Беседы
картотека (подготовительная группа)

Белокурова Людмила Михайловна

Беседы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy.docx48.24 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа:«Русские народные промыслы, что это такое?»

Цели: 

  • Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.
  • Формирование умений различать стили наиболее известных выводов декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской, и др.;
  • Учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.

Оборудование: наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки», иллюстрации), игрушки – богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель; елецкие кружева.        

Ход   беседы:

- Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.

   Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью.  Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

Хохлома

   У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

   Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.

   Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

   Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)

- Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

- Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)

- А какое настроение вызывает эта посуда? (ответы детей)

    Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:

Как волшебница жар – птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая хохлома.

И богата и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной хохломы.

Сине-голубое чудо Гжели.

- А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400  лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:

    «Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

    В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Рассматривание иллюстраций).

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель»!

Елецкие кружева.

     В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показ кружев)

Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Рассматривание иллюстраций)

Игрушки.

    С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.

(Показ иллюстрации игрушки «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.

    А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……… (Матрешка)

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

    Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках. (Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.

- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.

Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)

Делу – время, … (потехе – час)

Терпенье и труд… (все перетрут)

Сделал дело – … (гуляй смело)

Семь раз отмерь – … (один отрежь)

- Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России? (Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)

     Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.

      Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.


Беседа «Здравствуй, волшебный Городец»

Задачи. Расширять представления детей о родной стране. Продолжать знакомить с достопримечательностями России. Обогащать представления детей о сфере человеческой деятельности – искусство. Знакомить с трудом мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать детям результаты их труда: предметы декоративного искусства. Познакомить детей с городецкой росписью. Формировать интерес детей и эстетическое отношение к предметам народного декоративно – прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение детей к народным мастерам. Поощрять желание детей бережно относится к тому, что сделано руками человека. Совершенствовать умение детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Материалы к деятельностиИзделия с городецкой росписьюПрезентация «Городец – город мастеров», оборудование для демонстрации презентации.

Беседа.

— Дети, я хочу познакомить вас с удивительным русским городом, городом народных традиций, городом русских мастеров. Нас ждёт виртуальное путешествие. Дети, вы не возражаете, если я буду экскурсоводом? (ответы детей).

Путешествие. Презентация «Городец – город мастеров».

— Дорогие друзья, цель нашего путешествия город Городец. Есть в России удивительные места, ожидают там нас чудеса. Вот Волга – великая русская река, с Волдайских холмов течёт она, через всю Россию пробегает, теплоходы на волнах качает. Щедрая, широкая, раздольная, шумная, бурливая, привольная, Волга всем рекам мать, так в народе говорят. Есть на Волге город Городец, русский город этот молодец. Народную культуру и традиции сохраняет, на весь мир прославляет. Чем же город знаменит? Чем ребят он удивит? Мы по городу пройдём, чудеса в городе найдём. Вот городецкая резьба, на многих домах она видна. Крыши, ставни, ворота украшает, своеобразием удивляет. С помощью стамески и долота городецкие резчики создают чудеса. Пряничные доски вырезают, затейливыми рисунками их украшают. Пекари на досках пряники печатные пекут, всем желающим продают. Городецкие мастерицы золотой нитью вышивают, волшебной вышивкой одежду украшают.

Зрительная гимнастика «Чудеса».

Закрываем мы глаза,

Ожидают чудеса.

Крепко, крепко закрываем,

И тихонько открываем.

Крепко зажмурить глаза, а затем открыть.

Головою не крутите,

Только глазками смотрите.

Направо посмотрите,

И налево посмотрите.

Движение глаз по горизонтали.

Повторить 5 раз в медленном темпе.

Вверх, направо,

Вниз, налево.

Круговые движения глаз

Повторить 5 раз в медленном темпе

Глазки закрываем,

Чудо ожидаем.

Закрыть веки, в течение 10 секунд не открывать.

Глазки открываем,

Путешествие продолжаем.

Открыть глаза.

Талантливый народ в Городце живёт, чудеса творить не перестаёт. Деревянные изделия изготовляют, чудесной росписью их украшают. Любят мастерицы сюжеты рисовать, бытовые сценки создавать. Дамы с кавалерами гуляют, всадники на конях проезжают. Мастера сундуки да панно сюжетами украшают, городецкие цветы добавлять не забывают. Городецкая роспись живописная, яркая, необычная. Цветы, кони да птицы изделия украшают, людям добра желают: конь – богатство, птицы – счастье, цветы – здоровье. Основа городецкой росписи – волшебные цветы. Прекрасные розы и розаны. Таинственные купавки, весёлые ромашки. Городецкие цветы яркими красками рисуют, тёмными оттеняют, белой краской оживляют. Изделия лаком покрывают.

Дети, городецкие цветы мы изучаем, тайны росписи узнаем. Широкой кистью художник цветное пятно, подмалёвок, намечает. Тонкой кистью красоту цветка оттеняет, центр цветка и дуги-лепестки отмечает. Белой краской цветок оживляет, точки, линии, дуги добавляет. Зелёными листочками цветы окружает, в гирлянды или букеты цветы собирает. Городецкая роспись декоративностью привлекает, сочными, яркими красками радость нам дарит. Городецкая роспись — роспись русская, народная, деревянные изделия украшает, в волшебную сказку приглашает.

— Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.

Весёлые упражнения «Городецкая роспись».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Как богата наша страна

на чарующие чудеса.

Руки в стороны.

Ладони прижали к груди.

По стране шагаем,

чудеса замечаем.

Ходьба на места.

Руки на пояс, повороты головы вправо и влево.

Вот городецкие цветы,

необычной красоты:

Наклон вперёд, руки вперёд, ладони вверх.

Встаём прямо, руки в стороны, ладонями вверх.

Скромный бутон,

Таинственная купавка,

Прекрасный розан,

Родная ромашка,

Очаровательная роза

Приседаем, руками обнимаем себя за плечи.

Встаём, руки вверх, соединим пальцы рук.

Руки в стороны, ладонями вверх.

Приседаем, руки вперёд.

Встаём, руки вверх, через стороны вниз.

Деревянные изделия украшают,

Россию прославляют.

Наклон вперёд, руки вперёд, ладони вверх.

Встаём прямо, руки на пояс.

Беседа проводится в художественном центре группы, где на столах и стендах размещены изделия с городецкой росписью. Дети рассматривают изделия с городецкой росписью.

Вопросы к детям.

— Дети, вам понравилось путешествие по городу Городец? (ответы детей).

— На какой реке стоит город Городец? (ответы детей).

— На реке Волге город Городец, русский город этот молодец. Дети, чем знаменит этот город? (ответы детей).

— Народную культуру и традиции сохраняет, на весь мир прославляет. Дети, какие народные промыслы есть в Городце?

— Городецкая резьба, пряничные доски, золотая вышивка, деревянные изделия, городецкая роспись. Дети, какая особенность городецкой росписи?

— Особенность городецкой росписи – волшебные цветы. Дети, у вас есть вопросы о городецкой росписи?

Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.

— Чудесно! Спасибо, дети! Мне было приятно с вами путешествовать, вы умеете внимательно слушать, и многое запомнили из моего рассказа.


Беседа  «История возникновения гжельской росписи»

Цель: познакомить детей с понятием орнамент.
Задачи: сформировать представление о народном промысле гжель, способствовать развитию эстетического вкуса.

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (посуды, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель). Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение. Орнамент – это особый вид художественного творчества.
Я хочу рассказать вам о старинном русском народном промысле – гжель, зародившемся еще в XVI веке. Стиль гжели хорошо узнаваем: синие и голубые кобальтовые рисунки на белом фоне.

Маленькая деревенька Гжель уже несколько веков известна своим промыслом гжели, именно в этом месте были найдены обильные залежи качественной глины. Неудивительно, что здесь с давних пор развивались гончарные промыслы. Здесь издавна добывали самую лучшую глину разных сортов. Своё начало гжельская роспись начала с изготовлением обыкновенной глиняной утвари,гончарной посуды,простеньких детских игрушек.

К началу девятнадцатого века, когда окончательно утвердилась технология изготовления, неповторимый дизайн, в Гжели работало уже 25 заводов по выпуску посуды.

За воздушными, необычными синими узорами и белоснежностью тончайшего фарфора скрывается огромный труд и сложный процесс обработки изделия. Каждый сувенир с гжелью изготавливается в несколько этапов.

Сначала заготавливается сырье, то есть глина. Основное требование к ней – пластичность, благодаря которой глиняное изделие может принимать любую форму.

В чистом виде глину на заводах гжели не применяют, в нее добавляются такие компоненты, как: перлит, кварцевый песок,полевой шпат в разных количествах и пропорциях, что позволяет контролировать качественный состав керамики: её пластичность, жароупорность, плотность.
Существует два основных способа придания глине определенной формы:
- формовка (мастер лепит керамическую массу непосредственно руками или пользуется готовыми шаблонам на станках)
- гипсовое литье (жидкая глина заливается в гипсовые формы и сушится не в печи, а при комнатной температуре.)

После этого керамическое изделие подвергают обжигу в специальной печи дважды. Первый утильный обжиг производят при температуре в 900 °С. После нанесения рисунка, а они все наносятся вручную, прозрачной глазури гжели предстоит выдержать второй обжиг при температуре в 1400 °С.
После этого глазурь становится очень прочной и крепкой, поэтому, нанесенному под ней рисунку с синей гжелью ничего не грозит.
Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать традиции и обычаи той или иной страны. Одним из наиболее узнаваемых орнаментов в русской культуре является гжель.

БЕСЕДА «Чего раньше не умел», «Ремесла на Руси».

Программное содержание:

Формировать знания детей о ремеслах наших предков, развивать у детей умения выделять характерные  особенности  для каждого вида ремесла( инструменты, оборудование, материалы), развивать познавательный интерес к истории родного народа, воспитывать интерес и уважение к людям различных профессий, способствовать самостоятельности мышления.

Ход образовательной деятельности.

Предложить детям вспомнить считалочку.

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой, говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей…?»

-Ребята, вам известна эта детская считалочка?

-О каких профессиях людей   говорится в считалочке? (царь, сапожник, портной, король…)

-Можно встретить эти профессии в наше время? (большинство профессий нет)

-В старину профессий было мало, и все они вполне могли на одном крыльце поместиться, как в считалочке.

Возникновение считалок относят к глубокой древности. В те времена многие работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы – считалку.

-Ребята, а вы знаете, какие это трудные и опасные   работы-профессии прошлого? Какие еще профессии прошлого времени вы знаете ? О каких ремеслах не говорится в считалочке, но они тоже могли бы сидеть «на золотом крыльце»? (затруднения)

-Ребята,  а хотите  заглянуть в прошлое России , чтобы больше узнать о жизни, о труде людей того времени и получить ответ на мои вопросы?

-Тогда вперёд, я  предлагаю вам отправиться на экскурсию в Государственный Исторический музей Древней Руси, и хотя он от нас далеко, на Красной площади в Москве, но во времена Интернета ничего невозможного нет. Наше путешествие будет  не в реальный мир, а виртуальный  по представлению.

(Слайд 1) Здание Государственного Исторического  музея.

-Я приглашаю вас пройтись по залам музея Древней Руси.

-Давайте представим себе время, когда люди жили в лесу, в пещерах.

 (Слайд 2) Пещера. Быт древних людей.

-У древних людей  еще не было современных домов, мебели, современной одежды… Они жили среди  непроходимых лесов и топких болот. Чем они занимались? (предположения детей)

-Да, мужчины ходили на охоту, приносили добычу, ловили рыбу. Женщины готовили еду из того, что добывали мужчины, выделывали шкуры животных, чтобы потом сшить из них одежду.

-Какие профессии людей зародились в те давние времена?( варианты ответов- охотник, портной…)

(Слайд 3) С изображением охоты древних людей.

 Охота – это опасное занятие, которым занимались только мужчины.  Как вы думаете, почему? (варианты ответов)

– Охотники должны быть сильными, ловкими, мужественными… Животное для охоты выбиралось,  раненое, больное или отбившееся от стада.
– На зверей охотились с копьями,  гонялись с собаками, стреляли их из лука со стрелами. Ловили зверей и живьем – капканами, западнями, рыбачили с помощью сетей и невода. Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов и рассматриванием древних инструментов для охоты и рыболовства.

(Слайд 4) Охота с копьями

(Слайд5) Охота с собаками

(Слайд6) Охота лучников

(Слайд 7) Рыбалка с помощью сетей или невода.

-Мальчики,  в следующих залах музея был ремонт, и экспонаты временно были убраны. Я предлагаю вам помочь работникам музея и поместить в первый зал оружие для охоты на зверя, во второй зал предметы для ловли птиц, в третий зал инструменты для рыболовства.

Игра «Помоги музею». Дети выбирают в первый зал картинки с изображением  копья, лука со стрелами, капканов, ножей, гарпунов…, во второй зал картинки с изображением сетей, луков со стрелами, в третий зал картинки сетей, удочек, крючков, неводов…

 -У охотника был острый нож, стрелы с металлическими наконечниками, железные крючки.

-Кто же ковал охотникам эти металлические предметы? (Предположения детей - металлические предметы для охотников ковали кузнецы).

(Слайд8) Кузнец в кузнице.

Кузнечное ремесло на Руси - одно из древнейших, а кузнецы всегда пользовались уважением и особым почетом. В старину этим ремеслом занимались только мужчины,  их мастерские-кузницы  обычно находились на окраине деревень.  А почему,  вы ответите, после просмотра фильма о работе кузнеца.

Просмотр видео «Работа кузнеца в кузнице».

-Что нового и интересного вы узнали о ремесле кузнеца из фильма? (Кузнец работает в кузнице. В ней очень жарко, потому что повсюду стоят печи, которые называются Гарнила, в них кузнецы кладут металл, который накаляется там  до бела и под действием температуры плавится. Затем размягченный металл кузнец кладет на наковальню, где сильными ударами молотка придает металлу нужную форму. Пока металл раскаленный, из него можно творить настоящие чудеса. Готовые изделия окунаются в ледяную воду,  где мгновенно остывают.)

-Ребята, как вы считаете, трудная  работа у кузнеца? Почему кузнечное ремесло в старину было только мужским? (Варианты ответов)

-Какими качествами должен обладать кузнец? (выносливый, терпеливый , сильный, …..)

-Почему кузницы обычно размещались вдали от домов? (Из-за опасности пожара, кузнец работает с высокими температурами)

- Какими инструментами пользуется кузнец? ( клещи, молоток)

-Почему в старинной пословице говорится, что «Куй железо, пока горячо».

-Как вы ее понимаете?(Варианты ответов)

-Кузнец должен быть очень сильным, чтобы держать тяжелый молот.

-А вы хотите быть такими сильными?

Физкультминутка «Дружно встали на разминку»

Дружно встали. Раз, два, три,

Мы теперь богатыри.   (руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,  (поворот в право)

Оглядимся величаво.

И на лево надо тоже   (поворот в лево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще   (поворот право)

Через левое плечо.   (поворот влево)

И назад сгибаем спинку.

Раз-два-три, раз-два-три.

Да смотри не упади.  (наклоны назад)

Наклоняемся вперед.

Кто до пола достает?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счету.   (наклоны вперед)

Кузнецы ковали не только орудия для охоты и рыболовства, но и такие инструменты.

(Слайд9) На слайде серп, плуг, коса, борона.

-Как вы думаете, для чего эти инструменты? ( для обработки земли, для земледелия…)

(Слайд10) Пахарь пашет землю.

Возле своих жилищ славяне разводили огороды-полосы.   Пашня земли - работа очень тяжелая. Её всегда выполнял глава семьи - мужчина. Землю пахали сохой или  плугом, потом боронили.

(Слайд 11)Сев.

 После вспашки сеяли: человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню босиком.

-Как вы думаете, почему босиком? ( ногам должно уже было быть тепло)  Горсти зерен разбрасывались налево и направо. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. При ветре не сеяли, боялись.  – Чего боялись? (Что он разметет семена).

-Что могли сеять? (Пшеницу, рожь, овес, просо, гречиху, кукурузу, рис, горох.)

-Люди на Руси занимались не только промыслами, но и не забывали про гуляния и праздники.

Предложить детям поиграть в народную хороводную игру « А мы просо сеяли».

-Люди научились добывать себе пищу, выращивать хлеб, делать инструменты, но еду надо было в чем-то готовить и хранить, из чего-то есть. Без посуды обойтись было нельзя. Из какого материала могла быть посуда в Древней Руси? (предположения детей - если дети говорят, что из дерева- такая посуда существовала какое-то время, но на ней невозможно готовить, почему?- сгорит)

(Слайд 12) Глиняная старинная посуда.

Подсказка-загадка:

Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда (глинянаЯ) 

-Кто делал такую посуду? Как называлось ремесло?

Подсказка-загадка:

Изготовлю вам из глины

Миску, крынку и горшок.

У меня отличный дар,

Ремесло мое (гончар)

(Слайд 13)Гончар за работой.

Рассказ воспитателя. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепились руками, позже появился гончарный круг, приводившийся в движение рукой или ногой. Это ускорило изготовление изделий.

Воспитатель обращает внимание детей на гончарный круг.

-Дети, посмотрите на это устройство.  Кто-нибудь из вас знает, что это ? ( гончарный круг)

-Гончарный круг — это станок для изготовления посуды и керамических изделий.

Мастер-класс на гончарном круге. Воспитатель показывает детский  гончарный  круг, показывает способ изготовления посуды на гончарном круге, сопровождая рассказом «  Гончар бросал на середину круга кусок мокрой глины. Круг вращался, глина под его умелыми пальцами принимала определенную форму. После того как изготовленные сосуды подсыхали, их обжигали в специальных печах».

-Как вы думаете, какими качествами должен был обладать гончар? ( физической силой, терпением, аккуратностью, талантом…) Поэтому так уж повелось, что гончар - древняя мужская профессия.

Вот сколько разных промыслов было на Руси. Люди жили дружно , помогали друг другу. Об этом они слагали сказки, сочиняли песни, пословицы, считалки.  Ребята, вспомните пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.

«Дело мастера боится», «У хорошего мастера любое дело славится», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Долог день до вечера, коли делать нечего!», «Судят не по словам, а по делам», «Терпение и труд все перетрут!», «Была бы охота — будет ладиться работа!», «Умелые руки не знают скуки!», «Землю красит солнце, а человека — труд!», «Есть терпенье — будет и уменье!», «Ремесло — не коромысло, плеч не оттянет», «Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись».

Викторина  «Ремесла на Руси» вопрос-ответ

Молодцы! Вы вспомнили много пословиц и поговорок о труде. А сейчас предлагаю поиграть в игру, которая еще раз напомнит вам о том, какие были ремесла на Руси. У меня в руках карточки с загадками. Если вы их правильно отгадываете, то я переворачиваю карточки, и на обратной стороне вы увидите изображение предметов. Ваша вторая задача – определить ремесленника, которому принадлежит этот предмет.

Гончар для меня разведет жаркий пламень,

Сухая, я твердой бываю, как камень.

Размочат- как тесто податливой буду.

Могу превратиться в игрушку, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата.

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая,

Узнали, ребята, кто я такая? (Глина- гончар).

Брат не летает, летает сестра – ветра быстрее, легка и остра. ( Лук и стрела-охотник)

Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп-пахарь)

Наклонилась над рекой – уговор у них такой:

Обменяет ей река окунька на червяка.

Что это у Галочки? Ниточка на палочке,

Палочка в руке, а ниточка в реке. (Удочка-охотник-рыболов)

Двенадцать коней одним поводом веду. (Грабли-пахарь)

На весенних полях бродит стадо черепах.

И совсем не на ногах, а на собственных зубах. (Борона- пахарь)

Сам худ,

голова с пуд. ( Молот-кузнец)

У них тяжелый труд —

Все время что-то жмут. ( Клещи- кузнец)

Сохнет

Словно после стирки,

А на ней —

Сплошные дырки. (Сеть- охотник)

Железный нос

В землю врос,

Роет, копает,

Зеркалом сверкает. (Плуг-пахарь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина-гончар)

 -Мальчики, теперь вы знаете ремесла-профессии, которые еще могли бы быть на «золотом крыльце» нашей считалочки? ( гончар, пахарь, охотник, кузнец). Давайте попробуем добавить эти ремесла.

На златом крыльце сидели царь, царевич,

король, королевич,

 сапожник, портной, кузнец удалой,

смелый охотник, гончар молодой,

да еще пахарь босой,

А ТЫ  кто будешь такой!

-Ребята, вам понравилась экскурсия в Государственный исторический Музей? Какой зал был для вас самым интересным и  познавательным ? Что вы узнали нового, интересного? Что для вас было трудным? Непонятным?

Ремесла наши постигать – старайся ты умело.

Твори,  выдумывай,  дерзай и фантазируй смело!


Беседы: «Почему хохлому называют золотой?». «Путешествие к мастерам Хохломы»

Цель:

  1. Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством. Рассказать им о мастерах хохломской росписи.
  2. Учить детей находить и выделять элементы хохломской росписи (завиток, травка, листочки, ягодки и т.д.) особенности красок.
  3. Воспитывать у детей уважение к народным мастерам, гордость за свой народ, формировать чувство любви к Родине.

Материал:

  1. Предметы с хохломской росписью – мебель, посуда.
  2. Предметы деревянные с другой росписью.

Воспитатель: - Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно -  прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: Нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете – что необычайного в этой посуде? (Ответы детей)

Воспитатель: - Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда послушайте легенду о происхождении хохломской посуды.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. 
           Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. 
          Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

         Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

- Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду. (Выставка репродукций) 
- Какие элементы используются в хохломской росписи? (Ягоды, листочки, травка.)

Воспитатель: - как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? – конечно, изготовить её непросто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно шпаклюется, т. е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. Воспитатель предлагает взять любой понравившийся предмет детям и рассмотреть его.

Воспитатель: - какие цвета использовал художник? - Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой».

- Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе. 
Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

– А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы).

– А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка»(воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок.

- Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка»занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми конечками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой.

3. Физминутка:

 Глаза крепко закрываем,

 Широко их открываем.

 Все умеем мы моргать

И глазами “рисовать”.

Ветка влево повернулась (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове)

 И в колечко завернулась. (Согнуть левую руку в локтевом суставе)

Изогнулась мило вправо, (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)

Получился лист на славу! (Согнуть правую руку в локтевом суставе)

 Рядом с листиком трѐхпалым (Присесть)

Земляника цветом алым (Обхватить колени руками, посмотреть вниз)

Засияла, поднялась, (Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки) Сладким соком налилась.

 А трава, как бахрома, (Наклоны туловища в стороны)

Золотая хохлома! (Опустить руки вниз).

Воспитатель: - особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы. Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина – русский шаровидный сосуд из дерева, меди, серебра, золота. Из неё на братничных пирах (на всю братию) разливали напитки по чашам для питья в круговую. Также она использовалась как большая чаша для питья и еды.

Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком и ли рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачёрпывания жидкости.

Давайте вместе рассмотрим несколько хохломских изделий (Показ изделий сопровождается чтением стихотворений):

Птицы и петли, круженья, разводы 
Листья и стебли, колосья и злаки, 
Редкие, мудрые формы природы 
Сердце влюбленного тайные знаки. 
Это придумали русские люди 
Те, что молились пенькам и березе.

На деревянном языческом блюде 
Травы, цветы, легендарные розы. 
Как я люблю хохломское искусство! 
Ложки и те у меня хохломские 
К ним у меня постоянное чувство, 
С детства они мне родные, родные.

Я разложу их, и гости довольны 
И никаких замечаний и жалоб. 
Слышно одно в разговоре застольном: 
Щец бы горячих, борща не мешало. 
Кисть хохломская! – Большое спасибо! 
Сказывай сказку для радости жизни. 
Ты, как душа у народа красива, 
Ты, как и люди, служишь Отчизне! 

Воспитатель: сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома».

Дети придумывают слова (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит.)

- хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

Рефлексия:

Ребята, а зачем мы сегодня рассматривали изделия с хохломской росписью? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.

Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...

Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"

Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.

Гражданско-патриотическое воспитание  сегодня – одно из важнейших звеньев  системы  воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так,  С.И. Ожегов определял патр...