Игра и дружба
консультация

Ковалева Ирина Александровна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_i_druzhba_.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Игра и дружба

    Игра для дошкольников является ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе и нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общим правилам. В правилах четко предписывается, как надо действовать, как выполнять игровое задание, как относиться к товарищам. Правила выступают в качестве критерия правильности или неправильности собственных действий ребенка и поведения товарищей. Подражая друг другу, дети часто повторяют действия товарищей, как правильные, так и неправильные. В играх с правилами важен результат: выигрыш или проигрыш.  Желание опередить товарищей может побуждать ребенка к стремлению выиграть любой ценой. Поэтому борьба между желанием выиграть и честным выигрышем создает ситуацию нравственного выбора. Правила служат своеобразным препятствием эгоистическим побуждениям и поддерживают моральные принципы.

    При возникновении спорных ситуаций дошкольникам важна помощь воспитателя. С помощью педагога дети могут составить «Правила дружной игры», которые можно сформулировать в виде пословиц и поговорок: «Уговор дороже денег», «Нет большего позора – не выполнить договора», «Сам себя губит, кто других не любит», «Кто зря сердит, у того голова болит».

    Доброжелательные отношения в ходе игры определяют ее успех. При распределении ролей избежать ссоры помогут считалки.

                     ***                                            ***

Раз, два, три, четыре, пять.                 Шел баран

Мы собрались поиграть.                     По крутым горам.

К нам сорока прилетела                      Вырвал травку,

И тебе водить велела.                         Положил на лавку.

                      ***                                   Кто травку возьмет,

Стакан, лимон,                                     Тот водить пойдет.

Выйди вон.

    По мере овладения играми с правилами совершается переход от внешних требований (взрослых, сверстников) к внутренним мотивам, когда правило становится для ребенка внутренним регулятором поведения. Овладев правилами, он не только проявляет самостоятельность, но и требует соответствующих действий от товарища.

    В сюжетно-ролевых играх игровые и реальные отношения тесно связаны между собой, но не тождественны. Нельзя забывать также, что для возникновения игры необходима потребность в игре, в выполнении роли. Игровые интересы требуют внимания педагога: он должен выяснить, умеют ли дети играть вместе, какие сюжеты предпочитают мальчики, какие – девочки, насколько богаты сюжеты по содержанию, долго ли продолжается игра, как распределяются роли. К старшему дошкольному возрасту дети уже способны к самоорганизации, активно участвуют в выборе сюжета игры, высказывают свои соображения по поводу личности играющего, выполнения им социальной роли. В игре освоение норм поведения идет по двум линиям: личностной и игровой.

    Сюжетно-ролевые игры не содержат четких условий и правил как, например, подвижные или дидактические. Здесь требуется самостоятельность детей, их творчество. Иногда сюжетная игра, построенная на художественном произведении, выливается в инсценировку. Важно, чтобы сюжет не сковывал инициативу детей. Отступление от сюжета, его творческое развитие обогащают игру. При чтении литературных произведений полезно давать оценку героям, положительным и отрицательным. Важно вызывать у ребенка стремление подражать положительным героям.

    В играх воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнера, может предложить несколько сюжетов. Включившись в игру, воспитатель активен, неравнодушен, похваливает ребят, эмоционально переживает ситуации, складывающиеся в игре.

  1. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями.   Выпуск 3. Взаимодействие с ребенком в семье / Сост. Е.П.Арнаутова, К.Ю.Белая. – М.: Школьная Пресса, 2009. – 40 с. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 198).
  2. Воспитание детей в игре./сост.: А.К.Бондаренко, А.И.Матусик; Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с., ил., 8 л. Ил. – (Б-ка воспитателя дет. Сада).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры "Поезд дружбы"

В современнном мире большое  внимание уделяется вопросам талирантности, а именно этно (национальности). Коснувшись его я практически не нашла нужного материала. Пришлось самой придумыва...

Дидактическая (словесная) игра ,,Мост дружбы"

Игра учит детей видеть сходство объектов природного и рукотворного мира по различным признакам....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Язык игры, язык дружбы»

В рамках проекта по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры народов России мной было проведено интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе &quo...

Открытое занятие: «Формирование межличностных отношений у детей с ограниченными возможностями здоровья в коммуникативных играх» «О дружбе и друзьях»

Одним из наиболее эффективных способов развития коммуникативных навыков у детей является игра. Она формирует умение сопереживать, дружить, выражать мысли и делиться эмоциями.В коммуникативных играх де...

Дидактические игры "Про дружбу"

Игры к НОД  "Помоги другу"...

Квест - игра «Секреты дружбы» для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал  поможет педагогам организовать образовательную деятельность с использованием инновационных технологий.  Где дети в увлекательной игровой  форме  смогут  расши...