Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментирование, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа)
Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим в теме экологического воспитания и детского экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что – то новое, а неработающий, поймёт, насколько это интересное и увлекательное занятиеДанный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим в теме экологического воспитания и детского экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что – то новое, а неработающий, поймёт, насколько это интересное и увлекательное занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОО «Лицей» имени Героя Советского Союза Б.Н.Еряшева г.о Фрязино
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Экспериментирование, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель Оводкова Е.А.
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников.
Задачи мастер-класса:
- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
- Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
- Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Практическая значимость: Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим в теме экологического воспитания и детского экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что – то новое, а неработающий, поймёт, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ход мастер-класса
I. Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
II. Вводная часть
- Тема мастер-класса «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников». Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование благоприятного отношения к природе, получение экологических знаний, воспитание любви к природе, бережное отношение ко всему живому, что окружает человека. Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру. Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.
Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания дошкольников. Дети очень любят экспериментировать. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов и опытов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.
III. Основная часть
Дети обожают опыты с растениями и водой. И сегодня я хочу вам предложить цикл экспериментов на тему «Как растения пьют воду».
Цель: формирование благоприятного отношения к природе, получение экологических знаний.
Задачи:
- формировать представление детей о процессе движения воды внутри цветка;
- развивать любознательность;
- содействовать заботливому отношению к растениям.
Первый опыт поможет нам узнать зачем нужно поливать цветы.
Оборудование: бумажные цветы из цветной бумаги для принтера; емкость с водой.
Ход эксперимента:
Сюрпризный момент: прибежал грустный Зайчик. Он рассказал ребятам, что пригласил в гости своих друзей. Зайчик хотел украсить свой домик разноцветными цветами, сорвал их на полянке и положил в корзинку, а цветочки завяли.
- Ребята, почему завяли цветочки? (Потому что Зайчик забыл поставить их в воду). – Правильно, ребята, вода творит чудеса! Ведь даже бумажные цветы могут распускаться под ее воздействием. Давайте проведем опыт и увидим это своими глазами. Перед вами стоят крышечки с водой. Возьмите цветочки и осторожно положите их на воду. Наши бумажные цветы начинают пить воду. Теперь мы понаблюдаем и полюбуемся, как распускаются цветы. Так и настоящие цветы оживают и расцветают, когда их поливают водой.
Объяснение: когда волокна бумаги впитывают воду, они разбухают, и бумага увеличивается в размерах. Это заставляет лепестки раскрываться. Бумага разной плотности впитывает воду с разной скоростью. Чем тоньше бумага, тем быстрее она впитает воду, а из-за этого цветок распустится быстрее.
Вывод: цветы нуждаются в постоянном поливе.
Второй опыт поможет наглядно увидеть, как растения пьют воду на примере бумажных цветов.
Оборудование:
Нам понадобятся: бумажное полотенце; вода; красители; емкость для воды (крышки);
Ход эксперимента:
Сюрпризный момент: маленькая пчелка принесла детям цветы, которые никто не поливал. Они завяли и потеряли свой цвет.
- Ребята, почему завяли цветы? (Потому что их не поливали). Правильно! Давайте, ребята опустим стебли цветов в подкрашенную воду и понаблюдаем, что произойдет.
(Помещаем стебли бумажных цветов в подкрашенную воду и наблюдаем).
- Ребята, посмотрите, вода устремилась вверх и окрасила бумажные цветы.
Объяснение: причиной этого процесса является капиллярное явление. Бумага смачивается водой, которая поднимается по пустотам между волокнами бумаги как по капиллярам. Так и вода поднимается по капиллярам (тоненьким трубочкам) растений к листьям, цветкам и плодам.
Вывод: вода движется по стеблям цветка вверх к бутонам и питает их.
Третий опыт поможет наглядно увидеть, как растения пьют воду на примере живых цветов.
Этот красивый и интересный опыт не оставит равнодушным ни одного малыша.
Сюрпризный момент: прилетела грустная пчелка и рассказала ребятам что, когда он собирала нектар на полянке, заметила белые цветочки. Они были сорванные и лежали на траве. Припекало солнышко и цветочкам было жарко, они поникли. Пчелка пожалела цветочки. Она собрала их в корзинку и принесла ребятам, чтобы они напоили их водой.
- Ребята, мы уже с вами знаем, что растения живые и они умеют пить воду. А как же они это делают? Ведь у них нет ротика. Хотите увидеть, как цветы пьют воду? (Да!). Тогда нужно приготовить разноцветную воду. Ребята, а как из прозрачной воды сделать цветную воду? (Развести в воде краску). Правильно, а теперь давай возьмем цветочки, которые принесла нам пчелка, поставим их в цветную воду и понаблюдаем, что же произойдет. А один цветок мы поставим в прозрачную воду, чтобы в конце нашего эксперимента сравнить цветы. Теперь надо дать нашим цветам немного времени, чтобы они напились цветной воды.
Через час смотрим, цветы поменяли цвет. Цветок, который стоял в прозрачной воде остался белым.
Объяснение: растение поглощает воду и растворенный в ней краситель. Растение имеет внутри тонкие трубочки-капилляры, по ним вода поднимается вверх и питает растение, цветная вода окрашивает цвет лепестков.
Вывод: цветы пьют воду.
IV. Заключительная часть
Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/14/picture-419651-1394825347.jpg)
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-311680-1487006893.jpg)
Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Экологическое воспитание проходит через все образовательные области. И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-303659-1381483053.jpg)
Мастер – класс для родителей «Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» «Создание лепбука»
Мастер – класс для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1181884-1572429849.jpg)
Мастер-класс по теме: «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/17/picture-1376968-1642418444.jpg)
Консультация для педагогов "Музыка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
quot;Музыка, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/19/picture-932307-1497858786.jpg)
Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...