Консультация для педагогов «Рефлексия, самоанализ, обобщение опыта работы, как профессиональная компетенция воспитателя»
консультация

Аванесян Рузанна Валериевна

В данной консультации мы попытаемся разобраться в том, что такое профессиональные " компетенции" и "компетентность"; подробно разберем все педагогические компетенции и компетентности; а также поговорим о "рефлексии", "самоанализе" и "обобщении опыта", как профессиональных компетенциях воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentsii_vospitatelya.docx347.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                    Представлено 06.02.2024г.
                                                                                                      Семинар – практикум

                                                                                              «Современные подходы

                                                                                                            к патриотическому воспитанию

                                                                               дошкольников»

Выступление
        на тему:
        «Рефлексия, самоанализ, обобщение опыта работы, как                       профессиональная компетенция воспитателя»

                                                                                                                          Разработала и провела:  
                                                                                                                         воспитатель высшей                    

                                                                                                                          квалификационной категории:

                                                                                                                          Аванесян Р.В.

                                                                              2024г.

СЛАЙД  2
           Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности. Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

             Понятия «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах разных ученых и специалистов. Единого мнения в определении данных понятий не существует и во многих исследованиях эти понятия тождественны.
В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности. Считается, что их достаточный уровень позволит воспитателю самостоятельно и эффективно не только решать уже поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые задачи и разрабатывать инновационные пути их решения. А для этого педагог должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми.
Понятие «компетенция» рассматривается как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

             Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.

            Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, отражающих специфику работы на дошкольном уровне образования указанных в ПРФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА, а также в работах других педагогов и специалистов дошкольного образования можно выделить следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения:

СЛАЙД 3-4

  1. Компетенция в ведении образовательного процесса. 

Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.

СЛАЙД 5

2.Методологическая (методическая) компетентность. 
 Понимать различных подходы к образованию и выбора методов.
 Иметь собственную педагогическую позицию, осознавать свой опыт на уровне теории.
 Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
 Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

СЛАЙД 6

  1. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ.

Данная компетентность помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.

4. Компетентность в организации воспитательной работы.

 Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.

СЛАЙД 7

5. Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

Компетентность в создании предметно-пространственной среды позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности. Компетентность организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса обеспечит наличие критерия нового качества образования - создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

СЛАЙД 8

 6. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.

Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

СЛАЙД 9

 7. Компетентность в установлении контактов с родителями

Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ инвестиционно-привлекательным.

СЛАЙД 10

8. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. 

Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.

СЛАЙД 11

9. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.

Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.

СЛАЙД 12

10. Креативная компетентность педагога (исследовательская).

 Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

СЛАЙД 13

11. Коммуникативная компетентность.

Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

СЛАЙД 14

12. Регулятивная компетентность. 

Умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

 13. Социальная компетентность.

Умение педагога  взаимодействовать с социумом: с детьми, родителями, коллегами.

СЛАЙД 15

Педагог овладевает той или иной компетенцией, проходя 4 стадии:

1.Первая стадия – бессознательная некомпетентность.

  нет необходимых знаний, умений и навыков
 не знает, об их отсутствии
Профессиональная самооценка: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).

2. Вторая стадия – сознательная некомпетентность.

  осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма – учебный).

3. Третья стадия – сознательная компетентность. 
 знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма – основной или номинальный).
 4. Четвёртая стадия – бессознательная компетентность.
 профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение
 профессионализм является частью личности. Высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный). Работа с воспитателями по разным направлениям их деятельности ведется в каждой ДОО постоянно. Сейчас же главной целью является формирование готовности педагогов к обновлению своих профессиональных компетенций. Необходимо развить у них способность успешно действовать на основе своего практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

СЛАЙД 16
Пути развития профессиональной компетентности педагога:

  работа в методических объединениях и творческих группах
 исследовательская, экспериментальная деятельность
 инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
 различные формы педагогической поддержки
 активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах
 обобщение собственного педагогического опыта.
Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности необходимо создать определенные условия.
Педагог должен иметь возможность:
  систематически проходить курсов повышения квалификации
 изучать современную методическую, педагогическую литературу
 посещение обучающие семинары, практикумы и т.д.
 участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами
 участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности
 изучать информационно-компьютерные технологии
 участвовать в конкурсах профессионального мастерства
 иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок  осуществлять работу по самообразованию

СЛАЙД 17

             Педагогическая рефлексия – вид педагогической деятельности, в структуре которой педагог самостоятельно определяет результативность и качество полученных и предстоящих результатов профессионально-педагогической деятельности в модели выявления и решения внутриличностных противоречий, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью и общением педагога.

             Педагогическая рефлексия- это необходимое условие повышения профессионализма, педагогического мастерства она отображает внутренний мир и состояние развития педагога и учащихся. Таким образом, она проявляется в возможности  педагога анализировать и оценивать свою деятельность, видя результаты деятельности своих воспитанников. Это побуждает его поддерживать высокий уровень эффективности профессионально важных сторон собственной личности и деятельности.

              Современному педагогу для того, чтобы быть успешным, необходимо перенимать опыт своих коллег из других образовательных учреждений, а также предлагать на рассмотрение свои научные идеи и разработки. Чтобы достичь вершин профессионализма современному педагогу необходимо постоянно самообразовываться и самосовершенствоваться, изучая новые методики и внедряя их в свою работу.

               Основными показателями профессионализма преподавателя являются уровень интереса к нему со стороны учащихся, ясность излагаемого материала, убедительность изложения, степень осмысления актуальности знания, научность и новизна материала, творческий характер преподавания предмета.

СЛАЙД 18

              Для развития рефлексивной компетенции необходимо проводить самокоррекцию и самоконтроль педагогической деятельности, повышать уровень психологических знаний. Педагог должен видеть в себе причины, мешающие ему устранять пробелы в воспитании и обучении учащихся, осознавать недостатки в развитии личной компетентности.

              Рефлексия процесс творческий, результатом которого является появление нового взгляда, новой позиции, рождение нестандартной идеи или действия. Когда мы не можем решить какую-либо жизненную или профессиональную задачу, то реальной причиной этого чаще всего являются не внешние условия, а наш собственный опыт, создавший определенные установки и стереотипы. Понять, что же именно в своем собственном опыте мешает решить ту или иную проблему, что надо поменять в своем отношении к ситуации - это и есть задача на рефлексию. Таким образом, рефлексия несет в себе не только аналитический, но и серьезный развивающий потенциал.

СЛАЙД 19

Профессиональный рост любого педагога невозможен без умения непредвзято рассматривать собственную работу и правильно воспринимать анализ своей деятельности, проведенный другими педагогами – коллегами или даже воспитанниками.

Анализ деятельности педагога дошкольного образования – это эффективный инструмент обнаружения недостатков в педагогической практике и выработки необходимой стратегии «работы над ошибками». Правильно проведенный анализ будет стимулом к улучшению результативности  деятельности и росту профессионализма.

СЛАЙД 20

Самоанализ педагогической деятельности - это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся педагогом со своими действиями. Самоанализ, как правило, проводится по определенному алгоритму или контрольному списку вопросов.

Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.

СЛАЙД 21

В современной психолого-педагогической литературе выделяют следующие формы самоанализа образовательной деятельности (на слайде).

Целенаправленное изучение собственного опыта может проводиться в одном направлении и зависит от того, что является для педагога главным на данный момент: активизация познавательной деятельности воспитанников при усвоении новых знаний, развитие самостоятельной работы учащихся при формировании навыков и умений и т. д.

СЛАЙД 22

Но, не только самоанализ является для педагога повышением педагогического мастерства. Анализ занятий других педагогов, знакомство с их методикой проведения занятий позволяет совершенствовать свое педагогическое искусство.

СЛАЙД 23

Одним из наиболее полезных для педагогов видов самоанализа является дидактический.

– примерная схема дидактического самоанализа.

Поскольку данная схема позиционируется как универсальная для д/с и для школы, параметры её тоже вполне себе универсальны.

СЛАЙД 24

            Каждый из воспитателей детского сада работает индивидуально, при этом соответствуя основным требованиям педагогической науки в применении к функционированию ДОУ. При этом он нарабатывает замечательный опыт, которым необходимо делиться с другими сотрудниками детских дошкольных учреждений. Для этих целей служит обобщение опыта воспитателя, позволяющее внедрить ценный опыт и сделать его достоянием всех заинтересованных специалистов.

          Считается, что те воспитатели, которые много внимания уделяют обобщению проделанной работы, превращаются в наиболее креативных педагогов с высоким профессиональным уровнем.

         Обобщать свои умения могут как воспитатели всех уровней, так и старший воспитатель (методист), заведующий ДОУ, преподаватели музыки и физической культуры, плавания, дефектологи, логопеды, психологи. Эту работу можно проделать и вдвоем, например, объединить опыт работы двух или нескольких преподавателей, работающих с одной возрастной группой воспитанников. Также можно обобщить работу сотрудника ДОУ с семьей воспитанника, с другими специалистами, например, с логопедом или психологом. Обобщать можно и накопленные данные по работе целого детского сада. Выбираются наиболее актуальные темы, например, по организации проектной деятельности у дошкольников с целью развития творческой личности и скрытых талантов.

Что необходимо для проведения обобщения опыта воспитателя детского сада

Обобщать можно опыт, полученный следующими путями:

  • Воспитатель находит и применяет в своей деятельности собственные разработки. Это творческий процесс, который при удаче обеспечивает высокий результат и значительную отдачу. Новшества в работе позволят развивать практическое применение педагогической работы и продвигать ее на более высокий уровень. Новаторы в дошкольном воспитании – это те люди, которые двигают прогресс в духе времени и постоянно изменяющейся ситуации.
  • Высокие и полезные результаты можно получить и при обработке и использовании наработок других педагогов, если он представляет интерес для применения в конкретном детском учебном заведении. Эти сведения в обобщенном, концентрированном состоянии могут стать источником важных знаний для начинающих воспитателей и тех педагогов, которые еще не накопили собственного достаточного опыта работы.

Концентрировать и анализировать знания и умения необходимо не только для дальнейшего применения в работе с детьми. Потребуется обобщение опыта работы воспитателя ДОУ и для аттестации, особенно на высшую категорию, где от сотрудника детского сада требуются значительные достижения, применение творческого подхода и умение внести новое в процесс воспитания и обучения дошкольников.

СЛАЙД 25

Что нужно сделать для выполнения задачи

Для обобщения знаний требуется подходить к процессу комплексно и поэтапно. Начинать необходимо с изучения наработок других представителей педагогического состава и анализа их достижений. В этот процесс входят следующие этапы:

  • Обнаружить и выделить главные элементы, на которые стоит обратить внимание, поскольку они являются наиболее перспективными для внедрения в воспитательный процесс.
  • Выявить методы и приемы, которые используются в исследуемом материале.
  • Определить новаторство в применяемой методике, исключить бесцельную зрелищность и эффектность, не имеющую практического значения и не являющуюся качественно новой, перспективной разработкой.
  • Выявить соответствие метода принципам науки – психологии и педагогики.
  • Выяснить, отвечает ли методика возрастной группе воспитанников и их уровню развития.
  • Определить, насколько используемый метод усваивается детьми, не несет ли он чрезмерной нагрузки на психику, не сказывается ли негативно на состоянии малышей.
  • Понять, насколько эффективно влияет используемый способ на творческие, познавательные и практические способности воспитанников.
  • Определить систему, по которой работает воспитатель.

Существует несколько различных форм обобщения опыта. Например, одним из самых простых методов является открытый показ, демонстрация своей работы типа открытого занятия в ДОУ. Так воспитатель может продемонстрировать принцип взаимодействия с детьми, который стал для него устойчивой нормой и который приносит ощутимый результат, способствует прогрессу в развитии воспитанников. 

           Следующим вариантом является презентация обобщения опыта воспитателя, выступление на консультации или семинаре. Самым сложным типом является письменный доклад на педагогическом совете. 

          Но для любого воспитателя трудной формой является описание обобщения. Оно требует комплексного подхода к глубокой проработке темы, связного и последовательного ее изложения, так, чтобы этими знаниями и достижениями смогли воспользоваться другие воспитатели.

Для того, чтобы получить хороший результат, при описании обобщения собственного опыта необходимо учитывать следующие часто встречающиеся ошибки и недочеты:

  • Использование широко известного опыта, который уже описан в методической литературе и часто применяется в практике работников образовательной системы.
  • Применение не собственного опыта или же данных, полученных от других преподавателей и воспитателей при личном ознакомлении, а сведений из литературных источников.
  • Поверхностное исполнение без углубленного анализа.
  • Не определены ключевые моменты методики и требующаяся последовательность действий воспитателя в работе.

С учетом перечисленных ошибок каждый воспитатель может успешно провести обобщение опыта и представить его в наилучшей форме.

Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.    

             

ПРИЛОЖЕНИЕ 

СЛАЙД 26
                                                              Упражнение «Колесо компетентности»

Цель упражнения: развитие педагогической рефлексии.

Инструкция. Перед вами на листочках нарисован круг, поделенный на сегменты – названия компетенций воспитателя. Оцените развитие каждой компетенции применимо к себе по 10-балльной системе. Закрасьте цветными карандашами полученный сегмент согласно своей оценке.

Обсуждение.

- Какие компетенции развиты в вас в большей мере?

- Над какими компетенциями нужно поработать?

- Как данное колесо вы можете использовать в дальнейшей работе?

СЛАЙД 27

Упражнение «Дерево цели» (7 минут)

Цель: осознание участниками собственных качеств и достижении.

Материалы: карточки с контурным изображением дерева, маркеры

Инструкция: «Нарисованные деревья выступают символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) на том дереве, которое, вы считаете, больше соответствует вашему представлению о карьере и в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале».

Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер.

Если вы выбрали дерево с описание деталей, то это говорит о следующих ваших качествах: вам необходимо «всё раскладывать по полочкам». Если что-то вам не понятно – это вызывает у вас чувство дискомфорта. Вы хотите быть заранее готовыми к любым переменам. Черты вашего характера ответственность и пунктуальность.

Если вы выбрали дерево с маленькими корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы часто испытываете неуверенность, сомневаетесь, справитесь ли с поставленной задачей. Вам всё ещё кажется, что у вас не достаточно опыта. Вы нуждаетесь в поддержке, советах и дружеском одобрении

Если вы выбрали дерево с большими ветвистыми корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы твердо уверенны, что у вас достаточно профессионального опыта, вы замечательно справляетесь с любой задачей, но не всегда готовы принять перемены, считаете, что лучше хорошо усвоенные старые традиции, чем не испробованные новые эксперименты.

Если вы выбрали дерево с плодом, то это говорит о следующих ваших качествах: для вас совершенно ясно, что ваша профессиональная карьера достигла уровня, когда вы получаете от неё удовольствие, вы точно знаете, что это ваше призвание.

                                        «Дерево цели» 
Tree Outline Stock Photos, Pictures, Royalty Free Tree Outli…Pin Tree Mandala Coloring Pages on PinterestTree Limb DrawingДидактические карточки - Деревья. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы старшего воспитателя ДОУ

Статья заключает в себе размышления о профессии старшего воспитателя, актуальности и направлениях методической работы в современном детском саду.  В статье затронуты различные стороны  взаим...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»

В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...

Обобщение опыта работы по теме: "Творческая группа педагогов ДОУ как форма повышения профессиональной компетенции в аспекте речевого развития дошкольников" (выступление на районной августовской педагогической конференции 2019)

С 2017 года я являюсь руководителем творческой группы педагогов по речевому развитию "Театральные ступеньки" в ДОУ. Данное выступление - обобщение опыта работы коллектива единомышленников. Т...

Особенности работы с детьми с ТМНР. Обобщение опыта работы воспитателя и дефектолога

Для того чтобы ребенок полноценно развивался ему необходимо наладить контакт хотя бы с одним из взрослых, которые за ним ухаживают. Тогда он сможет чувствовать себя в безопасности и начнет изучать окр...

обобщение опыта работы воспитателя Ошроевой Л.В. Тема: «Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»

Одним из ключевых направлений процесса информатизации ДОО является - внедрение информационных коммуникативных технологий в образовательное пространство. Использование ИКТ дает возможность обогатить, к...

Обобщение опыта работы на РМО воспитателей средних групп Тема: «Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни».

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья. Одной из главных задач ФOП ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организаци...