Картотека игр и упражнений по формированию ГПР
картотека

Яна Викторовна Захарова

Картотека игр по формированию ГПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_po_formirovaniyu_gpr.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи

Выполнила: студентка группы 228 Специальности «Дошкольное образование»

Половинкина Яна Викторовна

г. Красноярк

Игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи

ФИО: Половинкина Я.В.

Раздел грамматики/возраст

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Морфология

Игра «Один-много»

Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Материал: предметные картинки в единственном и множественном числе.

Ход игры: Детям демонстрируется картинка с изображением одного предмета. Задача найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве и назвать их.

Игра «Закончи предложение»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова в соответствии со смыслом.

Материал: текст стихотворения.

Ход игры:

«Как-то раннею порою вдруг полился дождь …(грибной)

И из дома в тот же миг в лес отправился …(грибник)

Чтобы принести улов, взял корзину для …(грибов)

Долго шёл он в глушь лесную – поляну там искал …(грибную)

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький …(грибочек)

И обрадовался вмиг наш удачливый …(грибник)

Как ему не веселиться, если здесь в земле …(грибница)

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы, под дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные …(грибы)

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп …(грибной)

Много он собрал грибов, и грибочков и грибков,

А тому, кто долго ищёт, попадётся и грибище!»

Игра «Кем ты будешь?»

Цель: упражнять в употреблении глаголов будущего времени.

Ход игры:

-Дети, кем вы хотите стать, когда вырастите? Давайте вы расскажете, например: «Когда я вырасту, я буду строителем и построю дом»

 

Игра «Рассели по домикам»

Цель: учить различать существительные мужского, женского и среднего рода, уточнять знания единственного и множественного числа.

Материалдомики и предметные картинки.

Ход игры: Нужно найти каждому предмету свой домик.

Синтаксис

Игра «Что делает мама»

Цель: формирование умения отвечать на вопросы с опорой на сюжетные картинки. Развитие диалогической речи. Развитие зрительного внимания.

Воспитывать у детей желание помогать маме (взрослым).

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки, на которых изображено действие, воспитатель предлагает ребенку рассказать, что делает мама. Ребенок составляет простые предложения: «Мама готовит обед» и т.д.

Игра «Наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова, формирование речи.

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

«Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение - …

Теплая погода - …»

Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

«Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.»

Игра на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

«Посчитай - ка»

Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.

Материал: картинки предмета в разном количестве.

Ход игры:

Например: счет до 5 со словом лиса.

Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д.

Словообразование

Игра

«Назови часть целого»

Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов. Материал: иллюстрации или игрушки  по теме.

Ход игры:

«Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…);

Машина - … (колеса, фары, руль…);

Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали) и т.д.»

Игра "Кто где спрятался?"

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.

Оборудование: игрушки.

Ход игры: Взрослый прячет игрушки на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом».

Взрослый выделяет предлог голосом. Задача найти все игрушки и правильно сказать, где они были спрятаны.

Игра «Спортсмены»

Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.

Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

«Спортсмен, который ходит на лыжах, - …(лыжник).

Спортсменка, которая ходит на лыжах, - …(лыжница).

Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья).

Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха»

Игра «Сложные слова»

Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

«Листья падают- листопад

Сам ходит - самоход

Снег падает - снегопад

Звонит попусту - пустозвон

Звезды падают - звездопад

Сено косит - сенокос

Разводит сады - садовод

Везде ходит - вездеход

Разводит леса - лесовод

База для нефти - нефтебаза

Перевозит лес - лесовоз

Ходит на атомной энергии - атомоход

Сам летит - самолет

Пыль сосет - пылесос

Воду возит – водовоз»

Рыбу ловит - рыболов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений по ФЭМП создана для воспитателей и родителей детей младшего дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений на формирование навыков общения

Контакты со сверстниками приносят детям ни с чем несравнимую радость. Только с ними они учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которых не могут иметь...

Картотека игр и упражнений на формирование навыков адаптации к образовательному учреждению, формирование навыков обхождения с чувствами, формирования эмоционального контакта

Игры для детей адаптационных групп для создания положительного эмоционального фона. Предложенные игры позволяют почувствовать воспитанникам свою значимость и телое отношение к себе окружающих....

Картотека игр и упражнений на формирование навыков словообразования

Картотека игр и упражнений на формирование навыков словообразования  (младший  дошкольный  возраст)...

Картотека игр и упражнений на формирование лексического строя речи у дошкольников с ОНР.

В настоящей методической разработке представлены оформленные в виде картотеки игры на активизацию пассивного словарного запаса, на формирование обобщающих понятий, структуры значения слов, семантическ...

Картотека игр и упражнений на формирование и развитие фонематического восприятия и слуха.

Цель игровых упражнений - научить ребенка слушать и слышать. Игры можно проводить как во время организованной работы с дошкольниками, так и в свободное время индивидуально или с подгруппой детей....

КАРТОТЕКА игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений у детей младшего

КАРТОТЕКА игр и упражнений по формированию элементарных математических    представлений  у детей младшего...