Фольклор в физическом воспитании дошкольника
методическая разработка
Фольклор в физическом воспитании дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_fizicheskom_vospitanii_doshkolnika.docx | 37.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор в физическом воспитании дошкольника
Содержание
1. Фольклор в физическом воспитании дошкольников.
2. Типы фольклорных физических занятий.
3. Ценность фольклорных произведений.
4. Организация физического воспитания детей с использованием фольклора.
5. Приложение.
6. Список используемой литературы.
Фольклор в физическом воспитании дошкольников
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. К таким относится народный фольклор. Фольклор – это английское слово, обозначающее народную мудрость. Фольклор включает в себя различные загадки, скороговорки, прибаутки, потешки, игры, считалки и многое другое. Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путём нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Фольклор можно использовать во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию. Предлагается следующий план такой работы.
Учебная работа – фольклорные физкультурные занятия:
Двигательно-творческие;
Сюжетные;
Театральные;
Музыкально-ритмические;
Игровые;
Познавательные;
Интегрированные.
Физкультурно - оздоровительная работа с детьми:
Утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором;
Ритмическая гимнастика в русском народном стиле;
Физкультминутки на основе фольклора;
Русские народные подвижные игры, игры – забавы, игры – аттракционы.
Активный отдых:
Физкультурные досуги;
Спортивные и фольклорные праздники;
Дни здоровья;
Пешие турпоходы;
Работа с родителями:
Консультации и семинары-практикумы;
Групповые и общие родительские собрания;
Просмотр родителями с физкультурно-оздоровительных мероприятий в сочетании с фольклором;
Совместное проведение с родителями и детьми досугов, праздников и турпоходов.
Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения определённых условий:
1) Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения, а также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски.
2) Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
3) Большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.
4) Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.
5) Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом может достигать 80% .
Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольном учреждении являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на занятиях разнообразны. У детей старшего дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Благодаря упражнению с названием (например, общеразвивающее упражнение «Колобок») дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения («лиса – всему краса» – ходьба с гордой осанкой).
Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определённом порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физическое занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.
Типы фольклорных физических занятий
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы фольклорных физических занятий:
1. Двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений можно использовать 10 - 15 потешек или загадок двигательного характера или можно задействовать сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками ил загадками.
2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки.
3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр – драматизаций. Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных и птиц.
4. Музыкально - ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, игра и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий.
5. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр.
6. Познавательные занятия с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.
7. Интегрированные физкультурные занятия с элементами фольклора позволяют осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.
Для отдыха и расслабления педагог использует различные физкультминутки, например:
- Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
- Гриша шел, шел, шел, Дети идут по кругу.
Белый гриб нашел.
Раз - грибок, Нагибаются и кладут грибы в кузовок.
Два - грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
В утренней гимнастике используется различный фольклорный материал: потешки, стихи. Например, утренняя гимнастика для младшей группы с погремушками:
Ходьба по залу, в руках погремушки.
Киска-киска,
Киска-киска, брысь.
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Общеразвивающие упражнения с погремушками:
Кошка выскочила, глаза выпучила!
Упражнение: «Киска-киска». И. п. – о.с. погремушка за спиной.Махи руками, звукоподражание «Мяу-мяу».
Одной из форм работы с дошкольниками является ритмическая гимнастика. Ритмическую гимнастику рекомендуется проводить с детьми старшего дошкольного возраста. Дети этого возраста уже способны выразительно, пластично выполнять танцевальные упражнения, менять их характер в соответствии с ритмом и темпом народной музыки. Использование в работе комплексов ритмической гимнастики в русском стиле позволяет познакомить детей с национальными традициями и обычаями на примере основных, наиболее типичных танцевальных движений.
Помимо перечисленных форм работы необходимо включать фольклор и в физкультурно-оздоровительную работу, и в активный отдых детей.
Ценность фольклорных произведений
Фольклор – эмоционально – образное средство влияния на детей, он поддерживает их интерес к физической культуре посредством национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.
Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей.
Физические упражнения, используемые в качестве активного отдыха, а также эмоциональные факторы, сопровождающие выполнение упражнений, успокаивают и гармонизируют психику, пробуждают силы, способствующие оздоровлению детского организма. Ребенок не только мыслит, но и чувствует мышцами.
С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания.
Физическое воспитание дошкольников с использованием фольклора предусматривает систему физических упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, исключение стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений; достаточную интенсивность и большое разнообразие двигательных действий, многовариативность форм физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей, возможность индивидуального и дифференцированного подхода к подбору упражнений; частую смену нагрузок и отдыха в режиме дня ребенка; преемственность в деятельности детей разных возрастных групп; гибкий график проведения оздоровительных мероприятий в зависимости от состояния здоровья, утомляемости, климатических и погодных условий, сезонность применения физических упражнений; взаимосвязь задач физического воспитания с другими сторонами воспитания.
Наряду с поисками современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики, или этнопедагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких ее средств, таящий огромные дидактические возможности.
В любом, даже самом маленьком произведении – будь то потешка, песня или сказка – высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры.
Благодаря традициям, обычаям и обрядам формировалась, обогащалась физическая культура народов, ее ценности передавались из поколения в поколение, например, народные подвижные игры.
Освоение ребенком столь близкого ему по духу фольклорного наследия – одно из приоритетных направлений современной педагогики.
Фольклор является одним из средств воспитания всесторонне развитой личности ребенка. К.Д. Ушинский указывал на большое значение произведений устного народного творчества в воспитании и обучении детей и рекомендовал широко использовать с детьми дошкольного возраста народные игры.
Ценность фольклорных произведений прежде всего обусловлена их высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями: речевыми, смысловыми, звуковыми.
Во время выполнения упражнений можно использовать прибаутки – рифмованные выражения шуточного содержания; пословицы и поговорки – элементы устной речи; небылицы – перевертыши; загадки – один из видов устного народного творчества.
Русские народные подвижные игры являются сокровищницей человеческой культуры.
Н.Ф. Лесгафт указывал на преимущество игр перед упражнениями, считая их наиболее доступными и понятными для детей вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению.
Народные подвижные игры, созданные на основе художественного поэтического пикета, являются ценным средством физического воспитания.
Игровой фольклор уникален тем, что позволяет раскрываться личности ребенка. Освоение фольклорных импровизаций – важная ступень, ведущая к глубокому постижению фольклора.
В последние годы в дошкольных учреждениях работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа заметно активизировалась. Приходит понимание того, что ребенок должен иметь возможность эффективно творчески самореализоваться, добиваться цели. Для этого он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку. Фольклор прежде всего помогает развивать речь; многие малые фольклорные жанры сопровождают первые сознательные движения малыша, помогая ему таким образом ассоциировать свои действия со звуковым сопровождением, налаживая связь между действиями и речью. А способен ли фольклор оказывать влияние и на развитие различных сторон двигательной деятельности дошкольников? Занятия, которые проводились с использованием фольклора, благоприятно влияют на развитие и характер двигательной деятельности, и на развитие творческих способностей детей.
В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний, благодаря сказке ребенок может познавать мир не только умом и сердцем, но и телом.
Другие организованные виды двигательной деятельности (физминутки на познавательных занятия, досуги, праздники, организация игровой деятельность детей и др.), также ориентированы на широкое использование двигательных инсценировок, которые не требуют предварительной подготовки, и проходят в форме двигательной импровизации.
Праздник и досуг - это демонстрация и совершенствование умений и навыков детей в эмоциональной и непринужденной обстановке.
Комплексы корригирующей гимнастики и гимнастики после сна - для детей с нарушениями осанки и плоскостопием периодически содержат фольклорный материал.
Затем опыт использования фольклора в организованной двигательной деятельности (на занятиях), был распространен на совершенствование двигательной активности детей в другие сферы двигательной деятельности дошкольников в режиме пребывания их в детском саду и дома. Потому что двигательная деятельность дошкольников не ограничивается только физкультурными занятиями, и большая её часть осуществляется не столько инструктором, сколько воспитателями и другими специалистами ДОУ.
Организация физического воспитания детей с использованием фольклора
Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и на развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно – образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность:
1) физкультурные занятия;
2) физкультурно – оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);
3) активный отдых (физкультурные досуги и праздники для здоровья);
4) самостоятельная двигательная деятельность и др.
Организация физического воспитания должна начинаться с популяризации фольклора (народные игры, сказки, потешки и т. д., существовавшего в народе веками и не потерявшего воспитательного значения и поныне.
Дети очень любят сказки. Некоторые дети даже хотят подражать сказочным героям. Сказочные эстафеты предоставляют детям такую возможность. Эти эстафеты – полуспортивные, полуигровые соревнования. В их основе сюжет сказок. Организуя сказочные эстафеты нужно обязательно напомнить детям сюжеты сказок. Это поможет лучше понять задание и сделать его выполнение более эмоциональным. Необходимо по-сказочному и весело комментировать ход эстафет, включать бодрую сказочную музыку. Можно провести, например, эстафеты по сказкам «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др.
В любые занятия независимо от характера материала, который осваивается детьми, можно включать двигательные паузы (физминутки). Они способствуют психофизической релаксации, повышению работоспособности, эффективному переключению с одних видов деятельности на другие. Например, можно использовать потешки «Заинька», «Медвежата», «Кошкины повадки» и др.
В воспитании детей большое место занимают игры. Во время проведения игр необходимо иметь в виду следующее: идейность игр, воспитательное значение с физической и духовной стороны, общеобразовательные возможности. Осуществление этих целей зависит от умения организовать игру. Одна и та же игра позволяет решить ряд задач:
1) укрепление здоровья (закаливание организма);
2) формирование двигательных навыков;
3) развитие творческих способностей ребенка;
4) формирование нравственных качеств, силы воли и целеустремленности;
5) развитие самостоятельности, организаторских способностей и т. п.
Приложение
Сказочные эстафеты
«Колобок»
Если помните, в сказке Колобок ловко обошел Зайца, Медведя и Волка, но угодил в пасть Лисе. В этой эстафете первых трех зверей заменят кегли, а последнего – ведро. Каждый участник – это сказочник, который будет катить (пинать ногами) свой «колобок» (футбольный мяч) между кеглями. Подведя мяч к ведру, участнику необходимо, не прибегая к помощи рук, забросить мяч в ведро, то есть отправить «Колобка» в пасть «Лисы». Попыток ему на это дается сколько угодно. После того, как мяч – «Колобок» все же оказался в ведре, участник вынимает его руками и быстро бежит к следующему игроку, чтобы тот тоже смог «рассказать всю сказку», пройти со своим «Колобком» все препятствия.
«Теремок»
Для начала вспомним, кто же жил в теремке: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок. Шестым пришел Медведь и разрушил теремок. Попробуем эту сказку разыграть в эстафете. В ней будут участвовать шесть человек – по числу персонажей сказки. А роль теремка выполнит обруч. Эстафету начинает «Мышка».
Участник, играющий эту роль, по сигналу двигается к финишу, где лежит обруч – теремок. Добежав, игрок продевает обруч через себя, кладет его на место и бежит за следующим участником, т. е. за «Лягушкой». Теперь они бегут к теремку вдвоем, обязательно взявшись за руки. Добежав, они вдвоем пролезают через обруч, не разрывая при этом рук. Сделав это, они бегут за третьим, потом за четвертым, потом за пятым. Когда пятеро, не разжимая рук, продевают через себя обруч и бегут за шестым, - это оказывается «Медведь». Но они все же берут его за руку и ведут с собой к «теремку». Пять человек надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. «Медведь» в это время берет обруч рукой и тянет его вместе со всеми участниками, находящимися внутри, к старту. Те, кто находится внутри обруча, бегут, помогая «Медведю». Кто сюжет этой сказки «расскажет» быстрее, тот и победил.
Двигательные паузы
«Медвежата»
Медвежата в чаще жили
Нежно, радостно дружили.
Вот так, вот так
Медвежата те дружили
Дети обнимаются, жмут друг другу руки, улыбаются.
Мишки фрукты собирали,
Дружно яблоньку качали.
Вот так, вот так
Дружно яблоньку качали.
Наклоны вперед-назад с вытянутыми перед собой руками – 7-10 раз.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
Эти мишки воду пили.
Ходьба вперевалку на ребре стопы. Наклоны вперед, руки сложены за спиной («замком») – 7-10 раз.
А потом они плясали,
К солнцу лапы поднимали.
Вот так, вот так
К солнцу лапы поднимали.
Прыжки с поочередным поднятием колен на уровень живота – 5-8 раз. Руки поднимаются вверх и опускаются вниз.
«Кошкины повадки»
Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик к низу: оп-оп-оп.
Дети ходят на цыпочках, стараясь выполнить эти движения максимально бесшумно.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
Легкие и быстрые прыжки на месте, сменяющиеся неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой, слегка покачиваясь в стороны.
«Заинька… »
Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи.
Заинька, подбодрись,
Серенький, подбодрись,
Вот так, вот сяк подбодрись.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, вот сяк повернись.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот сяк попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись!
«Медный пень» башкирская народная игра
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети – хозяева становятся за стульями.
На башкирскую народную мелодию водящий – покупатель двигается переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги! » - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
Правила игры: бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
«Юрта»
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши) получается юрта.
Правила игры: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
«Стрелок»
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок – стрелок. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры: в начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть! » присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста по сказке "Гуси-лебеди"
Программное содержание.
1. Через сказку ввести детей в сказочный мир, развивая у них творчество и фантазию.
2. Учить подлезать дугу боком в группировке, складывая руки "полочкой" у груди.
3. Закреплять умение ходить по канату приставным шагом.
4. Развивать стремление к достижению цели и уверенность в своих силах.
Приемы обучения.
1. Показ ребенком подлезания под дугу "боком", "складываясь в комочек".
2. Словесное напоминание ходьбы по канату приставным шагом: пятка к носку.
3. Показ физоргом упражнений с мячом.
4. Зрительные ориентиры.
5. Игровой метод.
Обязанности воспитателя:
1. До занятия прочитать детям сказку "Гуси-лебеди".
2. В ходе занятия помочь затрудняющимся детям в выполнении движений.
3. Смена атрибутов.
Оборудование:
По разным сторонам зала расставить "печку", "яблоньку" на подставке, "речка" – синяя ткань и поперек положить канат. Мячи, средние по количеству детей, 3 дуги, маска Волка, 8-10 платочков, флажки несколько штук.
Ход занятия.
1 часть.
Физорг активизирует детей. Уточняет, помнят ли они Сказку "Гуси-лебеди" Спрашивает детей, что случилось с Иванушкой в сказке. Кто искал его?
Ребята, хотите помочь Аленушке найти братца?
Ответ детей.
Не будем терять времени и отправимся в путь.
Построение в колонну по одному, ходьба по залу друг за другом, соблюдая интервалы.
- Дорожка извивается, как змейка. Будьте внимательны, ребята. Ходьба "змейкой" от флажка к флажку между дугами. Бег в среднем темпе 1,5 минуты, во время которого дети выполняют подскоки, руки на поясе ("веселая дорожка"). Ходьба по кругу. Пришли к яблоньке.
Ребята, что спросим у яблоньки?
Ответы детей:
- Яблонька, не видела ли ты, куда полетели гуси-лебеди?
- Поиграйте моими яблочками, скажу.
Дети берут мячи (яблочки). Перестроение в три колонны.
2 часть.
ОРУ с мячом.
1. И.п.: ср. ст., мяч внизу. 1- мяч вверх, посмотреть на него - вдох; 2-опустить мяч на лопатки - выдох, 3- снова мяч вверх, 4- И.п. (8-10 раз).
2. И.п.: ноги врозь, мяч внизу. 1- поворот вправо, одновременно ударить мячом о пол у пятки правой ноги, поймать отскочивший мяч; 2 - И.п.; 3-4 то же в другую сторону (5-6- раз).
3. И. п.: о. с. мяч на полу. 1-4 - поставить ступню на мяч, катать его вперед-назад, не отпуская его. Затем поменять ногу (3-4 раза).
4. И.п.: сидя, ноги врозь, мяч вверху. 1-3 пружинящий наклон вперед, 3 раза ударить мячом о пол у ступней ног; 4 - И.п. (3-4 раза).
5. И.п.: о.с. 1 - быстро присесть, разводя колени, одновременно бросить мяч о пол; 2 - быстро встать, поймать отскочивший мяч (8 раз).
6. И.п.: стоя, мяч между ступнями ног. 1-4 подпрыгивать вверх, не роняя мяч. Повторить 3-4 раза по 10 прыжков, чередуя с ходьбой на месте.
Взмахнула яблонька веточкой и указала дорожку.
Перестроение по одному в колонну. Сложить мячи. Ходьба в колонне по одному.
Но вот тропинка оборвалась прямо у печки. Что делать, ребята? Куда нам идти?
Ответы детей.
- Да, надо спросить у печки, где дорогу искать?
- Печка, печка, скажи, куда полетели гуси-лебеди?
- Погрейтесь в моей печурке, тогда скажу.
Основные виды движений:
1. Подлезание под дуги боком в группировке (3-4 раза). Дети делятся на три группы и встают у трех дуг, колоннами друг за другом. Подготовленный ребенок показывает подлезание под дугу боком, вначале правым, затем левым. Физорг во время показа объясняет детям, что руки держим полочкой у груди, приседаем у дуги и проходим боком, не задевая головой и спиной дуги.
Погрелись в печурке, пора выходить на дорожку. Смотрите, ребята, впереди гуси-лебеди летят. Что будем делать?
Ответы детей.
- Догнать надо гусей.
2. Бег в среднем темпе 1,5 мин., плавно поднимая и отпуская руки (как лебеди). Ходьба.
- Прибежали к речке. Речка-речка, не видела ли ты, гусей-лебедей?
- Пройдите по мостику и увидите дорогу.
Ребята, а где же мост?
Ответы детей.
- Моста нет, но можно пройти по канату через речку.
3. Ходьба по канату, приставляя пятку одной ноги к носку другой, держа руки в стороны (3-4 раза) поточно. Физорг напоминает детям, что смотреть надо вперед, спину держать прямо. Дети, пройдя по канату, бегут по кругу, изображая лебедей, легкий бег на носочках, руки вверх-вниз.
После выполнения упражнений дети сели на скамейку.
Посмотрите, ребята, гуси сидят на горке и не летят домой. Почему?
Ответы детей:
Их волк не пускает.
П/и "Гуси-лебеди" 3 раза. Правила игры: гуси должны "летать" по всему залу. Волк может ловить их только после слов: "Только крылья берегите!"
3 часть.
Ребята, пока волк ловит гусей, Аленушка нашла своего братца и отвела домой. Сели они на крылечко, а деревенские дети зовут их играть. Поиграем вместе!
П/и "Кто в саду" повторить 4 раза.
Правила игры: дети должны стараться не наталкиваться друг на друга, идти не спеша, ровной "змейкой" и останавливаться только по окончании слов: "Кто в саду? Кто в саду? Пчелка в розовом саду. Ползай, пчелка, с веточки на веточку, С веточки на веточку, с листочка на листочек".
- Вот и закончилась наша сказка. Дети, мы долго искали вместе с Аленушкой братца Иванушку. Устали, давайте отдохнем.
Сесть на скамейку в "позу кучера": спину расслабить, голову опустить на грудь, ноги согнуть в коленях и раздвинуть, руки положить на колени так, чтобы они не касались друг друга. Глаза закрыть, нижнюю челюсть расслабить (рот закрыт), язык расслабить (его основание кажется тяжелым). В этой позе сделать упражнения на расслабление мышц и конечностей.
Список используемой литературы:
1. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. – СПб.: Питер, 2005. – 120 с.
2. Антонов А.С. Фольклор как часть древнерусской культуры. – М.: Дело, 2006. – 295 с.
3. Афанасьев А. Н. Фольклор. – М.: Юрайт, 2007. – 179 с.
4. Бахтин В.С. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. – СПб.: Питер, 2008. – 310 с.
5. Богатырев П.Г., Якобсон Р.О. Фольклор как особая форма творчества – М.: Феникс, 2004. – 150 с.
6. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Статут, 2006. – 280 с.
7. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. – СПб.: Питер, 2007. – 173 с.
8. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия "художественная литература. – М.: Дело, 2004. – 420 с.
9. Намзин А.Б. Волшебный мир традиционной русской педагогики. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 195 с.
10. Смолицкий В.Г. Физическое развитие дошкольников. – М.: Статут, 2007. – 370 с.
11. Фольклор в развитии дошкольников: Учебное пособие. – М.: Феникс, 2006. – 60 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Использование русского и мордовского фольклора в физическом воспитании дошкольников".
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качес...
Фольклор в физическом воспитании дошкольников.
Фльклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания....
Фольклор в физическом воспитании дошкольников.
Статья о роли фольклора в физическом воспитании дошкольника с русскими народными играми....
Консультация «Фольклор в физическом воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей...
Фольклор в физическом воспитании дошкольников.
Консультация для родителей в рамках проекта "Двуязычные дети"...
Фольклор в физическом воспитании дошкольников
Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно -творческой инициативы детей....
«Фольклор в физическом воспитании дошкольников»
laquo;Фольклор в физическом воспитании дошкольников»...