Познавательное развитие "Изучаем свои права"
план-конспект занятия

Cтолярова Hаталья Александровна

«Изучаем свои права»

Воспитатель: Столярова Н.А.

Цель: формирование представлений детей о том, что они имеют неотъемлемые права, закрепленные в Конвенции о правах ребенка.

 

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме,

систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках.

Развивающие: развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам.

Предварительная работа- Чтение сказок «Гуси-лебеди»«Маша и медведь»«Волк и семеро козлят»«Красная Шапочка»«Колобок»«Теремок»«Зимовье зверей»«Три поросёнка»

Беседа «Зачем человеку имя?»

Ход занятия:

Организационный момент

«Каждый человек достоин уважения»

За что можно уважать человека?

Каждый ли человек достоин уважения?

В каждом человеке есть какое-нибудь хорошее качество. Некоторые умеют многое, а некоторые – что-то одно, но зато очень хорошо. Значит, каждый из нас достоин уважения. Уважаемые дети, начинаем занятие!

Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Конвенция о правах ребенка». В этой книге говорится о правах детей. Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права. Послушайте стихотворение: Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок – веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный добрый дом.

Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любимым –

Он на свете не один!

А что такое право? (Высказывания детей).

Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.

О каких правах детей говорится в стихотворении? (Рассуждения детей).

Каждый ребенок при рождении имеет право на имя, право жить в семье, право учиться, отдыхать, право на получение медицинской помощи и право на безопасные условия жизни.

Нужно хорошо запомнить свои права и правильно ими пользоваться, а также соблюдать права других детей.

Дети имеют право на имя, которое дается им при рождении. СВИД-ВО

У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя? (Размышления детей).

Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Никто никогда не может забрать у вас имя.

У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково». Как вас зовут ласково? (Дети по очереди называют себя ласковыми именами).

Но кроме прав у человека есть и обязанности. Вы должны называть друг друга по имени.

Воспитатель.

Дети имеют право на воспитание в семье.

В Конвенции записано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Пальчиковая гимнастика: Как у нас семья большая, да веселая (хлопки в ладоши и удары попеременно)

Два у лавки стоят (загнуть большие палицы)

Два учиться хотят (загнуть указательные палицы)

Два Степана у сметаны (загнуть средние палицы)

Две Дашки у кашки питаются (загнуть безымянные палицы)

Две Ульки в люльке качаются (загнуть мизинцы)

Воспитатель. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Русская пословица гласит«В дружной семье и в холод тепло». Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Где в семье лад, там ребят хорошо растят.

Семья крепка ладом.

Семья в куче — не страшна и туча.

Согласную семью и горе не берет.

В семье разлад, так и дому не рад. Дерево держится корнями, а человек семьей

На что и клад, когда в семье лад.

Отца с матерью почитать – горя не знать.

Семьей дорожить – счастливым быть.

Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.

Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности? (Ответы детей).

Воспитатель. Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться своих родителей.

Дети имеют право на медицинскую помощь.

Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.

Также все дети имеют право на отдых. Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. Как вы отдыхаете? (Ответы детей).

Физкультминутка

Отдых нам – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Молодцы, ребята!

Воспитатель. Дети имеют право на бесплатное образование.

Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.

Для чего всем надо учиться? (Ответы детей).

Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.

В школе дети получают необходимые знания. Затем учебу можно продолжить в техникуме, институте, университете. Каждый человек выбирает сам, кем он хочет стать. Учиться надо, чтобы получить профессию, чтобы быть умными и образованными.

Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки об учении?

Век живи – век учись.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Учиться никогда не поздно.

Учиться всегда пригодиться.

Дыхательная гимнастика«Сеятель». Исходное положение - стоя, руки на области сердца - вдох, выдох - руки вперед, послать тепло своего сердца друзьям, повернувшись к другу. Посылать лучики своего солнышка-сердца всем людям Земли, друзьям.

А теперь, ребята, давайте мы с вами попробуем определить права детей в сказках. (Воспитатель, называя сказки, показывает иллюстрации к ним.)

_Какое право нарушила Лиса в сказке «Лиса и заяц»(Право на жилье)

_Какие права нарушил волк, когда съел Красную Шапочку? (Право на жизнь).

_Какое право нарушено в сказке Ш. Перро «Золушка»(Право на отдых).

_В сказке К. И. Чуковского «Айболит» какое право нарушается? (Право на медицинское обслуживание).

_В сказке А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Какое право Буратино нарушается? (Право на образование).

 

Дидактическая игра «Сложи цветок»

 Цель: закрепить знания детей о больших правах маленького ребенка. Учить детей понимать свои возможности при выполнении отдельных правил, прав. Воспитывать отрицательное отношение к проявлениям агрессии, жестокости, эксплуатации. Воспитывать желание стараться быть справедливым. Материал: красные и зеленые кружочки с изображением лица детей, разноцветные лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на хорошую жизнь или нарушение их. Игроки должны вокруг зеленого кружочка выложить лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на достойную жизнь, а вокруг красного кружочка выложить лепестки с изображением нарушения права ребенка.

Воспитатель. Дети имеют право на безопасные условия жизни. Право на безопасные условия жизни означает, что никто не может без разрешения входить в чужой дом. Также нельзя брать без разрешения чужие игрушки и вещи. Это право на имущество.

Ребята, надо знать свои права. Такие же права есть у всех детей, нельзя нарушать права других детей.

 Итог занятия.

И в заключение нашего занятия ответьте мне на вопросы.

-Как называется документ, в котором записаны права человека?

-Как называется документ, в котором записаны права ребенка?

-В каком документе записаны права и обязанности граждан Рф?

Права ребенка надо знать,

Не только знать, но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

 

 

ИГРА «УГАДАЙ»

Необходимо угадать о каком сказочном персонаже идет речь.

1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации -ущемлению и лишению своих прав, на ее жизнь было совершенно покушение со стороны.Волка, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.

 

2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру Аленушку, на его жизнь покушалась Баба-Яга, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.

 

3. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.

4. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники Лиса и Кот не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом (золотыми монетами и золотым ключиком), а вот правом на образование он сам не воспользовался.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchaem_svoi.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Изучаем свои права»

Воспитатель: Столярова Н.А.

Цель: Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

-соотнести права и обязанности детей.

-способствовать осознанию ответственности за свои права.

-формировать положительное отношение к правам других.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках.

Развивающие: развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам.

Предварительная работа- Чтение сказок «Гуси-лебеди»«Маша и медведь»«Волк и семеро козлят»«Красная Шапочка»«Колобок»«Теремок»«Зимовье зверей»«Три поросёнка»

Беседа «Зачем человеку имя?»

Ход занятия:

Организационный момент

«Каждый человек достоин уважения»

За что можно уважать человека?

Каждый ли человек достоин уважения?

В каждом человеке есть какое-нибудь хорошее качество. Некоторые умеют многое, а некоторые – что-то одно, но зато очень хорошо. Значит, каждый из нас достоин уважения. Уважаемые дети, начинаем занятие!

Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Конвенция о правах ребенка». В этой книге говорится о правах детей. Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права. Послушайте стихотворение: Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок – веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный добрый дом.

Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любимым –

Он на свете не один!

А что такое право? (Высказывания детей).

Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.

О каких правах детей говорится в стихотворении? (Рассуждения детей).

Каждый ребенок при рождении имеет право на имя, право жить в семье, право учиться, отдыхать, право на получение медицинской помощи и право на безопасные условия жизни.

Нужно хорошо запомнить свои права и правильно ими пользоваться, а также соблюдать права других детей.

Дети имеют право на имя, которое дается им при рождении. СВИД-ВО

У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя? (Размышления детей).

Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Никто никогда не может забрать у вас имя.

У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково». Как вас зовут ласково? (Дети по очереди называют себя ласковыми именами).

Но кроме прав у человека есть и обязанности. Вы должны называть друг друга по имени.

Воспитатель.

Дети имеют право на воспитание в семье.

В Конвенции записано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Пальчиковая гимнастика: Как у нас семья большая, да веселая (хлопки в ладоши и удары попеременно)

Два у лавки стоят (загнуть большие палицы)

Два учиться хотят (загнуть указательные палицы)

Два Степана у сметаны (загнуть средние палицы)

Две Дашки у кашки питаются (загнуть безымянные палицы)

Две Ульки в люльке качаются (загнуть мизинцы)

Воспитатель. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Русская пословица гласит«В дружной семье и в холод тепло». Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Где в семье лад, там ребят хорошо растят.

Семья крепка ладом.

Семья в куче — не страшна и туча.

Согласную семью и горе не берет.

В семье разлад, так и дому не рад. Дерево держится корнями, а человек семьей

На что и клад, когда в семье лад.

Отца с матерью почитать – горя не знать.

Семьей дорожить – счастливым быть.

Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.

Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности? (Ответы детей).

Воспитатель. Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться своих родителей.

Дети имеют право на медицинскую помощь.

Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.

Также все дети имеют право на отдых. Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. Как вы отдыхаете? (Ответы детей).

Физкультминутка

Отдых нам – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Молодцы, ребята!

Воспитатель. Дети имеют право на бесплатное образование.

Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.

Для чего всем надо учиться? (Ответы детей).

Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.

В школе дети получают необходимые знания. Затем учебу можно продолжить в техникуме, институте, университете. Каждый человек выбирает сам, кем он хочет стать. Учиться надо, чтобы получить профессию, чтобы быть умными и образованными.

Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки об учении?

Век живи – век учись.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Учиться никогда не поздно.

Учиться всегда пригодиться.

Дыхательная гимнастика«Сеятель». Исходное положение - стоя, руки на области сердца - вдох, выдох - руки вперед, послать тепло своего сердца друзьям, повернувшись к другу. Посылать лучики своего солнышка-сердца всем людям Земли, друзьям.

А теперь, ребята, давайте мы с вами попробуем определить права детей в сказках. (Воспитатель, называя сказки, показывает иллюстрации к ним.)

_Какое право нарушила Лиса в сказке «Лиса и заяц»(Право на жилье)

_Какие права нарушил волк, когда съел Красную Шапочку? (Право на жизнь).

_Какое право нарушено в сказке Ш. Перро «Золушка»(Право на отдых).

_В сказке К. И. Чуковского «Айболит» какое право нарушается? (Право на медицинское обслуживание).

_В сказке А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Какое право Буратино нарушается? (Право на образование). 

Дидактическая игра «Сложи цветок»

 Цель: закрепить знания детей о больших правах маленького ребенка. Учить детей понимать свои возможности при выполнении отдельных правил, прав. Воспитывать отрицательное отношение к проявлениям агрессии, жестокости, эксплуатации. Воспитывать желание стараться быть справедливым. Материал: красные и зеленые кружочки с изображением лица детей, разноцветные лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на хорошую жизнь или нарушение их. Игроки должны вокруг зеленого кружочка выложить лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на достойную жизнь, а вокруг красного кружочка выложить лепестки с изображением нарушения права ребенка.

Воспитатель. Дети имеют право на безопасные условия жизни. Право на безопасные условия жизни означает, что никто не может без разрешения входить в чужой дом. Также нельзя брать без разрешения чужие игрушки и вещи. Это право на имущество.

Ребята, надо знать свои права. Такие же права есть у всех детей, нельзя нарушать права других детей.

 Итог занятия.

И в заключение нашего занятия ответьте мне на вопросы.

-Как называется документ, в котором записаны права человека?

-Как называется документ, в котором записаны права ребенка?

-В каком документе записаны права и обязанности граждан Рф?

Права ребенка надо знать,

Не только знать, но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

ИГРА «УГАДАЙ»

Необходимо угадать о каком сказочном персонаже идет речь.

1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации -ущемлению и лишению своих прав, на ее жизнь было совершенно покушение со стороны.Волка, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.

2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру Аленушку, на его жизнь покушалась Баба-Яга, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.

3. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.

4. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники Лиса и Кот не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом (золотыми монетами и золотым ключиком), а вот правом на образование он сам не воспользовался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знай свои права"Имя"

Петровская Варвара Васильевна ВоспитательМуниципального дошкольного образовательного учреждения- Центр развития ребенка  детский сад «Буратино» г. Когалым  Тематическая неделя «З...

знаем свои права

познакомить детей со статьями "Конвенция о правах ребёнка", способствовать их пониманию и осознанию на примерах сказок,  формировать у детей представление о праве на личную неприкосновеннос...

Родительское собрание "Дети о своих правах"

Родительское собрание посвящено профилактике нарушения прав ребенка дома и в детском саду. Участниками собрания яаляются дети подготовительной группы, их  родители, педагоги....

Наглядно-раздаточный материал "Едва на свете появился и приоткрыл свои глаза, немного миру подивился - ты получил свои права" на 2021-2022 учебный год

Эта «Памятка» не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию на пороге школьной жизни....

«История зайчика, который не знал своих прав». Комплексное тематическое занятие по правам ребёнка (средняя группа)

Цель:  Познакомить детей с понятием «ПРАВО»Задачи:Объяснить, что каждый человек имеет право на счастливую и спокойную жизнь, право на жильё, право на мед...