Паспорт мини-музея «МИР КУКОЛ»
методическая разработка (младшая группа)

Агапенкова Ирина Александровна
 
Паспорт мини-музея «МИР КУКОЛ»

Для детей самая главная игрушка - это кукла. В куклы дети играли всегда.  Куклы, в жизни ребёнка играют важные роли, они учат многому, через их роли, он переживает и свои.

Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. Кукла по сути своей - отражение образа человека.

Куклы - это не только игрушки, это часть души того или иного народа, часть эпохи, куклы - душа человека, который их изготовил. История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека. Игровая деятельность с куклой обеспечивает ребёнку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребёнка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром. Кукла, сопровождая детские игры, имеет огромное значение в развитии и воспитании ребёнка.

      В работе над мини-музеем мы хотим расширить знания о современной кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности, сформировать личностные качества.

Мы включаем  кукол в жизнь детей, делая участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются, или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini-muzeya.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 96

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Паспорт мини-музея

«МИР КУКОЛ»

Воспитатели:

Агапенкова И.А.

2023-2024 г.г.

Содержание

  1. Актуальность ………………………………………………….   стр.3
  2. Цель, задачи……………………………………………………   стр.4
  3. Формы работы…………………………………………………  стр.5
  4. Этапы реализации работы над мини-музеем………………..     стр.5
  5. Предметно-развивающая среда……………………………..      стр.6
  6. Материально-техническое обеспечение…………………….      стр.6
  7. Характеристика (описание) мини музея……………………..     стр.7
  8. Разделы мини-музея ………………………………………….   стр.7
  9. Тематический план мини-музея………………………………    стр.9
  10.   Перспектива развития мини-музея ………………………… стр.10

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ МУЗЕЯ

                                                                       Кукла - это радость, кукла - это сказка,
                                                                     Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,
                                                                    С куклой очень дружат и любовь и ласка.
                                                                   Кукла - это значит доброта вокруг.

                                                                                                         Людмила Покровская.

Профиль музея: познавательный

Актуальность:

Для детей самая главная игрушка - это кукла. В куклы дети играли всегда.  Куклы, в жизни ребёнка играют важные роли, они учат многому, через их роли, он переживает и свои.

Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. Кукла по сути своей - отражение образа человека.

Куклы - это не только игрушки, это часть души того или иного народа, часть эпохи, куклы - душа человека, который их изготовил. История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека. Игровая деятельность с куклой обеспечивает ребёнку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребёнка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром. Кукла, сопровождая детские игры, имеет огромное значение в развитии и воспитании ребёнка.

      В работе над мини-музеем мы хотим расширить знания о современной кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности, сформировать личностные качества.

Мы включаем  кукол в жизнь детей, делая участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются, или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка.

Работа по теме мини-музея «Мир кукол»  реализуется   через образовательные  области:

  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Физическое развитие»

Цель:

Приобщение детей и родителей к волшебному миру кукол, посредством ознакомления с историей возникновения кукол и  игре как средству общения с ребенком, активизацию  использования игр в семейном воспитании, обогащение и систематизация знаний детей, родителей  и педагогов  о кукле.

Задачи мини-музея:

С детьми:

  • Развивать  игровые, познавательные, коммуникативные  способности  с учётом индивидуальных способностей;
  • Формировать знания  об образах кукол в  литературных произведениях;
  • Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;

С родителями:

  • Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка: сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;
  • Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела.

С воспитателями:

  • определить значимость куклы в жизни детей;
  • собрать информацию о разнообразии кукол

Предметно-развивающая среда:

  • обновление и обогащение предметно-развивающей среды для музея.

Работа по созданию мини-музея ведется  по трём направлениям:

  • Работа с детьми
  • Работа с родителями
  • Работа с воспитателями

Формы работы:

  • С детьми:
  • Совместная деятельность воспитателей и детей
  • Занятия
  • Игровая деятельность        
  • С родителями:
  • Беседы
  • Консультации
  • Выставки
  • С воспитателями:
  • Консультации
  • Выступления на педсовете
  • Презентации

Этапы реализации при работе над мини-музеем:

Первый этап –  подготовительный

  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;
  • Определение цели и задач по работе над мини-музеем;
  • Составление плана работы по мини-музею.

Второй этап – основной

  • Разработка  дидактических и развивающих игр по теме «Мир кукол»;
  • Изготовление практического материала по  теме.

Третий этап – заключительный

  • Обобщение результатов по работе над мини-музеем;
  • Презентация мини-музея и показ презентации.

Предметно-развивающая среда:

  • Оформление картотек дидактические игры с куклой («Одень куклу», блок игр «Веселая матрешка», «Бусы для матрешки», «Одень куклу на прогулку по сезону»  и т.д.)
  • Оформление картотеки стихов, книжки-малышки  со стихотворениями о куклах

Материально-техническое обеспечение мини-музея:

  1. Куклы, атрибуты для игры с куклой;
  2. Альбомы с изображением кукол; демонстрационный материал (различные изображения с куклами)
  3. Атрибуты для театрализованной деятельности;
  4. Трафареты, раскраски.


ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ

Экспонаты мини-музея

Название раздела

Хранение

Дата поступления

Экспозиции

1.

«Авторские куклы»

постоянное

Сентябрь, 2023

2.

«Игровые куклы»

постоянное

Сентябрь, 2023

3.

«Куклы обереги»

постоянное

Октябрь, 2023

5.

«Русская матрешка»

постоянная

Сентябрь, 2023

6.

«Куклы самоделки»

постоянное

Октябрь, 2023

7.

«Театральные куклы»

постоянное

Декабрь, 2023

8.

«Фарфоровые куклы»

постоянное

Январь, 2024

9.

«Куклы наших мам и бабушек»

постоянное

Февраль, 2024

Разделы мини-музея

  1. Экспозиции
  • «Деревянные игрушки»
  • «Народные куклы и обереги»
  • «Куклы для игры»
  • «Фарфоровые куклы»

Экспонаты данных экспозиций находятся в свободном доступе у детей. Игрушки могут быть использованы в процессе занятий, тематических дней, для театрализованной деятельности. Экспозиции пополняются новыми экспонатами.

  1. Галерея
  • Иллюстрации с изображением различных кукол
  1. Картотеки
  • Дидактических  игр
  • Дидактические игры по театрализованной деятельности

  1. Библиотека

Консультации:

  • «Народная кукла в игре современных детей»
  •  «Кукла в жизни ребенка»
  • «Как организовать игровой уголок»
  • "Ребенок и игрушки"
  • «Роль куклы в воспитании дошкольников»
  • «Кукла, сделанная своими руками»
  1. Игротека
  1. Дидактические игры

(блок дидактических игр «Веселая матрешка»)

  • «Собери матрешку»
  •  «Собери по цвету»
  •  «Разложи по цвету»
  1. Творческая мастерская
  • Раскраски
  • Трафареты народных игрушек (матрешка)
  • Материалы для творчества детей (листы для рисования, цветные карандаши, гуашь, кисти, восковые мелки, пластилин  и т.д.)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИНИ-МУЗЕЕ

  • Работа с родителями
  • Пополнение мини-музея экспонатами

Месяц

Содержание

Задачи

Участники

сентябрь - октябрь

Знакомство с различными куклами

Содействовать развитию  эстетического восприятия, способности эмоционально откликаться.  

Воспитатели, дети

ноябрь-декабрь

Знакомство с куклами для театрализации

Прививать интерес  к   пальчиковой кукле.  

Воспитатели, родители, дети

январь

Продолжать знакомство с куклами, игры  с куклами:

«Собери куклу на прогулку», «Нарисуй наряд для куклы»

Способствовать совместному творчеству детей и родителей.

Родители, воспитали

февраль

Проведение консультаций по теме мини-музея

Проявить интерес родителей  к развитию эстетического восприятия детей.

Воспитатели, родители

март апрель

Знакомство детей с новыми экспонатами мини-музея

Содействовать развитию эстетического восприятия, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Воспитатели, дети

май

18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в мини-музей кукол для детей  старших групп.

Содействовать развитию эстетического восприятия образцов кукол, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа

Воспитатели, дети старших групп

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

  • Подбор художественной литературы
  • Пополнение мини-музея экспонатами
  • Пополнение тематических альбомов для рассматривания
  • Проведение на базе мини-музея экскурсий для других групп детского сада и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Птичий двор".

В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...

Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"

Презентация мини-музея народных тряпичных кукол "Из бабушкиного сундучка"...

Паспорт мини-музея "Музей кукол"

В музеи собраны различные куклы. Это и куклы в традиционных костюмах, и тряпичные куклы, и иллюстрации с изображениями кукол....

Паспорт мини - музея в ДОУ "Мир кукол"

Одним из направлений моей работы является музейная педагогика. В группе создан мини-музей "Мир кукол" с постоянно действующей экспозицией "Современные куклы". В мини-музеи располаг...

Паспорт мини-музея кукол

Паспорт мини-музея включает в себя основные моменты паспортизации музея " Мир кукол"...