадрат», «Чудо-крестики 2».

«Цветные счетные палочки Кьюизинера».

«Кубики для всех»(Никитина)

11

«Аленький

Цветочек»

Автор С.Т.Аксаков

     Иллюстрации: Л.Ионова,М.Г.Матвеев.

       Музыка: музыкальные произведения П.И.Чайковского, Ю.М.Чичкова, Н.П.Будашкина.

Игры В.В.Воскобовича:

«Чудо-Соты 1»,

«Чудо-Крестики 2», «Прозрачный квадрат».

«Цветные счетные палочки Кьюизинера».

«Кубики для всех» (Б.П.Никитина)

Март

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

12

«Подарки фей»

Автор: сказка придуманная детьми.

   Музыка: произведения АЛ.Рыбникова,

Е.П.Крылатова, Л.П.Дербенева.

Игры В.В.Воскобовича:

«Чудо крестики 3».

Б.П.Никитин:

«Сложи узор»,

«Цветные счетные палочки Кюизинера»

13

«Муха-

Цокотуха»

Автор: К.И.Чуковский.

     Иллюстрации: Л.Якшис.

         Музыка: «Элегия», «Итальянская полька», «Прелюдия №5 соль минор» С.В.Рахманинова.

Игры В.В.Воскобовича:

«Чудо-Соты 1».

Б.П.Никитин:

«Кубики для всех»

Апрель

Тема занятия

Иллюстративное и музыкальное сопровождение

Развивающие игры

14

«Цветик-

Семицветик»

Автор: В.П.Катаев.

        Иллюстрации: Э.Булатов, О.Васильев.

      Музыка: детские песни, произведения Д.ДШостаковича, А.Л.Вивальди.

Игры В.В.Воскобовича:

«Прозрачный квадрат», «Чудо-Крестики 3».

«Цветные счетные палочки Кьюизинера».

«Кубики для всех»(Б.П.Никитина

15

«Волшебные сказки»

Автор: придуманные детьми  сказки.

Игры  по желанию детей

Литература

     1. Умные игры в добрых сказках./ Парциальная программа С.В.Макушкиной. Под редакцией Л.С.Вакуленко, О. М.Вотиновой – Санкт – Петербург: ООО «Развивающие игры Вовкобовича» 2019.

   2.Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие. СПб.: ООО «Развивающие игры В..Воскобовича.

   3.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или  развивающие игры. М.: Просвящение, 1991.

   4.Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов./  Под . ред. А.В.Запорожца.М.: Просвящение, 1964.

  5. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. М.: Академия,  2004.

    6.Чистякова М.И.. Психогимнастика. / Под ред. М.И.Буянова. 2-е издание . М.: Просвящение,  ВЛАДОС, 1995.

    7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков  В.А. стандарты второго поколения. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания  личности гражданина России. М. : ПРосвящение.2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

Мастер класс для родителей. Формирование математических представлений с использованием сказкотерапии и развивающих игр В.В. Воскобовича

Предложить вниманию родителей игры Воскобовича В.В.  для развития познавательных и интеллектуальных способностей детей....

Индивидуальный план-дневник По самообразованию На 2021-2022 уч. г. Тема: «Многофункциональное использование игр В.В. Воскобовича в развитии познавательных интересов и личностно-творческих способностей детей дошкольного возраста».

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности путем изучения методической литературы, новинок по теме самообразования, подбора информации в интернете.Развитие...