«Формирование универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Болзина Валентина Петровна

Памятка для воспитателей подготовительных к школе групп по формированию универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_zavtra.doc152.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_zavtra.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предпосылки личностных УУД:

УМЕНИЯ:

 -осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

-соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

Формирование: 

-познавательной и социальной мотивации;  

-адекватной самооценки;

-умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

- способности учитывать чужую точку зрения;

-воспитание нравственных ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Виды заданий

для формирования личностных УУД

 

участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во  время обсуждений, рассуждений и споров  дети учатся аргументировать  и отстаивать  свою точку зрения;

подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;

творческие задания– повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;

Предпосылки коммуникативных УУД:

-потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

-желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по общению;

-умение слушать собеседника.

-умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

-формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнёра высказывания;  

Виды заданий для формирования УУД

для коммуникативных:

  можно предложить следующие виды заданий:

«составь рассказ», «опиши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;

составление диалога (работа в парах) –можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.

 «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;

«выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например, о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);

обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;

групповая работа –любая (совм./групп.) работа формирует коммуникативные УУД;

«объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.

«ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.

Предпосылки познавательных УУД:                Навыки сформированности сенсорных эталонов;

ориентировка в пространстве и времени;

УМЕНИЕ:

-применять правила и пользоваться инструкциями;

- (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

-осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

- выделять существенные признаки объектов;

- устанавливать аналогии на предметном материале;

-моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

- производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

- производить анализ и синтез объектов;

- устанавливать причинно-следственные связи.

- применять правила и пользоваться инструкциями;

- ориентироваться в книге;

- листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

-находить нужную страницу;

-ориентироваться по условным обозначениям в книге;

- работать по иллюстрации (рассмотрение -иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

 пользоваться простейшими инструментами.

-ориентировка в пространстве и времени.

Виды заданий для формирования познавательных логических УУД

классификация– детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;

анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;

синтез– объединение   отдельных компонентов в целое;

сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;

обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;

сериация– установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;

сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.

исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.

Подбор подходящего– необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;

прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;

работа с разного вида таблицами– детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;

знаки и символы – умение работать со знаками и символами;

работа со схемами, составление схем-опор;

решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;

установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом».

Составитель:

 Болзина В.П.,

воспитатель высшей кв. категории

  Предпосылки регулятивных УУД:  

УМЕНИЯ:

-осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель;

-видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

-планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

- контролировать свою деятельность по результату;

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

- работать по инструкции взрослого;

-удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

-готовность выбирать для себя род занятий

из предложенных на выбор;

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

-правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) –

-сформированность мелкой моторики рук.

Виды заданий для формирования предпосылок регулятивных УУД  

«преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;

поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;

взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;

взаимный диктант (задание)– работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;

заучивание материала наизусть – предлагается выучить   стихотворение, потешку, скороговорку и др. наизусть;

«ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например, в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;

контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.

 

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение детский сад «Метелица»

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста» 

 ПАМЯТКА

для воспитателей

 

г.Новый Уренгой

2024



Предварительный просмотр:

Предпосылки личностных УУД:

УМЕНИЯ:

 -осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

-соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

Формирование: 

-познавательной и социальной мотивации;  

-адекватной самооценки;

-умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

- способности учитывать чужую точку зрения;

-воспитание нравственных ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Виды заданий

для формирования личностных УУД

 

участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во  время обсуждений, рассуждений и споров  дети учатся аргументировать  и отстаивать  свою точку зрения;

подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;

творческие задания– повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;

Предпосылки коммуникативных УУД:

-потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

-желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по общению;

-умение слушать собеседника.

-умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

-формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнёра высказывания;  

Виды заданий для формирования УУД

для коммуникативных:

  можно предложить следующие виды заданий:

«составь рассказ», «опиши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;

составление диалога (работа в парах) –можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.

 «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;

«выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например, о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);

обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;

групповая работа –любая (совм./групп.) работа формирует коммуникативные УУД;

«объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.

«ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.

Предпосылки познавательных УУД:                Навыки сформированности сенсорных эталонов;

ориентировка в пространстве и времени;

УМЕНИЕ:

-применять правила и пользоваться инструкциями;

- (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

-осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

- выделять существенные признаки объектов;

- устанавливать аналогии на предметном материале;

-моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

- производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

- производить анализ и синтез объектов;

- устанавливать причинно-следственные связи.

- применять правила и пользоваться инструкциями;

- ориентироваться в книге;

- листать книгу вперёд-назад с определённой целью;

-находить нужную страницу;

-ориентироваться по условным обозначениям в книге;

- работать по иллюстрации (рассмотрение -иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);

 пользоваться простейшими инструментами.

-ориентировка в пространстве и времени.

Виды заданий для формирования познавательных логических УУД

классификация– детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;

анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;

синтез– объединение   отдельных компонентов в целое;

сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;

обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;

сериация– установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;

сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.

исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.

Подбор подходящего– необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;

прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;

работа с разного вида таблицами– детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;

знаки и символы – умение работать со знаками и символами;

работа со схемами, составление схем-опор;

решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;

установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом».

Составитель:

 Болзина В.П.,

воспитатель высшей кв. категории

  Предпосылки регулятивных УУД:  

УМЕНИЯ:

-осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель;

-видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

-планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

- контролировать свою деятельность по результату;

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

- работать по инструкции взрослого;

-удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

-готовность выбирать для себя род занятий

из предложенных на выбор;

- удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

-правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) –

-сформированность мелкой моторики рук.

Виды заданий для формирования предпосылок регулятивных УУД  

«преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;

поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;

взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;

взаимный диктант (задание)– работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;

заучивание материала наизусть – предлагается выучить   стихотворение, потешку, скороговорку и др. наизусть;

«ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например, в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;

контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.

 

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение детский сад «Метелица»

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) у детей старшего дошкольного возраста» 

 ПАМЯТКА

для воспитателей

 

г.Новый Уренгой

2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОИХ ПРАВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Радикальные преобразования в социально-политической и экономической жизни нашего общества предопределяет возникновение проблемной ситуации в образовании. Так, напр...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...

План по самообразованию Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» на 2022-2024 учебный год старшая группа №23

План по самообразованиюТема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»на 2022-2024 учебный годста...

Учебно-игровая деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений.

Конспект непосредственно образовательной деятельности: "Забавные фокусы":Учебно-игровая деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию у дошкольников естественнонаучных...