Наставничество
материал

Калсынова Милана Устархановна

Наставничество

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon mo_2022.pdf974.06 КБ
Файл programma_nastavnichestva.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Солнышко»)

ПЕРСОНАЛЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

НАСТАВНИЧЕСТВА

по форме «воспитатель-воспитатель»

         

                                                                                 

 Наставник: Калсынова М.У.                                                      

                                                                              Наставляемый: Чергесова Т.Б.

                                                                                          Срок реализации: 1 год

г.Пыть-Ях

2022


Пояснительная записка

  1. Актуальность

Начинающие педагоги в начале профессионального развития, а также педагоги, попавшие на новое место работы, нуждаются одновременно в личностной и профессиональной поддержке. Наибольшие трудности вызывает психологическая и компетентностная адаптация, формирование собственной позиции и системы образования, выстраивание гармоничных отношений с педагогическим коллективом, родителями и воспитанниками. Именно в этот момент педагогам необходима максимальная поддержка, способная снизить риск смены начинающих педагогов сферы деятельности.

Настоящая программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации и разработана  на основании методических рекомендаций для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников, разработанных Министерством просвещения  Российской Федерации совместно с Профессиональным союзом  работников народного образования и науки Российской Федерации в соответствии с пунктом  33 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 3273 (в редакции от 20.08.2021) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста».  

 Программа отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

  1. Цели и задачи Программы

Цель программы: повышение профессионального потенциала наставляемого.

Задачи программы:

  • оказать помощь в постановке целей и задач образовательной деятельности и ее организации;
  • развивать интерес к методике построения и повысить уровень организации образовательной деятельности;
  • создать условия для профессионального становления и самореализации молодого педагога через публикации, конкурсную и научно-исследовательскую деятельность, участие в работе профессиональных объединений;
  1. Основные принципы Программы

Система наставничества основывается на следующих принципах:

  • принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов - предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;
  • принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемыми собственной траектории развития;
  • принцип вариативности предполагает возможность выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества.
  1. Срок реализации Программы

Срок реализации Программы: 1 год (15.09.2022 – 01.09.2023)

  1. Формы и виды наставничества

Форма наставничества: «воспитатель-воспитатель». В рамках данного взаимодействия опытный педагог оказывает методическую поддержку неопытному педагогу, помогает приобрести необходимые профессиональные навыки.

Вид наставничества: традиционная форма («один на один»). Данная форма предполагает взаимодействие между более опытным педагогом и начинающим работником в течение продолжительного времени (1 год).

  1. Формы и методы наставничества

Формами и методами организации работы являются: консультирование, беседы, анкетирование, наблюдение, посещение и обсуждение занятий.

  1. Участники наставнической деятельности

Участниками наставнической деятельности являются наставляемый, наставник, педагог-психолог.

Портрет участников

        Наставник. Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи, склонный к активной общественной работе.   Обладает   лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.

Наставляемый. Начинающий педагог, имеющий малый опыт работы до 3 лет, испытывающий трудности с организацией образовательной и воспитательной деятельности, с взаимодействием с воспитанниками, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

  1. Направления наставнической деятельности

        Основные направления работы

  • Изучение нормативно – правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности.
  • Анализ результатов образовательной деятельности, изучения уровня профессиональной подготовки педагога, его потребностей, затруднений.
  • Организация консультаций, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
  • Взаимное посещение занятий для обмена опытом, совершенствование методики организации образовательной деятельности.
  • Ознакомление педагогов с новинками нормативно – правовой, учебно – методической и справочной литературы.

Деятельность наставника состоит из 3 этапов:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности наставляемого, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

  1. Условия реализации Программы:

В детском саду созданы достаточные условия для успешной реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников.

Кадровые условия

  • Руководитель, разделяющий ценности отечественной системы образования, приоритетные направления ее развития
  • Куратор реализации персонализированных программ наставничества
  • Наставник-педагог, имеющий результаты педагогической деятельности
  • Педагог-психолог, осуществляющий организацию и психологическое сопровождение наставника и наставляемого.

Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы

  • Подготовлены локальные акты, программы, сопровождающие процесс наставничества
  • Оказание консультативной и методической помощи наставникам и наставляемым
  • Осуществление мониторинга результатов наставнической деятельности.

Материально-технические условия и ресурсы

  • Методический кабинет для встреч наставников и наставляемых
  • Информационный стенд для размещения информации по наставничеству
  • Интернет и другие материально-технические ресурсы

Финансово-экономические условия. Мотивирование и стимулирование

Материальное (денежное) стимулированиепредусмотрено Положением о стимулирующих выплатах.

Нематериальные способы стимулированияпредполагают комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг, рост репутации, улучшение психологического климата в коллективе, увеличение работоспособности педагогических работников, повышение их лояльности к руководству, которые не требуют прямого использования денежных и иных материальных ресурсов:

  • наставники могут быть рекомендованы для включения в резерв управленческих кадров детского сада;
  • наставническая деятельность может быть учтена при проведении аттестации, конкурса на занятие вакантной должности (карьерный рост), выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри;
  • награждение наставников дипломами/благодарственными письмами
    (на официальном сайте образовательной организации, в социальных сетях), представление к награждению ведомственными наградами.

Психолого-педагогические условия

Психолого-педагогические условия включают меры по созданию атмосферы психологического комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения в педагогическом коллективе.

Психолого-педагогический ресурс в системе наставничества подразумевает:

  • широкое использование методик и технологий рефлексивно-ценностного и эмоционально-ценностного отношения к участникам системы наставничества, которые способствуют актуализации глубинных жизненных ресурсов, нередко скрытых от них самих; это обеспечивает педагог-психолог;
  • психологическую поддержку формируемым парам наставников
    и наставляемых;
  • формирование психологической готовности наставляемого
    не копировать чужой, пусть и очень успешный опыт, а выйти на индивидуальную траекторию, которая поможет сформироваться неповторимому профессиональному почерку педагога.
  1. Прогнозируемые результаты

Ожидаемые наиболее важные результаты наставничества:

во-первых, повышение квалификации и профессионального мастерства педагогического коллектива, его сплоченность, следование общим целям и интересам детского сада;

во-вторых, развитие личностно ориентированных отношений междуколлегами;

в-третьих, наставляемый получает необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, атакже стимули ресурс для комфортного становления и развития внутри организации ипрофессии.

Оцениваемые результаты:

  • высокий уровень включенности начинающих специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
  • развитие личного, творческого и педагогического потенциалов;
  • повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
  • рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в образовательной организации;
  • рост числа собственных профессиональных работ.

Примерный индивидуальный план работы наставника с наставляемым

Содержание работы (Мероприятия по адаптации педагога

Включите в план индивидуальные встречи с педагогом, чтобы познакомить его с локальными документами и спецификой работы ДОО)

Форма проведения

Сроки

1. Помощь в изучении ЛНА детского сада, Закона № 273-ФЗ, ФГОС, СанПиН.

2. Выявление знаний и затруднений у молодого педагога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в начале года

3. Оформление документации группы.

4. Мониторинг развития детей.

5. Выбор темы самообразования, составление плана; общие вопросы ведения портфолио.

1. Знакомство с основными документами ДОО.

2. Консультации и ответы на интересующие вопросы, педагогический кейс поможет молодому коллеге приобрести навыки решения практических задач, соотнести теорию с практикой; создание чек-листов («контрольных списков» важных дел) по различным рабочим вопросам;

- «коуч»-метод («терапия успеха»). Образец того, как состояться в профессии. Оказание помощи в постановке и достижении цели;

3. Составление рабочей программы группы.

4. Подбор, разработка диагностических материалов.

- Осуществление диагностических процедур.

5. Помощь в выборе темы по самообразованию.

Сентябрь

1. Изучение методики проведения ООД и совместной деятельности педагога с воспитанниками.

2. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

- изучение целей и задач годового плана.

- структура перспективно-календарного планирования.

- структура комплексно-тематического планирования.

3. Изучение нетрадиционных форм взаимодействия с родителями

1. Консультации «Работа с детьми в группе в утренние часы», «Организация разных видов игр с детьми».

2. Посещение ООД и режимных моментов у наставника. Посещение молодым специалистом НОД у наставника (1-2 раза в неделю). Посещение наставником НОД молодого специалиста (1-2 раза в неделю).

3. Помощь в организации и проведении родительского собрания, дня открытых дверей. Информационные проекты для родителей, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, «Вечера вопросов и ответов».

Октябрь

1. Изучение методики проведения НОД по всем образовательным областям, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе.

2. Знакомство с технологией проектной деятельности

1. Консультации «Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность», «Критерии качества проведения образовательной деятельности. Секреты увлекательных занятий для дошкольников» «Технология проектной деятельности в детском саду».

2. Посещения ООД молодого педагога, обсуждение.

3. Изучение методической литературы по организации НОД, обсуждение

4. Консультация и ответы на интересующие вопросы. Анализ плана проектной деятельности.

Ноябрь

1. Анализ педагогических ситуаций и методов организации индивидуальной работы с детьми. Виды и организация режимных моментов в детском саду.

2. Подготовка, организация и проведение новогоднего праздника

1. Составление плана индивидуальной работы с детьми. Просмотр молодым специалистом режимных моментов, проводимых наставником. Консультации, ответы на вопросы молодого специалиста.

2. Наблюдение за совместной игровой деятельностью молодого специалиста с детьми, обсуждение.

3. Оформление группы, подбор наглядно-информационного материала для детей и родителей, участие в проведении новогоднего праздника. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа.

Декабрь

1. Знакомство со здоровьесберегающими технологиями.

2. Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.

1. Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий

в педагогическом процессе», планирование, помощь наставника.

2. Изготовление картотек: «Дыхательной гимнастики», «Артикуляционной гимнастики»,  «Динамических пауз», «Словесных игр», «Подвижных игр».

3. Обсуждение и консультирование молодого педагога по теме конфликтов в работе. Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (в совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Январь

1. Использование ИКТ.

2. Просмотр конспекта и проведение ООД молодым специалистом.

1. Консультация «ИКТ в работе с детьми и родителями». Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями.

2. Посещение ООД молодого педагога, обсуждение.

Февраль

1. Использование современных педтехнологий в образовательной деятельности.

2. Организация режимных моментов молодым педагогом

1. Консультация «Новые педтехнологии», обмен опытом, помощь наставника.

2. Посещение наставником НОД и режимных моментов молодого педагога.

3.Совместное выявление затруднений педагога и определение путей их устранения.

Март

1. Организация ООД во второй половине дня.

2. Проектная деятельность с детьми. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Использование современных технологий в воспитательном процессе. Использование в работе проектов.

1. Консультация «Организация работы с детьми после сна», Консультация «Планирование второй половины дня» 

2. Задание: разработать краткосрочный творческий проект. Проект  «День косманавтики».

Апрель

1. Подготовка к работе с детьми в летний период.

2. Подведение итогов работы

1. Планирование воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительной период
Особенности среды развития ребенка в летний период. Организация закаливающих процедур в летний оздоровительный период.

2. Самоанализ молодого педагога.

Май

 МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

        Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

         Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

        Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  • оценка качества процесса реализации программы наставничества;
  • оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

Мониторинг проходит до начала реализации Программы и после ее завершения.

        Этапы мониторинга:

Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой Программы, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пары.

        Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения профессионального развитиянаставляемого.

 Цели мониторинга:  

1. Оценка качества реализуемой программы наставничества;

2. Оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения профессионального роста наставляемого.

       Задачи мониторинга:

  • сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
  • обоснование требований к процессу реализации Программы к личности наставника;  
  • контроль хода Программы;
  • описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);  
  • определение условий эффективной Программы;
  • контроль показателей социального и профессионального благополучия.

        Оформление результатов.

        По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен анализ реализуемой программы наставничества.

        Сбор данных для построения анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром.      Анализ проводит куратор программы.

      Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.

Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и профессиональный рост участников Программы; уровеньорганизации образовательной деятельности; качество изменений в освоении воспитанниками образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников. Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар «наставник - наставляемый».

Материалы для проведения мониторинга и оценки эффективности Программы

Форма наставничества «воспитатель-воспитатель» предполагает взаимодействие начинающего педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Анкета наставляемого

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2.  Если да, то где?_______________________________________________

Инструкция: оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.

3. Ожидаемая эффективность программы наставничества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Ожидаемый уровень комфорта при участии в программе наставничества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Ожидаемая полезность программы профессиональной и должностной адаптации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых теоретических знаний

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых практических навыков

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. Ожидаемое качество программы профессиональной адаптации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11. Насколько Вам важно ощущение поддержки наставника?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12. Насколько Вам важно, чтобы Вы остались довольны совместной работой?

13. Что Вы ожидаете от программы и своей роли? _____________________

14. Что особенно ценно для Вас в программе?_________________________

15. Как часто Вы ожидаете проведение мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых занятий, семинары, вебинары, участие в конкурсах)?

Очень часто  Часто Редко 1-2 Никогда

16. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]

Анкета наставника

 1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где?______________________________________________

Инструкция: оцените в баллах от 1 до 10, где 1 - самый низший балл, а 10 - самый высокий.

3. Ожидаемая эффективность программы наставничества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Ожидаемый комфорт от программы наставничества

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Насколько эффективно Вы сможете организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Ожидаемая эффективность программы профессиональной и должностной адаптации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Как Вы думаете, насколько хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми теоретическими знаниями?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Как Вы думаете, насколько хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми практическими навыками?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Ожидаемое качество разработанной Вами программы профессиональной адаптации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. Ожидаемое качество программы профессиональной адаптации

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11. Ожидаемый уровень удовлетворения совместной работой

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?_______________________

13. Что особенно ценно для Вас в программе___________________________

14. Как часто Вы собираетесь проводить мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых занятий, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

Очень часто  Часто Редко 1-2 Никогда

15. Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? [да/нет]

Литература

  1. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
  2. Методические рекомендации для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников
  3. Целевая программа профессиональной подготовки и воспитания молодого специалиста через сотрудничество с наставниками «Наставник» МАДОУ д/с № 66 «Забавушка» г.Нижневартовск
  4. Персоналлизированная программа наставничества ГБОУ СО «Ревдинская школа» ГБОУ СО «Ревдинская школа»
  5. «Программа наставничества для работы с молодыми педагогами» МБДОУ д/с №27 «Садко»
  6. «Рабочая программа по организации наставничества с молодыми специалистами дошкольного учреждения» МАДОУ д/с № 32 «Брусничка» г.Нижневартовск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о наставничестве

Положение о наставничестве в детском саду....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ

Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...

Положение о наставничестве.

Положение о наставничествемуниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 181. Общие положения1.1. Настоящее положение разработано для муниципального дошкольногообразователь...

«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...

Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."

Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы   наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...